Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 21:05

Янтарный — Россия Сентябрь 2021

До поселка Янтарный от Светлогорска, где мы проживали в отеле «Раушен», чуть больше 20 км. По дороге гид подробно рассказывала нам как смола реликтовых сосен более 44 миллионов лет назад затвердела и попала в море, где она и стала янтарем. Люди очень давно научились добывать янтарь с морского дна и у берега.

Поселок Янтарный до 1945 года назывался Пальмникен, основан в 1654 году. Здесь издавна занимались ручной добычей и переработкой янтаря. В конце XIX века начинается промышленная добыча солнечного камня, проводится железная дорога. Отступая в 1945 году немецкая армия затопила карьер и уничтожила оборудование предприятия. С 1947 года добыча янтаря возобновляется, комбинат начинает снова работать.

Наша эккурсия началась с посещения частной фирмы по изготовлению изделий из янтаря.

Как мы стали «янтарными старателями»

В небольшом магазинчике выставлены прекрасные изделия.

Заходим в производственное помещений. Янтарь поступает в ящиках с Калининградского янтарного комбината. Сначала идет промывка, потом шлифовка абразивными материалами.

Как мы стали «янтарными старателями»

В производстве очень много монотонной ручной работы: первая сортировка на объемный и плоский камень, вторая сортировка по виду (кулон, кабошон, таблетки, шары, цилиндры), распиловка, шлифовка. Не каждый человек выдерживает такую однообразную работу. За стеклянной стенкой занимались своим делом труженицы фирмы.

Посмотрев на производство, проходим в магазин.

Как мы стали «янтарными старателями»

Многие набрали украшений, а мне понравился слоник, только цена не подошла…

Продолжаем постигать тайны янтарного производства в «Янтарной палате», принадлежащей Калининградскому янтарному комбинату.

Как мы стали «янтарными старателями»

На стенах музея вывешены иллюстрации старых методов добычи янтаря.

Служащая, влюбленная в свое предприятие, с гордостью рассказывает нам о комбинате, его трудных в прошлом временах и настоящем прекрасном директоре Зацепине М. И.

Видим предметы и фотографии, рассказывающие о жизни комбината.

Как мы стали «янтарными старателями»

Современные схемы производства представлены наглядно.

Показано и рабочее место, и работник.

Как мы стали «янтарными старателями»

На этом комбинате была воссоздана пропавшая янтарная комната и теперь она снова украшает Екатерининский дворец.

При добыче попадаются крупные куски янтаря более килограмма, имеющие особую ценность. Большие куски ценятся на вес золота. В прошлом, 2020 году нашли 20 таких самородков, а в этом году надеются найти 21, уже есть 18.

В следующих залах рассматриваем изделия комбината.

Есть очень интересные работы.

Люстру из янтаря изготовили по заказу Хрущева, а его сняли с поста пока ее делали, теперь она украшает выставочный зал.

Как мы стали «янтарными старателями»

Кресло- трон сделано для одного из директоров, но следующий отказался в нем сидеть.

Можно рассмотреть карту Калининградской области.

Как мы стали «янтарными старателями»

На карту Российской Федерации также можно полюбоваться.

И, конечно, потом посещаем магазин.

Как мы стали «янтарными старателями»

После экскурсии по «Янтарной палате» следует интригующий объект: «Янтарный замок». Только он не из янтаря, это старинный замок XIV века, посвященный янтарю.

У замка дежурит рыцарь.

Как мы стали «янтарными старателями»

Из янтаря в замке есть небольшая пирамида.

Как и положено такому сооружению, как замок, в помещениях разные встречаются персоны.

Как мы стали «янтарными старателями»

Интересна экспозиция Музея русской сказки.

Есть выставка картин,

много изделия из янтаря

Предметы ушедшего времени приносят в музей жители.

Как мы стали «янтарными старателями»

Заботливые люди приодели Ленина.

Без рыцарей замка просто не может быть!

