Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 13:43

Аркаим — Россия Август 2021
Современные жители Аркаима.

В середине 1980-х годов возник проект по строительству плотины на реке Большая Караганка в Челябинской области. Аэрофотосъёмка в районе посёлка Александровский зафиксировала непонятный объект, скрытый под поверхностью почвы. В 1987 году на этом месте начались археологические раскопки под руководством профессора Г. Б. Здановича.

Спутниковое фото места раскопок. Наши дни.

Итогом экспедиции стало открытие поселения, существовавшего в долине между реками Б.Караганка и Утяганка около 4 тысяч лет назад. Десятилетием ранее неподалёку проходили раскопки похожего поселения Синташта. Впоследствии на небольшой территории юга Челябинской, севера Оренбургской областей и севера Казахстана было обнаружено ещё около 20 аналогичных поселений. Поскольку все они относились к одной эпохе и имели общие, ранее не встречающиеся, черты, то их объединили в аркаимско-синташтинскую культуру. Весь этот район стали называть «Страна городов».

Аркаим. «Страна городов»

За три десятилетия вокруг Аркаима создался нездоровый ажиотаж среди приверженцев околонаучных теорий. Начиная с названия, хотя в нем как раз ничего загадочного нет. Поселение Аркаимом назвали археологи по горе, возвышающейся на 399 метров в 3 километрах от места раскопок. С тюркского это «спина, хребет». Гора заслоняет долину от господствующих ветров. А уж в домыслах о жителях древнего города буйству фантазии нет предела. Это и родина самого Заратустры, и арии отсюда начали поход в Индию, нет, не арии, а гиперборейцы, и вообще, именно здесь истинная Шамбала, и НЛО стадами пасутся в окрестностях… Начало этой (м)истерии дала Тамара Глоба. На рубеже 80-90-х годов Зданович стучался во все кабинеты, обращался за помощью к известным людям с одной целью — спасти от затопления уникальный объект. Глоба приехала, осмотрелась и сделала заключение, что здесь Место Силы. Конечно, решающим фактором в отмене строительства плотины стало не её мнение, а распад Союза и развал промышленности. И вот в 1992 году территория Аркаимской долины была включена в состав Ильменского государственного заповедника. К тому времени армия поклонников Глобы уже двинулась к Аркаиму, а после фильма сатирика Михаила Задорнова «Аркаим: стоящий у солнца» в прародину славян поверило пол-страны.

О поездке в Аркаим, чтобы на месте отделить «зерна от плевел», я думал давно. И вот сижу в машине перед указателем. Здравствуй, «Территория заблуждений»!

Аркаим. «Страна городов»

Может, кого-то разочарую, но в этом рассказе будет напрочь отсутствовать мистика, никакой эзотерики. Ни в каких «мероприятиях» типа хождения по спиралям, пения осанны Богу Солнца, шептанию заклинаний под шаманский бубен участия я не принимал. Только в музее Природы и человека у меня в голове засуетились тараканы, но это личное. Итак, что же это такое — Аркаим?

В наше время в полутора километрах от раскопок древнего города возник целый музейный комплекс. Знакомство начинается с Администрации. На стене стенд с ценами на проживание и расписанием экскурсий на данный день.

Аркаим. «Страна городов»

Судя по этой информации, жильё на любой вкус и кошелёк. Гостиница и домики с небольшим номерным фондом далеко от основной тусовки, и нет свободных мест. Большое количество вагончиков-бытовок, переоборудованных под хостелы, тоже забиты под завязку.

Остаётся палаточный лагерь. Оплатив стоянку за две ночи и получив браслеты на бесплатное посещение туалета и 50% скидку на душ, едем искать местечко для своего становища. С тенью просто беда — возле редких деревьев и кустов на разрешённой территории все занято. Встаем у подножья горы Шаманки на берегу небольшого овражка с ручейком возле оборудованного костровища и с помощью лента создаём персональную тень.

