Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 6:21

Оренбург — Россия Август 2021

Все-таки, причина практически пустых улиц Оренбурга осталась для меня загадкой. Непонятно, то ли пандемия виновата, то ли отсутствие интереса к городу у туристов. Судите сами. Воскресенье, но на центральной пешеходной улице тишина. Понятно, что местные сбежали от жары ближе к водоёмам, а туристы-то где?

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Пообщаться, да просто что то узнать не у кого! Если только у барышни, невесть как попавшей сюда из 19 века.

Может, поискать ответы на вопросы в Словаре В. И. Даля?

Или спросить у Первой учительницы, которая знает ответы на все вопросы?

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Делать нечего, все ответы будем искать в навигаторе и всезнающем интернете. Как уместна была бы здесь фотография памятника значку @, установленному в одном из скверов, но по причине раскопок, в сквер мы не зашли. Но зато прекрасным продолжением экскурсии по музею стала фигурка сарматского оленя.

Увеличенная в сотни раз в сравнении с оригиналом, бронзовая скульптура даёт полное представление о работе сарматских ювелиров 6 тысяч лет назад.

Вот мы и дошли до дома N1 по улице Советской.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Здание бывшего летного училища, в котором в 1955–57 годах первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин осваивал азы управления самолетом.

Это здание было построено в конце 19 века для 2-го Оренбургского кадетского корпуса. В 1927 году здесь размещают летную школу, переведенную из Серпухова. В 1938 году, после трагической гибели Валерия Чкалова, закончившего в своё время Серпуховскую «летку», Оренбург переименовывают в Чкалов. В честь 50-летия со дня рождения летчика, в 1954 году, на высоком берегу Урала устанавливают его бронзовую 6-метровую скульптуру на 7-метровом постаменте. Вот она, в самом начале Советской, возле здания бывшего летного училища.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Сразу за памятником начинается спуск на набережную. С прогулкой вдоль реки мы повременили, внимание привлекло сооружение, напоминающее замок и крепостную башню одновременно.

В 1856 году по приказу губернатора В. А. Перовского было построено здание кладовой Оренбургского казначейства в неоготическом стиле. Только крепости этой вторым Форт Ноксом не суждено было стать. Уже в 1857 году крепостную башню стали использовать как гауптвахту. И содержались военные преступники здесь аж до 1970 года. Может, этим и объясняется идеальная сохранность здания. Ведь защищенность тюремных стен должна быть без изъянов. В 1983 году в освободившиеся помещения гауптвахты переехал музей истории Оренбурга. Перед зданием музея в тени дубов на лавочке с тетрадью и пером в руках отдыхает бронзовый А. С. Пушкин. Памятник был установлен к 150-летию пребывания поэта в Оренбурге.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

По красиво оформленной лестнице за памятником Чкалову спускаемся на набережную.

Продолжением лестницы является пешеходный мост в другую часть света. Река Урал — природная граница между Европой и Азией, и посередине моста установлены столбики, символизирующие пограничный переход.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Эту границу можно пересечь и по воздуху, в удобных кабинках фуникулёра «Европа-Азия».

К сожалению, на европейском берегу возле станции фуникулёра какие-то затянувшиеся земляные работы, и кабинки без движения зависли на своих берегах. До конца поездки ещё долго, в Азии задерживался не стали. Успеем туда, ведь «азиаты мы!» Да и европейский спуск к реке притягивает взгляд. Конечно, не Потемкинская лестница в Одессе, и не Чкаловская в Нижнем, но, согласитесь, красива!

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

На левом берегу Урала оборудован песчаный пляж, вдоль которого протянулась набережная. Выложенная плиткой, с аккуратными газонами, но с непременными атрибутами этого сезона в городе — строительными заборчиками.

Благоустройство продолжается и, уверен, по окончании работ набережная станет украшением города.

Поднялись наверх по помпезной лестнице и от памятника Чкалову свернули на Набережную улицу. Интересна топонимика в районе высокого берега Урала. Внизу, вдоль реки идёт просто набережная реки Урал. По верху кручи идёт улица Набережная, которая пятью (5!) Паромными переулками соединяется с улицей Берег Урала.

1 января 1822 года император Александр I своим Указом освободил жителей Оренбурга от воинского постоя. До этого солдаты и офицеры бесплатно проживали в семьях оренбуржцев, что вызывало недовольство горожан и «отсутствие увеличения жилого фонда»(о загнул — шедевр современной канцелярщины). Благодарные жители города уже в 1822 году установили памятник-обелиск императору на Александровской площади (сейчас сквер им. В. И. Ленина). Позже обелиск перенесли на самое видное место, где ныне высится В.Чкалов. В Советское время памятник императору, как враждебно чуждый, ликвидировали. В 2013 году, к 270-летию Оренбурга, обелиск в память об освобождении от воинского постоя был восстановлен. Сейчас он стоит буквально в 100 метрах от того места, где находился до революции.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

В самом благодатном для Российской империи 1913 году в Оренбурге проживало около 150 тысяч человек. Со слов В. Г. Бешенцева, в городе было 30 храмов, которые практически все за годы Советской власти были уничтожены. Градооренбургский Введенский собор, стоящий на высоком берегу реки Яик, был освящен в 1758 году. В 1931 году храм был полностью уничтожен. В 2003 году на территории, когда-то принадлежащей собору, была построена временная деревянная церковь в честь Табынской иконы Божией Матери. А в 2010 году на сохранившемся фундаменте исторического собора началось восстановление Введенской церкви. Спустя 10 лет и часовня-храм Табынской иконы, и новый Введенский собор открыты для прихожан.

Здесь я нарушу хронологию моих прогулок по городу. От Введенской церкви мы уехали в другой район города, но на следующий день вернулись практически сюда же. Если идти по набережной реки Урал дальше, то дойдем до автомобильного моста. На азиатском берегу стоит один из самых крупных обелисков Европа-Азия в стране. И он стал 35-м в моей коллекции сооружений на этой границе.
На европейском берегу этого моста установлена стела «Оренбург». Сложенные вертикально кубики с буквами и гербом города в обрамлении трёх казацких шашек.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Почему мы в первый день не прошли сюда? Недалеко от этих обелисков находится сад им. Фрунзе, где размещена экспозиция «Салют, Победа!» Огромная выставка с тематическими композициями и техникой вплоть до ракеты «Сатана». Планировал потратить на осмотр чуть ли не пол-дня. И вот с утречка, со свежими силами приходим к саду, а там… Грандиозная капитальная реконструкция. Сад закрыт.

Не будем расстраивается, а продолжим прогулку. Рядом с садом Фрунзе стоит, наверное, самая известная мечеть в Оренбурге — джума-мечеть Хусаиния. Построена она была в 1892 году татарским купцом Ахмет-баем Хусаиновым на свои средства. В 1930-е годы под лозунгом «Религия — опиум для народа» закрывали молельные дома всех конфессий. Не стала исключением и Хусаиния. В 1931 году мечеть закрыли. Возвратили её верующим в 1992 году. Сейчас её минарет — одно из самых высоких сооружений в этом историческом районе города.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

На улице Кирова, по которой мы идём, довольно много старинных каменных особняков разной степени сохранности.

Самым интересным, безусловно, является здание Главпочтамта.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2
В начале 20 века на средства купца Смочилина построен дом в стиле модерн. Первые два этажа предназначались под магазины. После революции дом использовался под квартиру Оренбургского казачьего штаба округа, чуть позже здесь обустроили главпочтамт.