Как мы стали «янтарными старателями»

Здесь работает мастерская по производству авторских работ.

Работы мастеров можно посмотреть и купить.

Как мы стали «янтарными старателями»

После замка знакомимся с поселком Янтарный, в котором проживает пять тысяч жителей. Выходим на улицу Советская, которая тянется параллельно берегу через весь населенный пункт.

Керамический макет деревни Пальмникен XIX века дает представление о селении.

Как мы стали «янтарными старателями»

Недавно в поселке открылся ресторан-музей «Янтарная легенда», на его отделку потрачено больше тонны янтаря.

Даже внешние стены отделаны янтарем.

Как мы стали «янтарными старателями»

За рестораном начинается парк имени Мориса Беккера. Именно Беккеру поселок Янтарный обязан своим процветанием. В XIX веке он с компаньонами начал здесь промышленную добычу янтаря, освоив карьерный способ. Разбогатев, Морис много средств вкладывал в развитие поселка, по происхождению он был из бедной еврейской семьи. Для отдыха и прогулок рабочих он разбил большой парк на месте сада старинной усадьбы. Парку присвоено его имя в 2014 году.

В парке много видов деревьев, привезенных из разных стран.

Как мы стали «янтарными старателями»

Слева по аллее расположен отель «Шлосс», а за ним отель «Беккер».

Под деревьями удобно устроились скульптуры животных и сказочных персонажей.

Особенно хороши скульптуры из дерева.

По аллеям парка спускаемся к морю, где нам дают час на прогулку. Сначала не знали что делать на берегу, но потом нашли увлекательное занятие.

Если присмотреться к белому песку, то можно заметить коричневые кусочки янтаря. Даже больше сантиметра кусочки попадаются и поиск захватывает. Час прошел незаметно. Гид нам рассказала, что настаивая в водке мелкие кусочки янтаря, можно получать целебную настойку, содержащую янтарную кислоту, укрепляющую иммунитет и повышающую тонус.

Прогулявшись по пляжу по следующей вверх аллее поднимаемся к церки Казанской Божьей матери. Раньше это была кирха и ее построили на средства Беккера, который подарил ее общине.

Как мы стали «янтарными старателями»

Нашлось время зайти в церковь.

От храма автобус везет нас к карьеру Калининградского янтарного комбината.

Во дворе административного здания опять видим янтарную пирамиду.

Как мы стали «янтарными старателями»

Когда в нее заходишь и садишься там на скамеечку, то легко на душе становиться. У пирамиды сфотографировались на память.

В Административном здании нам показали фильм о добыче янтаря.

Как мы стали «янтарными старателями»

Мы посмотрели на экране как размывают породу, а потом рабочие сачками ловят большие куски янтаря! Ручного тяжелого труда здесь очень много.

Проходим к смотровой площадке карьера.

По оценкам 90% разведанных запасов янтаря находятся в двух карьерах поселка Янтарный. Приморский карьер разработан на 40%, здесь производится добыча янтаря с 1976 года. Глубина карьера до 60 м.

Справа простираются неосвоенные территории Приморского карьера.

Как мы стали «янтарными старателями»

Когда этот карьер выработают, то начнут разрабатывать Пальмникенский карьер. Запасов янтаря хватит еще на 300 лет, здесь добывается более 450 тонн янтаря в год и это 2/3 мировой добычи.

После осмотра карьера нам предложили поискать янтарные камешки в отвалах комбината, которые для туристов ссыпают в песочницу. Так как мы с этими работами познакомились уже на берегу, то активно занялись делом.

Набрали по горсточке камушков. Когда потом в Балтийске купили по небольшому мешочку янтаря для приготовления настоек за 50–100 рублей, то прикинули, что наших стараний всего рублей на 20. Зато интересно! А кроме того, нам вручили дипломы, где подтверждалось, что на АО «Калининградский янтарный комбинат» мы получили специальность «Янтарный старатель». Пустяк, а приятно!