Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 25 апреля 21:01

Дивногорье, Костёнки, Воронеж — Россия Апрель 2021

Дивногорье

Дивногорье — одна из самых раскрученных достопримечательностей Воронежской области.
Добраться из Воронежа можно двумя маршрутами:
— по трасе Дон, потом мимо Лиски до Пухово, а потом до станции Дивногорье. Всего 140 км.
— по дороге на Острогожск, потом до Пухово, потом до Дивногорья. Всего 160 км.
Мы выбрали первый вариант по трассе Дон, рассудив, что по хорошей дороге быстро долетим. К трассе Дон претензий никаких — дорога великолепная. А вот потом началось… В назад решили ехать через Острогожск…

Как и почти все предыдущие достопримечательности, туристический сезон в Дивногорье еще не начался, поэтому ходите сами, смотрите, что хотите, с тропинок не сходите, чистоту не нарушайте. Ну, собственно, нам этого и надо.

Про Дивногорье мы читали и фото видели, поэтому размер Див и их количество стали для нас неожиданностью.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Я-то думала, что «ого-го», а оказалось «а почему так ма…» — вот что значит завышенные ожидания!

По металлической лестнице поднялись к пещерной церкви. Внутрь без экскурсии не пускают, а экскурсии еще не проводятся — все после 1 мая! Но на фоне синего неба смотрится красиво!

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

И белые останцы тоже эффектные!

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Площадка перед церковью совсем маленькая, поэтому поднимаемся дальше наверх.

Вот он, простор!

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Про Маяцкую крепость мы прочитали на стенде — от самой крепости остались только холмы. Спуститься ближе к обрыву и реке нельзя — тропинки перегорожены веревочками и запрещающими надписями.
Хотели по сухой травке обойти, так тоже предупреждение стоит.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Шутка, конечно, хорошая, но 2-х гадюк в разных местах мы видели. Одна перед нами дорожку переползла, другая — по склону возле лестницы проскользила. Так что по траве решили все же не ходить — наступишь еще на нее случайно, а она обидится и тяпнет.

Геолого-палеонтологическая экспозиция «Детство Земли»» — ну это совсем для детей, хотя посидели-отдохнули мы там хрошо.

И все-таки свою порцию удовольствия мы получили. Во-первых, погода наконец-то отличная выдалась. Вроде и солнышко светит, но бегущие тучки все время меняют освещение. Поэтому можно просто стоять и смотреть на одно и то же место, и оно все время будет разным.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Во-вторых, красота вокруг все-таки!

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В-третьих, весна, природа пробуждается. Ящерки бегают.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В низинках уже зелено, а на плоскогорье — травка сухая. Я таких цветочков никогда наньше не видела. Сначала даже засомневались, что настоящий.

А потом целую цветущую полянку встретили. Горицвет это. Он же — адонис.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

После прогулки подкрепились в кафе рядом со станцией — вкусно. А еще нам очень обрадовались — посетителей-то в несезон мало! А может быть они всех так радушно встречают.

Назад возвращались через Острогожск — дорога хорошая, надо было сразу по ней ехать.

По дороге еще меловой карьер увидели.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В целом поездка удалась: отпуск, хорошая погода и красивые виды. И не надо ожидать слишком многого, надо наслаждаться тем, что есть!

Костенки

После того, как наслушались вживую и на YouTube лекций Дробышеского и Судариковой, Костенки включили в число мест для посещения. Да вот незадача — музей работает только летом, а летний сезон начинается… Правильно, 1 мая.
Облом. Вычеркиваем.
И вдруг 22 апреля читаю новость, что поскольку музею в Костенках исполняется 30 лет, то 24 апреля у них открытие сезона и праздник.
А мы из Воронежа утром 25 числа уезжаем. Успеваем съездить в последний день нашего пребывания в Воронеже, да еще и на праздник попадем!

Хотя мы бы предпочли в одиночестве по музею походить…

Итак, 24 утром едем в Костенки. До музея едем по навигатору и указателям. Но доехать удалось только до магазина — ДПС-ники перекрыли дорогу, и дальше к музею не пускают.
И экскурсионные автобусы тоже. Паркуйтесь, где найдете, а дальше пешком. У нас-то машинка маленькая, на любой пятачок влезет, а вот автобусям тяжко пришлось.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В ожидании начала праздника походили по сувенирным лавкам возле музея. А потом подумали, что пока представление на улице будет, можно в музей сходить. А то музей-то маленький. Когда в него экскурсионные автобусы загрузятся, совсем ничего не видно и не слышно будет.

Таких умных у входа нас пятеро собралось -на пятерых и купили экскурсию.
Без экскурсии делать нечего! Потому что это не музей как таковой, а законсервированный раскоп.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Полы специально настелены на опорах, чтобы не «тревожить» экспонаты в земле. В любой момент по требованию ученых полы на опорах могут быть демонтированы, и работы продолжены, потому что раскоп не до конца раскопан и описан.

Без экскурсии вы просто увидите горы костей, а экскурсовод расскажет, какие ямы использовались в качестве холодильников, какие, в качестве «поленицы» и, наконец, какие кости служили основанием стен, а какие использовались вместо кольев в конструкциях, сходных с юртами и вигвамами.

Про холодильники речь вполне серьезно идет. В палеолите в этих местах была холодная степь, в сотне километров начинался ледник, а температура зимой опускалась до -30. Летом тоже жары не наблюдалось. Так что никто в набедренных повязках не бегал, а одевались во вполне себе теплые меховые одежды (штаны, куртки, комбинезоны) и сапоги.

Жилища отапливались костями добытых животных, поскольку деревьев в данной местности не водилось. Представляете, какой запашок стоял! Зато тепло.

Ну и добытого мамонта за раз не съесть, поэтому для хранения использовались ямы за пределом обогреваемого жилища и лЕдники.

Мамонт Степан — звезда музея в Костенках. Это, конечно, кукла. Настоящего в нем — только шкуры с шерстью яков, с вплетенным конским волосом — ну не водится сейчас животных с такой длинной шерстью!

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Голова у мамонта тоже сделана «чтоб красивее было». На самом деле голова была очень тяжелая, и крепилась в выросту-горбу на спине. Поэтому так высоко поднять голову мамонт не мог — он травкой питался. Но все равно Степан хорош.

Еще в музее много отщепов, фигурок палеолитических Венер, укашений, орудий.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

Но все это требует рассказа и пояснений. Экскурсия реально очень интересная!

Палеолитических стоянок в Костенках много — на макете они отмечены и пронумерованы.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В пещеры возят вот на таких машинках — договориться труда не составит.

Мы не стали больше никуда заезжать по причине дождя и холодной погоды.

Понравилось? Однозначно! Ехали не за видами, а за знаниями. В принципе можно все посмотреть в выложенных на YouTube роликах и лекциях, но на месте интереснее.

Зверопитомник «Червленый Яр»

Находится он на самой окраине Воронежа возле плотины водохранилища.

Апрельские покатушки. По окрестностям Воронежа

В общем то это зоопарк, но в сосновом бору. Животные, в основном копытные, живут в вольерах с деревьями, травку щиплют не только из кормушек, но и произрастающую естественным образом.

Передвижение — по экотропе.

Повеселили предупреждения для посетителей:
«Пальцы в вольеры не совать. Штраф — 1 палец»,

«Лама умеет плеваться. Научили посетители» и т. д.

На входе было объявление, что фотографировать нельзя — я честно зачехлила фотоаппарат. В конце концов впечатления все равно с нами остаются.