Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 9:12
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Арзамас — Россия Апрель 2017

Бросив на неё взгляд, я отметила про себя, что всё старо, как мир, однако… Меня поразила одна фотография. На ней был сказочный русский город на горе, буквально застроенной церквями. Купола теснились и блистали в вечернем освещении.

Два часа в Арзамасе

Что это? Где? Почему не знаю? Арзамас!

С этого момента зародилась мысль, что неплохо бы туда съездить. Но, как всегда, разные мелкие обстоятельства мешают довести задуманное до конца: то холодно зимой, то поезда из Москвы туда приезжают в очень неудобное время, летом — дачные дела и прочие отговорки.

И тут, планируя поездку в Нижний Новгород и ближайшие к нему города, я обнаружила, что Арзамас лежит на пути из Нижнего в Дивеево, которое трое из нашей компании захотели посетить. В Дивеево мне не очень хотелось, но возможность остановиться в Арзамасе развеяла мои сомнения.

Для поездки мы выбрали понедельник после Пасхи: праздник отшумел, туристы на многочисленных автобусах разъехались, и можно спокойно оглядеться.

В Арзамасе мы остановили машину на той самой Соборной площади, фотография которой поразила меня зимой.

Два часа в Арзамасе

Остановка планировалась недолгой, но, начав своё путешествие только в пределах этой площади, мы никак не могли оттуда уйти — так было интересно.

Так получилось, что с началом 2017 года наши поездки были связаны с городами, основанными во времена Ивана Грозного: Орёл, Болхов, Нижний Новгород. Арзамас разделил их судьбу: он был основан как город-крепость, которую распорядился заложить царь Иван Грозный в 1552 году во время третьего похода на Казань.

Как город-крепость Арзамас давно утратил своё значение, однако сохранил атмосферу старины — от Средневековья до начала 19 века.

Строительство храмов в Арзамасе продолжалось непрерывно в течение 300 лет, за это время церковные здания не раз перестраивались, деревянные заменялись каменными. К началу 20 века было построено 25 приходских церквей и 4 монастыря. Даже в годы советской власти большинство церквей уцелело, хотя планы по их сносу были.

Надо отдать должное жителям города, которые проявили настойчивость (и, я думаю, с риском для себя) и отстояли Воскресенский собор, который планировалось взорвать. Более кощунственный поступок трудно было совершить.

Два часа в Арзамасе

Никто в то время не думал, что это не просто культовое здание. Это памятник великому подвигу народа в Отечественной войне 1812 года. Впрочем, Храм Христа Спасителя в Москве тоже был построен с честь этого события, кстати, на народные деньги, но это не остановило вандалов.

Воскресенский собор строился долго, с 1814 по 1842 год, по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского (Варенцова), который был уроженцем Арзамаса. Храм огромный, его высота 47 метров, длина каждой из четырёх сторон составляет 64 метра. С каждой стороны примыкают портики с 12-ю колоннами, к которым ведут широкие лестницы.

Храм летний, службы в нём проходят только тогда, когда помещение не нуждается в отоплении, поэтому в холодный день 17 апреля он был закрыт. Но надо знать моего проныру мужа, который обязательно добивается своего. Он обратился к сторожу соседней зимней Церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», и тот позвонил в паломнический центр, откуда через некоторое время пришла очень приятная женщина, представившаяся экскурсоводом. И — о чудо! — ДЛЯ НАС четверых ОТКРЫЛИ ХРАМ! Войдя внутрь, мы буквально обомлели. Огромное пустое пространство вокруг, уходящий буквально в небо купол над нашими головами и гулкая тишина, отзывающаяся эхом на каждый звук, в которой, казалось, слышно было наше дыхание.

Два часа в Арзамасе

Экскурсия, которую провела для нас Лена (так экскурсовод представилась), была проведена на таком высоком уровне, каким не всякий столичный экскурсовод может похвастаться. Её блистательный рассказ воспроизвести невозможно, да и не надо. Наши знакомые ездили после нас, на майские праздники, в эти места. Связались с Леной, и она провела великолепные экскурсии не только в Арзамасе, но и съездила с ними в Дивеево.

Но вернёмся в Воскресенский собор. Прежде всего поражает роспись. Если на секунду забыть, где ты находишься, вряд ли первой версией будет, что ты в русском православном храме. Собор расписан 14-ю огромными полотнами, на которых отображены сцены из Евангелия. Фигуры выполнены в человеческий рост.

Два часа в Арзамасе

В главном куполе между окон расположены фигуры двенадцати апостолов, чуть ниже — четырёх евангелистов.

Роспись выполнена тушью по сырой штукатурке мастерами — бывшими учениками Арзамасской школы живописи, созданной по инициативе художника А. В. Ступина, прежде всего О. С. Серебряковым и его сыном Александром, в 1834—1837 гг. За образцы были взяты шедевры мировой западноеропейской живописи.

На то время, пока летний храм закрыт, все святыни, принадлежащие ему, переносят в соседнюю, зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Главных святынь в Воскресенском соборе две: чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (один из самых старых в Арзамасе — 16 век). Самая древняя икона в храме — Воскресения Христова (также 16 век) — подарок Ивана Грозного. Но и без них, несмотря на некоторую необжитость и лёгкий беспорядок, есть на что посмотреть. Прежде всего это прекрасный резной иконостас работы братьев Клима и Василия Ломакиных.

Два часа в Арзамасе

Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 30 метров. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Они не обрамлены ризами, так как являются по сути произведениями искусства. Кстати, если внимательно присмотреться к фрагменту росписи потолка на самом верху фотографии, легко можно узнать копию «Тайной вечери " Леонардо да Винчи.

Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Некоторые фигуры находятся здесь и по сей день.

Два часа в Арзамасе

Показались мне интересными ещё несколько икон. Прежде всего искусным исполнением окладов, как эта.

А таких, как Тихвинская икона Божией матери, выполненная в сложной технике золотого шитья по бархату с драгоценными и полудрагоценными камнями, я никогда не видела.

Два часа в Арзамасе

Все вышеперечисленные главные реликвии, принадлежащие Воскресенскому собору, мы увидели, перейдя в зимнюю Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», полюбовались там и другими чудесными произведениями искусства. Но фотографировать в храме, полном людей, пришедших в церковь помолиться, побеседовать со священником, было очень неудобно.

Сама же Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» тоже очень интересна. Она старинная, была построена в 1794 году.

Два часа в Арзамасе

Ещё её можно рассмотреть на первой фотографии справа от Воскресенского собора.

Главная святыня храма — образ Божией Матери «Живоносный Источник». В храме находится также редкая икона «Собор Пресвятой Богородицы» — на одной иконе собраны все образы Богородицы, существующие в православной иконописи. Так что, молясь перед этой иконой, будто обращаешься ко всем — и Владимирской, и Казанской, и Смоленской, и Троеручице, и всем остальным…

Совсем рядом с Воскресенским собором расположен Николаевский женский монастырь, основанный в 1580 году. На Соборную площадь выходит Богоявленская церковь. Сразу бросается в глаза её необычная архитектура — она двухэтажная. Богоявленская церковь за время своего существования несколько раз перестраивалась. Последнее здание, которое мы видим, возведено в 1811 году.

Два часа в Арзамасе

Храм тёплый и уютный, с сохранившимися старыми иконами блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей. В этом храме наш экскурсовод передала нас в руки доброй матушки Татьяны, монахини монастыря. Боже, с каким восторгом и благоговением она рассказывала нам о чудотворных иконах, которые хранятся в этой церкви, и о чудесах, свидетельства о которых тщательно записываются в церковных книгах! Конечно, ни о каких фотографиях речи быть не могло. Однако я нашла снимки этих икон в Интернете. А их истории заимствованы с официального сайта.

Одна из самых почитаемых чудотворных икон Арзамаса — «Избавление от бед страждущих». Как гласит легенда, в 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, тёмную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено, было невозможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы. Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице, сказав, что она вскоре будет обновляться. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы — шею Матери Божьей и ручку Младенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать не удавалось. Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись. Когда число паломников, приходящих к этой иконе, стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ пресвятой Богородицы источает само дерево. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист.

Надо было видеть глаза матушки Татьяны, когда она это рассказывала! В них была такая вера, такая ясность, что, когда она предложила нам прочитать перед этой иконой акафист, я — НЕВЕРУЮЩАЯ, НЕКРЕЩЕНАЯ, ЛЮБОПЫТСТВУЮЩАЯ, ПРАЗДНОШАТАЮЩАЯСЯ ТУРИСТКА — не смогла ей отказать. И самое главное, у меня это лучше всего получилось, потому что несколько семестров старославянского и древнерусского на филфаке даже через 40 лет, оказывается, не пропьёшь.
Еще одна чудотворная икона — «Достойно есть», или как в народе ее прозвали — «Изрубленная».

Два часа в Арзамасе

Образ был найден в 1997 году жителями города в хозяйственной постройке старинного дома и принесён в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь после того, как сестры взяли её на крестный ход. На следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. Вскоре произошло ещё одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают. Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих неродившихся детей.
Экскурсия закончилась, вернее, нам удалось переключить внимание матушки Татьяны на других посетителей и тихо по одному выскользнуть из церкви, потому что еще надо было ехать в Дивеево, да и обратный путь в Нижний Новгород занимает часа три. Как жаль, что не пришлось побродить по тихому старинному городку. Но я была бы не я, если бы совсем ничего не успела ухватить хотя бы на ближайших к площади улицах.

Вот такая панорама открывается, если встать спиной к Воскресенскому собору.

Два часа в Арзамасе

На первом плане — двухэтажная кирпичная Благовещенская церковь, сооружённая в 1775–1784. Здесь был самый большой в городе колокол, он весил 654 пуда, или 7,5 тонн. Благовещенская церковь была единственной златоглавой в Арзамасе. С зелёными куполами — Спасо-Преображенский собор, древнейшая постройка города — 1640-х годов.

Если спуститься по улице вниз и повернуть направо, можно выйти к торговым рядам, которые, правда, трудно рассмотреть за современными вывесками. Торговать всегда было чем: здесь выделывали кожи, выращивали лук и выкармливали знаменитых арзамасских гусей с нежным мясом. Мне всегда было интересно, как этих гусей — нет, не перевозили, а перегоняли, как стадо овец или табун лошадей. Оказывается, чтобы они могли преодолеть длинный путь, их лапки обмакивали в смолу, а потом гуся ставили на песок — получалась обувка, которая сохраняла гусиные лапы.

Два часа в Арзамасе

Кстати, об этом спуске. Помните картину Перова «Тройка»? Стасов писал, что это московская сценка. Арзамасцы считают иначе: Перов учился в Арзамасской школе живописи, и сценку подсмотрел именно на этом спуске. А и правда, похоже. Я стала внимательно рассматривать картину и на заднем плане справа обнаружила силуэты церквей в дымке, напоминающие Благовещенскую церковь и Спасо-Преображенский собор.

Кроме церквей и торговых рядов, в городе сохранились старые постройки, часть из них — на Соборной площади.

Два часа в Арзамасе

Слева особняки, а справа — Ратуша, или Магистрат, — выборный орган местного самоуправления, учреждённый Петром I. Это единственное сохранившееся неперестроенным здание Магистрата возведено в 1740–1750 годах. У него скромный фасад, скромные украшения, но выступы богато украшены архитектурными деталями. Сегодня это здание передано Православной Церкви для создания в нём единственного в России Музея русского Патриаршества.

Хотелось бы ещё погулять по городу, заглянуть в узкие улочки, во дворы. Удалось только один раз. Почти как улица моего детства.