Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 6:21

Очер — Россия Октябрь 2020
Очёрский пруд.

По осеннему Прикамью. Хохловка и Нытва.

В приподнятом настроении покидали мы Нытву после уникального музея ложек. Надеялся, что позитив сохранится и дальше. Впереди по курсу был город Очёр.

Около 250 млн лет назад произошло Великое вымирание — катастрофа, приведшая к исчезновению 96% морских видов и 73% наземных видов позвоночных. Геологический период. предшествовавший катастрофе, был назван геологом Мурчисоном по Пермской губернии, где впервые обнаружили отложения того периода. Кстати, и причина того вымирания тоже на территории нынешней России — вулканическая активность в Сибири, на месте современного плато Путорана.

В конце 50-х годов прошлого века в окрестностях Очёра было открыто уникальное «кладбище» звероящеров. Пермского периода, в т. ч. найдены полные скелеты неизвестных видов. А в начале XXI века в городе был создан Парк Пермского периода. Конечно, я не ожидал увидеть спилбергский Парк Юрского периода, но название, согласитесь, интригует. Тем более, что в Перми, в музее Пермских древностей, не так давно посмотрели на большое количество скелетов ящеров той эпохи.

Заехав в городок, лишь краем глаза отмечал старинные каменные особняки, скрывающиеся за стволами берез и тополей. Пока было не до них. Вот и местный музей, за которым находится парк.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Постараюсь скрыть свое разочарование. Парк этот, в первую очередь, для детей. И игровая площадка здесь замечательная.

А влево от входа отходит дорожка, вдоль которой стоят выполненные из металла скульптурные образы ящеров.

Эстемменозух.
Сделаны они примерно в одном размере, не отображающем истинной величины «зверушек». Но ведь парк для детей, а малышам ползать и, не дай Бог, падать с 6-метрового эстемменозуха совсем неудобно. У самого входа стоит выкованное местным кузнецом дерево гингко — единственное ныне существующее семенное растение пермского периода.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Музей предлагает молодоженам в знак любви и долгой семейной жизни вешать на веточках этого дерева колокольчики, но… Замков тоже хватает, и из-за них этот арт-объект теряет всю привлекательность.

Очёр был основан в 1759 году Строгановыми как железоделательный завод. В середине XIX века было построено здание заводской конторы, в котором сейчас располагается музей. Экспозиции типичны для музеев многих провинциальных городков. Экспонаты рассказывают о быте крестьянства

и городских жителей.
Но один из залов выделяется своей индивидуальностью. Здесь воссоздана заводская касса. Рабочее место кассира, подлинные стальные двери и окошечко для выдачи денег, ударное клеймо для нанесения оттиска с логотипом завода на продукции.
Сейчас посетители могут поставить этот оттиск на сувенирной открытке. Но известна эта касса тем, что летом 1878 года заголовки газет кричали: «Кража века!» 4 июля того года мастеровые Егор Катаев и Филипп Селиванов через подкоп совершили кражу из сейфа 3 тысяч рублей. В зале воспроизведен момент, когда злодей вылезает из подкопа.
По осеннему Прикамью. Очёр.

Со стены на посетителей смотрит Павел Александрович Строганов — сын основателя завода, у которого был псевдоним Павел Очёр. У Юрия Тынянова есть посвященный ему рассказ «Гражданин Очер».

Музей расположен недалеко от городского пруда, с которого мы и начали осмотр города.

По осеннему Прикамью. Очёр.

За зданием бывшей конторы завода стоит Михайло — Архангельская церковь. После долгого нахождения в ней Дома культуры внешне отреставрирована, но, по моему мнению, все еще выглядит как ДК, несмотря на крест над куполом.

С другой стороны дороги вдоль пруда в 1883 году служащим завода А. Т. Голубевым была заложена березовая аллея. В ознаменование 250-летия машиностроительного завода в 2011 году аллея была облагорожена и названа Павловской, в честь Строганова. Только среди жителей популярно другое название — Аллея свиданий.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Аллея высажена на дамбе пруда, а внизу установлен мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны.

Напротив него памятник Ленину. Грустный Ильич будто отвернулся от неприглядного вида цехов за его спиной.

Аллея заканчивается у плотины,

возле которой, прямо в пруду, стоят бетонные блоки с памятниками советским труженикам.
Повернув назад, дошли до обелисков у начала набережной. Памятник юнгам

По осеннему Прикамью. Очёр.

и памятник капитан-лейтенанту Чудинову с подлодки К-8. В основании памятника замурована капсула с морской водой с места трагической гибели атомной субмарины.

Пройдя мимо дома управляющего заводом (1895 г.)

и самого старого каменного дома Очёра — приезжих графских квартир (1763 г.),

свернули на ул. Революционную, где за зданием музея и парком находится самая интересная, по моему мнению, достопримечательность Очёра — чугунные солнечные часы. У нас в области, в поселке Мраморском под Полевским, есть изготовленные уральскими резчиками по камню мраморные солнечные часы. Интересно было посмотреть на такой прибор, изготовленный литейщиками.
Позитивный настрой после Нытвы тем временем потихоньку угасал. Может, причиной этому была какая-то неухоженность городка, а может виной были громкоговорители, развешанные на столбах освещения. Из них почти бесперестанно вещали голоса, призывающие соблюдать антивирусные меры безопасности. Жутковато, прям как во время войны: «Внимание! Воздушная тревога!»…

Пройдя несколько кварталов по ул. Ленина и сфотографировав наиболее сохранившиеся образцы архитектуры XIX века, сели в машину и покинули Очёр.

В конце XVIII — начале XX веков все механизмы на железоделательных заводах приводились в действие энергией воды. Ее требовалось много, поэтому реки, на которых ставились заводы, запруживали. Не исключением был и местный завод. Вот только маловодной была речка Очёр, и воды в пруду не хватало. Летом приходилось завод останавливать. Крепостной гидротехник Бушуев разработал проект канала по переброске части вод из реки Чепцы в Очёр. В течении 1813–14 годов 5 тысяч крестьянских хозяйств трудились на рытье канала, который получил название Копань. Масштабы грандиозные — длиной около полутора километров и глубиной свыше 30 метров, канал в некоторых местах достигал в ширину 100 метров! Было вывезено более 400 тысяч кубометров грунта. Вручную! И все оказалось впустую… Чепца не захотела соединяться с Очёром. Лишь небольшой ручей потек по дну рукотворной Копани. Вот к этому каналу и лежал наш путь.

Около 40 километров по хорошо укатанному грейдеру, и мы на большой поляне. После того, как канал Копань стал местом паломничества туристов, округу благоустроили. Несколько маленьких беседок для небольших групп и одна большая для массового отдыха.

Добротные скамейки, столы. Вот только народ у нас неблагодарный… Все стены — в написанных угольками петроглифах современных неандертальцев. По датам надписей видно, что массовое нашествие варваров и вандалов на Копань случилось летом 2020 года.
По осеннему Прикамью. Очёр.

И если судить по отчетам автотуристов, видно, что такое в этом году творится повсеместно по России. Загадили Кольский, Карелию, Алтай, Байкал… Ладно, не буду о грустном. Надеюсь, вирус уйдет, горе-туристы ломанутся в пакетные туры и поменьше будет мусора на российских просторах.

Откуда-то доносится шум падающей воды. Пошли на звук. У края поляны, сквозь стволы поваленных деревьев, виден небольшой водопад, несколькими струями падающий с уступа.

А справа…

По осеннему Прикамью. Очёр.

Поначалу мозг отказывается верить глазам. Вот этот каньон в толще красных глин выкопан вручную 200 лет назад? Невероятно!

По дну канала течет ручей, шириной до метра, начинающийся от водопада.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Вдалеке видна какая-то лестница, опущенная до самого дна. Быстро переодеваемся, и вниз. Как назвать эту лесенку? Веревочная — та из сплетенных канатов, а здесь — два металлических троса, накрепко соединенные обрезками труб. На вид — очень надежно.

Будем испытывать! Глубину канала можно оценить по этой фотографии. Маленький человечек, опускающийся по лестнице — это я.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Ручей внизу совсем мелкий, воробью по колено, но глинистая почва очень вязкая. Благо, вдоль края насыпи есть хорошо утоптанная тропка. По ней и прогулялись до водопадов. Их оказалось два. Основной

и совсем тоненький, ниспадающий чуть в стороне.

По осеннему Прикамью. Очёр.

Походили, поохали — поахали, впечатлившись этим титаническим трудом, да и наверх.

День к тому времени, хоть дело и шло к вечеру, совсем разгулялся по-летнему. И никакого гнуса! Поэтому не стали заморачиваться и гнать на ночь глядя в Воткинск в поисках жилья. Не зря же брали на всякий случай палатку и спальники. Ночь была теплой, и спалось под тихий шум водопада просто замечательно!

А наутро, свеженькие и бодрые, поехали за новыми впечатлениями. Впереди — Воткинск, родина П. И. Чайковского.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия