Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 18:38
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Отпуск за свой счёт, или Из Москвы в Нижний по Оке. – 3. Павлово-на-Оке и Нижний Новгород

Павлово, Нижний Новгород — Россия Июнь 2019

Оставались сутки пути. В Нижний должны были прибыть в 9.00. Но финал оказался неожиданным и прекрасным.

Увлёкшись созерцанием заката, до каюты я добралась поздновато, но заснуть быстро не удалось. Проснуться пришлось так, как я не люблю просыпаться: от громких резких голосов. За окном каюты несколько раз произнесли слово «Муром». И тут до меня дошло: проплываем мимо Мурома! Стоянки не предвиделось, но я никогда больше, возможно, не увижу город с реки! Утренний подъём за 45 секунд в армии отдыхает по сравнению со моей скоростью в тот момент. Раз — ноги сразу в шлёпанцы, два — накинуть на пижаму длинный вязаный жакет, три — схватить со столика фотоаппарат, четыре — рвануть дверь каюты, пять, шесть — я на палубе. Классические шесть секунд из поговорки. И мне наплевать, как я выгляжу.

В лёгкой панике осознаю, что полгорода уже позади: городской пляж с Космодемьянской церковкой (середина 16 века, авторство приписывают Барме и Постнику) и выглядывающей из-за домов Смоленской церковью (первая треть 19 века).

Шеф, всё пропало — гипс снимают, клиент уезжает!

Но мне всё-таки повезло. Впереди было ещё несколько приятных пейзажей. Уже следующий стал добрым знаком — Николо-Набережная церковь (нач. 18 в.), освящённая в честь Николая Чудотворца, покровителя всех плавающих и путешествующих. Она чудо как хороша — яркая, с изящной колоколенкой. А обратили внимание, что у колокольни не привычное шатровое завершение, а шлемовидное? Редкость, однако.

Следом вынырнули из прибрежных зарослей главки храмов Воскресенского женского монастыря. Помню этот монастырь, бывали много лет назад. Тогда там жили несколько монахинь, а внешний вид зданий оставлял желать лучшего. Сейчас даже издалека заметны изменения к лучшему. Тем более что церкви, Воскресенская и Введенская (обе — 17 в.), признаны объектами культурного наследия России.

Муром уже позади, но нас ожидал вантовый Муромский мост. Ну очень изящен. В наш давнишний приезд его не было, через Оку можно было переправиться по понтонному мосту. Муромский мост соединяет Владимирскую и Нижегородскую области. Ни разу не приходилось им пользоваться, потому что в Нижний обычно ездим на «Стриже», на машине долго и муторно. Интересно, а смогли бы мы тут проплыть, если бы была понтонная переправа?

Конечно, есть мосты красивее, но именно этот в 2013 году получил звание «Самый красивый мост России», победив в конкурсе, который проводило Федеральное дорожное агентство. Об этом нам поведали по радио в сопровождающей круиз информации. А мы идём дальше, ожидая стоянку в Павлово. К этому городу у меня какое-то особое отношение, которое я ничем не могу объяснить. Чем-то он приглянулся, когда мы приезжали сюда холодной весной 2017-го (для тех, кто захочет узнать подробнее об истории Павлова, памятниках, музее и знаменитом ресторане «Династия», ссылка здесь: Павлово-на-Оке), есть в нём для меня большая сладкая ностальгическая изюмина. Наконец теплоход начал уходить с прямого курса, круто забирая влево. Что это там впереди?

Ах не солгали пpедчувствия мне,

Да, мне глаза не солгали…

Это Павлово!

Ослепительно блестят главки Воскресенской церкви.

Выглядывает из-за деревьев Вознесенская церковь.

Торжественно, как в былые времена, гордо возвышается особняк купца Гомулина.

Пассажиров высаживают на берег и ведут к особняку, в Павловский исторический музей.

Сходила вместе со всеми, ещё раз посмотрела на красивую лепнину и резные двери дома, на удивительные замки и ножи павловских умельцев. Прошли по знакомым улицам исторического центра, посмотрели самые интересные здания. Дом купца Алипова с изящным балкончиком,

дом с башенкой, построенный купцом Щёткиным,

памятники павловскому лимону и бойцовым гусям — обо всём я уже рассказывала.

К своему удивлению и радости, заметила перемены к лучшему. В рассказе я посетовала на обилие висящих проводов и очень агрессивной рекламы на фасадах исторических зданий. В комментариях меня горячо поддержали. Я знаю, что читатели на Туристере обращают особенное внимание на очерки о своих городах, особенно если эти города небольшие и находятся немного в стороне от широких туристических троп. Кто знает, может быть, это возможность взглянуть на свой дом чужими глазами и увидеть достоинства и недостатки? Как бы то ни было, взгляните на фотографии одного и того же дома на Нижегородской улице города Павлова и почувствуйте разницу.

2017 год
2019 год

В таких случаях я вспоминаю шолоховского Макара Нагульнова, который, помнится, говаривал: «Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудов хлеба выскакивало, я бы всею жизню тем и занимался, что ходил бы да ударял их!» Вот если бы от нашего мнения зависело благоустройство городов и сохранение их архитектурного наследия, я бы все исторические руины обошла!

В оставшееся до отхода теплохода время я решила показать моим приятельницам ресторан «Династия», в котором в прошлый раз и поели вкусно, и увидели немало интересного. Мы попали на такое время перед ужином, когда предлагали только десерт. А нам больше и не надо было. Долго не могла выбрать, чем себя побаловать, и в конце концов попросила самый вкусный. Молодой человек, обслуживающий нас, на секунду задумался, потом кивнул головой и принёс вот это.

Мы с Катериной тихо выпали в осадок. На отдельной фотографии невозможно определить размер того, что нам предстояло съесть. Может быть, так понятнее?

Кофе здесь тоже вкусный и в этот час пересменки недорогой, всего 150 рублей. Но главной целью здесь был не кофе и не чай, это заодно — неудобно было входить только поглазеть, а мне хотелось показать моим приятельницам необычную для маленького городка роскошь и то, как обыграл в интерьерах своего заведения владелец ресторана все фишки родного города: пудовые замки, павловские лимоны, канареек, добрую охоту в окружающих город лесах, где снимал таёжные сцены кинофильма «Сибирский цирюльник» добрый знакомый и в каком-то смысле деловой партнёр хозяина Никита Михалков.

Но всё хорошее кончается, кончилось и наше время в маленьком Павлове-на-Оке. Оставалось ещё одно маленькое приключение. Дело в том, что понтонный мост из Мурома перегнали в Павлово. Наконец на старости лет я узнала, как поступают с понтонными мостами, чтобы пропустить теплоход, — просто разводят понтоны в стороны!

В это время прерывается движение из Павлово в соседнее Тумботино, которое находится на противоположном берегу реки, на пристани ждут и машины, и люди. Мост находится на месте старого перевоза, поэтому перед мостом стоит памятник тому самому Павлу-перевозчику, в честь которого, по одной из версий, назвали город.

Мы уже недалеко от Нижнего Новгорода, остановки больше не планировались. Я представляла картинку, как утром (прибытие планировалось в 9.00) мы выйдем на Стрелку и полюбуемся с воды красотами нижегородского кремля. Однако финал нашего короткого путешествия превзошёл все ожидания.

Представьте себе, что в ожидании раннего подъёма пассажиры разошлись по каютам и готовились ко сну. И многие, судя по всему, благополучно уснули, потому что когда я, увидев через занавески яркий свет, вышла на палубу, там НИКОГО не было! Полночь, а здесь такой праздник света! Что это?

Вглядываюсь в освещённые ночными огнями берега. Боже мой! Да это же Нижний Новгород! А народ-то спит и не видит этой красоты! Проходим как раз напротив моего любимого в этом городе места — набережной Федоровского, террасами поднимающейся вверх. А внизу самая красивая в городе Рождественская церковь!

Мы на самой Стрелке — месте впадения Оки в Волгу, почти на самом её острие.

Здесь я как дома, всё узнаю даже в темноте. Да и какая темнота! Правда, башни кремля не подсвечиваются, зато Чкаловская лестница при полном параде. Такой я её ещё никогда не видела! Это зрелище стоило нескольких дней пути.

Захотелось тут же сойти на берег, но всю ночь наш маленький теплоход стоял посреди реки и только утром подошёл к пристани.

Мы прощаемся с нашим теплоходом. Возвращаться по Оке не будем, останемся в городе и вернёмся в Москву на «Стриже». А пока ещё пару дней погуляем по Нижнему, я покажу дочери и подругам все самые любимые места и зайду туда, куда не удалось зайти в прошлый раз.

Рассказывать обо всех достопримечательностях Нижнего Новгорода я не буду, уже давно написаны рассказы и выложен альбом о нескольких маршрутах прогулок по городу:Прогулки по Нижнему: Большая Покровка, Прогулки по Нижнему: Рождественская улица , Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля, Прогулки по Нижнему: набережные Волги и Оки.

Сегодня мне хочется показать своим девчонкам то, что я люблю в этом городе. Я выбрала небольшой и уютный отель Joy, он находится и в самом центре, и одновременно в очень тихом, почти безлюдном месте: ул. Октябрьская, д. 4. Удивительное место! Рядом перекрёсток Октябрьской улицы с Большой Покровской (кто бывал, тот меня поймёт), с высоты Зеленского спуска видны кремль и Стрелка.

Этой дорогой я и поведу моих подопечных к кремлю.

На мой взгляд, нижегородский кремль самый красивый из десяти сохранившихся русских кремлей. Он яркий, мощный и в то же время изящный и так красиво расположен на высоком волжском берегу!

А как вам Чкаловская лестница? Наверняка придётся не только по ней спуститься, но и подняться! Маленький, но подвиг!

Люблю гулять по набережным. В выходной день, 1 июня, был какой-то праздник, и казалось, все нижегородцы пришли сюда послушать музыку, покататься на прогулочных теплоходиках, посидеть в уличных кафе или просто посидеть у воды.

Здесь, у шехтелевского особняка, в котором раньше был банк Рукавишниковых, пожалуй, нырнём на Рождественку, посмотрим на здание с другой стороны и удивимся тому, что второй фасад у него совершенно не похож на первый!

На Рождественке обязательно подойду к Рождественской церкви полюбоваться дивным узорочьем её белокаменной резьбы.

Есть ещё один замечательный путь, где не встретишь толп туристов и увидишь много красоты. Пойдём вдоль трамвайного пути прямо от нашей гостиницы вниз, к набережной Федоровского.

Улица Добролюбова. Знаменско-Мироносицкая церковь

Вскоре трамвайные пути повернут влево, а нам надо идти дальше, на Крутой переулок. Здесь будет интересно любителям старины. Новых домов мало и, честно говоря, они портят вид, ну да бог с ними, теперь не сломаешь. Умом понимаешь, что, наверно, проживающим здесь нижегородцам хотелось бы получить новые благоустроенные квартиры, но не стань этих домов, и город потеряет свою индивидуальность.

Дом коммерции советника Я.С. Чернонёбова (конец 19 в.) – объект культурного наследия регионального значения
Палаты нижегородского купца Афанасия Фирсовича Олесова (построены в 1670-е гг.)
Успенский храм на Ильинской горе, построен купцом Олесовым в 1672 г.

Вот наконец цель нашей вечерней прогулки — набережная Федоровского. Красивые виды открываются и с моста через Почтовый спуск, и с нескольких смотровых площадок. Сюда многие приходят полюбоваться закатом. Мы тоже.

За последние три года я уже трижды бывала в Нижнем Новгороде, и каждый раз открывала для себя что-то новое. О новом для меня — уже в другом рассказе.