Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 9:17

Андреевка, Медногорск, Новотроицк — Россия Август 2021

Итак, мы отъехали от монастыря, и покатили в сторону горной цепи, называемой Андреевские шишки. Цепочка этих пяти невысоких, 150 — 200 метров, горок напоминает спинной хребет какого-то сказочного дракона, разлегшегося отдохнуть посередине степи.

Микс из достопримечательностей

Дракон, как известно, символ Поднебесной. К Китаю отсылали и выходы породы, этакой Великой стеной протянувшейся от подножья к вершине одной из гор.

Где-то у начала этой «стены» и было место, рекомендованное монахом для разбивки лагеря и ночевки. Но для начала надо было пополнить запасы воды. В полутора километрах от Андреевки, прямо из склона горы бьет источник. Братия монастыря вместе с местными жителями облагородили этот ключик. Уступы выложили камнем,

Микс из достопримечательностей

над самим родником из камней же выложили этакий киот с мозаичной иконой Николая Чудотворца.

Чуть выше родника была построена небольшая беседка.

Микс из достопримечательностей

В 2009 году родник был освящен в честь иконы Табынской Божией Матери.

Заполнив пустые канистры родниковой водичкой, проехали в небольшую ложбину между гор, заросшую деревьями и кустарником. Подходящую поляну нашли быстро. Поросшая травой, она была окружена высоченными, метров по 30, тополями. Я уж и забыл, когда видел таких гигантских представителей семейства ивовых.

В городах мы привыкли видеть максимум 5-метровые пеньки тополей с ежегодно спиливаемыми свежими побегами. Начали разбивать лагерь, готовиться к водным процедурам и ужину,

Микс из достопримечательностей

но что-то не давало покоя. Взгляд то и дело останавливался на вершине горы Часовной, высящейся прям напротив лагеря.

Правильно, зачем откладывать на завтра. До заката еще далеко, успеем сбегать на вершину.

И вот стоим у начала тропы наверх.

Микс из достопримечательностей

А кирпичиков-то осталось не так уж много! Что ж, внесем и мы свой вклад в благое дело. Узкая тропа-серпантин к вершине была не очень крутой, но от этого затяжной. И лишь на пятой петле, когда до верха оставалось метров 10, тропа резко рванула вверх. Словно первопроходцу, торящему путь, было уже невтерпеж.

Мы на вершине! От старинной часовни, взорванной в 1930-е, лишь небольшая кучка битых кирпичей. Посередине стоит покаянный крест. А рядом несколько тысяч кирпичей, поднятых неравнодушными людьми.

Микс из достопримечательностей

На гранях некоторых кирпичей маркером написаны имена. Прочитав одно из них — Настя, 5 лет, — представил девчушку, несущую этот довольно тяжелый кирпич наверх, где он ляжет в стену новой часовни. И стало не неприятно, а просто жаль тех людей, кто не дойдя и до середины подъема, бросил свою ношу на краю тропы…

Виды, открывшиеся с вершины поражали. С одной стороны было четко видно, как из ничего, с ровной степи начинает расти этот хребет.

Микс из достопримечательностей

С другой стороны горы-холмы уже громоздились друг на друга.

С запада же, среди бескрайней степи с лесными колками, погружалось в предзакатную дымку село Андреевка.

Микс из достопримечательностей

В подгорной тени, в лесочке, едва угадывалось маленькое пятнышко тента, натянутого над нашим лагерем.

Темнота в горах, даже таких невысоких, наступает очень быстро. Обратный путь не занял много времени. Потихоньку, чтоб не сорваться на бег, спустились прямиком к роднику, от которого до машины было рукой подать.

Утро принесло ставшую привычной жару под +30, и порадовались за себя, что не стали откладывать подъем на гору. Уже сейчас наверху наверняка было теплей, чем накануне.

Микс из достопримечательностей

Скоренько позавтракали, свернули лагерь и продолжили свой путь. Теперь он вел в сторону дома. Ведь основная цель — достичь южных отрогов начала Уральских гор, была достигнута. Но впереди оставалось еще много интересного.

Вскоре с довольно приятного асфальта снова свернули в степь.

Микс из достопримечательностей

Где-то там, в глубине бескрайних просторов, находится захоронение воина из рода Чингизидов, на чьей могиле установлены каменные столбы — култыпасы.

Исследователи считают, что история этих монолитов уходит в глубокую древность, к кочевникам-язычникам. Многие наверняка видели на Алтае или в музеях каменных баб. Это схематичная скульптура человека с обозначением головы, лица, рук и туловища, вырубленное из каменного столба. С приходом в степь ислама человеческие скульптуры были запрещены, на многих существующих были уничтожены все признаки лица. Но традиции-то остались! Вот и превратились «бабы» в столбы с шарами вместо голов и резьбой на «теле».

Столб-култыпас покрыт орнаментами и арабской вязью от основания до шара-головы.

Микс из достопримечательностей
Даты жизни не указывались. Хотя на встреченном мной в мангышлакской степи култыпасе была четко прорисованная дата — 1944.

Долго тревожить дух потомка Чингисхана не стали. Недалеко от этого места на развилке степных направлений привлек неказистый указатель у края колеи. «Соль. Грязь».

Микс из достопримечательностей

Заинтриговало. В Соль-Илецк, с тамошними солеными озерами и лечебной грязью мы не заезжали, и вот, нежданно-негаданно, судьба предоставляет нам возможность попробовать эти компоненты оренбургских курортов.

Соленое урочище Тузлукколь. Конечно, курортом это нельзя назвать — никакой инфраструктуры, только местные посещают это место. Но по наличию черных тел в грязевых «ваннах», учитывая удаленность от всех городов, место довольно посещаемое.

Пробовать на себе действие тузлуккольской грязи не стали, а окунуться в соленом озере в такую жару стоило.

Микс из достопримечательностей

Конечно, не Мертвое море, но тело на поверхности вода держала хорошо!

Грязевой ручей с соленым озерцом находятся у подножья горы, тропа на вершину которой заканчивается аркой.

Микс из достопримечательностей

Из разговора с «курортниками» выяснилось, что наверху мусульманское кладбище и могила какого-то местного святого, но «неверным» туда ходить нельзя. Что ж, обычаи немного знаем, сталкивались и нарушать не собираемся. Хорошо освежившись в водах озерца, продолжили путь.

Какая смена декораций происходила в тот день по ходу пьесы с нашим участием! Утром — православная святыня, потом мусульманская и курортный отдых. Ближе к обеду мы уже стоим в древнем медеплавильном цехе.

В недрах Оренбуржья хранится немало природных запасов. Месторождения нефти и газа открыты недавно, в 20 веке, а медную руду здесь добывали кочевники еще до нашей эры. В окрестностях поселка Красноуральск сохранилось несколько медеплавильных печей. В них плавили медную руду, добытую по соседству.

Микс из достопримечательностей

Конечно, эти выложенные из кирпича «домны» мало чем напоминают современное производство.

Только по зеленым потекам, въевшимся в кирпич, можно понять, для чего служили эти сооружения.

Осмотре древний «завод», едем в город, который одним своим названием говорит о характере производства.

Микс из достопримечательностей

Но плавка меди нас не интересует. Столетний железнодорожный виадук, ровесник виадуков у нас в Красноуфимском районе. Как такое пропустить?!

В конце 19 века караваны верблюдов, приходящих в Оренбург, сменила «шайтан-арба». Нитка железной дороги дотянулась до южных рубежей империи. В 1912 году началось строительство ветки Оренбург — Орск. Работы шли очень медленно, не хватало рабочих рук. С началом 1-й Мировой на эту стройку повезли пленных немцев. (Для краткости. Конечно, были и австрийцы, чехи, мадьяры…) Речка Блява под Медногорском. Казалось бы, воробью по колено, но характер еще тот в половодье. И вот в 1915 году через эту речушку был построен пяти арочный красавец виадук.

Микс из достопримечательностей

Бетонный, обложенный гранитными плитами, он исправно выдерживал нагрузку до 1970-х годов.

В те годы рядом проложили второй путь, и построили новый мост, снизив нагрузку на ветерана.

Микс из достопримечательностей

Но качество… Говорят, что современный дублер уже ремонтировался, а столетний «немецкий» продолжает исправно нести службу. По нему поезда идут в сторону Оренбурга.

Производители оренбургских пуховых платков прекрасно обыгрывают контур области, как шаль, пропускаемую через обручальное кольцо.

Микс из достопримечательностей

В самой узкой части шали-Оренбуржья, где кольцо, расположены Губерлинские горы. Принадлежность к горным системам у них двоякая. Северная часть относится к Уральскому хребту, южная — к Мугоджарам. Где проходит граница частей, мне непонятно. Поэтому буду считать, раз едем на границу с Казахстаном, следующую точку частью Мугоджар.

В 19 веке Оренбургскую губернию дважды посещали Великие Цесаревичи, наследники Российского престола. В 1837 году будущий император Александр II, в 1891 году — Николай II. Маршруты их путешествий местами совпадали, и на юге империи кортежи цесаревичей двигались по почтовому тракту Орск — Оренбург. Мы тоже, проехав Новотроицк и Аккермановку, выехали на эту Царскую дорогу с восточной стороны Губерлинских гор.

И хотя до границы еще несколько десятков километров, сотовые операторы бурно поприветствовали с прибытием в Казахстан и нахождением в роуминге. Местность мало походила на гористую. Я бы назвал, как сильно изрезанный разновысотный ландшафт.
Чувствовалось, что дорога идет с небольшим подъемом, лавируя между невысоких вершин.

Микс из достопримечательностей

Внезапно на одной из вершин показался строй каменных пирамидок.

Они стояли на краю склона, словно стражники, охраняющие границу.

Дорога, похоже, достигла перевала. Выступающая из-под земли вода маленькими ручейками стремилась вниз, и через сотню метров дорога выглядела как мелководный широкий ручей.
Объема в него добавлял и поток из трубы, отводящей воду из маленькой запруды.

Микс из достопримечательностей

Родник. Гранитная глыба-стела с мемориальной доской подтвердили это.

Несколько лет назад казаки, может, потомки Оренбургских казаков, бывших, а конвоях Их Императорских Высочеств, установили памятный знак. Почему-то упомянут только Александр II, хотя по некоторым источникам Царским родник назвали именно после второго визита царственной особы.

В Орске решили не задерживаться. Достаточно полно познакомились с этим городом три года назад по дороге на Мангышлак. Остановились, правда, перед мостом через Урал. Река, лишенная своего исторического имени по царскому велению, тихо катила свои воды к Каспийскому морю.

Микс из достопримечательностей

На другом берегу была уже Азия.

Кратковременное пребывание в Европе закончилось.

Как обыватель представляет себе степь? Этакая безлесная бескрайняя равнина. Примерно так же думал и я, готовясь к поездке. Поэтому места ночевок выбирал дотошно, останавливая внимание на населенных пунктах и берегах водоемов. Этот день планировалось закончить в Губерлинских горах. Но полное отсутствие растительности и мало—мальских дорожек среди гор-холмов отбили желание ночевки в этом месте. Дорога за Орском была знакома, знал, что среди окультуренной степи есть лесные колки. Проехав километров 50 от города, не ставшего Оренбургом, в одном таком озелененном островке среди полей мы и остановились на ночевку.

На заре советской пилотируемой космонавтики не всегда было, чтобы «корабль приземлился в заданном районе Джезказганской области». Случалось, техника давала сбои. То Беляев с Леоновым приземлятся в Пермской тайге, то Терешкова вернется на Землю где-то в Алтае. Полет первого корабля серии «Союз» со старта преследовали отказы оборудования. Космонавт Владимир Михайлович Комаров, уже летавший на орбиту в составе экипажа из трех человек, справлялся с неполадками. По завершению полета посадочная капсула приземлилась в 150 километрах от Орска. Но космонавт погиб при посадке. Произошла утечка кислорода, пожар, уничтоживший все внутри.

Я стою перед памятником В. М. Комарову на месте его гибели.

Микс из достопримечательностей

Внезапно в голове начинают появляться образы. Траурный голос диктора, сообщающий страшную новость — ведь это была первая трагедия в освоении космоса. Первые полосы газет с портретом в черной рамке. Кадры на экране старенького черно-белого «Сигнала». Траурная процессия у Кремлевской стены и на артиллерийском лафете урна. Что это? Память вытащила из какого-то укромного уголка воспоминания семилетнего мальчишки? Или всплыло виденное уже когда я был постарше? Да неважно. Главное — память об этом человеке жива!

Вернувшись к машине, отошел к краю бетонной площадки. Смотрел на бескрайнюю степь.

Микс из достопримечательностей
Это были последние часы на оренбургской земле. Вспоминал, сколько интересных мест посетили, с какими замечательными людьми общались. Увы, все когда-то заканчивается. Закончилась и моя обзорная поездка по Оренбуржью. Именно по этой области, поскольку скоро граница с Челябинской. Сама-то поездка еще продолжается. Впереди место, своим названием будоражищее умы тысяч людей. Аркаим.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия