Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 15:28

Хохловка, Нытва — Россия Октябрь 2020

Маршрут по Прикамью образовался совершенно стихийно. Нет, в долговременных планах-хотелках все посещенные места были, но по раздельности, или в связке с другими городами. Последние два месяца, после того, как вирус дал понять, что в Армению поехать мне не светит, я корпел над маршрутом по Оренбуржью. День «Х» настал, рано утром автомобиль бодренько покатил в сторону Южного Урала. Но недолго… Конечно, иногда у меня возникала мысль, что скоро надо менять сцепление, но чтобы вот так перечеркнуть все планы… Хотя со стороны Кирюхи (Кайрон давно уже приобрёл имя собственное за стойкость во всех местах, куда я его загонял) это было благородно — всего в 80-ти км от дома поломался, а не за тысячу верст. Эвакуатор, сервис… Эти два дня ремонта лихорадочно шерстил свои записульки в поисках нового маршрута — у штурмана первоначальный вариант уже не укладывался в сроки отпуска, а что-то выбрасывать я не захотел. Да и благоприятную погоду без дождей синоптики обещали только на неделю. Гулять по промозглой сырости не хотелось, а сидеть в номерах в необследованном городе — нонсенс.

Обозначив «точкой невозврата» Ижевск, приплюсовал к нему по пути туда-обратно несколько городков, совсем не описанных в отчетах на Туристере. Итоговый план, который был успешно реализован, выглядел так — Екатеринбург — Хохловка — Нытва — Очёр — Воткинск — Ижевск — Лудорвай — Сарапул — Чайковский — Оса — Екатеринбург. Ну, что ж — в удмуртском Прикамье тоже надо побывать, не все по пермскому ездить. Поехали!

У соседей, в Пермском регионе, почти все знаковые места обследованы, многие не по разу. Но как-то в стороне все время оставался архитектурно — этнографический музей в Хохловке. Миновали Пермь по объездной, и на дороге, ведущей к этнодеревне, нас ждал первый в этой поездке сюрприз. Автобусные остановки. Как же давно я не видел таких облагороженных и ухоженных строений! Казалось бы — поставь навес из металлических уголков и поликарбоната, и вся недолгая. Ан нет — здесь не только капитально из бетона или деревянные срубы, так ещё и 3D рисунками украшено!

Вот и стоянка перед сторожевой башней — входом в комплекс. Экскурсионных автобусов нет, лишь несколько легковушек.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

А за деревянным забором дома и церковь, стоящие на склоне холма и возвышающиеся над гущей леса шатровые маковки ещё каких-то строений.

Цены на экскурсионное обслуживание меня обескуражили. Ладно бы, если только ценой — в большинстве таких музеев без экскурсии внутрь большинства построек не попадешь. Здесь же, как написано «из-за пандемии коронавируса», для осмотра открыты только два дома. Позвольте, это что же? Платить по 900 рублей с носа за то, что могу посмотреть сам и прочитать на стендах? В общем, оплатили по 300 рублей входные билеты и пошли по дощатому тротуару.

Архитектурно — этнографический музей Хохловка был открыт в 1980 году. На 42 га холмистого полуострова, острым клином врезавшегося в Каму,

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

со всего региона собраны наиболее интересные и типичные для данной местности постройки. Музей разделен на 3 сектора — Северо — Западное, Северное и Южное Прикамье, и 3 тематических комплекса — Охотничье становьё, Сельскохозяйственный и Солепромышленный.

Осмотр мы начали с Северо — Западного сектора, где стоят 3 усадьбы, перевезенные из Коми — Пермяцкого округа. В усадьбу Кудымова из дер. Яшкино не попасть — она на капитальной реконструкции.

Бревна срубов избы и крытого хоздвора с середины XIX века сильно «устали», у деревянных строений короткий век. Но реконструкция ведётся по всем правилам 200-летней давности — никаких современных материалов. Не бетон, а каменные валуны, не рубероид, а береста, не пакля, а мох, водостоки — выдолбленные стволы лиственниц. Со временем свежеотесанные бревна потемнеют и не будут ярким пятном выделяться среди «стариков».

Усадьба зажиточных крестьян Баяндиных — Боталовых из дер. Дмитриево открыта для посещения. На первом этаже этого дома находились тёплая изба с русской печью, клеть для хранения продуктов и утвари, торговая лавка.

На втором этаже — кухня с печью — голландкой, горница с женской и мужской половинами со своими станками — инструментами.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Дальше начинается Северный сектор. Первой на нашем пути стала усадьба крестьянина из дер. Гадья. Внутри избы, типичной для Чердынского уезда, организаторы музея разместили образцы домовой росписи.

Особенно интересной для меня оказалась роспись на полатях и потолке, которая практически не бросается в глаза. Светелка эта была для молодоженов, и потолочные цветы хорошо рассматриваются, лишь когда удобно расположишься на полатях.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Как дополнение к росписи, на стенах висят потешные картинки с текстами песен. Где-то я уже встречал аналогичные, наклеенные на внутренней стенке крышки сундука.
Преображенская церковь из с. Янидор 1702 г. огорожена забором — внутри тоже ведутся какие-то работы.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Своей архитектурой она мало отличается от церквей Севера России — Перми, Коми, Архангелогородчины.

Может смутило отсутствие дощатого тротуара вверх по холму, а может ноги сами понесли к ветряной мельнице, одиноко стоящей на фоне золотых берез. Вот только пошли мы, как оказалось, против движения установленного музеем маршрута, и сельскохозяйственный комплекс должен завершать экскурсию.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Молол зерно мельник Рахманов из дер. Шихири, молол, пока в 1931 году мельницу не забрали в колхоз. И ведь что удивительно — не растащили ее колхозники по бревнышкам по дворам, не забросили. Крутили крылья этого ветряка и мололи жернова зерно до 1966 года!

Рядом с мельницей — общественный зерновой амбар
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

и крытое гумно. Под навесом обустроен деревянный настил для молотьбы, здесь же телеги, на которых свозили с полей снопы, веялка. Лежащие на подготовленных снопах цепы дают возможность желающим поупражняться в молотьбе.

Утоптанная, посыпанная гравием, дорожка от сельхозпостроек повела нас вглубь леса на вершину холма. На противоположном склоне, на берегу тихого заливчика расположился солепромышленный комплекс.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Ну, здесь-то мне экскурсовод точно не нужен! После увлекательнейшей экскурсии в Усть-Боровском солезаводе в Соликамске я сам кого хочешь проэкскурсирую по вопросу добычи соли. Все эти местные постройки перевезены оттуда же, из Соликамска. Рассолоподъемная башня, рассольный ларь, варница, солевой амбар со сходнями на баржу…

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Варница. правда, на капитальной реконструкции — ярким пятном противопожарной пропитки выделяется среди остальных просоленных строений. Не буду вдаваться в процесс производства соли — делился с вами впечатлениями о той экскурсии в рассказе «Соляные промыслы Прикамья».

От солезавода настил из досок уходил вглубь леса и, пройдя по мостику через небольшой овражек,

мы оказались в комплексе «Охотничье становье». Как жили, да и сейчас живут, охотники — промысловики? Избушка для длительного проживания, навес с очагом для застигнутых непогодой, лабаз для хранения пушнины.
Все это и сейчас можно встретить в наших глухих лесах. Место для этого комплекса выбрано очень удачное. Густой елово — пихтовый лес с пробивающимися к свету среди хвойника осинами, лапы елей и пихт, прячущие солнечный свет, создают полумрак и полную иллюзию нахождения в тайге.

Выйдя из таежной чащи на поляну, попали в Южный сектор музея. Обзор начинаем с сельского пожарного депо.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

В конце XIX — начале ХХ веков в сельской местности повсеместно стали создаваться пожарные дружины. Внутри депо с обязательной каланчой с колоколом — набатом располагался пожарный обоз: телеги, сани, ручные помпы и различный инвентарь — лопаты, багры, топоры. Доступа из-за вируса сюда нет, но у меня есть фото из аналогичного депо в Чусовом.

Парк История реки Чусовойв г. Чусовой. 2016 г.
Парк "История реки Чусовой"в г. Чусовой. 2016 г.

За депо — царство хвойных. В глазах даже рябит от красок — сочная зелень молодых кедров, темно — зеленые ели и пихты, разноцветье, от увядающе — зеленого до желто — оранжевого, листвениц.

И среди этого хвойника появились контуры церкви.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

На огромной поляне на вершине холма стоят привезенные из Суксунского района Богородицкая церковь и 30-метровая колокольня.

Колокольня эта — единственная деревянная, сохранившаяся в Пермском крае. У храма архитектурное решение типично для нашего Севера — «кораблем». Алтарь, храм, трапезная в ряд друг за другом. Главки, барабаны, бочка покрыты осиновым лемехом, который от времени стал блестеть на солнце, словно серебряный.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

На другой стороне поляны, словно символ надежной обороны Хохловки, стоит сторожевая башня.
С середины XVII века она была центральной, проезжей частью Торговищенского острога. Классическая компоновка большинства сторожевых башен и церквей — «восьмерик» на «четверике». Вершину шатровой крыши венчает башенка — смотрильня, откуда дозорные осматривали окрестности. Башня сгорела в пожаре 1899 года, но, хотя она к тому времени утратила свое первоначальное предназначение, крестьяне села восстановили ее. Вот этот «новодел» начала ХХ века и стоит сейчас на страже музея.

На этом прогулку по этномузею можно было считать оконченной, но неосмотренными оставались гульбище и заведение с вывеской «Чайная лавка» неподалеку от входа.

Площадка для гульбищ сделана только для проведения праздников, а не как игровая зона для ребятни. 4 столба с прикрепленными на вершинках имитациями тележных колес, да ряды лавок с навесами для современных купцов. Нет ни качелей, ни каруселей…

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Большой деревянный дом из трех срубов. В центре — вход в администрацию, перед которым несколько довольно реалистичных скульптур животных, в т. ч. выполненных в пермском зверином стиле. А в правом крыле чайная лавка вывеской в форме завитого калача зазывает к себе на блины — пряники.

Внутри — чистенько и уютно, пахнет травами, медом и имбирем. На покрытых клеенчатыми скатертями столах не хватает только самоваров. А на стенах и стеллажах вдоль них _ изделия ремесленников. Чего здесь только нет! Кружева, вышивка, куклы, керамика, береста… А какие милые птички парят над окнами!
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Вот за что люблю такие провинциальные сувенирные лавки — все «по-честному», от производителя, никакой халтуры «made in China». Наскоро перекусив посикунчиками с чаем на травах, приобретя какую-то мелочевку из сувениров, мы закончили этот давно планировавшийся «поход» по Хохловке.

Переночевав в довольно-таки приличном отеле «Альбатрос» на окраине Перми, наутро продолжили свой путь на запад. Нас ждал маленький городок Нытва. Многие и не слышали такого названия, а ведь здесь находится единственный в России, до недавнего времени (еще один открылся во Владимире), Музей ложки.

Поселение в устье реки Нытва известно с 1623 года. В 1756 году М. А. Строгановой здесь был построен медеплавильный завод. К концу XVIII века завод стал железоделательным. после многочисленных реформ за 200 лет к концу ХХ века основной продукцией завода являются биметаллический прокат (в частности — заготовки для Монетного двора) и столовые приборы. Последних, кстати, здесь выпускают 48% от объема такой продукции по всей России.

С 2003 года директор Нытвенского краеведческого музея С. Л. Пачина начала развивать новый проект, открыв экспозицию «История ложки». Выставкой заинтересовались турфирмы, туристы стали приезжать не только из Перми, многие привозили и дарили интересные раритеты. И вот в 2013 году, переехав в новое помещение, выставка обрела новый статус — Музей ложки.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Позитив накрывает с головой, лишь только перешагнешь через порог. Эти милейшие ложки — смайлики будто кричат: «Не кисни! Улыбнись! Здесь так классно!»

Экскурсоводы были заняты с группами детворы, но смотрительницы в каждом зале охотно шли на контакт, давая пояснения к каким-то непонятным вещам. Хотя это редко требовалось — пояснения на каждой витрине были емкими и информативными. Что может быть непонятного, к примеру, в этих пословицах?
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Правда, в первом же зале недоумение вызвал этот прибор в форме огромной изогнутой ложки. Все просто — весы с «приколом». Встаешь, и на дисплее высвечивается, сколько в тебе ложек каши и супа.

Начинается экспозиция с детства. Человечества и отдельного индивидуума. Самые древние и ложки для самых маленьких.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Специализированные для конкретного продукта и серьги француженки — оригиналки.

В зале, где воссоздан кусочек интерьера XIX века, и ложки на стендах того же периода.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Увеличивайте фото — надписи под экспонатами читабельны! А вот и век ХХ — Первая Мировая, ГУЛаг, Великая Отечественная.

Переходим к истории ложки в России. Рабочее место мастера — ложкаря и ложка на разных стадиях изготовления.
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

А вот и местная продукция. От начала 1940-х до наших дней. И все стадии производства.

Этот зал, наверное, самый красивый. Расписные деревянные ложки со всей России. Хохлома и Семеново, Мезень и Пинежье, Татарстан, Башкирия, Чувашия…
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Где-то прочитал, что в музее собраны ложки из 59 стран — по номеру Пермского края на автомобильных номерах. В зале сувенирных чайных ложечек начал считать флаги стран. Неувязочка… На мой вопрос девушка только рассмеялась — стран уже больше 80! Места на стендах не хватает. Есть очень интересные экспонаты. К примеру, на стенде США — коллекция «Президенты». 38 президентов от Линкольна до Форда с выгравированными портретами и символом основного события президентского срока.

Большинством ложек на этом стенде пользовались и все мы. Здесь — авиакомпании, поезда, отели.

По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Наиболее весома, конечно, сувенирка из России. На каждой или герб города или его символ.

Но не только ложки собраны в музее. Репродукции фресок, картин, гобеленов разных эпох с изображениями пиршеств, различные инсталляции, где во главе та же ложка. Мне особо понравились два проекта. Один — работы местного автора Татьяны Микитюк с ее видением известных полотен.
Такого прочтения «Моны Лизы» я еще не встречал! Второй проект — серия фотографий «Из частной жизни столовых приборов» художника Николая Томарева. Вот что он сам пишет о проекте. «…на глаза попались ложки и вилки. Я к ним присмотрелся… и увидел их интересную жизнь и их „почтичеловеческие“ отношения… Взял фотоаппарат и сделал эту концептуальную фотосессию. Вот что получилось…»
По осеннему Прикамью. Хохловка, Нытва

Конечно, в небольшом рассказе невозможно рассказать и показать все, что выставлено на стендах музея. Но если кого-то заинтересовал и кто-то соберется в Нытву — буду очень рад! Музей очень интересный!