Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 0:13
Спасибо всем, кто голосовал за мой отзыв о театре кукол. Неожиданно и приятно!

Архыз — Россия Июль 2020

Сегодня по плану у нас — наверное, самый популярный маршрут из Архыза — Софийские водопады. Прочла, что добраться туда можно только на внедорожнике. В центре поселка, на пересечении улиц Ленина и Хубиева, туристов ждут водители на Нивах и УАЗах, готовые отвезти вас по выбранному направлению. Приценились, за открытый УАЗ все водители в голос запрашивали три с половиной тысячи рублей. Отошли в сторону буквально на 100 метров и сторговались за три тысячи. Возможно, можно было добраться и подешевле, если бы мы присоединились к экскурсии на «буханке», там все-таки больше человек входит в машину, но нам такая экскурсия не попалась, а специально мы не искали. «Дождевички вам с собой нужно», — задумчиво произнес водитель, оглядев наш наряд, и махнув рукой в сторону единственной точки на горизонте, где клубились неприятного такого чернильного вида тучки. Туда, оказывается, и лежал наш путь. Но дождевики у нас всегда в рюкзаках, поэтому — вперед! Ехать нужно примерно 6 километров в сторону поселка Романтик, затем свернуть на поляну Таулу, где также можно найти машину, чтобы доехать до Ледниковой фермы, после которой к водопадам можно добраться только пешком. Цена та же — 3000 р. за машину. По деревянному мостику переехали реку Псыш, и по зубодробительной дороге понеслись в долину реки София. Не знаю, возможно, при должном уровне умения и большом терпении мы могли бы доехать до водопадов и на своей «Крете», но муж рассудил, что нам на ней еще в Калугу возвращаться. В одном месте водители то ли ради экономии топлива, то ли чтобы пустить пыль в глаза туристам, ведут свои машины прямо по руслу реки, лихо поднимая фонтаны брызг.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Дорога привела нас на поляну, называющуюся «Ледниковая Ферма», которая находится у подножия горы София.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Гора София — вторая по высоте вершина Архыза (3800 м). На её склонах расположился ледник, с которого берут начало сразу несколько водопадов. Стекая со скальной стены, они, сплетаясь, словно локоны Рапунцель, образуют реку София. От поляны будем добираться до водопадов пешком, машина дальше не пройдет. До первого водопада идти нужно около двух километров.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Переходим по деревянному мостику реку, и вдоль живописных рощиц из сосен и берез, а также крупных, оставленных древним ледником, глыб, держим путь к водопадам, которые постепенно становятся видны. Тяжелые хмурые тучки, наползавшие из-за горы София, потихоньку начал разносить ветер.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Подъем постепенно становился круче. Слева бежал ручей, образованный первым, самым полноводным водопадом.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Шли мы одни, только уже на подступах к водопадам догнали группу туристов. Понаблюдали, как они, безуспешно попытавшись преодолеть каменный завал на пути, остановились в недоумении. Справа был обрывистый лесной склон, слева — бурный ручей, который они решили преодолеть. Кто-то снял ботинки и прыгал по камням босиком, кто-то пошел прямо в обуви.

Ручей оказался очень проворный и бурливый, перебраться, не замочив ноги, оказалось невозможным. Может быть, ниже по течению его и можно было преодолеть и в более мелком месте, но возвращаться не хотелось совсем, и мы решили перейти его вслед за группой. Не рискнув прыгать по острым и скользким камням босиком, мы сняли носки (чтобы хоть что-то осталось сухим), и перешли ручей прямо в кроссовках. Стремительный и напористый, поток так и норовил столкнуть меня с камней, а стоило опустить взгляд в воду, как начинала кружиться голова. Выбравшись на берег, почавкали мокрыми кроссовками дальше. Благо погода была солнечная, и ноги достаточно быстро согрелись. И вот мы уже у первого водопада.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Он — самый мощный, и состоит из трех струй. Каменный уступчик здесь позволяет приблизиться к потоку падающей воды. В лицо летит насыщенный ледяными брызгами ветер. Весь масштаб водопада можно оценить, посмотрев на маленькие точечки у его подножия — это люди.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

На этом месте нас догнала группа бородатых, брутального вида мужчин, устроивших здесь фотосессию. Тропа, проложенная в maps.me, уверенно зазывала двигаться дальше, вдоль скального уступа, с которого срываются следующие водопады.

Затем она уводила к перевалу Софийское седло, и по другому берегу реки вела обратно к Ледниковой Ферме. На сайте, где мы изучали данный маршрут, он позиционировался как простой и доступный даже тем, кто никогда не ходил в горы. То есть то, что нам нужно. И мы, не задумываясь, двинулись в сторону следующего водопада. Брутального вида мужчины за нами не пошли… Вскоре мы поняли, почему.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Дело в том, что Софийские водопады в июле самые полноводные. Об этом я прочла не раз, готовясь к поездке. Зрелище это, безусловно, очень красивое и завораживающее. Но авторы заметок забыли предупредить, а мы, от недостатка опыта, и не подумали, что каждый водопад, достигнув земли, превращается в задорный бурный ручей.

Как оказалось, впереди у нас было пять водопадов, соответственно, пять ручьев, которые нужно было перейти! А один, особенно зловредный, водопад умудрился, упав наземь, разделиться аж на два ручья! И вот представьте эти белопенные потоки, радостно и с огромной скоростью стремящиеся по склону вниз, обжигающие ледяной водой ваши ноги, не успевшие еще согреться после предыдущего ручья. Ни один нам не удалось перейти, не замочив ног.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Второй ручей оказался настолько игрив, что вода полностью промочила мне шорты.

После третьего водопада я уже чувствовала некоторую обреченность. Сколько их еще там, впереди, за изгибом скалы видно не было. Можно было бы вернуться назад, но страшила мысль, что нужно опять переходить три ручья. Все-таки была надежда, что впереди их меньше. И мы двинулись вперед. И снова очередной водопад, обжигающие жемчужные брызги, переливы радуги в струях. Нежные незабудки на фоне белых струй. Удовольствие и адреналин. Мокрые кроссовки.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Наконец, последний ручей остался позади. Тропинка впереди бодро направлялась в сторону перевала Софийское седло с белевшим на нем снегом.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Того места, где она поворачивает в обратную сторону, не было видно, и это немного напрягало. Пройдя чуть-чуть в сторону перевала, мы, посоветовавшись, рассудили, что не так уж сильно нам туда и надо, и решили спуститься в долину по травянистому склону. Минут двадцать, петляя, словно зайцы, по возможности выбирая каменистые участки, мы спускались к белеющим внизу заплаткам снега.

Я ведь уже говорила, да, что для меня во всех этих походах спуск оказывался не легче подъема? Так было и здесь. Скользкий травянистый склон казался очень ненадежным, приходилось выписывать на нем заковыристые зигзаги. Обязательно купите себе трекинговые кроссовки для подобных походов, не будьте, как я! И разносите их заранее.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Справа от нас находился хребет Чегет-Чат, а за ним — долина реки Кизгыч, по которой мы прошлись в наш первый день в Архызе.

Увидеть ледники мне в этой поездке не удалось, но неожиданное сочетание снег — альпийский луг (ну, или субальпийский, если уж говорить правильно) — пожалуйста!

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Перед нами расстилалась во всей своей красе Софийская долина, на горизонте виднелся хребет Абишира-Ахуба. У его подножия, невидимый отсюда, расположился поселок Архыз.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Обратный путь наш проходил уже по другому берегу реки Софии, в которую собрались все водопады. Пару раз пришлось перейти горные ручьи, но они ни в какое сравнение не шли с теми, которые мы миновали в начале пути.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Слева от нас, как на ладони, просматривались все Софийские водопады, которые доставили нам сегодня столько волнений.

Скальная стена как на параде являла нам все великолепие своих потоков. Сверкая на солнце, подбадривая воспоминаниями об испытанном всплеске адреналина, они гордо струились по склону.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Спустившись к Ледниковой ферме, мы обнаружили большой палаточный лагерь туристов. Расположился он так, что от него отлично просматривались все водопады. До места, откуда начинается многолюдная тропа, вроде бы и близко, но в то же время расположен лагерь на отшибе. Очень живописное место. Правда, повсюду здесь, в непринужденных и задумчивых позах, расположились коровы. Видимо, их тоже отлично устроило это место с видом. Не знаю, каково стоять лагерем с такими соседями. Но чувствуешь себя здесь, несомненно, умиротворенно.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Наш водитель дожидался нас, коротая время в разговоре с коллегой. Народу с момента нашего приезда сюда значительно прибавилось. Навстречу нам ехали все новые и новые «буханки» и другие раздолбанные легенды бездорожья. Снова пронеслись по реке, разбрызгивая воду и громко сигналя невозмутимым коровам, оккупировавшим дорогу.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Как оказалось, большинство туристов доходят только до первого водопада, фотографируются, и идут обратно. И не рыщут по интернет-сайтам в поисках сомнительных «простых кольцевых маршрутов». Но я очень рада, что мы прошли весь этот путь.

Архыз прекрасный и удивительный. Софийские водопады

Вернувшись в Архыз, мы договорились с водителем, что он отезет нас завтра к Дуккинским озерам, и отправились восстанавливать потраченные калории речной форелью. Набор высоты составил сегодня около 500 метров, прошли порядка шести километров. Даже и не устали почти. Нужно было все-таки идти на Софийское седло.