Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 6:01

Пермь — Россия Февраль 2020

И забыть, что мы уже почти старики,

Кама — река, помоги…

Группа «Чайф».

За последние годы в своих автонабегах по соседним регионам довольно плотно познакомился с Пермским краем. Вот только краевой центр как-то оставался в стороне. Февраль в этом году стоял не по-уральски тёплым, и погода не испортила впечатлений от кратковременного визита к соседям. Правда, не обошлось без капризов в небесной канцелярии. Видимо, карма у меня такая — затянутое серой облачностью небо преследует постоянно.

Пермь и Екатеринбург… Словно дети — двойняйшки, родившиеся на Каменном Поясе. Ведь что такое для истории полгода разницы в дате основания этих городов? Да и отец — основатель у них один — управляющий Уральскими казенными заводами, русский историк и географ В. Н. Татищев.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

Именно он выбрал место, а затем в 1723 году и присутствовал при закладке первого камня в основание Егошихинского медеплавильного завода, в 1780 году ставшим по указу Екатерины II губернским городом Пермь. До 300-летия города остаётся немного времени, и об этой знаменательной дате напоминают «Часы обратного отсчёта», установленные пермяками рядом с памятником В. Н. Татищеву.

В 2009 году власти края объявили о старте проекта «Пермь — культурная столица». Не мне, простому туристу, судить о реализации проекта, но о нескольких воплощенных в жизнь идеях расскажу. Летом 2010 года был открыт первый на Урале туристический маршрут «Зелёная линия». Обозначили несколько десятков памятников архитектуры с интересной историей, соединили между собой зелёной линией, нарисованной на тротуарах. Просто? Да! Интересно? Очень! Идея оказалась настолько популярной, что вскоре появилась «Красная линия». Да и другие города Урала украсили разноцветными линиями свои тротуары.

Сейчас маршрут включает в себя 40 «точек».

Скажу сразу — заявленное на официальном сайте время прохождения 2 часа — очень заниженной. Перед поездкой забил в maps.me точки зелёной и красной линий и немного «интересностей», не включенных в маршруты. Так вот, беглый осмотр домиков и памятников, с заходом в пару музеев и обеденный перекус в кафешке, занял весь световой день! Конечно, я не придерживался зелёной и красной рельсы, как трамвай. Методично отрабатывал квартал за кварталом с северо-востока на запад. Но в своём обзоре буду придерживаться нумерации точек, обозначенной на карте маршрута. Ну что, одеваем удобную обувь — километраж будет приличный, и пошагали!

1. Памятник " Пермяк — соленые уши».

Комсомольский проспект, 27.

С XV века в Прикамье добывали соль. Караваны барж, груженых «белым золотом», шли вниз по Каме в центр России. Печи в солеварнях империи Строгановых не затухали. Выпаренную в гигантских «сковородках» соль грузили в мешки по 70 кг, и бригады соленосов на своих горбах безостановочно таскали эти мешки в амбары — пристани и на баржи. Соль разъедала не прикрытые потные шеи и уши, они становились красными. По этой примете и родилась поговорка «Пермяк — солены уши». В XXI веке скульптор Рустам Исмагилов эту поговорку превратил в один из самых весёлых арт-объектов Перми.

2. Дом купчихи Барановой.

Угол Комсомольский пр-т — ул. Петропавловская.

В конце XIX — начале XX веков купчиха Мария Михайловна Баранова, торговавшая на рынке, сдавала свой двухэтажный каменный особняк в аренду. Часть помещений на втором этаже занимали съёмные квартиры, а остальное пространство было занято мастерскими и магазинами. Самым большим был магазин товарищества «Караван» по продаже чая и сахара. Пермь и Кунгур были «чайными столицами» России. Сюда чай привозили из Китая, Индии, Цейлона. Почаевничать русский люд в те времена любил — оживленная торговля шла в этом доме! В 1909 году второй этаж переоборудовали под элекротеатр «Модерн». Наступила эра другого любимого времяпрепровождения — немого кино. Сейчас в этом здании расположена Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

3. Храм — часовня Стефана Пермского.

