Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 6:49
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Нижний Новгород — Россия Апрель 2017

Начну с места, на котором остановились в предыдущем рассказе (https://www.tourister.ru/responses/id_19007). Итак, мы на площади Народного согласия, которая до 2005 года называлась Скоба. Это сейчас сакральное место с памятником, посвящённым великому историческому событию — формированию народного ополчения для борьбы с поляками по призыву Кузьмы Минина под командованием князя Дмитрия Пожарского. Памятник — точная копия установленного на Красной площади в Москве.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

А в прежние времена под стенами великой крепости был Нижний базар. C 19 века за площадью закрепилось название «Миллиошка» из-за большого количества людей, живущих и промышляющих тут. Это были разные люди — «потерявшие себя» в городе крестьяне, «спившиеся с круга» дворяне, приехавшие на заработки мастеровые, мелкие уголовники, бродяги, бурлаки, босяки и прочие несчастные. Здесь было самое «дно» нижегородской жизни, ниже упасть было некуда. В 1880 году рядом с торгом известный благотворитель из купеческой династии, почётный гражданин Николай Александрович Бугров учредил приют для бездомных. Это здание сохранилось до сих пор.

Приют был рассчитан на 700 человек. Это, собственно, был не приют, в котором у каждого есть постоянное место для проживания, а ночлежка. Ровно в 6 часов утра каждому постояльцу выдавали фунт хлеба и кипяток и выдворяли на улицу. Именно это заведение стало прототипом ночлежки, в которой происходит действие пьесы М. Горького «На дне».

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Эта фотография из Интернета относится ко времени, описанному Горьким. Правда, порядки в приюте для бездомных Бугрова отличались от тех, что описаны в пьесе. Бугров был старовером, и на стене ночлежки были написаны правила поведения, которые жильцам нарушать было нельзя: «Не пить. Не курить. Вести себя тихо».

Неподалёку от этого места, на Кожевенной улице, ведущей к берегу Волги, обращает на себя внимание дом с колоннами, по стилю отличающийся от остальных домов. Это бывшая чайная «Столбы». В 1839 году первый архитектор Нижнего Новгорода Георг Кизеветтер построил доходный дом для купца Фёдора Переплётчикова. Проект был утверждён 26 марта 1838 года императором Николаем I, который удостоил зодчего высочайшей благодарности за красоту фасада. В 1845 году, незадолго до своей смерти купец завещал дом городу с условием, что доходы от него будут использоваться в благотворительных целях. Новый владелец здания, меценат и пароходчик Дмитрий Васильевич Сироткин открыл в нём дневное пристанище для безработных, поскольку рядом была Бугровская ночлежка, а люди нуждались в пристанище и отдыхе днём. Позднее здесь был обустроен трактир-клуб с библиотекой, в которой иногда исполнялись музыкальные произведения. На входе в чайную висел плакат с надписью: «Спирт есть такой же яд, как мышьяк, как белена, как опий и как множество других веществ, убивающих человека. Когда народ пожелает, он сумеет довести дело до того, что водку будут брать только по рецептам докторов из аптек. Тогда у нас будет больше света и больше счастья».

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Ну, а мы поднимаемся по Ивановскому спуску в кремль. Нам предстоит войти на территорию кремля через ворота Ивановской башни. На ней установлена мемориальная доска в честь событий 1612 года.

Имя башне дала стоящая рядом церковь Рождества Иоанна Предтечи. Если дала имя, значит церковь старше башни. Действительно, это один из древнейших храмов Нижнего Новгорода, упоминаемый в документах с 15 века. С паперти именно этой церкви (тогда ещё деревянной) в 1612 году Козьма Минин выступил с воззванием к нижегородцам создать ополчение для освобождения Москвы. Каменный храм был построен в конце 17 века на деньги купца Гаврилы Степановича Драшникова.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

И вот мы на территории кремля. По пути взгляд останавливают красивые изгибы стен с башнями, спускающиеся с вершины холма.

В Нижнем Новгороде кремль уникальный. Прежде всего тем, что расположен не на ровном месте, а на холмах высокого берега Волги.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Это придаёт ему особенное очарование.

События 1612 года настолько были важны для нас, что подчас мы забываем, что первая крепостица на месте нынешнего красавца-кремля была заложена в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем (внуком Юрия Долгорукого) и принимала на себя атаки противников на восточном рубеже Руси. А это — памятник древним защитникам Русской земли.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Из многочисленных ранее церквей на территории кремля остался лишь древний Михайло-Архангельский собор, поставленный одновременно с закладкой крепостцы в 1221 году. Время постройки каменного храма определяется серединой 16 века. Перестроен он был сто лет спустя. Храм действующий. Здесь покоится прах Кузьмы Минина.

Однако в храм зайти нам не удалось, он был закрыт в канун пасхальной всенощной. Храм известен ещё тем, что в Пасху от него через весь город проходит крестный ход, в котором принимает участие всё духовенство и большое количество жителей города. Мы были свидетелями этого события, когда шествие проходило по Большой Покровской улице. Грандиозное зрелище!

MVI 1158

Перед собором установлен памятник князю Юрию Всеволодовичу, заложившему первую крепость на месте нижегородского кремля, и епископу Симону Суздальскому, духовному наставнику князя.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

В конце 18 века в центре кремля был построен плац-парад, который окружают здание присутственных мест, гарнизонный дом и дворец вице-губернатора. Ничем особенным в архитектуре они не отличаются от зданий такого же назначения, кроме того, что в здании присутственных мест родился знаменитый лётчик Пётр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа. Его именем назван трюк, который он сделал на Ньюпоре, — петля Нестерова. В здании присутственных мест располагался кадетский корпус, в котором офицером-воспитателем служил отец будущего лётчика. Тут же жила его семья.

У кремлёвской стены, примыкающей к Дмитровской башне, в 1975 году, к 30-летию Победы, был открыт мемориал «Горьковчане — фронту». Здесь собрана военная техника, в создании которой принимали участие жители Горького и Горьковской области.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Здесь можно увидеть танки, автомобили, артиллерийские орудия времён Великой Отечественной войны,

самолёт с надписью «Родине — от горковчан»,

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

одну из частей подводной лодки.

На экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать их, посидеть или постоять на них, к всеобщему восторгу ребятни и многих взрослых.

На территории кремля бросилось в глаза явно конструктивистское здание. Оказалось, это Дом советов, построенный в 1931 году на месте снесённой церкви, в котором сейчас располагается Городская дума. Теперь это тоже уже памятник. В плане здание напоминает аэроплан. Архитектор — Александр Гринберг.

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Проходим мимо Спасской часовни, поставленной в память о разрушенном Спасо-Преображенском соборе, в котором до 1929 года находилась гробница Кузьмы Минина.

И ещё одно здание с интересной историей. Сейчас в нём расположен Нижегородский государственный художественный музей, а построено оно в 1841 году для военного губернатора по личному распоряжению императора Николая I. Если бы Николай Павлович мог представить, что хозяином этого дома однажды станет один из основателей декабристского движения Александр Николаевич Муравьёв, что здесь будет бывать возвратившийся из ссылки Иван Александрович Анненков (помните «Не обещайте деве юной…» в «Звезде пленительного счастья»?), он бы перевернулся в гробу. В этом доме Александр Дюма встретился с Анненковым — прототипом главного героя его романа «Учитель фехтования».

Прогулки по Нижнему: в кремле и около кремля

Нижегородский художественный музей нам очень понравился, в нём достойная коллекция иконописи нижегородской школы 16–17 веков, произведения русской живописи — от одного перечня фамилий художников дух захватывает, причём некоторые картины мы не видели даже в репродукциях, хотя немало просмотрели альбомов и журналов по искусству. Подробнее познакомиться с коллекцией живописи можно здесь (https://lyudmila-klyopova.tourister.ru/photoalbum/31950#comment1228523).

Вот и Дмитриевская башня.