Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 7:39

Рамонь — Россия Апрель 2021

Первое место, куда мы отправились из Воронежа — Рамонь.

Конечно, основной достопримечательностью Рамони является дворец Ольденбургских — не так много замков можно встретить в наших краях.

Апрельские покатушки. Рамонь

Парк перед дворцом красивый: красиво подстриженные кусты, клумбы цветочные, правда без цветов пока.

Рядом высится водонапорная башня.

Апрельские покатушки. Рамонь

Сам дворец выглядит хорошо только снаружи.

Апрельские покатушки. Рамонь

Реставрация идет давно и очень неспешно — к настоящему времени отреставрирован только подвал в основном здании и первый этаж Свитского корпуса.

Апрельские покатушки. Рамонь

Посещение и экскурсии в эти 2 помещения оплачиваются раздельно. Но в день нашего посещения Свитский корпус был закрыт, поэтому выбора у нас не было.

Экскурсия по подвалу замка носит название «На службе Отечеству» и повествует о славном роде Ольденбургских.
Сразу скажу, что без экскурсии в замке делать нечего — подвал он и есть подвал, было бы странно, если бы он поражал роскошными интерьерами. Экспонатов много, но все они требуют пояснения. А если Вы и так все знаете, то посещение теряет смысл.

Апрельские покатушки. Рамонь

Экскурсии проводятся по расписанию. К назначенному времени набралась группа, состоящая из меня и моего мужа. Вот для нас двоих экскурсию и провели. Расспрашивать можно было неограниченно. Мы специально Ольденбургскими не интересовались, поэтому рассказываю то, о чем услышали на экскурсии.

Первой владелицей замка была княгиня Евгения Ольденбургская — особа царских кровей, приходившаяся племянницей царю Александру II.

Апрельские покатушки. Рамонь

По одной из версий, имение она купила на собственные деньги, по другой — получила в подарок от царя за заслуги в ходе Русско-Турецкой войны на Балканах. А заслуги были немалые: помимо больших пожертвований, она контролировала организацию работы сестер милосердия и обеспечения госпиталей всем необходимым.

Хозяйка замка любила охоту. Чтобы охота была удачной, княгиня Ольденбургская организовала кордон-зверинец и завезла в эти места бобров и благородных оленей — их потомки до сих пор обитают в Воронежском заповеднике.

В придачу к имению и большому участку земли в распоряжеии Евгения Ольденбургской оказалось сахарное производство, которое прибыли не приносило.

Вот я раньше думала, что Воронеж — это центр Черноземья. Оказалось, что черноземы находятся восточнее, а в Рамони земли бедные.
Чтобы повысить урожайность, на полях, принадлежащих Ольденбургским, был введен (понятно, что не сами придумали, а привлекли толковых агрономов) 8-летний цикл обработки земли: сначала сажали бобовые, потом клевер, потом еще что-то, и только на 8-й год — сахарную свеклу. Было 8 полей, на которых высаживались растения со сдвигом на 1 год.

Хотя свеклой засевали только 1 участок из 8, урожайность была высокая, ее вполне хватало на обеспечение сырьем сахарного завода и шоколадной фабрики.

Все, что выращивали на «несвекольных» участках тоже шло в дело.

По словам экскурсовода в отходах числились только обрезки картона от упаковки, да и те умудрялись продать.

Хоть имение и пришло в упадок и было продано за долги после пожара на складах шоколадной фабрики в 1905 году, но задел остался — дорога к замку проходит по территории поселка ВНИИСС (Всероссийский НИИ Сахарной Свеклы).

Основное здание сахарного завода сейчас в развалинах.

Апрельские покатушки. Рамонь

Мужчины рода Ольденбургских, высшее дворянство, тоже не сидели сложа руки.

Петр Александрович Ольденбургский, сын Евгении и Александра Ольденбургских, в годы Первой мировой войны был назначен Верховным Начальником санитарной и эвакуационной части русской армии.

Историческая справка:
В ноябре 1885 г. своей взбесившейся собакой был укушен офицер гвардейского корпуса, которым командовал принц А. П. Ольденбургский. По распоряжению и на средства Александра Петровича, офицера (в сопровождении военного врача Н. А. Круглевского), направили в Париж для лечения, в лабораторию Луи Пастера, где первые прививки были проведены лишь за несколько месяцев до этого. Круглевскому было также поручено ознакомиться с приемами приготовления «яда бешенства». Тогда же, с целью распространения в России открытого Пастером «способа борьбы с водобоязнью», Ольденбургский поручил ветеринарному врачу К. Я. Гельману осуществить опыты на кроликах, зараженных бешенством.
Работа началась 13 июня 1886 г., а спустя месяц «Станция предупредительного лечения водобоязни по способу Пастера» была официально открыта.
В 1888 г. в Париже был открыт Пастеровский институт. Вскоре и в Германии создается Гигиенический институт народного здравия, руководимый Р.Кохом.
Такой же институт в России задумал и Ольденбургский. Принц обратился к Александру III, и 2 ноября 1888 года было получено «соизволение» на учреждение при состоявшей под попечительством принца с 1881 года Свято-Троицкой общины сестер милосердия заведения, подобно существующему в Париже институту Пастера, «без отпуска средств от казны».
После получения разрешения императора, Ольденбургский приобрел на личные деньги на Аптекарском острове участок земли с несколькими постройками. Главной задачей института предполагалось определить изучение причин возникновения различных инфекционных заболеваний и разработку способов рациональной борьбы с ними. 8 декабря 1890 года институт был освящен и торжественно открыт. Ему было пожаловано название «Императорский Институт Экспериментальной Медицины», а принц А. Ольденбургский назначен его попечителем.

Помимо медицины Ольденбургские занимались гальванопластикой (в музее выставлен макет электролизной ванны), геологией (в экспозиции представлен минерал, открытый одним из представителей династии) и еще много чем.

Если верить нашей классической литературе, дворянство либо воевало, либо развлекалось на балах и наносило друг другу визиты. А сходишь в музей — окажется, что много всего полезного после себя оставили.

Ольденбургские сделали Рамонь знаменитой, но были «пришлыми».

А есть человек, уроженец Рамони, имя которого сейчас не на слуху — это Сергей Иванович Мосин, создатель знаменитой «трехлинейки».

Апрельские покатушки. Рамонь

Винтовка Мосина — является наиболее массовым отечественным стрелковым оружием начала ХХ века:

— Первая мировой войны: к началу войны на вооружении стояло более 4.5 млн винтовок;
— Великая Отечественная война: выпущено более 11 миллионов винтовок и карабинов, созданных на базе винтовки Мосина.

Винтовка Мосина была принята для перевооружения русской армии в 1891 г.
Не все ее детали были изобретены Мосиным — обойма была выполнена по идее Нагана. Поэтому при утверждении образца винтовка не получила имени ее конструктора в официальном названии, а была названа «русской 3-линейной пехотной винтовкой образца 1981 года».

Ну и для любителей природы: на небольшом отдалении от дворца есть смотровая площадка «Столбик», с которой открывается красивый вид на реку Воронеж.

Апрельские покатушки. Рамонь

Мы не стали подъезжать к самой площадке по причине мокрой дороги, а оставили машину на асфальте у ближайшего дома.
Холм продувается всеми ветрами, зато видно во все стороны.