Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 21:14

Как два "корейца" к коми-пермякам ездили

Кучино, Пермь, Кудымкар, Соликамск, Губаха — Россия Июль 2021

Коли взвалил на себя труд по ведению онлайн-репортажа о небольшом путешествии под флагом Туристера, то и обзорку мне писать…

В период с 1 по 4 июля 2021 года состоялся спринт-тур «Зов Пармы» по маршруту Екатеринбург — Пермь — Кудымкар — Соликамск — Губаха — дер. Кучино — Екатеринбург (Пермь), организованный главным редактором Туристер.ру Николаем Лебедевым.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Состав. Экипаж Главкома. Автомобиль KIA Ceed. Borracho, AnnaPoro, Firelisa, ElenaAleks, Марина Багрова.

Экипаж Большого Корейца. Автомобиль SsangYong Kyron. sany4, Anna08, Galina_Gorshenina, Polyakova_Tatiana, @Natalia_Moiseeva.

География участников — Екатеринбург, Москва, Балашиха, Клин, Новоуральск, Миасс.

Сразу скажу, что не ждите в этом отчете фото достопримечательностей. Моя цель — передать атмосферу этой поездки. А фото «домиков» девочки обязательно представят в своих отчетах по отдельным местам.

Перед весенней встречей в Карасиках Николай Лебедев, посетовав, что сам вряд ли сможет участвовать на майской тусовке, попросил промониторить мнение народа о краткосрочной поездке по Уралу. Опрос вызвал многогласное «Одобрям-с!» и закрутилось… Точнее сказать, Коля закрутился, а мы терпеливо ждали. После озвучивания на форуме, идея была принята на ура и среди столичных жителей. (Кх-м, жительниц…) При довольно-таки сжатых сроках подготовки желающих набралось на 3 экипажа. Внезапно накануне отъезда одна из участниц попадает в больницу… Слава Богу, все обошлось, но машину мы потеряли. Решив, что немного уплотним на задних сидениях «корейцев» наших стройных девушек, два экипажа ранним утром стартовали от ТЦ Алатырь в Екатеринбурге.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Первая запланированная остановка случилась почти сразу после пересечения границы Пермского края. Есть интересная локация — Вакутин камень, недалеко от придорожных деревень. За краем полей — узкая полоска леса, а за ней… Ведь вроде и ехали без особых подъемов, а оказываешься на краю возвышенности. Вдали — нескончаемая тайга, парма на древнепермском. Речка Иргина делает разворот на 180°, образуя подкову.

Чарующую тишину лишь изредка нарушает щебет птиц в чаще. Желающих забраться на самый верх было немного,

но без общего фото на фоне уральской природы не обошлось.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Выезд из дома случился ранним утром и припасенные бутерброды оказались как нельзя кстати.

Какой еще завтрак сравнится с ланчем на природе?

Время, казалось, замерло… Из этой ошеломительной красоты нас буквально вырвали смс-ки от пермских организаторов. А по приезду в Пермь состоялась долгожданная развиртуализация уральцев с Галей Горшениной и знакомство с Леной Алексеевой. Радостные эмоции настолько всех переполняли, что напрочь забыли запечатлеть сей исторический момент.

После обнимашек-целовашек все дружно похватали фотоаппараты и смартфоны. Ведь мы зашли покушать в известное пермское кафе «Пермская кухня». Заведение, которому в этот день исполнялось 23 года, известно тем, что в меню — эксклюзивные блюда коми-пермяцкой кухни. Полки-подоконники завалены книгами с рецептами, на стенах тоже рецепты.

Как звучат названия блюд нашего обеда! Салат по Коми-Пермяцки, крем-суп из пистиков, кундюмы с лесными грибами, запеченные в сметане, посикунчики с пистиками и мясом, морс рябиново-клюквенный и по 50 капель чумового бальзама «Парма».
Самое то для полноценного знакомства и окончательного формирования экипажей!

После обеда заселились в отель «Прикамье», перед входом в который бронзовый наш брат-фотограф пытается сделать на старинную «Лейку» снимок «Пермяка — соленые уши».

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Об экскурсии в Пермскую художественную галерею к пермским богам можно говорить очень много. Все-таки пермская деревянная скульптура — явление уникальное. Рассказчика слушали, буквально ловя каждое слово. А уж сколько было вопросов по окончании!

Вот следующая экскурсия о пермском зверином стиле лично у меня вызвала некоторое недоумение. Нет, Павел Сергеевич Ширинкин безусловно знает все и больше по этой теме. Вопрос вот в чем — почему экскурсию-лекцию надо проводить на территории старейшего кладбища в Перми?

Есть же прекрасная коллекция древних фигурок в краеведческом музее, а нам показывали только фото. Ладно, не буду брюзжать, хозяин — барин. В конце своего рассказа Павел Сергеевич отдал нас в руки молодой шаманки, дабы окончательно погрузить в мистику.

Специфические шаманские музыкальные инструменты (бубна не было!!!),

загадывание желаний возле непонятного артефакта
Как два корейца к коми-пермякам ездили

— все это должно было подготовить нас к главному. Собственноручное изготовление бляхи «Медведь в жертвеннй позе», правда, из глины. Было весело, ведь многие из нас держали даже не глину, а пластилин десятки лет назад.

На этом окультуривание в Перми закончилось, и команда получила полный карт-бланш на разграбление краевого центра. Только ведь захват города туристеровцы понимают по-своему — надо запечатлеть достопримечательности, и как можно больше! Кто-то отправился на набережную Камы,

кто-то искать счастье,
Как два корейца к коми-пермякам ездили

а наша Фея ледяной воды Галя и в 30-градусную жару отличилась! Не найдя льда, она провела ревизию фонтана!

Утро второго дня выдалось дождливо-грозовым. И о погоде. Почти всю поездку небесная канцелярия была благосклонна к нам. Дождики шли только тогда, когда мы перемещались по асфальту между городами. В процессе мероприятий и при поездке по убитой грунтовке было сухо. Вот только в последний день это не сработало…

Приехали в Кудымкар, где нас встретила девушка Марина, настоящая патриотка, горячо любящая свой край. В первую очередь она повела нас на то место, где, по преданию, построил город герой эпоса богатырь Кудым-ош. Он сам поджидал нас у волшебного родника.

Познакомился с нами и, убедившись, что у таких хороших людей не может быть дурных помыслов, дал добро на посещение Коми-Пермяцкой земли. Проверив нашу ауру и любовь к Кудымкару,
Марина познакомила команду с лесными жителями Пармы — чудами. Каждый из нас присмотрел для себя самого привлекательного и провел обряд жертвоприношения, т. е. монеткой одарил.

Эпосу о Кудым-оше в столице Коми-Пермяцкого округа посвящена целая аллея.

И нам опять, по словам Марины, несказанно повезло. На лавочке отдыхали авторы этого проекта, скульпторы Валентина Ракишева и Вячеслав Просвирнов, которые пришли на аллею, чтобы почистить одно из своих творений.
Как два корейца к коми-пермякам ездили

Тур у нас получался не только этно, но и гастро. Обедом гостей потчевали снова в ресторане национальной кухни. Суп капуччино с белыми грибами, колбаски из печени, пирожные с облепихой и черникой, опять по 50 капель, теперь уже хэнд-мейдового дистиллята, настоенного на травах.

И после такого чревоугодничества Марина повела знакомиться с Центром поддержки культурных и социальных проектов Арт-кад. Устроившись за столом у стены с панно на тему, как утка сотворила землю,

Как два корейца к коми-пермякам ездили

команда Туристера вновь приобщилась к пермскому звериному стилю. На этот раз нас учили делать обереги из бересты. Процесс настолько всех увлек, и так понравились собственноручно сделанные амулеты, что некоторые, примерив, не снимали их до конца поездки.

Мастер-класс — это хорошо, но нам сказали, что без знания языка дальше будет тяжело. Делать нечего, пришлось «сесть за парты». Урок проходил в игровой форме, забыв о возрасте, резвились, как дети.

После посещения Центра Марина повезла нас в деревню Ваганова. На берегу речушки Велва

Как два корейца к коми-пермякам ездили

стоит старинное здание бывшей школы, ставшее культурным центром. Здесь гостей встречала его хозяйка, Ольга Николаевна, которая сразу взяла приехавших городских в оборот. Натаскали воды,

задобрили березки,

Как два корейца к коми-пермякам ездили

и только после этого зашли в дом, пройдя под хомутом с колокольцами.

Пока Ольга Николаевна рассказывала о секретах коми-пермяцкой вышивки, кто-то толок крупу, кто-то пек шанежки.

В зале тем временем был накрыт стол с нехитрой снедью. Силос (окрошка), шанежки, морс и коми-пермяцкое пиво — сур.
С этим суром вообще эпопея приключилась. Перед поездкой Коля предложил заказать количество для вывоза персонально, потом сказал, что процесс его приготовления засекречен и не доживет сур до возвращения домой. Однако на столе, помимо дегустационного кувшина, стояли и бутылки с напитком «на вынос», которые было необходимо приобрести. К суру в дальнейшем я еще вернусь.

Только за стол мы сразу не сели. Расставили стулья перед сценой — для нас намечался концерт коллектива «Старый лапоть». Три тетушки преклонного возраста, удалой гармонист и их руководитель — молодая девушка, бросившая столичную жизнь ради малой Родины.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Это был не концерт, а феерия, не побоюсь этого слова! Обрядовые песни, зажигательные частушки, а когда они пустились в пляс…

Язык не поворачивается назвать этих милых женщин старушками! Энергетика их выступления передалась и нам, но городские не выдержали обучения даже самому простенькому танцу. К финалу наигрыша на «танцполе» осталось лишь несколько выдержавших обучение-испытание.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Так нам было весело, что забыли о том, что ночуем-то мы в Соликамске, до которого 200 с лишним верст. И время в дороге навигатор показывает какое-то нереальное… Оказалось, что помощники водителей ошибаются гораздо реже синоптиков… Эх, жаль, что выматывающие нервы тряска и ухабы, а также сгустившиеся сумерки не позволили сделать хотя бы несколько фото. Худо-бедно, но за 5 с лишним часов мы преодолели этот, казавшийся уже бесконечным, путь.

Утро в старинном Соликамске началось с, наверное, самой популярной у туристов экскурсии — по храмовой площади.

Как два корейца к коми-пермякам ездили
А вот посещение Дома воеводы оказалось с сюрпризом — театрализованным представлением! Непрофессиональные актеры играли так хорошо, что создавалась иллюзия переноса во времени на 500 лет назад. Воевода, его дочери, стрелец, дворовая девка не играли, а проживали жизнь своих персонажей.
В конце не только провели по палатам и подземелью Дома, но и обучили жителей 21 века играм старинной Руси.

После этого представления у нас выдался свободный час и, посетив вместе Людмилинскую соляную скважину, разбрелись кто куда,

чтобы потом поехать на Усть-Боровский соляной завод в Музей соли.

Утренняя экскурсия по центру старинного Соликамска отличалась от всех предыдущих в этом туре отсутствием живости и искорки. Нет, экскусовод провела ее безупречно, с отличнейшим знанием темы. Но, когда «на потоке», когда в спину дышит следующая группа, то, понятно, не до «игрищ». И тем приятней было, что в Музее соли девочки вновь порадовали «неформатом» на самом входе. Преподнесли хлеб-соль, заставив каждого отломить по кусочку каравая.

И вроде бы мы только из-за стола, сытые, но каравай был таким вкусным! Да еще с черной «четверговой» солью! Процесс выработки соли тоже изучили досконально. Конечно, не вываривать соль, не таскать ее мешками в склад нас не заставляли, но всю цепочку операций узнали в подробностях.
Как два корейца к коми-пермякам ездили

На выходе девочки взяли и завели нас в кузницу на мастер-класс по ковке подков. Я-то уж обрадовался, думал мы с Колей оторвемся сейчас. Ага, щаззз!!!! Девушки с Туристера мне только начальные удары молотком по заготовке сделать дали. Дальше весь процесс они захватили в свои руки!

И ведь отличные сувенирные подковки получились — прям Левши, а не блогерши! Кстати, одну подковку, с путеводной звездой, передали Николаю, чтобы повесил ее в офисе Туристера.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

В Губаху, точней в горнолыжный центр рядом с бывшим шахтерским городом, мы приехали засветло.

Успели даже на канатку, на которой поднялись на вершину горы Крестовой,

где в кафе случился финальный ужин.
А вот вниз спускались своим ходом. Из-за надвигающейся грозы подъемник отключили. Только народ у нас ничего не боится — часть команды, кто поэнергичней, успели сбегать на самую вершину останцев.
Гроза же, испугавшись бесстрашных, прошла мимо.

Возле отеля, на стоянке, решили проверить состояние бутылок с суром. (Помните это коми-пермяцкое пиво, взятое на вынос?) Первая же бутылка, вынесенная из машины, взорвалась с жутким грохотом. Остальные выглядели вот так.

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Пасмурное утро и прогноз погоды на последний день не предвещали ничего хорошего. Мы же все оптимисты, ко всему прочему! Посовещавшись и прикинув свои силы, экипажи разделились. Я повез половину в Каменный город, а Николай с остальными поехали покорять Усьвенские столбы. Мечты, мечты… Дождь, по интенсивности не уступающий тропическому ливню, начался сразу за выездом с базы. Перед Усьвой, пожелав по рации друг другу удачи, разъехались. На стоянке у тропы на Каменный город стоял хаос. Приехавшие раньше нас машины стояли в лужах, не успевшие уйти по тропе люди лихорадочно бегали возле машин, доставая сапоги, дождевики. Мы же сидели в машине, желания куда-то идти не было, да и тропа в сторону Каменного города напоминала горную речку. Как же там наши? Пошли или тоже ждут? И тут рядом возникает знакомый силуэт машины.

Подумав, порешав, принимаем решение поехать в Музей Пермь-36. Там хоть часть экскурсии проходит под крышей.

Конечно, по своей специфике и эмоциональности Музей политических репрессий в дер. Кучино стоит отдельно от тех мест, где мы побывали. Не хочу заканчивать отчет на минорной ноте и выставлять фото с вышками, решетками и колючей проволокой. Скажу только, что эмоциональный всплеск случился у всех.

Возле ворот музея пути экипажей разошлись. Я с уральцами поехал прямиком в Екатеринбург, а Коля повез москвичек в Пермь. На этом наш спринт-тур «Зов Пармы» успешно финишировал. Конечно, жаль, что из-за погоды не удалось попасть в топовые природные достопримечательности. Но в остальном-то все прошло более, чем успешно!

Как два корейца к коми-пермякам ездили

Друзья, давайте не уподобляться снобам, хающим отдых в родной стране! Проявив немного фантазии и пошевелившись, можно и в России найти замечательные места!

В отчете, кроме моих фото, использованы снимки Гали Горшениной, Ани Кудрявцевой, Марины Багровой, Лены Петровой. Огромное вам спасибо!

P. S. Лена с Мариной довезли-таки свой сур до Клина! Сейчас, наверное, пробуют и вспоминают чумовые дни на Урале!