Турист Наталья Воробьева (natalia1421)
Наталья Воробьева — была 15 апреля 7:59
Бываю на сайте наскоками. Но, все-таки, бываю :)). И это радует!!!

Торжок — Россия Май 2021

Когда выходишь на берега реки Тверцы в Торжке, то первым делом бросается в глаза большое количество церквей. Куда ни глянь — везде купола и главки. Где-то маленькие и стройные,

где- то огромные и величественные.

Купола бывшего Вознесенского монастыря

Но, к сожалению, многие без крестов. Это уже наследие советской эпохи. Добротные каменные здания церквей использовались для нужд народного хозяйства. К концу XX столетия хозяйства этого не стало, многие строения пришли в запустение. Что-то удалось вернуть РПЦ. Но, часто и это возвращенное оказалось не очень нужным. Будем надеяться, это временные трудности. Ну, а многое, так и стоит в запустении, часто в руинах.

Власьевская церковь. Вроде как, даже начиналась реставрация

Но мой посыл не в критике местных властей и хозяйствующих субъектов. Об этом уже говорено-переговорено, писано-переписано. Я о другом.

Думаю, у многих, собственно, как и у меня, при посещении провинциального Торжка возникал вопрос: откуда в этом крохотном городке такие огромные храмы? Прямо-таки, римские масштабы. Ну, да, великое в малом…

Торжок. Великое в малом

Дело в том, что Торжок далеко не всегда был простецким провинциальным городишком. А сейчас, чего уж там, ну, совсем деревня (без обид), но очень очаровательная.

Точной даты основания города никто не знает, предположительно рубеж X–XI веков. Он изначально создавался как место торга новгородскими купцами — Новый Торг. Так и слыл на протяжении многих веков богатым торговым городом. Хотя многократно разорялся и Батыем, и поляками, но вновь и вновь возрождался, так как удобно располагался на торговых путях. К XIX веку 70% населения составляли купцы. Богатые люди всячески пытались увековечить свои фамилии. Самым модным, скажем так, в те времена было — это пожертвовать средства на богоугодное дело — строительство храма, например, глядишь, может на том свете и зачтется. К тому же сооружались свои собственные церкви, и чем больше, тем круче, если выразиться на современный лад. Да и не очень богатые горожане посадами и слободами строили храмы, и тоже не прочь были посоперничать друг перед другом богатством форм и убранства своих церквей. Такое дело было, есть и будет. Только каждому времени присущи свои объекты соревнования.

Если интересно, пойдемте взглянем поближе на некоторые храмовые объекты Торжка. Они так и манят своими формами и силуэтами. Я, так всеми правдами и неправдами водила свое семейство по городу, лишь бы взглянуть на тууу громадину или вооон ту

Торжок. Великое в малом

Семейство, в составе папы и двух отпрысков 10-ти и 9-ти лет от роду, делало попытки сопротивления. Не без трудностей, как говорится :). И сей факт очень напрягает меня в семейных поездках. А что делать, детенышей девать некуда тоже просвещать надо. Но мы научились находить компромиссы, так что кое-что удалось.

Самой главной точкой притяжения Торжка является Борисоглебский мужской монастырь.

Торжок. Великое в малом

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — одна из старейших православных обителей на русской земле. Основан был он в 1038 году преподобным Ефремом. Ефрем служил конюхом у братьев княжичей Бориса и Глеба, младших сыновей Владимира Святославича, которых из-за опасений потерять престол и убил родной старший брат князь киевский Святополк. Верный слуга после гибели братьев ушел из мирской жизни и пошел в новгородские земли в поисках тишины и покоя. После долгих странствий и скитаний на высоком холме на берегу реки Тверцы и остался молиться за упокой Бориса и Глеба.

Памятник преподобному Ефрему Новоторжскому. Установлен в 2015 г.

Постепенно обитель разрасталась. А через какое-то время рядом обосновались новгородские купцы, так зародился город Новый Торг, который мы сейчас именуем Торжком. По другой версии Ефрем обосновался на соседнем холме близ уже существовавшего тогда города.

Торжок. Великое в малом

С тех стародавних времен, конечно, уже ничего не сохранилось.

Монастырская стена (конец XVIII века)

Введенская церковь (1620 г.) - самое старое сохранившееся здание монастыря

Этому поспособствовали и многочисленные разорения, и, наоборот, богатство и могущество. Да, бывает и так. В XVIII–XIX веках монастырь процветал, и он мог себе позволить перестройку. В результате чего и возводились новые строение взамен старых и ветхих. Архитектурный образ монастыря сформировался к началу XIX века.

Торжок. Великое в малом

После закрытия в 1925 г. на долгие годы монастырь стал тюрьмой строгого режима, потом там лечили алкоголиков. В конце 80-х гг. прошлого века комплекс был передан в ведение историко-этнографического музея. И вот с этого времени мало-помалу начинается возрождение монастыря. Но все как-то оочень медленно. Видела фото прошлых лет, Борисоглебский собор был в лесах. Леса убрали, собор остался, видимо, в прежнем состоянии.

Борисоглебский собор (1796 г.)

В настоящий момент Борисоглебский монастырь — это самая яркая достопримечательность города Торжка. Для вездесущих и вселазающих туристов организована смотровая площадка в Свечной башне.

Свечная башня (1809 г.)

Прознав об этом мероприятии, я очень подгоняла своих спутников, боялась, как бы не припоздниться, так как точного графика работы у меня не было. Очень уж я люблю все эти «смотровые» дела. И Вам, при случае рекомендую.

Торжок. Великое в малом

Виды, не то, чтобы ВАУ, но, весьма, приятные.

Ну, и чувство всеохвата и всеобзора всегда дополняет впечатления о посещенном месте.

Кстати, про «римские масштабы»… Глядя на купол Борисоглебского собора охватили схожие чувства грандиозности, которые испытали в Пизе. Возможно, кто-то скажет, что преувеличение. Нет, не такие же, но близкие — это факт.

Вид на Кафедральный собор в Пизе с высоты Пизанской башни

Когда-то эти виды свысока бывают началом знакомства, когда-то завершением осмотра, но всегда это одни из самых ярких эмоций.

Святые врата с надвратной Спасской церковью. До начала реставрации смотровая площадка была обустроена на колокольне

На соседнем холме от Борисоглебского монастыря красуется Благовещенская церковь.

Вид с валов Новоторжского кремля

О ней есть сведения еще с конца XVI- начала XVIIвеков. Она претерпела разорение литовцами, горела, перестраивалась… Современный вид — это постройка 1864 г. Церковь примечательна тем, что после закрытия в 30-х годах она открылась вновь в 1946. И вплоть до 1995 г. была единственным действующим храмом в городе.

Торжок. Великое в малом

Георгиевская церковь. Как и большинство храмов, выстроена в камне в конце XVIII века на месте обветшавшей деревяной церкви.

Торжок. Великое в малом

Современные очертания здание приняло в конце XIX века. С 30-х годов прошлого столетия и поныне строение используется для нужд сначала социалистического, а теперь и не пойми какого, хозяйства. А в 1968 г. хуже того, ее чуть было не снесли для строительства новой дороги. Но силами активистов и краеведов удалось отстоять эту изящную красавицу.

Рядом находится здание бывшей Знаменской церкви (на фото справа). Не знаючи и не подумаешь, что это было когда-то храмом. Дааа… До недавнего времени здание использовалось под офисы разных служб. Сейчас, судя по пустым окнам, никому оно уже не нужно

Торжок. Великое в малом

Спасо-Преображенский собор. История у него давняя.

Первые упоминания относятся к 1163 г. Тогда, конечно, это была деревянная церковь, находящаяся на территории Новоторжского кремля. Храм несколько раз горел, разорялся, восстанавливался, перестраивался. Пришлось храму пережить страшную трагедию: в 1372 году, во время междоусобных войн, в соборе, только-только выстроенном в камне в 1364 г., приняли мученическую смерть от огня и дыма горожане, укрывшиеся там от войска тверского князя Михаила Александровича, захватившего и разорившего город. Жестокие времена… И еще одна печальная история сопровождает этот собор: «… В 1406 году здесь была погребена святая благоверная княгиня Иулиания, которая почитается как образец супружеского целомудрия. Иулиания была женой вяземского князя Симеона Мстиславовича. После завоевания Смоленска Литвой, они разделяли изгнание с родной земли вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. И всё бы ничего, но здесь князь Юрий начал приставать к Иулиании и получил достойный отпор. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, а ей самой отрубил руки и ноги. Больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывёт против течения тело убиенной княгини, и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой. Мощи, кстати, в 1930 году были вскрыты и утеряны» Взято отсюда

Торжок. Великое в малом

Это величественное здание построено уже в 1812–22 гг. по проекту известного зодчего того времени Карла Росси. В данный момент идет очередная масштабная реставрация, в 70-х годах прошлого века таковая уже проводилась.

Вид с валов Новоторжского кремля

Храм получился настолько большим, что отапливать его было очень дорого. В результате через 20 лет в 1842 г. рядом появилась зимняя Входиерусалимская церковь, построенная по проекту губернского архитектора Ивана Федоровича Львова.

Торжок. Великое в малом

Для общего представления, как это выглядело, стащила фото у Евгения (https://sonic-off.tourister.ru/) из альбома «Торжок» (2016 г.)

По пути к моей заветной цели — комплексу бывшего Вознесенского монастыря, купола которого видны отовсюду, неожиданно повстречалащь еще одна любопытная церковь из «бывших» прямо на пересечении дорог — Крестовоздвиженская церковь.

Торжок. Великое в малом

Данное строение сооружено в 1842 г., как водится, на месте старой обветшавшей церкви. А еще раньше была деревянной. Не нашла информации, что было в здании после закрытия в 1929 г. В последние годы, вроде как, ателье.

Торжок. Великое в малом

В настоящий момент передано Борисоглебскому монастырю, но пока, как говорится, руки не дошли.

Воскресенский женский монастырь.

Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г. Сравните со вторым фото по тексту

Первые упоминания о нем относятся к 1584 г. Но на самом деле монастырь возник задолго до этой даты. Существует легенда, что между Воскресенским женским монастырем и Борисоглебским мужским, находящимся на противоположном берегу Тверцы, был подземный ход. Но это, конечно, лишь пустая болтовня, порожденная, возможно, когда-то чьей-то шуткой. Во всяком случае, историки и археологи сей факт опровергают.

Торжок. Великое в малом

К XIX веку монастырь стал богатой и влиятельной обителью. При нем существовал приют для девочек-сирот, а позже было открыто и училище для бедных девиц духовного звания. Многие выпускницы стали сельскими учителями. В монастыре действовали мастерские по золотному шитью, в которых создавались наряды и для царских особ. Во многом благодаря монастырю этот древний промысел дошел до наших дней.

С приходом советской власти монастырь был закрыт. Некоторые здания сейчас используются швейной фабрикой. А используются ли?

До наших дней сохранился Воскресенский собор 1796 года постройки, колокольня,

Воскресенский собор

необычная Предтеченская церковь, построенная в 1840 г. по проекту И. Ф. Львова

Предтеченская церковь

Будучи в Торжке, мы разместились в отеле «Торжок» 3*. Гостиница очень такая симпатичная, честно, даже приятно удивила. Она не так, чтобы в самом центральном центре, но беря в расчет игрушечные размеры городка (ну, то что интересно разгуливающему туристу), то данный факт не имеет никакого значения :)). Впрочем, подробнее о ней в отдельном отзыве.

Так вот, так получилось, что первой достопримечательностью, с которой мы познакомились в городе, а потом и вечером закончили свой маршрут, стала Ильинская церковь, находящаяся неподалеку от места ночлега

Торжок. Великое в малом

Построена в 1822 г. на месте церкви, ставшей маленькой для большого количества прихожан. Как и многие культовые сооружения, была закрыта в 1929 г. , после чего здание использовалось под общежитие. В 70-х годах была отреставрирована, но в лоно Церкви ее вернули только в 2005 г., а до этого там находилась школа бокса. В общем-то ничего особенного, обычная судьба церквей, но… Есть один любопытный факт, к сожалению, печальный. Именно в этом храме 13 февраля 1826 г. в его нижней «зимней» части было поставлено на ночь тело императора Александра I, перевозимое из Таганрога, где тот скончался от горячки. И уже 31 мая того же года там было поставлено и тело супруги императора — Елизаветы Алексеевны, скончавшейся в Белёве Тульской губернии и перевозимой в Петербург через Торжок. Такая, вот, история.

Ильинская церковь. Вечерний взгляд

Это лишь то немногое, что мы смогли «зацепить» по маршруту пешего следования.

Много разных городов и городков повидали. Но, пожалуй, Торжок — один из самых «богатых» на церкви и храмы на единицу площади, так сказать. И таких величественных для малого городка. Очень грустно, конечно, видеть разруху и запустение. Но все эти храмы, как стойкие богатыри, держатся. Ждут…

P. S. Из той же серии:

О прогулке по улочкам города "Торжок. Нет некрасивых городов"

Альбом об уникальной усадьбе близ Торжка «Усадьба Знаменское-Раек»

Заметка об архитектурно-этнографическом музее в Василеве и фестивале "Новоторжский рубеж" "Случается, что европейское средневековье гуляет среди русской старины"

Отзыв об отеле «Торжок» 3*, в котором очень удобно разместиться и при автопутешествии, и при поездке на электричке или автобусе.

А если Вы еще и с Тверью поближе хотите познакомиться, то для остановки в ней присмотритесь к новому отельчику в самом центре города — отель Rossi. Подробнее о нем здесь.