Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 13:43

Оренбург, Татищево, Кардаилово, Нижнеозерное — Россия Август 2021
Где-то в оренбургских степях...

После Тоцкого ехали по хорошему асфальту и просто отдыхали от зуботряски на проселках до полигона, даже когда повернули с оренбургского направления резко на юг в сторону границы. Когда недалеко от реки Урал асфальт вновь сменился на щебеночно-песчаный грейдер, тяжело вздохнул, но увидев наспех сколоченный из двух досочек указатель «Арбузы», забыл про облако пыли из-под колес машины, стремящегося проникнуть в салон. Ведь мы, жители Урала, эту ягоду видим только в овощных ларьках, да какое-то подобие пытаемся вырастить у себя в теплицах. А здесь такая возможность вспомнить среднеазиатскую бахчу! Да и разрезать и вкусить арбуз прямо с грядки, не побитый собратьями в кузовах фур и грузчиками в магазинах — еще то удовольствие! Хозяин бахчи только рассмеялся и махнул рукой — Фоткайте, выбирайте!

В предвкушении арбузопоедания незаметно мимо проскочило село Нижнеозерное, пересекли Урал и остановились метрах в 500 от дороги на берегу этой реки. Забудь о лагере, доставай только столик и нож!
Встречи на яицкой земле

Место для стоянки присмотрел еще дома, по спутниковым фото, и не ошибся. Высокий берег Урала хорошо продувался — не будет мошкары (а может ее там вообще нет?). По противоположному берегу бродила молодежь, балуясь с небольшим неводом, внизу под обрывом рыбак таскал с глубины более серьезную рыбу — приличного размера красноперок. Короче, одним словом — лепота!

Вот почему, вспоминая великие реки России, в Сибири мы вспоминаем Енисей, Обь, Ангару, Лену, в европейской части — Волгу, Каму, Оку, Дон? Может, потому, что Урал, относящийся к восточноевропейским рекам, на большем своем протяжении является границей между Европой и Азией? А, может, потому, что имя реки изменила в 1775 году своим Указом Екатерина II? Ведь тогда, после подавления пугачевского бунта, императрица, желая стереть в памяти людской это событие, повелела назвать Яик Уралом. Но башкиры и казахи до сих пор зовут реку так, как назвали ее далекие предки — Яйык и Жайык.

Редко вспоминаемый Урал, между прочим, является третьей рекой в Европе по протяженности — 2428 километров. Исток реки находится на склонах хребта Уралтау в Башкирии. Эх, болото и клещи не дали мне добраться несколько километров до этого места пару лет назад. Меняя свое направление с южного на западное, и снова на южное, Урал доносит свои воды до Каспийского моря около Атырау в Казахстане. При малом изменении высот течение реки довольно медленное, неторопливое. Река, протекая по большой территории Оренбургской области, фактически один из ее неофициальных брендов. Пересекать Урал в этой поездке нам пришлось неоднократно. Что там словами описывать красоту берегов. Вот лишь несколько фото из разных мест.

Нижнеозерное.
Урал между 1-й и 2-й Зубочистками.
Урал в Оренбурге.
Урал в Орске.
Урал в Кизильском.

Не красоты реки Урал были нашей следующей точкой. Как известно, на южных рубежах Российской империи, примерно в нынешних границах, в 18–19 веках стали ставить крепости для защиты от набегов башкир и казахов. Определились границы Оренбургского казачьего войска. И если на территории современной Челябинской области заселяемым крепостям и округе казаки давали имена европейских городов, из которых заставляли ретироваться армию Наполеона (Варна, Париж, Фершампенуа, Берлин, Лейпциг и пр.), то на южной границе переселявшиеся сюда донские казаки давали новым поселениям названия тех мест, откуда прибыли. Так в 1819 году на берегу реки Урал образовалась Ново-Кардаиловская слобода в память о Хоперском округе Великого войска Донского. В 1843 году слобода стала станицей Кардаиловской.

Небольшое село, выживающее в современном мире. Население постепенно уменьшается. Но среди этих 2800 человек есть один, всей душой болеющий за родную станицу. Валерий Григорьевич Бешенцев. Именно его стараниями в Кардаилово воозник дом-музей казаков. Будучи сам из казачьего сословия, Валерий Григорьевич долгие годы собирает материалы не только о своей семье, но и то, что связано с казаками-кардаиловцами.

Утром на природе не спится, но собравшись, еще какое-то время тянули с отъездом. Кто знает, во сколько хозяин придет в музей. Точного адреса тоже не было, но гонявшие на велосипедах по улице пацаны дружно показали нужный дом.

Калитка была приоткрыта, постучались, вышел хозяин. Представились. Удивился, что так издалека приехали, пригласил в дом, и начался, нет, не показ экспонатов, а рассказ о жизни нескольких поколений.

На длинном крытом крыльце стоят старинные сундуки и современные столы. На них и рядом разложены, развешены нехитрые вещи крестьянской утвари. Прядильный станок, верша, корзины, инструмент, «летучая мышь» — нет ощущения, что это экспонаты. Все они на тех местах, где им должно находиться, когда понадобятся.

Заходим в дом. «Старинные часы еще идут…»

Встречи на яицкой земле

Над притолокой двери прибита вешалка, на которой висит казацкая фуражка — первый признак того, кто в доме хозяин.

В углу — старинная кровать с вышитыми гладью и кружевом горками подушек — признак достатка в семье.

Встречи на яицкой земле

Рядом открытый сундук с «добром». Это же песня! Где, в каком музее вы видели сундуки с приданым? Т. е. так, как это было 150–200 лет назад.

У занавешенного окна стол с посудой и пузатым самоваром.

Встречи на яицкой земле

В красном углу несколько образов и лампадка.

И фотографии, фотографии, фотографии… Казачки в своих лучших нарядах, их мужья — рядовые казаки, многие с залихватски закрученными усами, и их Верховный атаман при всем параде.

Дом этот в свое время принадлежал семье Нестеренко, и многие документы и фотографии рассказывают о жизненном пути представителей этой семьи.

Красный угол во второй комнате. Основатель казацкого рода Нестеренко принял тайный постриг в Киево-Печерской лавре, стал монахом Иннокентием. В доме ему отвели место, названное кельей.

Встречи на яицкой земле
Рядом стоит походная раскладная казацкая кровать. Брошенная на нее шинель и шашка, небрежно повешенный на спинку стула китель… Хозяин только что вернулся, во двор вышел, сейчас будет…
Нестеренко служили, в основном, во 2-м Оренбургском казачьем полку. Здесь фото всего полка и его музыкального хора, ноты казацкого марша.
Для меня стало открытием, что казак на войну уходил не так, как в кино — вскочил на коня и вперед! Оказывается, в походах у каждого был сундук, и немаленький, хранившийся в интендантском обозе.
После Гражданской многие казаки ушли с атаманом Семеновым в Маньчжурию. Русскоязычная харбинская газета и патефонная пластинка тех времен, как память о судьбе вынужденных эмигрантов.

Третья, самая маленькая комната, посвящена А. С. Пушкину и его пребыванию в Оренбургской губернии в сентябре 1833 года. Иллюстрации, копии рисунков, портреты людей, так или иначе связанных с Александром Сергеевичем и пугачевским бунтом, историю которого поэт изучал в Оренбуржье.

Немного оторвемся от музея и поговорим о 1833 годе. К этому времени у Пушкина уже созрел план «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Чтобы погрузиться в тему полностью, он поехал по местам событий, лично посмотреть и пообщаться с пока еще живыми свидетелями крестьянского бунта. 16 сентября 1833 года поэт пересек границу Оренбургской губернии. При подготовке маршрута я факту посещения этих мест Пушкиным уделял мало внимания. И вот из уст Валерия Григорьевича с удивлением узнаю, что наш маршрут полностью повторяет маршрут поэта! Он ехал от крепости к крепости, которые были взяты или сожжены Пугачевым. Бузулук, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Переволоцкая, Татищевская. Точно мимо этих сел мы в Кардаилово и приехали. 18 сентября Александр Сергеевич приехал в Оренбург и остановился у генерал-губернатора В. А. Перовского, знакомого по Петербургу. У того в помощниках был В. И. Даль, который и стал проводником поэта. 19 сентября Пушкин с Далем были в Бёрдской слободе, где когда-то находилась ставка Пугачева, а 20 сентября поэт выехал в Уральск, по пути остановившись в Нижнеозерной. Именно эта станица, бывшая крепость и стала Белогорском в «Капитанской дочке». А название пушкинская крепость получила от меловых гор на берегу Урала здесь же, в Чесноковке. Вот это совпадение! То я по следам обоза с Ломоносовым на Севере катаюсь, то сейчас по следам кареты с Пушкиным!

Узнал много для себя нового, вроде и прощаться пора, но нет. Другое увлечение Валерия Григорьевича не давало мне покоя. Все свободное пространство на столах, в шкафах было заполнено глиняными солдатиками.

Созданием этих игрушек Бешенцев «заболел» еще в детстве. Сейчас кардаиловская игрушка очень известна. Образцы этих всадников есть в Эрмитаже, многих крупных частных коллекциях. В детстве многие мальчишки увлекаются лепкой солдатиков, и я не исключение. Мои глаза загорелись, наверное, при виде этой армии. Вроде ничего особенного — обожженая в печи глина, схематичные лошади. Но как проработаны малейшие детали у солдат — пуговицы, ордена, эполеты, выражения лиц! В этой коллекции несколько направлений. Казачество,

1812 год,

Пушкин и пугачевщина.

Поразительное мастерство!

Не могу сказать, сколько времени мы провели в этом маленьком музее. Не хотелось уходить от беседы с этим увлеченным человеком, так любящим свой край и его историю. Валерий Григорьевич, еще раз огромнейшее Вам спасибо!

Проехав по мосту через Урал в Нижнеозерной, остановился. Открывшийся вид один в один совпадал с рисунком А. С. Пушкина, висевшим на стене в Доме-музее казаков.

А в Нижнеозерной день посещения села поэтом считается основным событием, наравне с датой основания.

Встречи на яицкой земле

В Чесноковку, меловые горы возле которой сподвигли Пушкина на название крепости в «Капитанской дочке», мы заезжать не стали. Не было точных координат, да и, думаю второго Актолагая, так поразившего нас в свое время своим величием и красотой, мы бы здесь не увидели. Вот в Татищево заехали. Во-первых, памятник А. С. Пушкину посмотрели,

а во-вторых… Через Татищево проходил старинный тракт из Самары в Оренбург. Когда-то Пугачев вел этим трактом свою армию, продвигаясь на Урал и Поволжье, потом великий русский поэт в карете трясся по его следам. Осталось здесь что-то, напоминающее о тех временах? Сразу после Татищево на север пошла обычная грунтовая полевая дорога.

Встречи на яицкой земле

И вот вдалеке стало видно, что степь пересекает широкий овраг, на дне которого выложена насыпь и стоит… Мост!

Конечно, кирпичная кладка этого виадука сильно повреждена,

Встречи на яицкой земле

но дорога-то по мосту идет. Значит, действующий старичок!

Техника 21 века на мосту 18 века! По брусчатке Екатерининского тракта мой «кореец» уже ездил, теперь вот по Екатерининскому мосту проехал.

Встречи на яицкой земле

Про Пушкина легенды молчат, а то, что Пугачев с армией здесь шел — почти подтвержденный факт. Предания не будут же врать!

Казалось бы, послеобеденное время, жара в апогее, Оренбург рядом, пора бы и о забронированном жилье с кондиционером вспомнить. Так ведь нет — нас на грибы потянуло. Скажете — ну, совсем перегрелись, какие грибы в степи. Как какие? Обыкновенные. Каменные!

Всегда считал, что на эти причуды природы можно посмотреть только в Турции и на Алтае. Оказывается и рядом с Оренбургом есть такие образования. Букобайские яры. Огромный длинный овраг, за миллионы лет осадки и ветер сделали свое дело.

Встречи на яицкой земле

Ножки из песчаника украшены шляпками из более твердых пород.

Правда, их немного. Этакая небольшая семейка молоденьких опят. Но все равно впечатлительно!

Встречи на яицкой земле

Вот только степь вокруг потеряла свою привлекательность. Почернела после прошедших пожаров. Поднимающиеся к небу не так далеко столбы дыма говорили — сматывайтесь отсюда, ребятки, подобру-поздорову.

Конечно, оказаться в огненном плену не есть хорошо, и мы последовали совету степи.

И опять в квартиру не поехали. Проехали через весь Оренбург, чтобы попасть в Бёрдскую слободу. В 18 веке здесь была ставка Пугачева при осаде Оренбурга, в 19 веке Пушкин на этом месте беседовал со стариками, помнящими восстание. Особо значимым для него оказался разговор с казачкой И. А. Бунтовой, уроженкой Нижнеозерной. Она так ярко описала поэту Пугачева и осаду крепости, что Александр Сергеевич уже на следующий день был на месте ее рассказов.

Вот и мы в Бёрдах. Около жилого домика стоит небольшой монумент со старинной пушкой.

Встречи на яицкой земле
Полустертая надпись. «На этом месте стоял дом, в котором с ноября 1773 года по март 1774 года жил вождь крестьянского восстания Емельян Пугачев» Вот так — коротко и емко.

В квартале от ставки — новодельная церковь Казанской Богоматери.

Встречи на яицкой земле

Вообще-то, церкви на этом месте стоят с 1745 года. Первая, деревянная, сгорела. В 1789 году сгорела и вторая, построенная в 1756 году. Хождения бердских казаков с прошением о строительстве новой поначалу не были успешными из-за малочисленности прихода. Только в 1818 году они получили разрешение и в 1824 году каменная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери была освящена. В 1929 году начались попытки закрыть храм. Удивительный случай! Даже в 1937 году за «высочайшей» подписью М. И. Калинина церковь оставалась открытой «ввиду недостаточной массовой работы вокруг закрытия церкви и отсутствие точных данных об использовании здания церкви после ее закрытия». Ну, данные-то быстро скорректировали. Зернохранилище, в войну завод, тюрьма для пленных немцев. И в 1960-е здание бывшей церкви окончательно уничтожили, взорвав. В 2005 году рядом с прежним местом (на старом стоит школа) заложили первый камень в основание нового храма. Так он выглядит сейчас.

Напротив храма, во дворе школы, стоит памятник Пушкину, напоминающий о его посещении Бёрдской слободы 19 сентября 1833 года.