Аркаим. «Страна городов»

Когда чекинились, выяснили все об экскурсиях. За обедом обсудили свои «хотелки» и обдумали запасные варианты. Немного напрягало огромное число людей, хаотично, как казалось, бродящих по территории. После обеда к этому броуновскому движению частиц присоединились и наши. Что же ещё есть в лагере?

Столовая, парочка продуктовых магазинов (никакого спиртного!), куча сувенирных магазинчиков и лавок, большой очень чистый туалет, душ, большая автопарковка для живущих в вагончиках. Некоторые палаточные места, помимо костровища, оборудованы и лавками со столом.

Аркаим. «Страна городов»

Помимо нескольких музеев есть и помещения для мастер-классов.

Что особенно порадовало, это отсутствие повязанных где ни попадя ленточек и тряпочек, как во многих других местах, массово посещаемых туристами. Здесь на центральной поляне для этих целей специально «выращено» Дерево пожеланий.

Аркаим. «Страна городов»

Весь этот туристический кластер расположен на берегу речки Б.Караганка, которая петлей огибает две сопки. Самая известная, символ Аркаима — гора Шаманка (Лысая, Шаманиха).

Её каменные склоны — это застывшая лава, извергнутая палеовулканом свыше 300 млн лет назад. Один из выплесков лавы, языком сползший с Шаманки, имеет своё название — гора Покаяния.

Аркаим. «Страна городов»

На этой вершине около одинокой березы язычники 21 века выложили лабиринты-спирали, по которым и бродят, бормоча какие-то свои заклинания.

Вершина самой Шаманки с давних времён использовалась для погребений. На одном из склонов есть остатки двух грунтовых курганов, принадлежащих эпохе ранних кочевников. Основную же часть этого склона занимают остатки каменных оградок на кладбище казахского рода Жагайбалы.

Аркаим. «Страна городов»

Увы, почти все камни растащили туристы-мистики. Вся вершина Шаманки «разрисована» каменными пентаграммами, спиралями, лабиринтами…

На другом берегу Караганки возвышается Грачиная сопка (гора Любви).

Аркаим. «Страна городов»

Грачиная потому, что в роще вокруг сопки в своё время располагалась крупнейшая колония грачей. А Любви — по задумке неоязычников. Пройди по выложенным ими на вершине двум спиралям, и любовь сойдёт на твою грешную душу.

У подножья Грачиной установлены две скульптуры Бориса Качеровского.

Аркаим. «Страна городов»

«Аркаимский восход». Образы лошади и женщины. Животное, которое приручил человек в давние времена и та, кого прирученное животное слушалось и любило.

Вторая скульптура — «Пробуждение России». Женский лик — образ молодой жены скульптора, с которой он познакомился на Аркаиме. Сам автор говорил об этой работе. «Культура России начнёт возрождаться с Аркаима… Там уникально. Люди разных наций, разных религий съезжаются и молятся вместе. И никто никому не мешает, все друг друга любят… Сзади я решил сделать Христа — впечатление от Туринской плащаницы. Меня интересовал Христос, который был живой, во плоти, ходил среди людей. И когда два образа слились вместе, то я понял, что Россия выходит замуж за Христа, время пришло. А раз выходит замуж, значит нужны два свидетеля, как два защитника — мужской и женский по бокам. Вот так родились боковые образы."

С вершины Грачиной сопки открывается вид на всю Аркаимскую долину.
Между двух сопок в 1986 году и планировалось создать плотину Большекараганского водохранилища. К началу раскопок городища Аркаим оставалось только перекрыть русло реки. В наше время насыпь дамбы превращена в поле каменных пирамидок.

Аркаим. «Страна городов»

Пока мы в ожидании начала экскурсии знакомились с туристическим городком, движение людей приняло какую-то упорядоченность, основная часть целеустремленно направлялась к центральной поляне. Вот ведь, угораздило нас приехать в Аркаим именно тогда, когда очередной гуру-Спаситель собрал своих адептов на выездное собрание.

Как говорится, кесарю — кесарево, а токарю — токарево. Мы лучше на экскурсию «Путешествие в древний Аркаим» сходим.

Аркаим. «Страна городов»
За два дня, проведённых в Аркаиме, я убедился, что народ, в массе своей, едет сюда за тем мистическим, окружающем древний город в СМИ, интернете и людской молве. Как ещё объяснить то, что на все экскурсии, на которых мы были, еле набирался минимум в 5 человек. И это при нескольких тысячах, находящихся в туристическом лагере! Нежелание куда-то идти по жаре под +40° я бы не рассматривал в качестве аргумента. Расписание экскурсий организаторы составили с учётом погодной аномалии. Раннее утро и за пару часов до заката, когда в степных окрестностях, где расположены объекты, ещё или уже попрохладней.

Кроме непосредственно места раскопок древнего города, все музеи на территории — это или экспериментальные площадки археологов, или артефакты, перевезенные сюда из других мест для гарантии сохранности. А что? Мы же посещаем этнографические музеи деревянного зодчества, куда свозятся восстановленные 200-300-летние шедевры плотников. Здесь фактически то же самое, только как все выглядело несколько тысяч лет назад.

С экскурсоводом нам повезло! Людмила не только на «отлично» знала историю Аркаима и методику работы археологов- экспериментаторов, но и находила ответы на наши, порой не относящиеся к теме, вопросы.

Аркаим. «Страна городов»

«Путешествие в древний Аркаим» начинается с посещения Музея древних производств.

Фактически это воссозданной жилище жителей древнего города. Из таких «квартир», задними стенами примыкающих к внешней и внутренней оборонительным стенам, и состоял весь город. Глиняные межкомнатные стены с камином,

Аркаим. «Страна городов»

деревянная крыша с вытяжкой для отопительной печи,

спальное помещение.

Аркаим. «Страна городов»

В каждой такой квартире находился колодец, совмещенный с печью.

Жители Аркаима для своих нужд изготавливали изделия из меди и бронзы. Для выплавки медной руды существовало два вида печей. В печи-колодце тяга воздуха происходила за счёт соединительного отверстия.

Аркаим. «Страна городов»

В другом типе металлургических печей применялись кожаные меха.

Жители Аркаима были и гончарами. Причём узоры на их горшках отличались от узоров из других поселений Страны городов.

Аркаим. «Страна городов»

Для обжига глиняных горшков в доме была отдельная печь.

В употреблении были и соломенные циновки. Плели их на примитивном станке.

Аркаим. «Страна городов»

Ознакомившись с реконструкцией древнего дома, отправляемся на место раскопок. Перейдя Б.Караганку,

оказываемся на территории Ильменского заповедника.

Аркаим. «Страна городов»

Отсюда тропа идёт к месту раскопок древнего города.

Не зря без экскурсовода сюда ходить не рекомендуется. При отсутствии толкового рассказа, «дикий» турист ничего здесь не увидит, кроме стендов с пояснительными описаниями флоры и фауны заповедника.

По завершении раскопок археологи привели участок степи в девственную целостность. И как без рассказа мы узнали бы, что вот на этом месте располагался спутник Аркаима — поселение Каменный Брод?

Аркаим. «Страна городов»

Едва заметны 11 впадин в три ряда, свидетельствующих о существовании жилищ. Здесь археологами были обнаружены остатки печей, орудия труда, говорящие о том, что жители занимались металлургией, металлообработкой, кожевенных делом. Своего рода промзона древнего города.

Дальше по тропе интересная инсталляция. Из тоненьких прутиков сплетены фигуры-образы животных, обитавших в степи в те давние времена, многие из которых уничтожены человеком.

Аркаим. «Страна городов»

Тур, тарпан, сайгаки, кулан, медведь…

И вот мы подходом к небольшому валу, едва заметному на поверхности. Это остатки внешней оборонительной стены города Аркаим.