Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — сейчас на сайте
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Богородск — Россия Апрель 2017

Таков Богородск — город в 43 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, с населением около 35 тысяч человек.

Богородск

По московским меркам, это население одного района, жители должны бы знать друг друга в лицо. Тем более, их объединяет общая история, а она у этого города особенная. В древние времена здесь обитали финноязычные мордовские племена. Эта часть мордовского населения сегодня называет себя «эрзя». Славяне здесь появились лишь в 16 веке. Около 300 опальных жителей Великого Новгорода были сосланы сюда по приказу Ивана Грозного и основали село Подолец. После событий 1612 года село было пожаловано Кузьме Минину, потом, по причине отсутствия наследников, оно было возвращено в государственное владение. В 1632 году Богородское, а именно так теперь называлось село (по имени церкви Пресвятой Богородицы, построенной здесь) перешло во владение князей Черкасских, с 18 века — графа Шереметева. От их пребывания на богородской земле мало что осталось: руины Успенского собора (усыпальницы Шереметевых), да заброшенный пруд, который граф велел вырыть в форме силуэта женской фигуры, да куча земли из этого пруда, которую, видно, граф поленился вывозить и распорядился на её вершине поставить беседку, следы которой, увы, время не сохранило. Глядя на это место, даже не поверите, что это достопримечательность.

Зато в городе сохранилось многое из того, ради чего мы сюда приехали. Богородск интересен как город мастеров, и эту славу жители города стараются поддерживать изо всех сил, несмотря на сложные обстоятельства.

Издавна село Богородское было известно тем, что здесь выделывали великолепную кожу. Памятником этому промыслу в городе Богородске является исторический квартал на берегу Кабацкого болота.

Богородск

Говорят, на берегу этого, по сути, пруда некогда стоял царёв кабак. Правда, как мне кажется, водку кушать здесь было некомфортно, потому что на берегах пруда, так же, как по берегам других водоёмов, стояли дома кожевников, а они в воде вымачивали кожи, так что аромат над городом витал не для слабонервных. Хотя… Может быть, выпьешь водки, и не так его чувствуешь, как на трезвую голову.

А квартал живописный. Кожевники со временем стали получать приличный доход, становились довольно крупными предпринимателями и строили добротные усадьбы.

На берегу Кабацкого болота сохранились усадьбы А.А. и В. М. Хохловых и Л. А. Лосева-Рощина. И. В. Хохлов, выходец из крестьян, в 1907 году построил завод для выпуска хромовых кож (позднее был национализирован и получил имя А. Ю. Юргенса, работает по сей день). Усадебный дом Хохловых (в усадьбе располагались, кроме жилого дома, хозяйственные и складские постройки) выстроен из красного кирпича. Кладка особая: ряд кирпичей положен продольно, ряд поперечно. На углах округлые полуколонки. Отделка — белый камень. Притягивает взгляд фигурный аттик в форме русского кокошника — такая деталь часто встречается на старинных богородских домах. Спутниковая тарелка указывает на то, что дом жилой, говорят, что жильцы — наследники Хохлова.

Богородск

Справа от дома Хохловых небольшой, но очень красивый дом. И наличники богатые, и белокаменное украшение занимает почти всю стену, и аттик интересный, со шпилем. Прямо-таки пряничный домик…

Усадьба Л. А. Лосева-Рощина, построенная во второй половине 19 века, тоже имеет немало интересных архитектурных деталей.

Богородск

В 19 веке Богородск смело можно было назвать одним из самых крупных промышленных центров по производству кож. В конце 18 — начале 19 веков в селе Богородском насчитывалось около 120 кожевен, а к началу 20-го века их число выросло почти до 500. Во время Первой мировой войны кожевники работали на армию. Они получали много казенных заказов, имели льготы на получение сырья. Предприниматели и рабочие освобождались от призыва на службу.

После революции 1917 года все мелкие кустарные кожевенные предприятия были укрупнены и механизированы. Возникли новые крупные предприятия: кожевенные заводы имени Кашина, имени Юргенса, имени Калинина, имени Венецкого, Богородские обувная и кожевенно-галантерейная фабрики. Эти предприятия выпускали различные виды кожи — хром (опоек, шевро), юфть, полувал. Швейно-такелажный комбинат выпускал армейские ремни, полевые сумки, лучшую в России конную упряжь, кобуры для личного оружия, фуражки. Продукция кожевенных предприятий, однако уже советского времени, представлена в экспозиции Богородского исторического музея.

Богородск

Есть ещё ремесло, ради которого стоит посетить Богородск, точнее, Богородский музей керамики. Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское (1570 г.). Расцвет промысла пришёлся на конец 19 — начало 20 века. Именно тогда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали глиняную посуду на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже глиняные самовары. В начале 20 века в селе Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. В их среде были известны династии Стешовых, Жуковых, Зобниных.

Богородский музей современной керамики уникален. Он открылся в 2004 году при Центре развития гончарного искусства. В экспозиции музея представлены около шестисот работ восьмидесяти мастеров из 22 регионов России. Интересно, что мастера, возродили почти уже утраченные технологии производства керамики и обжига, осваивают новые (фотоальбом можно посмотреть по ссылке https://lyudmila-klyopova.tourister.ru/photoalbum/32262).

Богородск

В музее проводятся мастер-классы по гончарному делу. Мы с удовольствием посмотрели, как буквально за минуты из куска глины получается красивый горшочек.

MVI 1351

Мне жуть как захотелось тоже посидеть за гончарным кругом, ощутить руками податливость тёплой глины. Ну, надо сказать, работка не для слабонервных! Конечно, если круг настоящий, который нужно крутить ногой. Представляете, ногой делаешь одно движение, а руками — массу других. Редко у кого получается с первого раза. Вот и моя плошка пошла на дренаж в огород учителя.

При музее работает мастерская, в которой лепят, сушат, обжигают и расписывают глиняные изделия.

Богородск

В отдельной мастерской музея создают шедевры из ткани, сохраняя древние традиции лоскутного шитья.

Из маленьких лоскутов получаются целые картины.

Делают кукол с такими симпатичными мордашками.

Богородск

Музей очень дружит с населением. Здесь проводятся мастер-классы, занятия для детей.

Посетители музея могут выбрать себе сувениры… да нет, не только сувениры, а вполне функциональную керамику, которая не протекает, выдерживает любую температуру и очень красиво выглядит, потому что все эти изделия изготовлены с соблюдением всех правил лепки и обжига. И, что немаловажно, по весьма умеренным ценам.

Богородск

В городе есть интересные образцы старинной архитектуры. В основном это купеческие дома на улице Ленина и главной городской площади — Красной.

Современная богородская Красная площадь сохранила несколько старинных домов, глядя на которые вполне можно представить, как выглядели старинные купеческие дома сто и более лет назад. Например эта замечательная тройка (фото из Интернета — неожиданно большой поток машин и ограниченность во времени — в этот же день была запланирована поездка в Павлово-на-Оке — не дали мне пересечь площадь, чтобы сфотографировать её с другой стороны).

Слева — один из самых известных богородских домов, объект культурного наследия регионального значения — дом купца Головастикова. Купцы Головастиковы происходили из крепостных крестьян села Богородского, то есть были коренными жителями. Может быть, поэтому в обшении с покупателями они были демократичны: продавали муку в развес, мешками, под запись.

С площади сворачиваем направо на улицу Ленина и направляемся к зданию Богородского исторического музея (ул. Ленина, 222) мимо других старинных особняков.

Богородск

За зданием исторического музея небольшой сквер. Именно с этой стороны здания музея находится вход в замечательный Музей керамики.

А в глубине двора между домами — стадион.

Богородск

С этого места удобно было рассматривать красивую противоположную сторону улицы Ленина.

А что касается церквей… Название города указывает на то, что Богородичная церковь была главной, по ней город получил название, однако следующая фотография с сайта Богородска ВКонтакте сразу всё объясняет.

Богородск

Восстановлен храм Покрова Пресвятой Богородицы, он был освящён в 1999 году. Вот он, на фотографии жителя Богородска Сергея Вакина.

Однако в сёлах вокруг города немало старых церквей и монастырей. Например, Оранский Богородицкий монастырь, который сфотографировал тот же Сергей Вакин.

Богородск

Сейчас жалко, что не всё здесь посмотрели. С богородским краем связаны имена декабриста М. П. Бестужева-Рюмина, который родился и провёл детство в Кудрёшках, музыковеда А. Д. Улыбышева, астронома К. И. Каплина-Тезикова, композитора Н. Г. Кравцова, писателей Ф. А. Желтова (тесно связанного с Л. Н. Толстым), Н. С. Власова-Окского, поэтессы А. Д. Мысовской и других известных людей. Исторические документы, а иногда и преданья приписывают посещение этих мест Ивану Грозному и Петру I, Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Пушкину и Короленко.

А тогда… Тогда мы уже мчались в Павлово-на-Оке, которое находится в 36 км от Богородска.