Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Гагра — Абхазия Март 2021

Вы слышали о таком направлении как «индустриальный туризм»? Это часть молодежной культуры, где прогулки по крышам, подвалам и всяким городам-призракам возведены в ранг искусства. Им увлекаются те, для кого заброшенная фабрика или завод не повод лишний раз обругать правительство, а интересная точка для исследования.

Абхазия, которой больше нет...

Туры по заброшкам они организуют исключительно с целью получить эстетическое удовольствие. Ну и еще возможно чтобы немного пощекотать себе нервы. Это направление туризма, кстати, очень популярное. И у нас, но особенно в западном мире. На английском оно зовется urban exploration или просто urbex.

Фильмы об урбанистических заброшенных пейзажах снимали и Антониони, и Тарковский с его легендарным «Сталкером» — иконой субкультуры, и Люк Бессон, и даже Данелия. У меня есть для их последователей крутая съемочная площадка — заброшки Абхазии.

Абхазия, которой больше нет...

Тишина, забвение, особенная атмосфера. Природа, которая сантиметр за сантиметром берет свое — этакий мир пост-апокалипсиса. Там, где красиво, но грустно и тихо-тихо.

Вот вы знаете, я ни в коем случае не претендую на лавры диггеров или фанатов прогулок по территориям «Осторожно, обвал». И лишний раз проверю балкончик на прочность, перед тем как тронуть перила. Но есть в этих заброшенных руинах, удивительных сооружениях, хранителях блистательного прошлого некая магия. Не во всех, разумеется. Идти осматривать закрытый мукомольный завод или текстильную фабрику я вас не зову. Выбрала для читателей 4 самых красивых и необычных арт-объекта в Гагре в заброшенном виде.

Спойлер: спешите увидеть, кое-что уже понемногу реставрируется!

Замок принца Ольденбургского

Начнем с самого исторического. Давным-давно, а вернее в конце 19 века, когда на месте Гагры были болота, лихие орды горцев и комары размером с кулак, сюда приехал самый настоящий принц, Александр Ольденбургский. Наверное, он умел мыслить глобально, раз вмиг представил себе и парк, и курорт, и рестораны с отелями на берегу моря. А еще красивый модерновый дворец.

Абхазия, которой больше нет...

Во дворце жили принц с супругой, тут они принимали гостей. А в соседнем ресторане «Гагрипш» торжественно объявили об открытии курорта Гагра. Ресторан кстати живет и очень вкусно кормит по сей день, а вот от дворца осталось немногое.

Абхазия, которой больше нет...

Башню, подвалы, каменные балкончики, затейливые круглые окна можно осмотреть, если дать на лапу смотрителю 100 рублей. Может уже 150, но больше не давайте. Прогулка по его территории любопытная, но я вам покажу места и покруче.

Заброшенный санаторий «Грузия»

Если дворец принца самая историческая, то невероятный корпус санатория «Грузия» можно назвать самой величественной заброшкой Абхазии. По красоте и помпезности это близкий родственник нашего санатория имени Орджоникидзе, что в центре Сочи, на Курортном проспекте. Только в сочинском комплексе вы мало что увидите, кроме фасадов, а тут можно заглянуть абсолютно везде. Это Абхазия, детка!

Абхазия, которой больше нет...

Центром курортной жизни в Гагре 1960-х годов стал санаторий «Грузия». Роскошный образец сталинского ампира, который значительно опередил свое время инновационно. Он такой огромный, что местами даже рубили скалы, чтобы вписать дворец в горный рельеф.

Результат того стоил: вы только посмотрите на это великолепие. От него осталось немногое, но лепнину, паркет, витые лестницы, кафель в голубой цветочек в ванных комнатах, балюстрады и актовый зал можно оценить и по сей день.

Абхазия, которой больше нет...

Также, как и роскошный вид на лазурный берег с кипарисами, пальмами, плантациями мандарин. Преимущественно ради него и стоит найти беломраморный дворец и заплатить за вход сторожу.

Зимний театр

Красивая заброшка, известная всем советским киноманам — Зимний театр в Гагре. Его построили в послевоенную эпоху, и при СССР тут показывали театральные постановки и кино. Если верить табличкам, здание на реставрации…

Абхазия, которой больше нет...

Видимо, на этом этапе деньги строителей закончились, все остальное в страшной разрухе и руинах. Найти Зимний театр очень просто, узнаете его по красивым классическим колоннам и треугольному портику. Охраняют вход золотые (зачем?!) львы.

Абхазия, которой больше нет...

Кстати, вот тут, на месте диких джунглей, некогда располагалась сцена Летнего театра.

Прямо напротив популярнейшая достопримечательность Гагры, белоснежная Колоннада. Ее знают абсолютно все. Вход в Зимний театр свободный и бесплатный, но будьте аккуратны. Смотреть надо и вверх, и по сторонам, и под ноги.

Дача Нестора Лакобы

Если предыдущие мои локации известны и немало, дачу Нестора Лакобы знают только редкие знатоки. Не думайте, что мы среди них, узнали совершенно случайно. О необычной достопримечательности рассказал сторож «Грузии», неопределенно махнув рукой направление. Но место, по его описанию, выходило любопытное, а солнечный мартовский день так и манил отправиться за приключениями. В общем, в путь!

Абхазия, которой больше нет...

Это Абхазия — тут вам карты плохо помогут. Зато есть местные жители, и худо-бедно мы нашли заветную лесенку. Вкратце путь выглядит так: вам нужна развилка между проспектом Ардзинба и поворотом на федеральную трассу. Переходите мостики через реку Гагрипш, мимо туннеля, смотрите по сторонам и особенно вверх.

Тот самый поворот, туннель и санаторий «Грузия» напротив

Как увидите красивый особняк на горе и вот такую каменную лестницу…

Абхазия, которой больше нет...

Значит пришли. Особняк был домом для массажистки Его Высочества принца Ольденбургского, потом резиденцией первого лица республики, Нестора Лакоба. Партийной дачей, и местом отдыха сильных мира сего. Тем более печальна его участь сегодня, где в отличии от прочих абхазских заброшек речи о восстановлении не идет.

Так что приезжайте сейчас — увидите и бильярд, и паркет, и ванные комнаты власть имущих, пережившие 100-летний юбилей. Я об этом обо всем писала совсем недавно.

Абхазия, которой больше нет...

П.С Рассказать, где еще в Абхазии проникнуться духом времени, если в Гагре вы все-все знаете и видели?

Цикл материалов "Чем измерить Сочи:)"

1. Автопробег по весне
  2. В вашем Сочи все дорого!
  3. Где погулять в Сочи: Красивый маршрут по центру на 1 день
  4. Агурское ущелье и мы: к водопадам, каньонам, орлам и Прометею
  5. Пять живописных водопадов в Сочи и окрестностях
  6. Когда Сочи на ладошке: Башня на горе Ахун
  7. Терем из русских сказок — Кафедральный собор князя Владимира в Сочи
  8. История одного парка: дивная «Ривьера» в Сочи
  9. Красивое место с историей: парк «Южные культуры»
  10. Не-сезонная Гагра: рай для дауншифтеров и искателей прекрасного
  11. Портал в прошлое: Заброшенный санаторий «Грузия»
  12. Текут ручьи: прогулка по Змейковским водопадам
  13. Троице-Георгиевский женский монастырь - красивая обитель в горах Сочи
  14. «В Сочи выпал первый снег» посвящается…
  15. Дача Нестора Лакоба в Гагре: массажистка, нарком и забытый бильярд
  16. Абхазия, которой больше нет...