Комсомольский пр-т, 18

В XIV веке в Великом Устюге родился будущий Просветитель Пермской земли св. Стефан. С ранних лет, общаясь с коми — зырянами, привозившими на ярмарки пушнину, он выучил их язык. Получив сан священника, отправляется на Север, чтобы «светом христианской веры просветить язычников». Он изобрел для них азбуку, перевёл на их язык книги Писания. Пользовался доверием и имел огромный авторитет у местного населения. Креститься к нему шли толпами. В память 500-летия проповеди св. Стефана Великопермского в 1882 — 87 годах в Перми была построена часовня. При ней была бесплатная библиотека, первая в городе двухклассная церковно — приходская школа на 200 человек. В советское время здесь находились курсы по изучению эсперанто, курсы партшколы, музыкальная школа, детсад. В конце XX века часовня передана верующим.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

4. Пермская женская учительская гимназия.

ул. Советская, 56

это здание было построено в 1885 году для пароходчиков Каменских. В 1900 году его выкупили купцы Гавриловы и Поповым. На втором этаже они жили, на первом были лавки, а в подвалах склады. Во дворе был большой каретный двор. В 1909 году в здании открылась женская учительская гимназия. Представительницы всех сословий от 14 до 20 лет готовились здесь стать сельскими учительницами. Революция 1917 года в учительницах не нуждалась — в почете были военные комиссары, которых стали готовить в экспроприированном здании. Но с окончанием гражданской войны помещения вновь отданы для нужд образования. Педагогический техникум, пединститут, Дом пионеров… В наше время здесь располагается Дом детского творчества «Пермячок».

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

5. Выставочный зал г. Перми.

Комсомольский пр-т, 10

Зал был открыт в 1976 году. Площадь составляет 500 кв.м. В нескольких залах ежегодно проводятся 30 выставок. К сожалению, большая часть фасада огорожена строительным забором, и удалось сфотографировать маленький кусочек художественного панно, оформленного по всей длине здания.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

6. Спасо — Преображенский кафедральный собор.

Комсомольский пр-т, 4. Соборная площадь.

В планировке Перми преобладают широтные и меридианальные улицы. Все меридианальные идут перпендикулярно Каме, и крупнейший из них — Комсомольский проспект. Своё начало он берет от Соборной площади, недавно реконструированной. Точнее, от памятника Николаю Чудотворцу.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

Рядом с памятником высится колокольня Спасо — Преображенского кафедрального собора. Ещё в 1560 году в Пыскоре Строгановыми был основан Спасо — Преображенский монастырь. В 1781 году первым наместником было принято решение о переносе монастыря в Пермь. Разбор строений и перевоз на баржах продолжался 12 лет. После указа Павла I об образовании Пермской губернии, в 1798 году на территории монастыря началось строительство кафедрального собора. Здесь и разместили уникальный иконостас с ликами работы иконописцев Строгановском школы. Соседнее с колокольней двухэтажное здание — это Архиерейский дом. Долгое время 67-метровая колокольня была самым высоким зданием в Перми.
Ликвидация храмов в городе началась сразу после гражданской войны. В 1922 году Архиерейский дом отдали областному музею, на месте Соборного кладбища разместили зоопарк.

В начале 2000-х годов здание передано РПЦ. Пока идёт реконструкция Архиерейного дома, но уже через 3 года, со слов смотрительницы галереи, Свято — Преображенский собор откроет двери для верующих. А пока здесь Пермская художественная галерея. На 1–2 этажах представлена русская западноевропейская живопись. На первом этаже картины знаменитых русских художников. Репин, Левитан, Шишкин, Саврасов, Куинджи, Айвазовский… Так, с ходу, все фамилии и не вспомнить. Третий этаж галереи, под самым куполом, отдан пермской деревянной скульптуре. Ангелы и страдающий Христос — основные темы экспозиции. Какая проработка самых мельчайших деталей в отдельных образах и в скульптурных композициях! Все эти фигуры в своё время были вывезены из закрытых церквей в селах и городках края.

Здесь же, в зале, можно посмотреть верхнюю часть Пыскорского иконостаса. С остальных этажей он недоступен. Только с парапета и оценишь размер и детали всего иконостаса.

7. Духовная консистория (Канцелярия Кафедрального собора).

ул. Газеты «Звезда», 2

До революции в двухэтажном каменном здании располагалась канцелярия Пермской епархии. В гражданскую войну помещения заняла военная поликлиника. Докторов с окончанием войны вновь сменили канцелярские работники — здесь находилось архивное бюро. После архивариусом ненадолго переехал художественный техникум. Сейчас — врачебно — физкультурный диспансер. Ну, не сфотографировал я это неказистое здание, каюсь! Мое внимание полностью переключилось на соседний дом с колоннами. Все искал точку, откуда лучше сфотографировать. Увы, подойти поближе никак — шлагбаумы, заборы… Вот такой он, скрывающийся за ветвями деревьев.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

8. Торговая баня мещанки Е. П. Кашиной.

ул. Монастырская, 19

В 1874 году от имени Екатерины Павловны Кашиной была подана заявка для «устройства водопровода и установку паровой машины для бани на Монастырской, 19». Общественные бани в то время назывались торговыми. На 10 тыс человек приходилась одна такая баня, и эта — одна из старейших и единственная, дошедшая до нашего времени. Внутри были женское и мужское отделения общих бань и 7 семейных номеров. Ценник был от 2 копеек для солдат до 10 копеек в общих. Номера стоили от 50 копеек до 1 рубля в час с семьи. В годы Великой Отечественной для эвакуированных здесь был устроен санпропускник.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

9. Набережный сад им. Ф. М. Решетникова.

С XIX века это любимое место прогулок горожан вдоль Камы. В 1882 году здесь начал играть оркестр. После 1907 года, когда высадили аллею из лип и установили ограду, сад стал называться Набережным. В 1861 году попытка переименования в Сал Багратиона была не принята народом. А вот в 1928 году народ не спрашивали и присвоили скверу имя писателя — демократа Ф. М. Решетникова. В 1985 году на месте деревянного теремка Пермской биржи установили памятник Героям гражданской войны.

10. Речной вокзал.

ул. Монастырская, 2

В 1858 году компанией «Кавказ и Меркурий» было организовано регулярное движение по Каме пассажирских судов. В 1940 году по проекту архитектора А. З. Гринберга было построено здание Речного вокзала в стиле сталинского ампира. По размерам, новизне, удобствам Пермский речной вокзал был одним из лучших в СССР. В годы войны переобустроен в гостиницу для эвакуированных деятелей культуры и искусства. В начале 2000-х, когда пассажиропоток по Каме практически иссяк, вокзал закрыли для речников и открыли в здании Музей современного искусства PERMM. После недавней реставрации в Речном вокзале был открыт интерактивный исторический парк «Россия — моя история».

Арт-объект за Речным вокзалом, у 4-го причала, не отмечен точкой на «Зеленой линии». А зря! Ведь именно эта надпись в наше время стала самым узнаваемым символом Перми. А по моим личным наблюдениям — и самой популярной. Ни у одного из памятников не было столько сэлфищейся молодежи, сколько здесь!

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

11. Железнодорожный вокзал Пермь-I.

ул. Монастырская, 5

В 1878 году открылось движение по Горнозаводской железной дороге, соединившей Пермь и Екатеринбург. Тогда же открыло двери для пассажиров и здание вокзала. Нарядное, почти по Ильфу и Петрову — «с башенками и геральдическими курочками», практически близнец вокзала в Екатеринбурге. Место оказалось очень удобным для транзитников — для пересадки на пароход надо было только перейти улицу. Вокзал был разделен на 4 зоны: ресторан, зал ожидания для пассажиров 1 -2 классов с мягкими диванами, зал для 3 класса с жесткими, билетные кассы и иконостас. А как без него? Кто же поедет, не помолясь, на железной повозке, извергающей пар, дым и пышущую жаром?

Одна такая шайтан — повозка, моложе вокзала — первой половины XX века, стоит на вечной стоянке рядом.

12. Скверик с паровозом.

Маневровый танк — паровоз серии 9П выпускался в СССР с 1935 по 1957 год. И хотя выпущено их было немало, на постаментах не встречал.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

13. Дом пароходчика Мешкова.

ул. Монастырская, 11

Пожар 1842 года уничтожил и особняк, стоявший на этом месте. В 1885 году участок приобретает пароходчик Николай Васильевич Мешков и изъявляет желание о постройкедома, который стал бы лицом города для прибывающих в Пермь по реке. Кроме предпринимательства, Мешков занимался и благотворительностью. Выделил 500 тыс рублей на основание в Перми университета, помогал неимущим, поддерживал революционеров. Друзями и знакомыми Мешкова были писатели Куприн и Горький, певец Шаляпин, книгоиздатель Сытин, профессор Чаплыгин. В этом доме пароходчик — меценат жил с комфортом, но скромно. Второй этаж был отдан под контору Камского пароходства. Помещения в доме часто предоставлялись для общественных собраний и художественных выставок. В советское время в доме размещались штаб 3-й армии Восточного фронта, медицинский факультет университета, гостиница и ресторан, управление пароходства. В 2008 году сюда переехал Пермский краеведческий музей.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

14. Узел связи Камского речного пароходства.

ул. Монастырская, 13

С развитием молодой Советской республики вырастали и потоки перевозок по Каме. Контора пароходства разбухала, помещений в доме Мешкова стало не хватать. В 1930 году для узла связи и нескольких других отделов по соседству было построено здание в стиле конструктивизма. С упадком грузопотока отпала и нужда в этом здании. Его заняли банкиры.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

15. Дом купца П. А. Попова.

ул. 25 Октября, 1

Одно изсамых старых зданий в Перми. Было построено купцом Поповым, ставшим четвертым городским головой. В 1812 году некоторое время в доме проживал во время своей пермской ссылки М. М. Сперанский. До пожара 1842 года, уничтожевшего более 300 домов в Перми, этим домом владел И. Г. Дайнекович, содержавший здесь свору борзых. каково было соседям слушать визг искулеж полуголодной своры, которую страстный охотник дрессировал по своему методу. После пожара и восстановления в доме находилось почтовое ведомство. После революции здание перешло речному пароходству, а с 1970-х здесь расположились различные конторы и организации.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

16. «Дом со львами». Здание комбината «Молотовуголь».

ул. Монастырская, 15

До прихода нефтяников Пермский край был краем шахтеров — угольщиков. В 1946 году для управления комбината «Молотовуголь» (Молотов — такое имяя было у Перми в 1940-х — 50-х годах) было построено огромное здание. С колоннами, со статуями рабочих на балконе (ни одной не сохранилось). А главное — статуи огромных львов у входа. Мощь, сила, власть… С прекращением добычи угля не стало и комбината. Помпезные львы вместе со зданием перешли Пермглавснабу.

17. Дом В. Е. Вердеревского (Дом Протопопова).

ул. Монастырская, 17

После пожара 1842 года облик Перми обновился. На месте одного из сгоревших председатель Казенной палаты В. Е. Вердеревский построил оштукатуренный деревянный дом в стиле русского классицизма, который казался каменным. В доме был открыт трактир «Славянский базар» с «арфистками и прочими увеселениями публики» и гостиничными номерами. Гостиницы и рестораны размещались в этом доме и при смене владельцев весь дореволюционный период. На волне популярности сюда, по приезду в Пермь, заселился и В. В. Маяковский. Однако, не обнаружив бильярда, переехал в «Королёвские номера».

18. «Королёвские номера».

ул. Сибирская, 5

Здание в стиле модерн было построено в 1910 году — купец В. И. Королёв вложил заработанные на продаже леса деньги в гостиницу. Электрическое освещение, водопровод, водяное отопление, русская и кавказская кухня — эти блага цивилизации ждали гостей в номерах. Многие известные личности останавливались здесь. Хотя, бывало, и неизвестные путешественники становились постояльцами надолго не по своей воле. В начале 1914 года здесь задержались трое немцев, совершивших вынужденную посадку на своем воздушном шаре. Три месяца их держали до выяснения личностей и цели полета. В 1928 году, в первую очередь из-за бильярда, здесь гостевал В. Маяковский. Но самым известным постояльцем «Королёвских номеров» стал Великий князь Михаил Александрович, живший здесь в ссылке в 1918 году. В ночь с 12 на 13 июня его вместе с секретарем тайно вывезли из гостиницы и в лесу под Мотовилихой расстреляли. Тела, по неподтвержденным данным, сожгли в печи Мотовидихинского завода. Так Пермский край стал местом гибели ближайших родственников первого и последнего из царствующих Романовых. В 1602 году в яме-тюрьме в Ныробе от истощения скончался дядя первого из Романовых — царей — боярин Михаил Никитич. Два Михаила Романова… Мистика…

19. Гостиница «Центральная».

ул. Сибирская, 9

Была построена в начале 1930-х годов с элементами модного в то время конструктивизма. «Обитель муз» — так ее называли потому, что в годы войны в ее номерах жили эвакуированные деятели советской культуры и искусства. 28 августа 1941 года эшелон из Ленинграда привез артистов Кировского театра. Кроме них — Галина Уланова, Арам Хачатурян, Вениамин Каверин, Юрий Тынянов, Сергей Прокофьев, Виталий Бианки, Лиля и Осип Брик… Лиля Брик именно здесь издала свою книгу воспоминаний о Маяковском «Щен». Директора издательства «МолотовГИЗ» тогда сняли с должности — за «искажение образа пролетарского писателя» и напрасную трату дефицитной бумаги. После войны на 6 — 7 этажах жили артисты Пермского оперного театра.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

20. Дом Смышляева — здание городской Думы.

ул. Петропавловская, 25

На фундаменте, оставшемся после пожара 1842года, купец Д. Д. Смышляев построил дом. Ученый — краевед, просветитель, меценат. Первый председатель губернской земской управы лично составил несколько проектов по улучшению жихни пермяков — об организации санитарной службы, устройстве учительской семинарии. Создал купеческий клуб, который располагался на 2-м этаже его дома. После смерти жены продал дом казне. В разное время здесь размещались Пермская городская Дума, городская общественная библиотека, Мариинский общественный банк. В 1916 году здесь бывал Борис Пастернак. Городская общественная библиотека стала прообразом Юрятинской читальни в «Докторе Живаго». С 1967 года здание занимает городская библиотека им. А. С. Пушкина.

21. Мужская гимназия.

ул. Петропавловская, 26

До 1808 года здесь рассполагалось народное училище. Дом, построенный в 1795 году, при пожаре 1842 года значительно пострадал. В 1845 — 51 годах построили новое здание. В 1871 году гимназия была преобразована в классическую мужскую гимназию им. императора Александра I. После революции, с 1923 года в здании сначала рабфак, а затем медицинский факультет университета, выросший к настоящему времени в Пермскую государственную медицинскую академию им. ак. Е. А. Вагнера.

22. Театральный сквер.

Один из многочисленных зеленых островков в Перми. Весь XIX век на этом месте располагался Гостиный двор. В 1929 году на комсомольском субботнике все старые торговые постройки снесли, и на их месте высадили деревья. В советское время в центре сквера, в окружении лиственниц поставили памятник Ленину. Хотя на официальном маршруте Ильич никак не отмечен, мы его внесем в наш маршрут. А в 2009 году, через дорогу от той самой Юрятинской библиотеки, в сквере установили памятник Борису Пастернаку.

23. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.

ул. Петропавловская, 25а

Оперу в Перми любили всегда. Рядом с Гостиным двором, в небольшом строении в 1870 году была поставлена «Жизнь за царя» Глинки. В 1878 году на пожертвования горожан построен оперный театр. Вначале в нем выступали только гастролеры. В 1895 году была учреждена Пермская театральная дирекция. Труппа оперы содержалась за счет города — впервые в России.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

24. Мариинская женская гимназия.

ул. Петропавловская, 23

В 1840 году на этом месте построил дом Елисей Чадин — пожилой дворянин, скупердяй. С заброшенных могил он снял чугунные надгробья и сложил из них печь. На свои именины пригласил знатных горожан. Случилось невероятное — на именинном пироге проступили череп и кости. Гости — в ужасе, хозяина хватил удар. При пожаре 1842 года дом не сгорел. Пошли слухи — нечистая сила. Чтобы успокоить молву, по решению властей нехороший дом разрушили и на его месте в 1887 году построили женскую гимназию им. вдовствующей императрицы Марии Александровны. В советское время в здание заехал агрономический факультет, ставший седьхозинститутом, затем сельскохозяйственной академией.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

25. Здание Крестьянского поземельного банка.

ул. 25 Октября, 12

Здание это построили для братьев Тупициных, которые удачно вложили капитал, нажитый на производстве фосфора. Дом сразу арендовало Управление контроля ж/д, а с 1912 года здание перешло Крестьянскому поземельному банку. После революции до 1938 года это был Дом Союзов. В помещениях располагались Рабис и другие профсоюзы. После профсоюзов домом владеют органы госбезопасности. В наше время — Управление ФСБ по Пермскому краю.

26. Старый корпус женского епрхиального училища.

ул. Петропавловская, 18

В 1891 году в доме вдовы полковника Пеннинского открылось женское епархиальное училище. Девочки из семей священнослужителей готовились для работы учительницами в церковно — приходских школах. В 1941 году из Ленинграда эвакуировали хореографическое училище. После отъезда из эвакуации, хореографическая студия осталась, превратившись со временем в знаменитый Пермский хореографический колледж.

27. Дом купца Грибушина.

ул. Ленина, 13а

В 1906 году «чайный король» С. М. Грибушин перебрался из Кунгура в Пермь. Приобрел и перестроил небольшой особняк. Местный мастер — самоучка Петр Агафьин декорировал дом лепными деталями — венками, гирляндами, розетками. Но особо выделяются барельефы женских головок. Вроде бы разные, но созданы по фотографиям одной женщины — дочери хозяина дома, начиная с 5-летнего возраста. По предположениям литературоведов, дом стал прообразом «дома с фигурами» в «Докторе Живаго». До 1986 года в доме располагались медицинские учреждения. Его не ремонтировали, он ветшал… Новую жизнь в здание вдохнули реставраторы после передачи его Пермскому научному центру РАН.

28. Дом купца Гаврилова.

ул. Ленина, 22

Деревянный оштукатуренный дом с мезонином и лепниной в стиле классицизма был построен в 1880 году купцом П. Г. Гавриловым. Член попечительства о бедных, десяти попечительских советов учебных заведений, выделял значительные средства на содержание торговой школы, коммерческого училища, на открытие в Перми университета. После революции это обычный жилой дом. В 2001 году признан аварийным. Восстановлен с величайшей точностью по фотографиям XIX века.

29. Дом купца Михайлова.

ул. Ленина, 24

Одноэтажный, оштукатуренный, с лепным декором дом принадлежал потомственному почетному гражданину Перми Н. И. Михайлову. В 1920-х — детский дом, потом обычный жилой дом. Воссоздан заново по чертежам XIX века.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

30. Здание государственного банка.

угол ул. 25 Октября — ул. Ленина

В 1896 году Пермское отделение госбанка купило этот дом у купца В. В. Хотова — почетного гражданина и члена попечительского совета детских приютов. Управляющий банком также заботился об образовании детей рабочих и крестьян. После его выступлений в Благородном собрании во многих селениях открылись начальные школы. Сейчас здесь Главное управление ЦБ по Пермскому краю.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

31. Здание Главпочтамта — Нулевой километр.

ул. Ленина, 28

В 1782 году отставной прапорщик Егор Герман принял присягу, получил 2 сумы, печать, штемпель и стал первым пермским почтмейстером. Это здание в конце XIX века построил купец Кузнецов и сдавал его в аренду. В 1930–31 годах надстроили 3-й этаж и сюда переехал почтамт. В 1960 году дом стал четырехэтажным. Возле стены по ул. Ленина расположен символический верстовой столб. «До Москвы 1300 верст».

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

32. Губернская казенная палата.

ул. Ленина, 23

Двухэтажный дом в начале XIX векастроился для частного лица. В 1824 году в нем останавливался император Александр I. После пожара 1842 года дом был перестроен. В нем разместилась губернская казенная палата с больницей, церковью и квартирами для чиновников. После революции до 1923 года — губисполком и губернский комитет РКП(б). В 1931 году было надстроено 2 этажа. После переезда облисполкома в 1975 году здесь городская администрация и Пермская городская Дума.

33. Кинотеатр «Триумф».

ул. Ленина, 44

В 1913 году первый этаж пристроя к дому на углу Сибирской и Пермской был приспособлен для просмотра синематографических картин. Роскошная обстановка — кресла обиты бордовым бархатом, занавес из той же ткани, лепной потолок с вензелем «3 УМФ». Понятно, что такое изысканное помещение посещали избранные — военные, чиновники, образованные купцы. По мере развития кинематографа перестраивался и кинотеатр — под звук, под щирокий экран, под Dolby… Сейчас в здании — частная филармония «Триумф».

34. Духовное училище.

ул. Газеты «Звезда», 18

Считаетсяодним из красивейших зданий города. Двухэтажный барский дом с паркетными полами, изразцами и лепниной был выкуплен у чиновника Образцова для духовного училища. Тесноватые и не очень приспособленное для нужд образования здание было расширено и перестроено в 1868 году. Водопровод, электрическое освещение, удобная классная мебель — смотритель училища не боялся новизны. В 1918 году училище было закрыто. Когда в Перми находилась армия Колчака, в здании располагалась контрразведка. После гражданской помещение занимали разные учебные заведения. С 1935 по 1975 годы в бывшем духовном училище работал городской Совет.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

35. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

ул. Ленина, 48

Освящена в 1789 году как Владимирская. В 1816 году получает свой главный придел во имя Рождества Богородицы. До революции храм один из самых крупных в Пермской губернии. Открытая в 1896 году церковно — приходская школа считалась одной из лучших в Перми. После революции храм закрыли. Колокольню демонтировали, купол разобрали и заменили двускатной кровлей. В 1930-е годы здесь разместили стоматологический факультет мединститута, затем — фармацевтический институт. В 2009 году здание возвращено Пермской епархии.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

36. Губернский детский приют Е. И. Любимовой.

ул. Ленина, 56

Купец И. И. Любимов был не только талантливым предпринимателем, но и щедрым человеком — много сил, энергии и средств было отдано на благотворительность. Открытый в 1850 году на собранные по подписке деньги, приют переехал в это здание в 1852 году. Поначалу в нем находились и мальчики, и девочки. Постепенно становился исключительно женским, т. к. школ для мальчиков было несколько, а для девочек только здесь. В 1875 году попечительницей приюта стала жена Любимова — Елизавета Ивановна. Добилась того, что забота о приюте стала общим делом — организовывала благотворительные вечера и лотереи, собирала пожертвования. К началу XX века в приюте жило 95 девочек. По достижении 16 лет их распределяли по заранее известным рабочим местам поварихами, швеями, прачками. Сироты из дворян и духовенства могли получить место сельской учительницы — в приюте были курсы. После революции приют стал детским домом. Сейчас здесь филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

37. Скульптура «Легенда о пермском медведе».

ул. Ленина, 58 напротив гостиницы «Урал»

Кроме Перми, медведь красуется на гербах Ярославля и Новгорода. Те медведи вооружены алебардой и секирой. А пермский медведь просто идет по своим делам. Вот такого добродушного медведя и воплотили в бронзе. Теперь иностранцам можно отвечать, что как минимум один медведь точно гуляет по улицам России!

Арт-объект «Кама — река».

Рядом с идущим пермским медведем стоит еще один интересный арт-объект. Называется он «Кама — река». На пяти столбах из камней — блоков стоит суденышко жителей древней Перми Великой. И камни, и ладья украшены символами и фигурками пермского звериного стиля. В-общем, «Кама — река, помоги…»

38. Эспланада.

между ул. Ленина и ул. Петропавловская

В середине ХХ века здесь была низина, застроенная небольшими домами. В 1963 году началась реализация проекта по оформлению на этом месте площади. Ограничили пространство Домом Советов и драмтеатром, в центре установили памятник «Героям фронта и тыла». В 2008 году была открыта Аллея Доблести и Славы. Здесь проходят праздничные мероприятия, устанавливают новогоднюю ель, заливают каток. Ель все еще стоит, на катке детишки катаются. Вот только к памятнику и на Аллею было не пройти — территорию огородили, готовили трассу для лыжников.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

Идя вдоль эспланады, проходишь под аркой — спиралью. На внутренних гранях изображены то ли петроглифы, то ли фигурки того же звериного стиля.

39. Краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького.

ул. Ленина, 70

В 1832 году министерство внутренних дел издало циркуляр «Об учреждении в губернских городах публичных библиотек». Через 4 года в Перми открылась первая библиотека. Частными лицами было пожертвовано 500 томов. В начале ХХ века пермская библиотека в числе лучших в России. Новое здание было построено в 1966 году и обладает отличной литературной и технической базой. Перед входом в XXI веке был установлен арт=объект. Вроде бы, по замыслу авторов, он должен символизировать поговорку «грызть гранит науки». У меня же возникла ассоциация, что это памятник Стиву Джобсу с его айфонами, айпадами и прочими ай… Apple, одним словом.

40. Пермский академический «Театр — Театр».

ул. Ленина, 53

Первый спектакль труппа театра рабочей молодежи дала в 1927 году. С годами эта самодеятельность выросла и стала академическим театром драмы. В 1948 году он разместился в доме Любимовой (ныне ТЮЗ). С этим театром связана молодость Марка Захарова, Георгия Буркова, Петра Вельяминова. В 1981 году театр получил новое здание. А в 2007 году был переименован в Пермский академический Театр — Театр.

Гуляем по Перми. Туристический маршрут «Зелёная линия»

Такая вот она — Зеленая линия Перми. А слова из песни «Чайфа» в эпиграфе… Пройдя два пешеходных маршрута Перми за один день, понял, что как ни хорохорься, а усталость теперь настает гораздо раньше, чем планируешь…

В следующем рассказе прогуляемся по Красной линии столицы Пермского края.