Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 15:53
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Володарск — Россия Октябрь 2020

Володарск редко упоминается в рекомендациях туристов. Отчасти потому что расположен не очень удобно, отчасти потому что нет там такого количества достопримечательностей, ради которого обычно пускаются в путешествие.
Мы собрались уезжать из Гороховца домой, обратные билеты на поезд я взяла из Нижнего Новгорода. На всякий случай. Дело в том, что мне хотелось посмотреть дачу нижегородского купца Николая Александровича Бугрова, а она находится в Володарске, на полпути из Гороховца в Нижний. Гарантий исполнить своё желание у меня не было никаких, потому что в Гороховец ездили мы с родственниками, которые значительно старше нас, и многое зависело от их настроения и самочувствия. Но они молодцы! В Грузии наравне с нами по горам сигали, и тут были не прочь посмотреть ещё что-то интересное. А это что-то — великолепный дом, построенный в конце 19 века, в 1892 году.

Дача купца Н.А. Бугрова

Посещение Володарска — прекрасный повод узнать имена россиян, которыми можно гордиться. И это вовсе не революционер Володарский, имя которого носит город.
Когда-то на этом месте были деревни, именем одной из них названа железнодорожная станция неподалёку — Сейма. В 1861 году купцы Бугровы купили здесь землю и построили мельницы.
Я считаю, что Бугровых нужно помнить, потому что это своего рода нравственный ориентир. Родоначальником купеческой династии стал крестьянин-старообрядец Пётр Бугров. Видимо, Бугровы всегда были настолько яркими людьми, что все три поколения были отмечены, хоть и вскользь, в нашей литературе.
Пётр Егорович Бугров в молодые годы был бурлаком на Волге, упорным трудом выбился в люди, купил баржу и стал предпринимателем, занялся разными подрядами и производством и торговлей валяной обувью. Во время своего вояжа по Поволжью с ним познакомился автор знаменитого словаря В. И. Даль. Он был так впечатлён добротой и трудолюбием крестьянина, что написал о нём рассказ «Дедушка Бугров», в котором назвал своего героя не иначе как «честным человеком и благодетелем народа». Любимая поговорка Бугрова была «Так делай, чтоб тебе хорошо, а никому не худо». Выдвинулся Пётр Бугров при поправке оползня под нижегородским кремлём, за что был отмечен губернатором Урусовым и получил подряд на годовой ремонт мостов на тракте Нижний-Вятка.

Склоны нижегородского кремля

Не пожалейте полчаса на Володарск

В 1829 году Бугров основал своё мукомольное производство, начал быстро богатеть, и к концу 1850-х у него скопилось миллионное состояние. Следующий миллион был нажит уже Бугровым-сыном, Александром Петровичем, который удачно проводил операции с казенной солью и торговал валяными изделиями, поставлял в Петербург обувь, занимался хлебными поставками и торговлей лесом. Его отметил П. И. Мельников-Печерский в своём знаменитом романе о старообрядцах «В лесах». Наследником бугровских миллионов стал Николай Александрович, который и построил этот терем недалеко от своих мельниц.

Мельницы Бугрова стали градообразующим предприятием, после национализации в 1918 году они работали так же стабильно, как при Бугрове, а сейчас это известный Володарский хлебокомбинат. На предприятиях у Бугрова трудилось около 2000 рабочих и служащих, причём жалование они получали выше, чем у других предпринимателей, были обеспечены хорошим жильём, бесплатным питанием, продуктовыми наборами к праздникам. На мельницах был самый короткий рабочий день — 8 часов. Здания предприятий и домов для рабочих в большинстве сохранились, однако их надо поискать, а это занятие не для получасового посещения. Зато рядом с домом владельца сохранилось здание больницы, построенной им для рабочих и до последних лет принимавшей больных.

Не пожалейте полчаса на Володарск

Как многие старообрядцы, Бугров большую часть доходов от своих предприятий, а они были огромными, жертвовал на благотворительность. В статьях о нём называют цифру в 45% от ежегодного дохода. Ходили слухи (и они не беспочвенны), что только на милостыню он потратил 10 млн рублей (и не теперешних, а царских). Благоустроенный Вдовий дом и «ночлежка» (на самом деле очень похожа на небольшой дворец), водопровод в Нижнем Новгороде (им пользовались вплоть до 1988 года) построены на его деньги.

Ночлежка для бездомных, послужившая прототипом для пьесы М. Горького «На дне». Фотография 2017 года

Здание Волжско-Камского банка в Нижнем Новгороде, построенное Бугровым (ул. Рождественская, 27)
Здание городской думы, подаренное Нижнему Новгороду Н.А. Бугровым

Кстати, и Горький, и многие другие люди одалживались у Бугрова, чтобы открыть своё дело, — отказа не было никому. Его дом всегда был открыт для гостей любого звания, и всегда накрыт щедрый стол. Вспоминают, что в быту миллионщик Бугров был довольно прост, и его дом на Нижневолжской набережной значительно скромнее тех, которые он строил для города. А ещё у него были привычки, которые объясняют, почему он возле своих мельниц построил себе небольшой деревянный дом в русском стиле: свой дом в Нижнем он обставил по старому русскому обычаю: в передних углах каждой комнаты иконы, скромная мебель, а спал он на специально построенных полатях.

Не пожалейте полчаса на Володарск

На даче Бугров останавливался, когда приезжал сюда по делам, а он всегда все дела вёл сам. Терем удивительной красоты и, надо сказать, отличной сохранности. Сейчас в нём расположен Володарский исторический музей, да и раскрашен довольно ярко, при Бугрове, вспоминают, он был выдержан в зелёных тонах. Однако сколько в нём привлекательных деталей! К сожалению, в субботу и воскресенье музей не работает, и мы не смогли даже пройти на территорию, пришлось любоваться домом издалека. Жалко, конечно, но другого варианта у нас не было.

Не пожалейте полчаса на Володарск

Вообще в Володарск надо бы как-нибудь наведаться, походить по городу, наверняка это не единственный дом, сохранившийся с тех самых времён, когда вдоль аллеи, ведущей к даче Бугрова от железнодорожной станции, была положена ковровая дорожка для министра финансов графа С. Ю. Витте, посетившего Бугрова в 1893 году.

Не пожалейте полчаса на Володарск

Дом намного пережил своего хозяина. Николай Александрович умер в 1911 году, семьи к тому времени у него уже не было: он трижды женился, но в 36 лет оказался бездетным вдовцом. Дети у него были, две девочки и мальчик, но все умерли в детском возрасте. Скоропостижно ушли в могилу за детьми и все три его жены. В 1900 году он создал «Товарищество паровых механических мельниц Н. А. Бугрова», включив в собственники незамужнюю сестру Зиновею, детей замужней сестры Еннафы и доверенного служащего-единоверца Ф. В. Ассонова. Видимо, именно им пришлось пережить события революции и национализацию производства.

Николай Александрович Бугров; памятник Н.А. Бугрову в Нижнем Новгороде

И ещё рядом с домом есть удивительный памятник. Много вы видели памятников героям Первой мировой войны? Лично я никогда.
Пётр Нилович Черкасов, уроженец Нижнего Новгорода, русский морской офицер, капитан I ранга (посмертно), командир дивизиона канонерских лодок, командир канонерской лодки «Сивуч-II», участвовал в Русско-японской войне, обороне Порт-Артура, в Первой мировой войне, в обороне Рижского залива, и героически погиб в бою в проливе Моонзунд в возрасте 33 лет.

Не пожалейте полчаса на Володарск

Выйдя из Усть-Двинска и держа курс на Моонзунд, две русские канонерские лодки, «Сивуч» и «Кореец», наткнулись на превосходящие силы германского флота и вступили в неравный бой. Черкасов приказал кавторангу Ивану Федяевскому, командиру «Корейца», уходить, а командованию отправил сообщение уже открытым текстом, без шифра: «Погибаю, но не сдаюсь». Командование высоко оценило его подвиг: Пётр Нилович был посмертно произведён в капитаны I ранга и награждён Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени.

Канонерская лодка «Сивуч» спущена на воду 1 августа 1907 года. Экипаж 148 человек. Погибла в бою 19 августа 1915 года. Убиты в сражении, утонули или умерли вскоре от ран 106 членов экипажа

Памятник установлен в 2017 году, однако он тоже имеет свою историю. Поставить памятник герою планировали ещё в 1915 году члены Балахнинского земского собрания. Но отец, Нил Васильевич Черкасов, решил, что лучшим памятником сыну будет Народный дом имени капитана I-го ранга Черкасова с библиотекой, читальным залом и залом для собраний. Для этой цели он выделил участок земли с постройками в Ольгине Мысовской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне это часть города Володарска). Этот дом-памятник использовался по назначению до 1920 года. Потом его использовали в самых различных целях: от почты до складов. В 2000 году дом был разрушен, а на его месте проложена дорога. Стараниями почитателей подвига Черкасова и его родственников в 2006 году в Володарске был заложен камень на месте будущего памятника. Согласитесь, исключительный случай!

Не пожалейте полчаса на Володарск

Получив очередной эмоциональный заряд, мы поехали в Нижний Новгород и, сдав вещи в камеру хранения, проехали одну остановку в метро, чтобы ещё раз пройти по любимой Покровской улице, пообедать и вернуться на вокзал. Через 4 часа мы были уже дома.