Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 20:46
""

Архыз, Нижний Новгород — Россия Июль 2020

До того, как состоялось мое знакомство с Туристером, при упоминании гор в мыслях у меня начинали прокручиваться кадры из фильмов про покорение Эвереста, где фигурировали альпинисты с сосульками в бородах и отмороженными конечностями, или строки из песен Высоцкого, ну, вы помните: «Каждый раз, меня по трещинам выискивая, ты бранила меня, альпинистка моя…». Эти романтические образы не привлекали меня никоим образом, горы всегда воспринимались как нечто враждебное и требующее неимоверных затрат физических сил. А потом я увидела наполненные любовью, трогательные и нежные отчеты Натальи Семчиной. Домбай, Архыз, Мезмай — эти места отныне стали для меня точками притяжения на карте. Как и у многих, в этом году у меня одно за другим стали срываться запланированные заранее путешествия — Казань на майские праздники, Псков в июне. И вот тогда-то пришла мысль, что настало время познакомиться с горами поближе. Перебрав несколько вариантов, я решила остановиться на Архызе. В мае был забронирован отель в поселке, и я пустила ситуацию на самотек — если пандемия коронавируса ко времени отпуска пойдет на спад, поездка состоится, если нет — будем проводить время на даче и в походах за грибами. В июне я сделала робкую попытку разведать, как обстоят дела с вирусом в Карачаево — Черкессии, и первая же ссылка выдала новость с описанием пикетов, которые устроили жители одного из поселков, недовольные практически полным отсутствием медицинской помощи. Н-да, обнадеживающе, но время еще есть, ждем. В начале июля я позвонила в отель, и там мне сообщили, что в республике вышли на первый этап снятия ограничений, гостиницы пока закрыты, но со дня на день ожидают дальнейших послаблений. Между тем, время шло, до отпуска оставались считанные дни, и моя семья потребовала разработать план Б, на случай, если гостиницы в Карачаево — Черкессии к нашему отпуску так и не откроют. Было решено в этом случае ехать в Казань. Забронировали гостиницы там и в Нижнем Новгороде, в котором мы планировали остановиться по пути на две ночи. Выезжать собирались ранним утром 19 июля. 17 июля я, чтобы уж определиться окончательно, снова позвонила в гостиницу в Архызе, милая девушка на том конце сообщила мне, что официально гостиницы в поселке еще закрыты, но гостей принимают, нужно только отменить бронь на Booking.com и забронировать номер по телефону. Кафе работают на вынос, гостей в поселке много. Муж с дочерью проживать подпольно категорически отказались, тянуть дальше уже не было возможности, и было принято решение ехать в Казань. Отказавшись от брони отеля в Архызе, мы стали паковать чемоданы.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Следующий день мы потратили на сборы, и рано утром 19 июля направили нашу машину в сторону Москвы. Погода стояла прекрасная, только на северо-востоке, там, куда лежал наш путь, клубились серьезного вида тучки. По мере приближения к Нижнему Новгороду они все настойчивее окружали нас, и в город мы въезжали сквозь плотную пелену дождя. И это была не жизнерадостная летняя гроза, после которой умытая природа только расцветает и играет яркими красками. Нет, свинцовая завеса плотно окутала город, ревниво не позволяя даже малюсенькому кусочку синего неба выглянуть наружу.

Мы заселились в гостиницу, дождались, когда ливень немного поутих, и отправились гулять. Четыре часа мы провели под моросящим дождиком, благо, было тепло. Первым делом мы направились на Верхневолжскую набережную. Прогулялись мимо роскошного особняка Рукавишниковых, в сторону канатной дороги Нижний Новгород — Бор, потом — обратно к Кремлю, к памятнику летчику Чкалову. Отсюда, со смотровой площадки, открывается вид на слияние двух рек — моей родной Оки и Волги, и на заволжские просторы. По Чкаловской лестнице (между прочим, самой длинной в России), спустились на Нижневолжскую набережную.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Лестницу открыли в 1949 году в честь победы в Сталинградской битве, но народное название она получила благодаря памятнику знаменитому уроженцу Нижегородской губернии — летчику Валерию Чкалову, установленному в начале ее. Вообще, изначально здесь планировали поставить памятник другому известному нижегородцу — Максиму Горькому, но после гибели знаменитого летчика — испытателя, решение было изменено.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

В самом низу лестницы установлен катер «Герой»,принимавший участие в боях за Сталинград в 1942–1943 годах.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Затем прогулялись по набережной, и вышли к памятнику Минину и Пожарскому — уменьшенной копии монумента, установленного на Красной площади в Москве.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Известно, что в начале XIX века скульптор Иван Мартос, автор памятника, изначально планировал установить его в Нижнем Новгороде, ведь именно отсюда началось народное ополчение 1611 года, которое, по пути в Москву подкрепившись силами из других регионов страны, в 1612 году освободило столицу России от польских интервентов. Но в итоге решено было установить памятник в Москве. А спустя почти 200 лет Зураб Церетели скопировал московский монумент, и теперь он стоит на родине второго народного ополчения.

Дождь между тем прекращаться не собирался, кроссовки дочери начали подозрительно хлюпать, да и спутники мои взмолились об отдыхе, и мы решили отложить дальнейшее знакомство с городом на завтра. По пути к машине перекусили в пельменной «Лепи тесто», засветившейся в передаче «Еда, я люблю тебя!». Ну, пельмени были… как пельмени, гамбургер дочь тоже не впечатлил, может быть, потому, что шел он уже после пельменей)).

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Следующим утром погода дала нам понять, что исправляться она не собирается, и за окном поливал мелкий назойливый дождик. Прогноз погоды полностью отражал действительность, а самое главное — о, ужас! — следующие четыре дня в Казани погодные сайты пророчили дожди и не обещали ни проблеска солнца. На семейном совете было принято волевое решение — отложить поездку в Казань на неопределенный срок и возвращаться в Калугу. Перед отъездом решили несмотря на дождь прогуляться по Кремлю, ведь на его территории мы вчера не побывали. Медленно мы въезжали на территорию исторического центра города, высматривая парковочное место. И что вы думаете — мы его не нашли! Возможно, виноват понедельник, рабочий день, но все пространство, пригодное для парковки, было занято. Оставлять машину где — то вдали от центра и добираться к Кремлю на общественном транспорте никто не захотел, и мы уехали из города, утешая себя мыслью, что когда-нибудь обязательно сюда вернемся. Так вот наше взятие Казани захлебнулось, можно сказать, на подступах. Всю дорогу до Москвы нас сопровождал ливень, словно выводя под белы ручки из города, чтобы мы не вздумали передумать и вернуться. Дома мы разобрали чемоданы и я, смирившись с неудачей, погрузилась в мечты о полных корзинках белых и подосиновиков.

Утро следующего дня началось с сенсационного заявления мужа о том, что в Карачаево-Черкессии 17 июля открылись гостиницы. Подумать только, это произошло в тот же день, когда я звонила в забронированный гостевой дом! Разговор произошел утром, и о распоряжении там, естественно, еще ничего не знали. Мы в Калужской области тоже узнавали о подобных изменениях лишь на следующий день. Надо ли говорить, как обидно было, ведь подожди я буквально один день, и вся поездка сложилась бы точно по плану. Понаблюдав некоторое время мое несчастное лицо и выслушав поток стенаний, мой муж заявил: «Если хочешь — поедем!» Вы понимаете, да, что уговаривать меня не пришлось? Быстренько подсчитав, что времени до конца отпуска у нас еще вполне достаточно, и забронировав гостиницу, благо, выбор еще был, мы стали снова собирать разобранные накануне чемоданы. Немного, правда, играл на нервах прогноз погоды. Все погодные сайты в один голос пророчили в Архызе дожди каждый день и пасмурную погоду без единого лучика солнца. Гисметео, правда, подстраховался, и нарисовал все, умудрившись в каждый день втиснуть и солнце, и облачка, и дождик с грозой. Ну я и решила, что хоть кусочек — то солнышка и нам когда — то достанется. Дочь, заслышав волшебное слово «горы» и припомнив наши мини-трекинги в Крыму, видимо, стоившие ей неимоверных физических и нервных затрат, от поездки отказалась, предпочтя комфортный гамак на даче у бабушки.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Первый день пути кроме радостного предвкушения не принес ничего интересного, ведь про трассе М4-Дон мы ездили уже не раз, и даже в печально известной станице Кущевской, где остановились на ночлег, уже бывали. Зато следующий день, словно фокусник, доставал из шляпы одну интересность за другой, раз за разом заставляя меня издавать восторженное «Ах!». Ведь, миновав Армавир, плодородная равнина, расчерченная прямоугольниками полей, и расцвеченная миллионами солнышек подсолнухов, постепенно пошла волнами, настойчиво ведя нас в предгорья.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Проехав аул Инжичишко, что находится на самой границе с Карачаево-Черкессией, мы и вовсе остановили машину, устроив пикник на берегу самой настоящей горной реки Большой Зеленчук. Следующие семь ночей мы будем засыпать и просыпаться под шум ее волн, преодолевающих несметное количество каменных порожков, ведь Архыз стоит на ее берегах.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Дорога же, миновав многочисленные расположенные вдоль нее аулы, привела нас в станицу Зеленчукскую. Место это для нас, в первую очередь, было интересно тем, что здесь, прямо в станице, рядом с дорогой, ведущей в Архыз, расположен крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН — 600 с рефлекторным зеркалом 600 метров. Принадлежит он специальной астрофизической обсерватории РАН. На территорию, где размещен радиотелескоп, туристов не пускают, но наиболее крупную его часть, круговой отражатель, снаружи напоминающую стадион, можно увидеть, даже не выходя из машины.

Далее по дороге в Архыз, в семи километрах от станицы Зеленчукская, в селе Даусуз, находится еще один радиотелескоп, РТФ-32, принадлежащий радиоастрономической обсерватории «Зеленчукская». Вход на территорию также закрыт, но никто не мешает въехать на гору, где находится обсерватория, и полюбоваться телескопом со стороны, указатель в селе есть, не пропустите. Загляните, не пожалеете. Завораживающая красота гор, тишина, изредка нарушаемая блеяньем овец, пасущихся в поселке внизу, и бреющий полет огромных оранжевых стрекоз — а рядом сканирует пространство вселенной это творение человеческого разума.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Дальше на пути у нас поселок Нижний Архыз, а в нем — еще один телескоп, крупнейший в Евразии — БТА. В момент своей постройки, в 1975 году, это был телескоп с самым большим в мире монолитным зеркалом, пока в 1998 году не был введен в действие телескоп VLT. В отличие от двух других здешних телескопов, сюда организуются экскурсии по выходным, и мы хотели заехать по пути, чтобы узнать точное время, когда сюда можно попасть. Но, но… На повороте к обсерватории установлен шлагбаум, охранник у которого сообщил нам, что в настоящее время в связи с пандемией проезд на территорию закрыт, экскурсии не организуются. Но здесь у нас была и другая цель, древнее аланское городище, поэтому охранник записал номер нашей машины, фамилию владельца и поднял шлагбаум. А мы проехали буквально двадцать метров до следующего КПП, где с нас взяли по 100 рублей (билет, что характерно, не дали), и кратенько объяснили список объектов, которые мы здесь можем увидеть. Передвигаться по территории городища можно на автомобиле, что мы и сделали.

А посмотреть есть что! Ведь здесь находятся остатки крупного поселения аланов — кочевого племени скифо-сарматского происхождения. »Почти все аланы, — пишет римский историк IV века — высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

Существует предположение, что именно здесь располагался древний Магас, или Маас — исчезнувший город, упоминавшийся в византийских летописях. Он был столицей Аланского государства. Через него проходил Великий Шелковый путь, который использовали торговцы и миссионеры, неся христианство в разные страны. Правда, на территории России существует еще с десяток населенных пунктов, претендующих на роль преемника славного Магаса.

Известно, что христианство на Русь пришло с юга, из Византии. Были крещены Армения, Грузия, Абхазия. Затем византийские миссионеры проникли через Кавказский хребет и уже в VII веке начался процесс постепенной христианизации Алании. Его завершением можно считать 916 год, когда в Нижне-Архызском городище произошло массовое крещение основной части населения Западной Алании. До наших дней в городище сохранились три православных храма, построенных византийскими мастерами в IX–X веках.

По мнению ученых, аланское городище прекратило существование в конце XII века из-за внутреннего упадка, поселок внутри него продержался до середины XIV века, набеги татар окончательно прервали его существование. На территории городища храмы соседствуют с языческими культовыми сооружениями, поскольку до принятия христианства большинство алан поклонялись огню и солнцу. Да и после крещения влияние культов здесь не сразу сдало позиции.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Самым масштабным из языческих сооружений здесь считается каменный круг диаметром около 80 метров. По мнению учёных, он использовался в качестве обсерватории, одновременно исполняя функцию гигантского календаря. До наших дней от него сохранились лишь фрагменты.

От круга открывается вид на самый древний храм городища — Средний храм. Его возраст ученые датируют концом IX века. Интерьер храма был украшен великолепными фресками. До настоящего времени практически ничего из них не сохранилось.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

А мы направляемся в сторону Северного (Никольского) храма — самой крупной христианской церкви Алании. Величественный и монументальный, он был виден издалека и первым представал взорам купцов «шелковых» караванов, возивших товары из Китая в Византию. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. При раскопках здесь была обнаружена крещальня, где аланы принимали христианство.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном — мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней.

А вот богатые фрески, некогда покрывавшие стены храма, утрачены безвозвратно. Благодаря сквозным отверстиям в сводах в храме отличная акустика. По крайней мере голоса ласточек, свивших гнезда под сводами храма, были слышны отлично.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку — Илии. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм, по сравнению с другими церквями, имеет скромные размеры, поэтому, скорее всего, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью.

В настоящее время церковь пророка Илии, в которой совершались богослужения еще до крещения Руси, является одним из древнейших действующих христианскии храмов на территории России.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Прямо перед входом в храм расположен платный бинокль, с помощью которого можно разглядеть Архызский Лик — загадочное изображение Христа, обнаруженное на скальной террасе совсем недавно, в 1999 году, сотрудниками Нижне-Архызского музея-заповедника. К нему мы и направимся. Покидаем территорию городища, переходим дорогу, ведущую в Архыз, и за новым храмом преодолеваем подъем по металлической лестнице (где-то прочла, что в ней 500 ступенек, сама не считала).

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Взобравшись на небольшую скальную площадку, переводим дух — крутой утомительный подъем остался позади. Подняв глаза, встречаемся взглядам со взором Христа. Откуда появился Лик здесь, в глухих лесистых горах Западного Кавказа — ученые высказывают предположения до сих пор. Склон этот отвесный и поросший лесом. Зачем понадобилось мастеру наносить изображение именно здесь?

Согласно одной из гипотез, горная терраса с иконой Христа на ней могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины городища — до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия. Наиболее вероятным временем появления его здесь считают IX век.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Ну, а мы наконец-то достигли конечной цели нашего путешествия — поселка Архыз. Находится он на дне большой котловины, на высоте 1500 метров над уровнем моря. Для сравнения, если кто поднимался в Крыму на гору Ай-Петри, высота, на которой расположена канатная станция — 1152 метра. А мы будем жить еще выше! Всюду, куда ни глянь, здесь вас окружают горы. И не где-то на горизонте, а достаточно только миновать последний дом на окраине, и вы упретесь в поросший лесом склон.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Практически в центре поселка катит свои кипящие воды река Большой Зеленчук.

Посёлок официально основан как аул в 1922 году, но первый рубленный двухэтажный дом построен был на месте селения еще в 1909 году и принадлежал предпринимателю-немцу, заготовлявшему здесь семена сосны для Германии. В 20-х годах XX века годах здесь также стояли бараки рабочих, нанятых для разработки жилы минерала барита. В современном Архызе все нацелено на туристов — походы в горы, рафтинг, конные прогулки — каждый может найти здесь занятие по вкусу.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Бесчисленное количество отелей, гостевых домов, турбаз готовы дать приют уставшему путнику. Застроен здесь буквально каждый клочок земли. На улице Ленина, главной транспортной артерии поселка, расположилось множество кафе и шашлычных, готовых накормить вас лагманом, шорпой, речной форелью, и конечно же, различного вида хычинами.

Жили мы в отеле «Кавказ», расположенном, в самом центре поселка. На расстоянии вытянутой руки от нас находилось все жизненно-необходимое туристу — сувенирный рынок, кафе, почта, магазины и даже фельдшерский пункт. Здесь же предлагают свои услуги водители на «Нивах» и «УАЗах», готовые прокатить вас до всех местных достопримечательностей.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

От отеля остались самые приятные воспоминания. Уютный номер, удобная кровать, роскошный вид из окна на горы и реку — таким наслаждением было вернуться сюда, набродившись по горным склонам.

Из Калуги в Архыз с заездом в Нижний Новгород

Несколько слов о ситуации с коронавирусом. Карачаево-Черкессия вышла на второй этап снятия ограничений 17 июля, мы приехали в Архыз спустя шесть дней. За семь дней нашего там пребывания я не видела ни одного человека в маске, даже на модный ныне манер, на подбородке. Дезинфицирующие средства для рук в магазинах и кафе — нет, не слышали. Разок, проезжая мимо туритического рынка, наблюдала такую картину: бабуля, торгующая айраном в пластиковых бутылках, открутила крышечку с одной из них, отхлебнула и вернула ее на место. Впрочем, это не помешало нам на следующий день попробовать айран в кафе, прямо из такой же бутылочки…

Пожалуй, закончу уже вводную часть. Дальше будут только горы, гулкие хрустальные водопады, лазурь озер с обжигающе-ледяной водой и беспокойные ручьи, сбегающие с изумрудных склонов, подъем по канатной дороге и рафтинг по горной реке — в общем, самый противокоронавирусный отпуск!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия