Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 7:54
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Владимирское — Россия Сентябрь 2019

И что меня так тянуло на Светлояр? Лет десять точно.

Есть такие легендарно-романтические места, которые зовут к себе, пробиваясь сквозь повседневность через сказки, стихи, музыку… Всё ещё неясно и воспринимается как вымысел или произведение искусства: и грандиозная постановка оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова с восстающим из вод под колокольный звон градом Китежем, и два потёртых тома в домашней библиотеке — «В лесах» и «На горах» Павла Мельникова-Печерского. Потом стало понятно: это не сказочное, а настоящее озеро. Сколько лет прошло с легендарных времён Батыева нашествия, а люди до сих пор стремятся взглянуть в глубь озера — не показались ли из-под воды главки китежских храмов.

Путь к озеру, несмотря на то что его посещение было запланировано программой организованной поездки, оказался самым длинным. И потому что это была последняя остановка на маршруте Семёнов — Юрино — озеро Светлояр, и потому что постоянно возникали какие-то препятствия. Как будто кто-то поставил перед собой цель не пустить нас к озеру, хотя люди по-своему старались развлечь туристов и показать, чем богаты.

Прежде пришлось заехать в село Владимирское и посетить Музейно-туристский комплекс «Град Китеж». Приветствие с песнями, играми и церемониями было приятным, но заняло довольно много времени.

В поисках града Китежа

Когда мы садились в автобус, я наивно полагала, что сейчас наконец-то… Не тут-то было! Ещё один — Историко-художественный музей «Китеж», расположенный на первом этаже бывшей сельской школы, — гостеприимно распахнул свои двери, чтобы рассказать историю села Владимирского, познакомить в сто двадцать первый юбилейный раз с народным бытом и русской избой.

Сотрудники таких маленьких музеев — большие энтузиасты, выкладываются на каждой экскурсии, хотя наверняка уже много лет не по одному разу на дню рассказывают об одном и том же. Спасибо большое, было интересно! А теперь мы к озеру! Постойте, у нас тут ещё один музей — музей керамики… Музей обалденный, он стОит отдельного отзыва. Почти часовая экскурсия никого не оставила равнодушным. И ровно на этот час отодвинула встречу с волшебным озером.

Музей керамики Град светлый
Музей керамики "Град светлый"
Фрагмент внешнего оформления музея Град светлый
Фрагмент внешнего оформления музея "Град светлый"

Ну всё, ну всё, ну всё!!! Едем! Но нет. Опять остановились у Музейно-туристского комплекса «Град Китеж». Оказывается, в прошлый заезд произошла какая-то накладка с другой группой, которую надо было встречать, и нас недопоили чаем и недокормили рыбными пирожками. В общем, вовремя, уже все проголодались.

В поисках града Китежа

Напомню, что мы в 130 км от Нижнего Новгорода, к озеру даже не приближались, на подъезде к городу нас ожидали воскресные пробки, а наш «Стриж», на котором мы планировали уехать домой, уходил в 18 с минутами! Да ладно с ним, поездом, если что, переночуем в городе. А озеро увидим?

Точки кипения мой возмущённый разум достиг в момент, когда после чая под частушки начались игры и танцы. Играть и танцевать мне уже не хотелось, и я вышла на улицу хоть немного оглядеться. Дороги к озеру не знала, иначе давно бы пошла пешком.

Село Владимирское
В поисках града Китежа

Вспоминая сейчас все обстоятельства моего пути к озеру, подумала, что, возможно, это было испытание. Времени дали немного, кто-то собрался всё-таки обойти озеро вокруг, как принято, но я отказалась. Идти быстрым шагом в толпе людей — нет, хотелось другого. Постоять на берегу, вглядеться в толщу воды — а вдруг мне блеснёт оттуда вечерний лучик, отразившись от золочёного креста подводного китежского храма?

Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. (П. Мельников-Печерский).

Не видать грешным людям славного Китежа! Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов.

В поисках града Китежа

Каждый год 6 июля на праздник села Владимирского и иконы Владимирской Божией Матери на Светлояр приезжают сотни людей. Проходит праздничное богослужение и крестный ход. А ночью начинается другое действо — шествие со свечами. Загадывают желание, которое сбудется, если озеро обойти трижды.

В книге «Предания русского народа», составителем которой был И. Н. Кузнецов, описан немного другой обряд.

На берега его в заветные дни (на праздники Вознесения, Троицы, Сретенья и чествования имени Владимирской Божьей Матери) стекается великое множество богомольного люда (особенно в июне). Напившись святой водицы из озера, которое неустанно колышется, и, отдохнув от пешего хождения, верующие идут с домашними образами, со старопечатными требниками и новыми псалтирями, молиться к холму, который возвышается на юго-западном берегу озера. Разделившись в молитве на отдельные кучки, молятся тут до тех пор, пока не одолеет дремота и не склонит ко сну. На зыбких болотистых берегах вкушают все сладкий сон, — с верою, что здешняя трясина убаюкивает, как малых детей в люльке, и с надеждою, что, если приложить к земле на холме ухо, то послышится торжественный благовест и ликующий звон подземных колоколов. Достойные могут даже видеть огни зажжённых свеч, а на лучах восходящего солнца — отражение тени церковных крестов.

В поисках града Китежа

Заметили? Напившись святой водицы из озера. По этой причине в озере никогда не купались. Но ведь за всеми не уследишь. Для кого-то место святое, кто-то в жару ножки пополощет, кто-то на пикник с купанием норовит. Место оборудованное, с мостками, целой батареей биотуалетов, большой парковкой и продавцами съестного всего в паре-тройке сотен метров от берега. Однако если посмотрим на Яндекс. Карты с хорошим увеличением, то увидим обозначения трёх пляжей.

А вода здесь действительно чистая, прозрачная, как говорят, метров на пять, хотя берега заросли осокой.

В поисках града Китежа

Такие глубокие, до 20–30 метров, озёра с прозрачной водой изредка встречаются, как например, озеро Боровое в Ногинском районе Московской области, сама видела. И форма у них похожа — правильный овал.

Геологи утверждают, что все круглые озёра — карстовые провалы либо жерла потухших вулканов. Однако в случае озера Светлояр сохраняют интригу: кто-то настаивает на ледниковой теории происхождения, кто-то отстаивает карстовую гипотезу; есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.

В поисках града Китежа

А что же с Китежем? Обратимся снова к Мельникову-Печерскому.

Сокрылся он чудесно, Божьим повелением, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

В поисках града Китежа

Если подняться на холм слева от берёзовой аллеи,

увидите храм-часовню в честь Казанской Иконы Божией Матери. 21 июля — в день явления Казанской Иконы Пресвятой Богородицы здесь престольный праздник. После литургии во Владимирском приходском храме верующие крестным ходом идут сюда, где служится большой водосвятный молебен. Неподалёку находится камень, который считают остатком алтаря древнего православного храма, его почитают как исцеляющий.

В поисках града Китежа

Рассказывают, молились жители Китежа Пресвятой Богородице о спасении, и сошла она к Китежу, с тех пор след её на камне остался. Вода, которая скапливается в этом углублении, считается святой, и люди верят, что она тоже исцеляет от недугов.

С холма, конечно, не с высоты птичьего полёта, но отсюда овал озера виден лучше.

В поисках града Китежа

Оно будто зеркало для высокого неба.

Такая притягательность Светлояра не может быть случайной. Несмотря на отдалённость от проторённых дорог, на дремучие леса вокруг, не только веками — тысячелетиями оно притягивает непонятной силой. Предполагают, что здесь было языческое капище (само название наводит на размышление: Ярило — Солнце — Свет), потом — святое место для православных христиан. И хотя не найдено здесь свидетельств существования града Китежа, он живёт в умах и сердцах как средоточие божественной красоты и душа народа.

В поисках града Китежа

И с Батыем, скорей всего, красивая легенда, нечего было ему здесь делать, были другие города на его пути, зачем в лесах выискивать? Но легенда имеет большой сакральный смысл: можно пожечь города, убить людей, разграбить сёла, разорить церкви, но никогда не погубить душу народа. И пока мы помним об этом, пока чисты наши мысли и безгрешны поступки, существует и град Китеж. Он ждёт своего часа.

К. Горбатов. Потонувший город

Тропа Батыева узкая, в лесах петляет, зато дорога к Светлояру прямая и светлая.