Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:25

Державино, Тоцкое, Шарлык, Тугустемир, Бузулук — Россия Август 2021

Территорию Башкирии проскочили без остановок, на Стерлитамакские шиханы не заезжали, в другой раз как-нибудь. Да и вообще, пора уже от посещения родственных уголков Башкортостана перейти к подробному его изучению. Сами же шиханы виднелись где-то вдали, затянутые глубокой дымкой от степных и лесных пожаров. Только небольшие сопки недалеко от дороги говорили о том, что мы уже у южных отрогов Уральского хребта.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Синяя ниточка в навигаторе почти закончилась, свернули с трассы на проселочную дорогу и километров через 20, при въезде в село Тугустемир, перед нами открылся вид на шикарнейший храмовый ансамбль, стоящий на высоком холме.

Село это старинное, основано в 1794 году, когда местный помещик перевез сюда своих крепостных из-под Владимира. С названием, как было принято в старину, не заморачивались — назвали по речке. Понравилась мне легенда, объясняющая имя речки.

Когда-то в старину охотник-башкир потерял свои капканы. В глубокой печали ходил он по берегу реки и причитал:" Тугус-темир, тугус-темир…» — «Где вы, мои девять железок?.." Так речка и стала Тугустемиркой.

В 1852 году на средства титулярного советника Звенигородского Виктора Ивановича, в память об умершей от чахотки жене Екатерине Васильевне, в селе был выстроен храм св. Екатерины. Звенигородский считал, что храм должен быть самым лучшим. Проект был выполнен архитектором Константином Тоном, по чьему проекту строились Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Кирпичи изготавливали в соседнем селе, и люди по цепочке длиной в 3 километра передавали их из рук в руки. На четырех стенах фасада были установлены скульптуры двенадцати апостолов. Сейчас, к сожалению, осталась лишь одна, сильно поврежденная.

В советское время храм постигла участь большинства культовых сооружений. Купола с крестами снесли, апостолов разбили, внутри разместили зернохранилище.

В 1990-е годы храмовый ансамбль признали памятником истории и архитектуры 19 века, и началось его постепенное восстановление. 43-метровая колокольня уже приняла свой первоначальный облик. К сожалению, ни вечером, ни утром не удалось попасть внутрь, чтобы взглянуть на чудом сохранившиеся фрески. Видимо, у реставраторов какой-то особый график работы.

В полутора километрах от села, в полях, в одном из лесных островков из склона холма вырывается на волю родничок. Местные называют его серебряным. Верят, что в его воде присутствует серебро, в его чудодейственность и очень бережно относятся к нему. Выход родника из горы красиво облагорожен стенкой, сложенной из крупной гальки. На берегу небольшого озерца стоят лавочки. Деревянный трапик-лесенка ведет к небольшим мосткам, служащим купальней.

В лесочке неподалеку от родника мы и провели свою первую ночь в Оренбуржье.

Утром поступили, казалось бы, нелогично. Поехали не в Оренбург, до которого оставалось сотня километров, а повернули на запад, держа курс на Бузулук.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Хотя для меня это очень даже логично. Я ж круговые маршруты люблю, а из Оренбурга пришлось бы туда-сюда километраж наматывать или отказаться от какой-то части области.

В общем, едем мы спокойно среди бескрайних полей подсолнухов, склонивших уже свои головы от наливающихся спелостью семечек,

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

как вдруг возникшая стела при въезде в одно село заставила остановиться. Точнее, стела и биллборд.

Не знаю, может здесь, в мемориале, есть и музей поэта-героя, мы же постояли только у памятника.

Небольшое отступление. На душе было тепло от того, как в Оренбуржье чтут память о Великой Отечественной войне. Перед селами стелы с надписями, что это родина такого-то Героя Советского Союза, ни одного обелиска памяти погибших в неухоженном состоянии — чисто, прибрано, покрашено. И не только военные памятники. Свято хранится и память о предках. Чего стОит скромная плита где-то посреди степей, где и дороги-то нет.

Деревни нет, а память о ней жива…

Проехали по трассе поселок Шарлык и за ним свернули на проселок. Было время посмотреть на одну местную достопримечательность, заезд куда вызывал у меня сомнения при составлении маршрута. Поселок Луна. Здесь в начале 2000-х местный предприниматель построил ландшафтный парк, где все деревянные постройки выполнены в стиле древнерусских теремов. Думалось — очередной китч, аналогичный Сонькиной лагуне в Сатке. Но все познается в сравнении.

Подъезжаем к воротам древнерусской крепости.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Рядом небольшая парковка. Приветливые молодые люди на входе разъясняют правила нахождения в парке, обилечивают (300 рублей со взрослого), и мы заходим на территорию. Сразу у входа — небольшой птичник, где пава с гордой осанкой, как простая курица-наседка носится со своими цыплятами (или павлинятами?).

БОльшую часть территории парка занимает пруд, по берегам которого зеленая зона с лавочками, спортплощадками и деревянными теремами.
В пруду плавают лебеди.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Срубы теремов за полтора десятилетия потемнели, и чувства новодела не возникает.

Но здесь не архитектурно-этнографический музей. Выставленные кое-где старинные и под-старину вещи так, для антуража. Люди приезжают сюда отдохнуть от городской суеты, в основном, с детьми. Вот кому раздолье! Расставленные тут и там гипсовые фигурки сказочных героев не просто так, для мебели. Ребенок может потеснить на печке Емелю, посидеть верхом на лошадке или ослике или забраться к ним в тележки. И что интересно! Ни одного отрицательного сказочного героя. Ни тебе Бабы Яги, ни Кащея, ни Змея Горыныча. Даже Волк возле Красной Шапочки какой-то правильный.
Не знаю, какой восторг испытывают здесь детишки, мне парк понравился! Очень хорошее место для семейного отдыха. Один только минус — деревья долго растут. И когда столбик термометра почти дополз до 40-градусной отметки, найти тень довольно проблематично.

Как-то незаметно после Парка Луна доехали до Бузулукского района. Здесь пошли свои фишки. Отчего-то местость эта была привлекательна для семейств, чьи отпрыски во взрослой жизни стали знаменитейшими людьми России. Стелы-указатели на своротках к некоторым селам были отмечены особыми надписями. Как вот эта, например.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Село Державино было основано Романом Николаевичем Державиным в 1756 году. Сейчас уже трудно представить, что по родовой усадьбе, которая, увы, не сохранилась, мальчишкой бегал тот самый «старик Державин», что «заметил и в гроб сходя благословил» Александра Сергеевича Пушкина. После смерти мужа мать государственного деятеля и поэта выстроила в селе деревянную церковь во имя иконы Божьей Матери Смоленская. В 1784 году уже сам Гавриил Романович на месте обветшавшей деревянной начал строительство каменной, которая была освящена в 1796 году. Посмотреть на это немногое, что сохранили потомки в память о великом земляке, мы и свернули по указателю. Дааа… Такой дороги от Екатерининского тракта до имения Державиных в те времена точно не было! Асфальт, положенный без всякой подушки на глину, весь вздыбило, разорвало. По остаткам дорог, проложенных при СССР где-нибудь в степях Казахстана, ехать гораздо приятней. 8 километров лавирования между ям и ухабов показались вечностью. Во времена оные любой помещик выпорол бы, самое малое, своего управляющего за такую дорогу к усадьбе. Вот, наконец, и Смоленская церковь, признанная особой достопримечательностью Оренбургской и Самарской губерний еще в 19 веке.

Авторство проекта не установлено, но исследователи считают, что соавтором мог быть сам Г. Р. Державин, а консультировал его архитектор Н. А. Львов. Увы, двери уже были на сигнализации. Жаль, ведь немотря на то, что в советское время храм под какие только нужды не использовался, внутри сохранились старинные фрески. Некоторые из них писала первая жена Г. Р. Державина, с церковного благословления. Ведь в те годы женщинам было запрещено писать образа святых. На одной из сохранившихся фресок лицо ангела, изгоняющего Адама и Еву из рая, писалось с матери Гавриила Романовича. Иконостас до наших времен не сохранился. А ведь образа для него писал В. Л. Боровиковский — знаменитый портретист царского двора. Походив вокруг храма (калитка в ограде была открыта), поехали в Бузулук.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Указатели на трассе, тем временем, напоминали нам о других знаменитых людях. Вот Преображенка — родина историка Карамзина,

а вот неожиданно… В Воронцовке во время эвакуации 3 года маленький Володя Высоцкий жил со своей матерью.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©
В селе есть и комната-музей памяти Владимира Семеновича, но не свернули. Не думаю, что в 6 часов вечера нас там кто-то бы ждал.

Наконец-то Бузулук. Недолгий осмотр будет с утра, после дальней дороги в такую жарищу хотелось немного отдохнуть. Остановились мы в одном из микрорайонов, где и названий улиц-то нет, только номера домов, зато есть парочка церквей неподалеку и до ж/д вокзала недалеко, откуда можно стартовать с осмотром города.

Преображенская церковь.
С утра на захват и разграбление Бузулука мной было отведено три часа. Каким же я был наивным при составлении маршрута! Нет, однозначно надо будет как-то при оказии остановиться в этом городе хотя бы на сутки.

Бузулук был основан в 1736 году как крепость по охране южных рубежей Российской империи. Он помнит и армию Пугачева, и приезд А. С. Пушкина, сохранившиеса старинные дома могут рассказать о квартировавших в них бойцах М. В. Фрунзе и В. И. Чапаева, казаках атамана Дутова, войске адмирала Колчака. В годы войны здесь формировались чехословацкий батальон Людвига Свободы и Польская армия генерала Андерса. Но у нас получилось, как в строках песни одной группы:«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…» Хотя себя я мало виню, погода виновата. Обычно при осмотре городов машину «забываю» на парковке и спокойно гуляю. Здесь же из-за жары хотелось быстрей забраться в салон, под кондиционер и ехать, а не пешком ходить. Так мимо пролетели и деревянные домики в частном секторе, и несколько старинных каменных особняков. О том, что все-таки удалось увидеть, поделюсь с вами.

Удобней всего осмотр Бузулука начать от ж/д вокзала и двигаться в сторону центра. Напротив вокзала кафедральный собор Николая Чудотворца, построенный в 1908 году. В 1990-е годы собор полностью отреставрирован, восстановлена разрушенная в 1929 году колокольня. В этой поездке мне как-то везло со съемкой внутри храмов. На дверях табличек о запрете на фото не было, внутри отсутствовал народ.

Возвращусь к теме обелисков в память о Великой Отечественной. Напротив собора школа и памятник у входа. Скромный, но ухоженный. Последнюю строку стихотворения «… не докурив последней папиросы." не дописали, наверное, в свете борьбы с курением.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

В годы Гражданской войны за Бузулук шла отчаянная борьба. Ведь город был важным транспортным узлом. То колчаковцы, то красноармейцы Фрунзе, то казаки-дутовцы, то чапаевцы. Бойцам Красной Армии, погибшим в этих тяжелых боях, дальше по улице недалеко от школы еще в прошлом веке установлен памятник. Напротив, в 2012 году, бузулукчане установили обелиски в память о других земляках, погибших в 1920-е годы от голода, в 1930-е — во время репрессий и жертвам радиационных и техногенных катастроф.

В 1830-е годы в селе Михайловка Бузулукского уезда проживала крестьянская семья Овсянниковых. По слухам, ходившим в народе, их дочь, Евфимию, назвав «сосудом избранным», благословил Серафим Саровский. В 1835 году Евфимии Герасимовне были отведены земли на краю Бузулука для устройства женской обители. В 1860 году обитель получила статус монастыря., а Евфимия стала первой игуменьей.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©
К 1917 году 336 монахинь и послушниц, ушедших от мирской суеты, занимались здесь иконописью, вышиванием и шитьем золотом. В хозяйстве монастыря имелась мельница, пасека, фруктовый сад. В 1929 году монастырь закрыли на долгих 70 лет. Но главную святыню монастыря сестры спрятали и хранили все эти годы. Список Тихвинской иконы Божией Матери был подарен обители в 1847 году генеральшей Путятиной в Санкт-Петербурге.
И в наши дни в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь приезжает много людей, чтобы поклониться святыне и полюбоваться архитектурой монастыря.
По пути к центру города остановились в сквере Победы. Ухоженная аллея с непомпезными обелисками памяти погибших бузулукчан и Героев Советского Союза. Рядом памятник Матери солдата. Чуть поодаль — памятники пограничникам, морякам и десантникам всех поколений.
«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Как-то «удачно» попадаю я в этом году в городах на капитальное благоустройство. Камышлов, Пермь, теперь Бузулук. Где-то готовятся к юбилею, а где-то, видимо, нашлись деньги на облагораживание. Центральную улицу Ленина в Бузулуке решили сделать пешеходной. Соответственно, и небольшой бардак из-за этого. Старинные здания в городе сконцентрированы, в основном, в радиусе 2–3 кварталов вокруг центрального Троицкого парка. Раньше центральную позицию в парке занимал вождь мирового пролетариата. Памятник Ленину сейчас задвинули на задворки центральной площади.

(Вот ведь, дожили. Под памятником Ильичу пишем пояснения, кто это.) А на место Ленина в парке, когда-то носящем его имя, установили памятник основателю Бузулукской крепости Кирилову И. К. На постаменте барельефы Анны Иоановны, которая утвердила Оренбургскую экспедицию и Екатерины II, утвердившей Бузулук уездным городом. В 2016 году рядом с памятником была построена Троицкая часовня.
Т. к. подготовка к посещению Бузулука у меня оказалась слабенькой, то из старинных зданий мало что определил. С «коронными» достопримечательностями заминки не получилось. Это здание бывшей женской гимназии в псевдоготическом стиле, построенное в 1901 году и стоящая рядом водонапорная башня в том же стиле, выстроенная на 5 лет позже.
Идентифицированы были бывшее реальное училище, магазин купца Хохлова и дом купца Подрезова, где ныне краеведческий музей. Все эти дома начала 20 века.
Но и «неопознанные» домики тоже хороши!
Стрелки часов едва перевалили за полдень, а столбик термометра уже преодолел половину расстояния от +30 до +40. Бузулук, конечно, очень зеленый город, но тень не спасала. Надо искать прохладу. Где ее найдешь? В пещерах!

В нескольких километрах от центра Бузулука, на склоне Атаманских гор, существует пещерный скит. В 1820-е годы крестьянин села Тримихайловка Никита Лоскутов и казак Иван Гладышев стали искать место для уединения и молитвы. По образу пещер Киево-Печерской лавры выкопали скит. Так в недрах этих гор начался Спасо-Преображенский монастырь. В 1875 году в этих пещерах со старцами беседовал Л. Н. Толстой. После революции монастырь постигла стандартная участь того времени. Монахов репрессировали, пещеры взорвали, церкви и братские корпуса разрушили. В наши дни обитель возрождается. Восстановлены два тоннеля и несколько комнат монастырских пещер, заново построена церковь во имя иконы Всех Скорбящих Радость.

Приезжаем мы в это место. На склоне горы построенная в 1903, разрушенная в 1929 и воссозданная в 2007 году церковь. Внутри — никого.

Спускаемся по свежим бетонным ступеням под гору. Два входа в подземные тоннели с замками на решетках.
«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©

Потом подошедшая у храма женщина разъяснила, что по пещерам с экскурсией водит батюшка. Когда? Надо узнавать. Ну, что поделаешь, не удалось попасть в пещерный скит. Значит, судьба хочет, чтобы мы в этот день попали в другое очень интересное место.

В начале сентября 1945 года мир пересек опасную черту, когда США с неоправданной жестокостью взорвали атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Началась ядерная эра. Атомное оружие совершенствовалось, простых испытаний уже было недостаточно. К началу 1950-х годов Штаты провели несколько войсковых учений с применением ядерного оружия. В СССР Постановление Совета Министров о разрешении таких учений вышло только в 1953 году.

К сентябрю 1954 года на территории Тоцкого полигона сухопутных войск, что в 40 километрах от Бузулука, было сконцентрировано 320 самолетов, 600 танков, 600 БТР, 500 орудий, 6000 тягачей и автомобилей, 45000 военнослужащих. Шла подготовка к войсковым учениям под кодовым названием «Снежок». Командовал учениями Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. (Еще отступление. В Гражданскую в этих местах воевал В. И. Чапаев. На учениях в 1954 году артиллерией на Тоцком полигоне командовал сын Василия Ивановича, Александр.) Полигон этот был выбран не случайно. Рельеф и растительность здесь были характерны для европейской части СССР и стран Европы.

К утру 14 сентября все население близлежащих деревень было эвакуировано. Личный состав войск в средствах индивидуальной защиты занял свои места в 380 километрах траншей. В 9.33 бомбардировщик Ту-4 с высоты 8000 метров сбросил атомную бомбу мощностью 40 килотонн, которая взорвалась на высоте 350 метров над землей. Через три часа после взрыва прозвучал сигнал атаки и войска в противогазах на БТРах проследовали через эпицентр взрыва. Результаты учений были засекречены, с участников взяты подписки о неразглашении.

Вот на этот полигон, в эпицентр того взрыва, где установлен обелиск, я и стремился попасть. Странная штука. Вроде режимный объект, а навигатор без лишней задумчивости рисует маршрут до самой точки. Правда, не от Тоцкого, а кругалями, с заездом на объект с севера. С трассы сошли быстро, начались щебеночные проселки от деревни к деревне. Потом свернул и с этого грейдера, пошла полевая дорожка. Песок, как в пустыне. Финиш все ближе, а никаких заборов, шлагбаумов, сеток и проч. И вот впереди небольшие холмики образуют что-то типа круглого котлована, или огромной (с километр в радиусе, наверное) воронки. И на дне — памятники. Их здесь даже два. Первый стоит на склоне. Три арки с колоколами. В основании — памятные таблички.

Второй — внизу. Видимо, постарше и в самом эпицентре. На нем лишь сжатая информация.
Да уж, какой же силы был здесь взрыв, если даже спустя 60 с лишним лет не выросло практически ни одного деревца. Выгоревшая на солнце трава, да шары перекати-поле, гоняемые ветром по полевой дороге…
Удивительно, но и в этой пустыне мы были не одни. Когда подъехали, здесь стояла машина с самарскими номерами. Спросили у ребят, как лучше на трассу попасть. Посоветовали ехать в противоположном направлении к тому, как мы приехали. Спустя некоторое время двинулись по их следам. У родника, курируемого Министерством Обороны, вновь встретились.

«Мимо ехал, мимо мчался славный город Бузулук…»©
Уже было понятно, почему навигатор вел кружным путем — сейчас ехали по территории полигона. У КПП проблем не возникло, хотя и опасался, выпустили.

Дальше дорога вела нас в сторону границы с Казахстаном. Места те крепко связаны с казачеством, Емельяном Пугачевым и пребыванием А. С. Пушкина в Оренбургской губернии. О последовавших там встречах и впечатлениях — в следующей части.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия