Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 19:30
""

Архыз — Россия Июль 2020

Настал первый день нашего активного отдыха в Архызе. Мы долго думали, какой маршрут выбрать первым, для разминки. В результате остановились на водопаде Чигордали, так как сайт, на котором я нашла толковые описания однодневных маршрутов в Архызе, позиционировал поход к водопаду как простой и идеально подходящий для акклиматизации в горах.

Утром, посмотрев за завтраком новости с репортажем из Казани о плавающих по улицам автомобилях (а ведь это могли быть мы!)), отправились в наш первый архызский трекинг. Все пройденные нами за эти дни маршруты есть в приложениях Maps.me и ОsmAnd. Ими мы и пользовались. Перейдя по мостику речку Большой Зеленчук и поднявшись на пригорок, вышли к калитке, преграждающей вход на территорию Архызского участка Тебердинского заповедника, по которому и будет пролегать наш путь. Справа от калитки размещен большой плакат, говорящий о том, что для прохода на территорию заповедника нужен пропуск, получить который можно в гостинице «Сулахат». Перед поездкой я прочла, что пропуск может также дать сторож, дежурящий рядом с калиткой. Было начало девятого утра, сторожа не наблюдалось, также как и гостиницы «Сулахат», которая, по словам администратора нашего отеля, должна была находиться где-то здесь. Я позвонила на номер телефона, указанный на щите, на том конце мужской голос с кавказским акцентом посочувствовал моей проблеме, и предложил подождать до девяти, когда начнется рабочий день у сторожа. В ответ на мое жалобное возражение, что хотелось бы пройти сейчас, мужчина задумался, а потом сказал: «Видите, справа от вас гостиница? Зайдите на ее территорию, обойдите слева и в дальнем конце двора, под навесом, увидите открытую калитку. Там вы пройдете в заповедник, а оплатите на обратном пути». Обрадованные, мы прошли по указанной схеме. Сразу за калиткой начинается заповедный лес, по которому бежит уверенная дорожка. На первой же развилке мы повернули направо, в сторону реки Кизгыч, по долине которой мы и пойдем. Истоки Кизгыча находятся в северных отрогах Главного Кавказского хребта, а у поселка Архыз река впадает в Большой Зеленчук.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Вскоре лес расступился, открывая нашим жадным взглядам поросшие лесом склоны хребтов.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Перелески чередовались с цветущими полянами. На маршруте мы были одни, видимо, это направление не очень популярно у туристов. И замечательно, ведь все эти зеленые склоны, полевые цветы и сахарные облака в небе — наши! Правда, нашими были и стаи оводов, которым малое количество туристов явно не нравилось.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Посмотрев прогноз погоды накануне, мы оделись так, как советовали на сайтах горных походов, предостерегая, что в горах даже в самый солнечный день всегда может подуть холодный ветерок, поэтому с собой должна быть как минимум кофта. Постепенно наши тренировочные брюки сменились на шорты и отправились в рюкзаки. Овода данный факт расценили как приглашение, с благодарностью на него откликнувшись. Пришлось передвигаться немного быстрее.

Справа осталась поляна, заросшая высокой травой. Оказалось, это мертвое озеро, которое когда-то давно образовалось здесь в результате деятельности ледника, а к настоящему времени пересохло из-за климатических изменений. Мы все шли и шли по дороге, пока она не уперлась в реку Кизгыч. На берегу здесь установлен деревянный навес со столом и скамейками — можно отдохнуть, помедитировав на бурлящие воды Кизгыча (если овода войдут в положение, и позволят вам это сделать), и перекусить.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Рядом находится солнечная поляна, украшенная инсталляцией с возом сена.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Передохнув, движемся дальше по бегущей вдоль реки тропинке.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Где-то через полкилометра мы обнаружили, что путь нам преграждает отвесная скала, вплотную подступившая к реке. Тропинка взбирается на нее и ведет прямо над водой. К скале здесь прибита веревка, и преодолеть путь над водой можно, только крепко держась за нее. Не смертельно опасно, конечно, но нервишки пощекотало. В то время как я, судорожно вцепившись в веревку, карабкалась вдоль скалы, муж этот процесс фотографировал, видимо, в надежде запечатлеть тот сладкий миг, когда я плюхнусь в воду. На фото внизу видно, как полными грации, отточенными движениями преодолеваю я это препятствие…)). С другой стороны скалы для выхода на берег над водой проложена деревянная дощечка.

А тропинка снова заманила нас в лес, который здесь стал гуще. Пришлось перейти горный ручеек по поваленным через него бревнам. Вот с детства не люблю я эту эквилибристику, еще с бревна на уроках физкультуры. Но ничего не поделаешь, нужно.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

В какой-то момент миновали поляну, на которой установлен памятник защитникам Кавказа. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили бои. Находится он немного в стороне от тропы, и полностью зарос травой в человеческий рост. К нему ведет узенькая, едва заметная тропинка.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Периодически лес сменялся залитыми солнечным светом полянками, тропка то выводила нас к реке, то отдаляла от нее. Слева от нас вытянул свое длинное тело хребет Ужум, справа расположился Чегет-Чат.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Мы шли дальше, пока путь нам не преградила металлическая сетка. Влево от нее по склону хребта Ужум карабкалась тропинка, уводящая в глубь леса. Она и ведет к водопаду Чигордали. Подъем был достаточно крутой, а со всех сторон нас окружал дремучий пихтовый лес.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Справа от тропки, среди упавших стволов деревьев и каменных глыб петлял ручей Чигордали. Слева был отвесный склон, иногда приходилось пробираться по камням прямо над ручьем, цепляясь за стволы деревьев.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

В какой-то момент обнаружили забавные грибы, похожие на отрезанные человеческие уши. В принципе, походы за грибами я люблю, но у нас, в средней полосе, никогда таких не встречала.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Наконец, мы достигли отвесной скалы, откуда шумно срывались струи воды. Но оказалось, это еще не сам водопад, тропа вела дальше вверх.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Передохнули, отдышались, двинулись дальше. Выше обнаружили семью, устроившую пикник у очередного уступа с водопадом. От места их привала за нами увязалась красивенная рыжая собака, с удовольствием сопроводившая нас дальше. Я думала, что вскоре это занятие ей надоест, и она вернется к хозяевам, но ошиблась. Гладя ее я обнаружила, что ошейника-то на ней нет, вольная птица оказалась.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи…)). Ощутимо устав, добрались, наконец, до тупика, с трех сторон окруженного отвесными скалами. Здесь, с высоты 15 метров, и обрушивается водопад, наполняя гулом окрестности. Прямо у подножия водопада, на берегу кристально-чистого ручья, мы устроили привал, перекусив и угостив собаку. От лепешки с паштетом она не отказалась, не побрезговала и облизать наш нож, пока я отвернулась.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Налюбовавшись, отправились вниз. Вот тогда — то я в очередной раз поняла, что спуск частенько бывает не легче подъема. Мои кроссовки для фитнеса в этой поездке оказались удобны, но на спусках подводили, скользя на лысых участках тропинки и на сосновых иголках. По пути вниз встретили две группы туристов, девушки радостно сюсюкали с нашей собакой, гладили ее, но ни с кем из них она не изъявила желания последовать дальше, каждый раз возвращаясь к нам. В самом конце спуска отдыхало несколько лошадей, видимо, кто-то из туристов приехал на них. Когда мы вышли на ровный участок, группа с лошадьми в поводу догнала нас, оседлала их умчалась вперед, оставив нам на прощание к рыжей собаке еще одну, теперь, для разнообразия, белую. Пока я, сидя под кустиком, пережидала, пока группа приведет в порядок снаряжение и все усядутся в седла, обе приблуды со вкусом расположились рядышком, причем белая чуть ли не на коленях у меня. А попробуй им возрази, размеры у обеих были внушительные.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Белой вскоре наше общество наскучило, и она унеслась догонять конную группу, а рыжая сопровождала нас почти до поселка, в конце пути присоединившись к двум симпатичным девушкам.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

По пути назад передохнули на лавочке в месте с навесом у реки, любуясь шипящими волнами и живописными мохнатыми склонами на другом берегу, благо озверевших оводов сдувал прохладный ветерок. На входе в заповедник, как обещали, оплатили озадаченному сторожу по 100 рублей (хотя могли бы и не платить, никто оплату с нас не требовал, поскольку мы уже шли обратно). К поселку я подходила уже на негнущихся ногах.

Водопад Чигордали, долина реки Кизгыч и отрезанные уши

Набор высоты в этот день составил всего около 400 метров, зато прошагали мы 15 километров. Дома я хожу столько, только когда… да НИКОГДА я столько не хожу! Сайт, где мы брали маршрут, оценивал сложность сегодняшнего похода как 1 из 5… Что же будет дальше? Было любопытно, как отреагирует утром организм на подобное издевательство с моей стороны, ведь расслабляться нам некогда, завтра по плану у нас озера балки Орленок.

P.S. Видите долину между двух горных хребтов прямо по центру фотографии, за поселком? По ней и пролегал наш сегодняший маршрут.