Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — сейчас на сайте
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Павлово — Россия Апрель 2017

Наш путь лежал через старинный город Ворсму с населением чуть более 10 тысяч человек. Сам город не впечатлил, тем более мы видели его из окна автомобиля. Может быть, если побродить по нему, можно найти красивые места. Зато заставил остановиться вид на Ворсменское озеро, открывшийся с дороги. На одном из его островов стоит Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Фантастическая картина!

Монастырь был основан в конце 16 века схимонахом Макарием, в 17 веке отстроен в камне на средства князей Черкасских. К моменту реконструкции в нём сохранились только полуразрушенный братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. Реставрационные работы начались в 2007 году. В 2012 году на территории монастыря была заложена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, сейчас она прекрасно дополняет ансамбль монастыря.

Ещё одна церковь заставила остановиться на минуту в Ворсме и хотя бы издалека сфотографировать её. Оказалось, это церковь Казанской иконы Божией матери, построенная в 1823 году. Служба в храме после закрытия всех церквей в 1930-е годы возобновилась в 1955 году.

Павлово-на-Оке

Город Павлово-на-Оке вырос на месте деревянной крепости-острога, построенной во второй половине 16 века для охраны границ Московского государства. Кроме службы, стрельцам разрешалось заниматься охотой, рыболовством и кузнечным делом. Может быть, именно здесь нужно искать истоки промысла, который впоследствии принёс городу всероссийскую славу? В 19 веке это был оживлённый город, в котором успешно работали многочисленные кустарные производства, люди жили размеренной жизнью, растили детей, ходили в церковь. Так умиротворённо в то время выглядел город (эта картина находится в Павловском краеведческом музее), расположенный на высоком холмистом берегу Оки.

Хотелось привычно связать название города с именем святого, в честь которого была построена церковь, однако в этом случае было не так. В городе считают, что имя городу дал некий Павел, служивший перевозчиком на переправе через Оку, по крайней мере, ему на месте прежнего перевоза в 2016 году к 450-летию Павлова поставлен памятник.

Павлово-на-Оке

Исторический квартал в Павлове во многом похож на центральные улицы Богородска. Удивляться нечему: одно время, один стиль, образ жизни в обоих городах тоже немногим различался. Наше недолгое путешествие ограничилось прогулкой по трём улицам, но именно здесь хорошо сохранилась историческая застройка.

Машину остановили рядом с красивым розовым домом на Нижегородской улице. Оказалось, этот дом был построен в начале XX века богатым крестьянином, уроженцем Муромского уезда (ныне Вачский район) Ефимом Ефимовичем Алиповым, который зарабатывал на торговле мукой и производстве различных бакалейных изделий. Надо сказать, у купца из крестьян был отменный художественный вкус. Угловая круглая башенка с конусообразной крышей и балкон с ажурной кованой решёткой выделяют дом Алипова из других зданий на Нижегородской улице. За домом Алипова виден дом 1 по Нижегородской улице — краснокирпичный дом купца Сиднева, построенный в 1900-е годы, сейчас многоквартирный жилой.

Павлово-на-Оке

Взгляд останавливался на старинных зданиях, историю которых хотелось узнать подробнее. Для таких любопытных, как мы, на Нижегородской улице повесили стенд с фотографиями прежних жителей города. Из подписей можно узнать, каким промыслом занималась каждая семья.

Нижегородская улица за века своего существования поменяла много названий, в начале 20 века она носила названия Торговой и Стоялой. Под этим названием её неоднократно упоминал в «Павловских очерках» В. Г. Короленко. Нижегородская улица соединяет Базарную площадь и набережную Оки. Она застроена купеческими особняками. Например, дом 8 — главный дом усадьбы купца И. С. Карачистова, построен в 1892 году в «кирпичном стиле», получившем широкое распространение в архитектуре Павлова конца 19 — начала 20 века. В 1902 году здесь была открыта типолитография, одна из первых в Павлове. В настоящее время на первом этаже находятся магазины, на втором — офисы.

Именно купец Карачистов примерно в 1860 году получил от турецких торговцев несколько черенков необычного для России растения — лимона. Здесь они прижились в оранжерее и стали давать красивые крупные плоды. После этого в Павлове начали разводить лимоны как комнатные растения. Для Павлова это бренд. Почти в каждом окне вы увидите лимоны. Один из торговых центров города тоже называется «Citron» -«Лимон».

Павлово-на-Оке

В 2005 году на Базарной площади был установлен памятник лимону. Он был изготовлен преподавателями и студентами Павловского художественного техникума.

Но вернёмся к Нижегородской улице. Спускаясь к Базарной площади, мы увидели ещё несколько интересных особняков, которые, к сожалению, трудно рассмотреть за многочисленными вывесками.

Усадьба купца Соплякова включает два дома, построенных после пожара 1872 года, которые в 1891 году были перестроены и объединены вставкой с проездной аркой. Сопляков занимался торговлей колбасными изделиями, на первом этаже размещались лавки. В 1912 году здесь располагался магазин братьев Самойловых. Сопляков, видимо, решил в подражание дворянским усадьбам украсить свой дом аттиком хоть и не с вензелем, но с первой буквой своей знаменитой купеческой фамилии.

Павлово-на-Оке

Дом, фасадом выходящий на Базарную площадь, построен в 1897 году как дом сельского общества с торговыми помещениями, которые сдавались в аренду. Первый этаж занимали магазины Е. Е. Алипова, В. В. Рунова и других владельцев; на втором этаже находился трактир И. А. Цыплёнкова. В 1937–1941 годах в здании размещался Павловский аэроклуб. В настоящее время это торговый центр «Центральный».

Справа, по улице Ленина, к этому дому примыкает дом Н. И. Соннова, построенный в 1888 году. На первом этаже размещались лавки, второй этаж в начале 1910-х годов сдавался волостному правлению для проведения общественных собраний. В декабре 1917 года помещения на втором этаже были сданы в аренду Совету рабочих и солдатских депутатов на один год.

Павлово-на-Оке

Церкви, которые хорошо видны на картине в краеведческом музее, почти не сохранились. По крайней мере, мы видели только две. Одна из них — церковь Воскресения Христова, каменное здание которой было построено в 1777 году. В начале 20 века Воскресенская церковь была богатой: стоимость её главного иконостаса составляла около 3000 рублей, а иконостасы в приделах оценивались каждый по 1000 рублей. В 30-х годах 20 века церковь Воскресения была закрыта, а её настоятель в 1937 году был расстрелян. В настоящее время церковь Воскресения — действующий храм.

Вторую, Вознесенскую, церковь мы видели издалека. Она была построена в 1775 -1785 годах на средства крестьянина села Павлово П. А. Варыпаева. Богослужения в храме прекратились в 1933 г. Потом в здании церкви размещались различные городские организации. Возобновлены службы были в 1989 году.

Павлово-на-Оке

Самой главной достопримечательностью Павлова-на-Оке считается усадьба В. И. Гомулина, здание которой сейчас занимает Павловский исторический музей. Эта усадьба видна с пристани, от неё спускается лестница к берегу Оки.

Усадьбу можно долго рассматривать со всех сторон, находя в её архитектуре черты разных стилей. Что поделаешь, эклектика была в моде в конце 19 века. Хозяин усадьбы Василий Илларионович Гомулин был купцом во втором поколении, его предки вышли из крепостных крестьян графов Шереметевых. По заявкам торговых фирм он закупал у кустарей металлические изделия, отправляя партии товара на Кавказ, Украину, в Сибирь; стал он и одним из немногих павловских торговцев, освоивших рынки лесного Российского Севера. По объёмам торговли в 1880-е годы Гомулин входил в пятерку крупнейших местных предпринимателей, суммы годовых оборотов которых составляли от 20 до 100 тысяч рублей. Усадьбу Гомулин построил в 1885 году в надежде обзавестись многочисленным семейством, но его брак оказался бездетным.

Конечно, мы зашли в музей. Для меня он был интересен в двух ипостасях — как купеческая усадьба и как краеведческий музей. Прежде всего, хотелось увидеть то, что хотел оставить купец Гомулин своим детям. Действительно, он не жалел средств не только на экстерьер усадьбы, но и на её внутреннюю отделку. 100 лет в усадьбе, слава богу, не было капитального ремонта. Благодаря этому сохранились потолки, отделанные лепниной. Сколько фантазии нужно было проявить, чтобы ни разу не повторить рисунок! В основном использовались растительные или геометрические узоры. Особенно поразил последний: розетку украшают изящные женские головки. Никогда такого не видела.

Ещё уголок комнаты с печью. Здесь сохранилась лепнина не только на потолке, но и на стенах. И печь имеет лепную отделку.

Павлово-на-Оке

Двери не меняли со дня постройки. Впечатляющее зрелище. Достойны находиться в дворцовой постройке. Правда, сотрудники музея говорят, что они были не белыми. Какими — сейчас никто не знает. Или не возвращают прежний вид из-за нехватки средств. На наш вопрос, когда здесь проводилась последняя реставрация, почти со слезами в голосе нам ответили: «Какая реставрация! Где деньги на неё взять? Сами белой краской подновляем!».

Ужас, как стыдно. Всё-таки какие мужественные люди работают в наших провинциальных музеях, как они стараются всё сохранить, несмотря ни на какие обстоятельства! Преклоняюсь перед ними. Просто последний бастион на защите нашей культуры.

Во всём этом великолепии размещена экспозиция краеведческого музея, посвящённая в основном промыслам Павлова-на-Оке. Встречает экскурсантов сценка в слесарной мастерской, потому что, как я уже писала, город славился изделиями из металла.

Павлово-на-Оке

В музее большая коллекция замков — огромых, весом до 50 кг, и крошечных.

Иногда замок, кроме собственно замыкания, выполнял какие-нибудь другие функции. Например этот крошечный замочек-будильник.

Павлово-на-Оке

В Павлове производили лучшие в России столовые приборы и ножи, а со времён Крымской войны — высококачественные хирургические инструменты. Вот так называемый батальонный набор, изготовленный, судя по надписи, в 1860 году.

Фотографию этой хрюшки печатают почти на всех буклетах о музее. На самом деле это 100-предметный нож «Свинка», изготовленный в 1951 году.

Павлово-на-Оке

У ножей были не только качественные лезвия, но и дизайн. Мастера делали из перочинных ножей различные фигуры, как, например эти самолётики, паровоз и автомобиль. В советское время эти традиции были сохранены.

Есть и экспонаты, которые без специальной техники не сфотографируешь, их можно рассмотреть только в микроскоп. Среди павловцев были свои левши, способные сотворить танцующую блоху.

И ещё об одном обстоятельстве напомнила нам экспозиция. В Павлово-на-Оке находится знаменитый автозавод, производящий, в частности, всем известные автобусы — ПАЗики. Кстати, в Нижнем Новгороде автобусный парк укомплектован именно этими машинами, «Икарусов» я не видела, по крайней мере, в том районе, где мы жили.

Павлово-на-Оке

Экспозиция музея подтверждает, что город Павлово-на-Оке по праву считался слесарной столицей России. На Красноармейской улице, рядом с ТЦ «Цитрон», в 2011 году поставили памятник Павловскому кузнецу.

Почти напротив памятника есть ещё один интересный дом, построенный купцом П. В. Щёткиным в 1899 году. Щёткин был успешным предпринимателем, содержал фабрику
по производству лопат и занимался замками. Его личность, скорее всего, послужила прототипом Дмитрия Душкина — одного из литературных героев «Павловских очерков» В. Г. Короленко. А ещё с этим домом связывают почти анекдотическую историю о том, как Щёткин его построил, чтобы выдать замуж 13 дочерей: в нём было удобно принимать гостей. В 1913 году в этом доме был открыт ресторан, который существует и по сей день, — «Русь». Самая интересная деталь в этом доме — нависающий эркер с белоснежным лепным декором.

Слово «ресторан» настраивает мысли в определённом направлении. Пора бы и поесть в завершение длительного путешествия. Нам рекомендовали ресторан «Династия» на Базарной площади. Однако по пути к нему жадные туристы найдут ещё что-нибудь интересное. Спустившись по дорожке слева от ТЦ «Цитрон», увидели интересный дом. Оказалось — жилой! Однако само здание было построено во второй половине 19 века.

Павлово-на-Оке

Буквально во дворе этого дома есть ещё один интересный объект — памятник гусиным боям. Уже второй раз мы встречаем на нижегородской земле упоминание о гусях. Если арзамасских гусей ценили за нежное мясо и перегоняли стаями пешком на места продажи, то павловские гуси — знаменитые бойцы, а гусиные бои были одним из любимых зрелищ для жителей Павлова. Обычно они проводились в марте, когда в гусях силён боевой дух. Это отражено и в памятнике: на дерущихся гусей кокетливо поглядывают две гусыни.Гусь-судья в очках, в судейской шапочке и с тросточкой.Гуси дерутся отчаянно. Говорят, в Павлове выводят ещё породу бойцовых петухов, но, видимо, гуси интереснее.

И вот, наконец, «Династия». Показалось, стилизованное здание, однако на самом деле оно старое, отремонтированное и приспособленное под ресторан.

Павлово-на-Оке

Мы намеревались только поесть, однако ресторан стал продолжением туристического маршрута. Первое, что с гордостью демонстрируют здесь — самый большой навесной замок, за свои размеры занесённый в книгу рекордов России, а затем и в Книгу рекордов Гиннеса. Его размеры 260×1050×1443 мм, вес — 399,5 кг. Предыдущий мировой рекорд принадлежал замку на Кипре — 224 кг. К замку прилагается ключ весом 16 кг, который не только выполняет свои обычные функции, но и запускает грамзапись гимна Павлова-на-Оке «На семи холмах». Замок изготовлен павловскими мастерами-металлистами — учащимися и преподавателями профессиональных училищ.

Войдя в зал, мы немного оторопели: солидно, со вкусом, дорого. Откуда бы в маленьком городе взяться такому роскошеству? Отдельный кабинет в лучших российских традициях... Эксклюзивный рояль и не менее эксклюзивная люстра… Отдельный столик для любителей охоты…

Павлово-на-Оке

И тут взгляд падает на картину, очень знакомую, но всё-таки какую-то не такую… Боже, это сюжет «Охотников на привале» Перова, только лица у охотников другие, один из них точно Никита Михалков! Не ему ли принадлежит ресторан?

Оказалось, хозяин ресторана — местный предприниматель Константин Тувыкин, который дружен с Михалковым. Третий на картине — художник, автор этого произведения. У Михалкова неподалёку от Павлова есть усадьба Тёмино, и он любит приезжать сюда поохотиться вместе с хозяином ресторана. В этих местах снимались сцены «Сибирского цирюльника». Второй этаж декорирован в охотничьем стиле, а чучела сделаны из шкур многочисленных животных и птиц, добытых ими на охоте.

Павлово-на-Оке

Надо сказать, хозяин ресторана, уроженец Павлова, большой патриот. В своём заведении он демонстрирует всё, чем город знаменит: и замóк, и лимоны, которые расставлены по подоконникам, и богатства охотничьих угодий, и фотографии старого города, и даже любимых павловчанами канареек. Они поют!!!

Даже в отдельном кабинете, в котором хозяин принимает своих гостей, стена расписана изображением старинного Павлова-на-Оке.

Павлово-на-Оке

Увидев наш интерес к интерьеру ресторана, юная официантка предложила нам небольшую экскурсию в места, которые обычно недоступны посетителям. Умница, она поняла, что ненормальный туристер всё сфотографирует и поведает миру о таком замечательном месте. Итак, мы прошли через хозяйские покои, кухню, спустились в погреб и поняли, что знакомство хозяина с Михалковым не ограничивается только совместной охотой. Все соленья и варенья, которые подаются в ресторане, сделаны в Тёмино из овощей, выращенных там же. Кроме того, Михалков, оказывается, производит вина и даёт им названия своих фильмов. Вино недешёвое. Режиссер Михалков хороший, а какой винодел, неизвестно. Так что пробовать мы не стали.

Из ресторана мы вышли через залы первого этажа, которые оказались попроще, но тоже производили хорошее впечатление.

Павлово-на-Оке

В один день удалось испытать много положительных эмоций: Богородск с его великолепным музеем керамики, Павлово, дорожные впечатления от ворсминских храмов. Пора и честь знать, нельзя быть такими жадными. Предстояла дорога до Нижнего длиной 81 км. Без пробок до города около полутора часов, а там еще по городу с пробками…