В 1743 году, когда была построена Оренбургская крепость, она имела четверо ворот. Одни из них были Орские, дорога от которых вела в Орскую крепость. До нашего времени от крепости практически ничего не сохранилось. И вот в 2020 году на историческом месте, по сохранившимся эскизам и рисункам были воссозданы Орские ворота. Все, как у тех, исторических. «Ширина фасада ворот — около 8,5 метров, высота вместе с парапетом — 7,7 метра, высота въездного проёма — 4,2 метра, такой же была и ширина, длина проезда ворот — 11,7 метра». Декоративные зубцы, герб над воротами — все присутствует. Но подойти близко к ним нельзя. Историческое место находится на территории Оренбургского Президентского кадетского училища.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Незаметно мы дошли до храма, который с момента постройки закрывался только на 9 лет и был единственным, не разрушенным в годы Советской власти. Весной 1879 года по Оренбургу прокатились сильнейшие пожары. Участок земли в слободе Форштадт казаки решили не застраивать при восстановлении, а поставить здесь каменную церковь. В 1886 году, после трехлетнего строительства, однопрестольная, во имя Николая Чудотворца церковь была освящена. Строительство велось на пожертвования. На одном из присланных даров, напрестольном Евангелии, была надпись. «В церкви св. и чудотворца Николая Оренбургской казачьей станицы от атамана казачьих войск наследника цесаревича Николая Александровича 6 декабря 1883 года». Будущий император Николай II в. конце июля 1891 года во время своей поездки по Сибири и Уралу лично посетил Никольскую церковь, для которой ранее отправлял подарок.

На стене у входа таблички с надписями о том, что Никольский кафедральный собор посещали император Николай II и Патриарх Алексий II.

В 1910 году к церкви пристроили два боковых придела. В,1935 году храм все же закрыли. Утварь вывезли, сделали общежитие. В годы войны здесь хранились архивы НКВД. Весной 1944 года храм вновь стал действующим. С того времени по наши дни Кафедральный (им он стал в 1945 году) собор во имя Николая Чудотворца претерпел большие изменения.

Надстроена колокольня,

построены Богоявленский храм-крестильня,

водосвятная часовня,

действует воскресная школа, в 1995 году позолочены все три иконостаса.

Рядом с собором в 2005 году разбит сквер им. Владыки Леонтия.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Именно при этом человеке, возглавлявшему Оренбургскую епархию с 1963 по 1999 годы, собор приобрёл свой современный облик. В сквере установлены памятники героям Первой мировой войны

и оренбургскому казачеству.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Улица Чкалова, на которой стоит собор, вскоре плавно переходит в проспект Гагарина. Здесь расположен культурный комплекс «Национальная деревня». Именно сюда мы и поехали из центра в первый день.

Памятник Юрию Гагарину тоже в процессе реконструкции.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

А за памятником разместила свои усадьбы Национальная деревня. Это своего рода музей под открытым небом. 10 национальностей открыли двери своих подворий, чтобы оренбуржцы и гости города могли познакомиться с историей, культурой, кухней народов, проживающих в Оренбуржье.

Улочка начинается с фонтана Дружбы.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Ребятни, плещущейся в фонтане было мало, да и улица впереди была пуста. Червячок сомнений зашевелился в мозгу. Так и есть. Продавщица кваса все разъяснила. Грандиозный проект не выдержал испытания пандемией. Посетителей нет, работает лишь несколько заведений. Что ж, хотя бы снаружи посмотрим. Украинский двор. Закрыто.

Казахский двор. Никого.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Башкирский двор. Ворота открыты. Тишина.

Оренбургское подворье. Ворота и дверь в дом открыты. Ура! Заходим.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Внутри небольшая выставка товаров народных промыслов и магазинчик пуховых платков.

Белорусское подворье. Тишина.

Армянский дом. Тихо.

Татарстан. У входа кеги с холодным квасом. Пообщались, приобщились, сравнили. Не в обиду хозяевам, но наш каменский квас вкусней.

Прогулки по Оренбургу. Часть 2

Мордовия. Играет музыка, на летней веранде ресторана видны посетители. Кушать ещё нет желания, т.ч. проходим мимо.

Русский терем. Идёт грандиозная стройка, похоже, собираются возвести царский дворец. Все, окультурились называется. Первый день на этом закончился, отсюда поехали в апартаменты.

Да и отчёт по самому Оренбургу заканчиваю. Хронологию я менял, интересные увиденные объекты вроде все показал. Следующим утром покинули областной центр, впереди нас ждала главная цель путешествия — начало Уральского хребта.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия