Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 15 апреля 7:59
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Торжок — Россия Май 2021

Многие слышали шутку «Нет некрасивых женщин, есть мало водки недофинансированные». Вот и с городами та же история.

Торжок… Название городка, как говорится, на слуху, наравне с другими малыми историческим городами, вроде Суздаля, Переславля-Залесского, хотя, они и в другой губернии. И название-то какое – ласковое, доброе, маленькое.

Торжок. Нет некрасивых городов

Это сейчас он крохотный провинциальный городок, потрепанный веками, забытый властями.

А когда-то Торжок, а ранее город Новый Торг — крупный торговый узел, скажем так, созданный новгородскими купцами в X–XI веках на пересечении речных и сухопутных торговых путей.

Площадь  9 января, в прошлом Торговая
Площадь 9 января, в прошлом Торговая

Город был и защитником новгородских земель, и разменной монетой в княжеских междоусобицах. В результате чего неоднократно разорялся, но вновь и вновь восстанавливался благодаря своему удобному торговому расположению. Хоть и принято Торжок называть Торжком, но по сей день местные жители кличут себя новоторами, и в обиходе используется прилагательное «новоторжский». Впрочем, дабы не заниматься перепечатыванием исторических справок, перенаправлю Вас на сайт про Торжок . Он будет полезен и при планировании турпоездки в этот удивительный город.

Торжок. Нет некрасивых городов

Когда-то став счастливыми обладателями авто, мы периодически по выходным начали выезжать по городам и весям неподалеку от Москвы. Торжок все никак не попадал в наш маршрутный лист. Шли годы… Тут в Москве, вернее уже в Подмосковье, на пересечении МКАДа и Ленинградского шоссе началось бурное строительство ТРЦ «Торжок», по центральным телеканалам шла активная реклама, веселая и задорная, яркая, нарядная. Муж все посмеивался, мол, если не ты в Торжок, то, вот, он сам пришел :)). Но увы и ах, так и не запущенное в эксплуатацию громадное разноцветное здание торгового центра уже многие годы стоит за строительным забором, ветшает, зарастает деревьями… Чуть позже станет понятно, почему мне вспомнилась эта история.

Так вот и в моих представлениях и видениях Торжок был этаким нарядным городком с картинки. Собственно, так оно и есть при правильных ракурсах

Торжок. Нет некрасивых городов

Но все чаще и чаще стали попадаться туротзывы таких же, как и мы, рядовых созерцателей всевозможных красот и достопримов, о печальном состоянии города, о разрухе и запустении. Ехать туда как-то уже расхотелось.

Ул. Красная Горка.

Пару лет назад, народ на турсайтах стал рассказывать об активных работах по благоустройству и реставрации Торжка, что вот-вот, и город превратится в сказочную шкатулку, в музей под открытым небом. В СМИ периодически звучали громкие обещания о приведении богатого историко-архитектурного наследия города в надлежащий вид, озвучивались выделенные суммы. Вот же ж, дело-то пошло! И в нынешние лихие пандемические времена на выгул в майские праздники я дала направление семейству «На Торжок!». Наверное уж, привели в порядок мою давнюю мечту.

Вид на облагороженную Тверецкую набережную с ныне благоустраиваемой (надеюсь, еще не забросили) Новгородской набережной

Конечно, мы не ждали от крохотного Торжка какого-то прилизанного лоска и богатого блеска, даже с учетом наобещанного с экрана телевизора. Провинциальные городки как раз и привлекают к себе своей простотой, деревенским шармом, так любимым жителями шумных мегаполисов.

Торжок. Нет некрасивых городов
Когда-то на этом склоне был обустроен городской бульвар - излюбленное место для прогулок. Со скамейками и беседками

Надо отдать должное, кое-что, все-таки, достойно выглядит. Подчищено, подправлено…

Торжок. Нет некрасивых городов

Но… тут же рядом, нет, не на окраине где-то, а в самом что ни на есть центре города, полный разгром. Вот, например, комплекс Путевого дворца с прилегающей к ней площадью Революции, бывшей Дворцовой, который обозначен во всех путеводителях по Торжку. Дворец был построен по указу Екатерины II в. 1776 г. Проект оказался настолько удачным, что он стал образцом для других подобных дворцов по Московско-Петербургскому тракту.

За забором в глубине прячутся руины Путевого дворца
Площадь Революции, в прошлом Дворцовая. Архитектурный ансамбль прилегающих зданий создавался одномоментно с Путевым дворцом

Создалось впечатление, что оно, вроде как, что-то в городе делается-делается

Ул. Степана Разина

и… не доделывается.

Вот тут-то и вспомнилась история с недостроенным ТРЦ «Торжок». Совпадение? Линия судьбы? Карма?

И, все-таки, Торжок нам полюбился! Есть в нем какая-то аура сердечности что ли, доброжелательности.

Торжок. Нет некрасивых городов

Гостей там любят и ждут. Уж не знаю, что на нас так подействовало, но мы накупили всякой-всячины на сувенирном развале, чего с нами не случалось со времен первых турвылазок как по стране, так и в загранке. Ну, помните, когда по сувениру каждому родственнику, плюс только здесь производимого чего-нибудь, а еще вон ту симпатичную штучку и т. д. и т. п. :)). Сейчас из поездок домашнее хозяйство, как правило, пополняется лишь памятным магнитиком на холодильник. А тут, прямо-таки, разгулялись, не иначе, как колдовство какое. Да-да, наторговать поболее :))

Торжок. Нет некрасивых городов

Есть в городе свой Топ достопримечательных мест, рекомендуемых к посещению.

Мы, конечно, все не осмотрели. Да, признаться, и не стремились. Семейство наше уже давно отошло от «постановки галочек», мол, есть пункт — надо быть. Да и учитывать интересы нашей разношерстной компании по половому и возрастному признаку приходится (дочери 10 лет, сыну — 9). Ага, кому поесть, кому попить, кому денежку потратить… Ну, еще надо попрыгать-поскакать, камни-палки пособирать :))

Вот, и в этот раз совсем не по музейному плану получилось: тема Торжокского золотного шитья моих спутников не заинтересовала, как и пушкинская (Пушкин, как известно, неоднократно бывал в Торжке), так что музеи остались за кадром. Ой, ну, и ладно. Мало что ли интересного я уже приметила :)). Мы просто пошли, куда глаза глядят. Мои глаза.

Ул. Бакунина

А мне хотелось поближе посмотреть на все эти возвышающиеся над городом церковные купола. Где-то маленькие и стройные, где- то огромные и величественные. О некоторых увиденных памятниках храмовой архитектуры я уже рассказала в отдельной заметке «Торжок. Великое в малом».

Ул. Ломоносова

А мы заглянем в Новоторжский кремль. В нем мы зависли ой как надолго.

Торжок. Нет некрасивых городов

Кремль — это укрепленная часть города в средневековой Руси, за стенами которого в случае нападения врагов могли укрыться жители ближайших посадов; это место, откуда, как правило, и брал свое начало город, рос и ширился. Вот и в Торжке был свой кремль. До наших дней он не сохранился, деревянные стены кремля с 11 башнями полностью были уничтожены во время разрушительного пожара 1742 года. А то, что мы сейчас видим, это даже не восстановленные стены, а, скорее, имитация стародавних строений. Все это дело входит в состав Всероссийского историко-этнографического музея

Торжок. Нет некрасивых городов

На территории кремля в настоящем проводятся самые разные мероприятия, как исторической направленности, так и развлекательной. Надо только знать расписание, что в современный век технологий легко сделать на официальном сайте, например. Стоимость входного билета 50 р., дети до 16 лет бесплатно. Есть экскурсионное сопровождение, но мы обошлись.

Сначала меня было охватило некоторое недоумение, и чего это такого интересного на этом пустыре?

Торжок. Нет некрасивых городов

Ан нет, если приглядеться внимательнее, то очень даже много любопытного.

В общем, это оказалось то, что нужно для непоседливой братии.

Торжок. Нет некрасивых городов

А тут еще выставка доспехов и оружия. Конечно, все это не настоящее, не древне, а современные реплики. Зато можно все трогать, примерить и даже устроить бой. Круто! Мальчики наши, да и девочки тоже «навоевались» :)

За символические 100 р. можно пострелять из арбалета. Все, как полагается: инструктаж, меры безопасности.

Торжок. Нет некрасивых городов

И да, ребята-сотрудники — большие молодцы! Действительно увлеченные люди. Не устают каждому рассказывать, показывать, объяснять.

Детям «войнушка», а маме? А маме красивые картинки

Все прямо, склон косо :)
Торжок. Нет некрасивых городов

Кремли традиционно ставились на высоких местах для защиты, ну, и обзорности, конечно. Так что для современных любителей пейзажных фото на высоком холме древнего Новоторжского кремля просто раздолье. К тому же и смотровая площадка имеется

И если по каким-то причинам Вы не попали на смотровую площадку в Свечной башне Борисоглебского мужского монастыря, находящегося по соседству, через овраг, то и с кремлевских валов сможете насладиться красивыми видами.

Игры, бойни… А тем временем вечерело

Торжок. Нет некрасивых городов

И пора было уже направляться в сторону ночлега. У меня в планах оставался заключительный штрих к прогулке — взглянуть на величественные здания бывшего Воскресенского женского монастыря, возвышающиеся на левом берегу Тверцы, поближе.

Торжок. Нет некрасивых городов

Ну, надо же, а тут такой милый сюрприз — пальмы.

Да-да, и в Торжке всречаются пальмы :)). Ай да, Торжок, ай да, затейник!

Торжок. Нет некрасивых городов

Вот на этой позитивной пальмово-закатной ноте мы и распрощаемся с очаровательным городком с таким уютным именем Торжок.

Торжок. Нет некрасивых городов

Желаю городу скорейшего дофинансирования и завершения реставрационно-восстановительных работ! Ведь, нет некрасивых городов :)

P. S. Из той же поездки:

Краткие справки о некоторых храмах города «Торжок. Великое в малом»

Заметка об архитектурно-этнографическом музее в Василеве и фестивале "Новоторжский рубеж" "Случается, что европейское средневековье гуляет среди русской старины"

Альбом об уникальной усадьбе близ Торжка «Усадьба Знаменское-Раек»

Отзыв об отеле «Торжок» 3*, в котором очень удобно разместиться и при автопутешествии, и при поездке на электричке или автобусе.

А если Вы еще и с Тверью поближе хотите познакомиться, то для остановки в ней присмотритесь к новому отельчику в самом центре города — отель Rossi. Подробнее о нем здесь.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия