Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 12:50

Кордоба — Испания Апрель 2019

Уже и новый апрель на подходе, а я до сих пор не закончила рассказы о нашем путешествии по Испании в апреле прошлого года. Нужно исправляться. Итак, Кордова, город мне уже знакомый. В 2008 году я была здесь на экскурсии, когда отдыхала в Малаге. Пусть это была стандартная экскурсия, но основные достопримечательности уже видела. В этот раз попробуем увидеть немного и другой город. Не буду пересказывать его историю, просто погуляем.

В этот раз в Кордову мы приехали автобусом из Гранады. Автовокзал и вокзал здесь расположены рядом, внешне ничего интересного, но все удобно и функционально. В центре автовокзального комплекса устроен цветник с пальмами, розами и фонтаном.

Гостиницу я и в Кордове заказала так, чтобы можно было дойти до нее пешком. Здесь путь лежал через парк — сады Виктории. История парка началась еще в 1776 году, здесь много интересного: редкие породы деревьев, фонтаны, памятники. На территории парка находится продуктовый рынок Виктория (Mercado Victoria). Он занимает историческое здание из кованых металлоконструкций, построенное в 1877 году для ярмарки, которая проводилась здесь до 1994 года. Красивый парк, жаль, на более внимательное знакомство с ним у нас не было времени.

Наш отель Boston находился на площади Тендильяс, — центральной площади Кордовы, в доме с часами, которые знамениты тем, что вместо боя курантов они исполняют мелодию фламенко. Это оживленная площадь, любимая местными жителями и туристами. Она была центром города уже во времена римлян, но современный вид площадь Тендильяс приобрела в начале XX века, когда были построены окружающие ее красивые здания.

Само красивое — «Дворец Коломера», построенный в 1928 году. Заканчивалась реставрация, а летом в июне здесь открылся четырехзвездочный отель H10 Palacio Colomera. Посмотрела, интерьеры впечатляют и цены не смертельные.

Вид из окна номера был замечательный! Слева — здание страховой компании Fenix (1928), которое в любом испанском городе узнаешь по скульптуре на фасаде. Площадь не затихала ни днем, ни ночью. Разогнал публику только дождь, который нас догнал в Кордове на следующий день.

Немного о пасмурной Кордове

В центре площади — памятник Гонсало Фернандесу (1453–1512), испанскому генералу, которого многие историки считают одним из лучших военных деятелей своего времени. Он получил прозвище Gran Capitan (Великий капитан), а за свою карьеру проиграл только одно сражение.

Неподалеку есть бульвар, названный в его честь, — Bulevar del Gran Capitán. Устроившись в отеле, мы отправились на прогулку, обходить метки, расставленные на карте maps.me. Поскольку была уже вторая половина дня, смотреть главное смысла не было, начали с бульвара Великого капитана. Он идет от церкви Святого Николая (Parroquia de San Nicolás de la Villa).

Эта церковь была построена королем Фердинандом III после того как он в 1236 году завоевал Кордову, бывшую столицы Кордовского халифата. В последующие столетия церковь достраивали и перестраивали, поэтому в ней смешались все стили. Например, колокольня XV века — бывший мавританский минарет.

Немного о пасмурной Кордове

Участок бульвара Великого капитана до проспекта Ронда-де лос Техарес — пешеходный. Он застраивался в разные периоды XX века в основном общественными и административными зданиями. Здесь несколько банков, Большой театр Кордовы, открытый в 1871 году, различные офисные здания. Все они скрыты за деревьями, но и без них есть, на что посмотреть.

Далее наша цель — площадь Колумба, к которой ведет проспект Ронда-де лос Техарес, где есть симпатичные здания в традиционном испанском стиле.

Площадь Колумба (plaza de Colon) довольно большая, но понять это сложно, так как центр ее занимает парк — Сады Мерсед. Самое интересное на площади — Дворец Мерсед, штаб-квартира Провинциального совета Кордовы, один из лучших образцов кордовского барокко. Это здание бывшего монастыря Мерсед, которое привлекает внимание своим необычным ярко раскрашенным фасадом.

Это комплекс XVIII века, но здание перестраивалось несколько раз, сначала под хоспис в 1850 году, а последний раз в 1960 году для размещения Провинциального совета. В его состав входит церковь Мерсед, построенная в 1745 году.

На площади у входа парк есть интересный фонтан — Памятник красоте женщин Кордовы.

Немного о пасмурной Кордове

Сады Мерсед — это общественный парк, названный так из-за соседства с монастырем Мерсед. В центре парка есть фонтан, построенный в первой четверти XX века, а под деревьями прячется небольшая мечеть Аль-Морабито. Эта мечеть была построена в 1940 году по приказу диктатора Франсиско Франко в качестве подарка солдатам-мусульманам, которые помогали ему во время гражданской войны в Испании. Мечеть действующая.

Пересекли парк по диагонали, и вышли к площади Морено, где стоит «Башня несправедливо убиенной» (Torre de la Malmuerta). Башня была построена в 1406–1408 годах по указу короля Кастилии Энрике III. Название башни связано с народной легендой о рыцаре, убившем свою жену, обвинив ее в измене. Обнаружив, что ошибся, рыцарь бросился к королю вымаливать прощение, а тот присудил ему возвести башню в память о несправедливо убиенной супруге.

На противоположной стороне проспекта современные здания и небольшая пешеходная зона — площадь Флор-дель-Оливо. Привлекает внимание дымовая труба в центре площади. Это дымовая труба завода оливкового масла «Сан-Антонио» компании Carbonell, построенного на этом месте в 1903 году. Carbonell — старейший бренд оливкового масла Испании, компания была поставщиком королевского двора с 1895 года, она и сейчас мировой лидер в этой отрасли. Штаб-квартира компании находится в Кордове. Трубу при застройке района оставили как памятник промышленному подъему Кордовы в начале XX века.

Если глянуть на карту исторической части Кордовы, то увидишь большое количество церквей и монастырей. Да и сам исторический центр со времен средневековья до XX века был разбит на районы, каждый назван именем какого-то святого. Посмотрим, что интересного есть в районе Санта Марина, одном из самых крупных районов, где когда-то жили многие дворяне города.

В начале главной улицы района Майор де Санта Марина стоит небольшая часовня XVI века, построенная в честь мучеников Святого Анцискло и Святой Виктории, покровителей Кордовы. Часовня входит в состав Convento del Colodro — женского монастыря Рабов Святого причастия.

Главная церковь района — церковь Святой Марины (Iglesia de Santa Marina), как и церковь Святого Николая, одна из двенадцати фернандинских церквей, самых старых в городе. Так называют церкви, которые построил король Фердинанд III Святой в середине XIII века после завоевания Кордовы, несколько веков находившейся во власти мусульман.

Немного о пасмурной Кордове

Мы были в Кордове в Пасхальную неделю, как и накануне с Гранаде. В этой церкви, как и в других церквях Андалусии, хранятся пасосы — платформы с изображениями святых, с которыми участвуют в шествиях различные церковные братства. Здесь готовы к шествиям платформы братства Богоматери Радости и Нашего Воскресшего Господа.

Напротив церкви Святой Марины на небольшой площади стоит памятник Манолете, знаменитому испанскому матадору, родившемуся в Кордове. Некоторые считают его лучшим тореро Испании всех времен, о нем написано несколько книг и снято два фильма. Манолете умер в 30 лет от смертельной раны, нанесенной ему быком.

Церковь Святого Августина также из фернандинских церквей, основана в составе монастыря, который не сохранился. Современный вид — результат реконструкции XVII века.

Немного о пасмурной Кордове

Перед церковью скромная площадь, где очень красивое покрытие.

Сочетание белого и желтого — традиционные цвета исторической части Кордовы. Пасхальная неделя, людей на улицах много, а к вечеру на узких улочках фотографировать вообще невозможно.

Я показываю только некоторые церкви из тех, что встретились нам на пути. Их так много, не все можно даже втиснуть в кадр, да и устаешь уже от них к концу дня. Больше нравятся вот такие симпатичные скверики, как у церкви Сан-Андрес.

Кордова — город по численности населения средний, здесь живет около 326 тысяч человек. Городом управляет Городской совет. Здание Ратуши довольно скромное, построено в 1950-х годах.

Немного о пасмурной Кордове

При строительстве ратуши были обнаружены остатки Римского храма I века, посвященного языческим богам. Колонны реконструировали, а часть римской стены встроили в здание ратуши.

Вид из окна на площадь Тендильяс в ночных огнях тоже был неплох! Первый день в Кордове порадовал.

Немного о пасмурной Кордове

А вот на следующий день все было уже не так радостно, погода начала портиться, синее небо стало белесым и практически сливалось с белыми домиками Кордовы.

Консерватория «Рафаэль Ороско», одна из старейших консерваторий Испании. Открыта в 1902 году в здании XVI века с красивым порталом в стиле платереско.

В программе второго дня у нас были основные достопримечательности Кордовы. Утром отправились к Меските.

Людей было очень много, но работали несколько касс, билеты купили очень быстро, и также быстро прошла очередь на вход в Мескиту. В 2008 году я была здесь с экскурсией в конце сентября. По сравнению с тем, что мы увидели сейчас, можно сказать, что тогда никого не было.

Немного о пасмурной Кордове

Рассказывать о Меските не буду, здесь много качественных альбомов на эту тему с подробным описанием. Количество людей в пасхальную неделю очень мешает: в кадре постоянно суета, ненужные руки, ноги и головы. Не стоит портить впечатление!

Издали все как всегда красиво! Вблизи не так радостно: улицы вокруг Мескиты и набережная перегорожены и заставлены трибунами по маршруту пасхальных шествий. Поэтому не удалось сфотографировать ни Триумф Святого Рафаила у Мостовых ворот, ни что другое у стен Мескиты.

Это я в качестве информации о том, что вас ожидает, если приедете, как мы, в Пасхальную неделю. Плюс практически двойная цена на гостиницы. В Севилье и Гранаде все выглядит интереснее, там улицы шире. Если все-таки есть желание увидеть пасхальные шествия, то лучше туда, по моему мнению. Страстная неделя в Кордове, как и во всей Андалусии, отмечается очень пышно. В День Страстной Пятницы вечером в Меските проходит торжественная вечерняя служба с участием сводного хора и симфонического оркестра, а религиозные процессии с паланкинами-«пасос» проходят вокруг Мескиты и по прилегающим к ней узким улочкам.

Кордова основана римлянами во II веке до нашей эры. От римской эпохи в городе сохранились кроме Римского храма, что у Ратуши, Римский мост и Римский мавзолей. О римском мавзолее я информацию упустила, поэтому и не обратила внимания на это цилиндрической формы сооружение в парке Виктория, когда шли от автовокзала.

Римский мост был когда-то частью древнеримской дороги Виа Августа, хотя от моста той эпохи сохранился только фундамент. С одной стороны его — Мостовые ворота, с другой — Башня Калаорра. Современный вид башня обрела в 1369 году во времена короля Энрике II, но название свидетельствует об арабском ее происхождении. Калаорра означает — «свободная крепость». В башне находится Музей истории Кордовы, а терраса наверху — отличная смотровая площадка.

Немного о пасмурной Кордове

Кордова расположена на берегах реки Гвадалквивир, той самой, название которой знакомо нам со школьных лет. Территория реки между Римским мостом и мостом Сан-Рафаэль — охраняемая природная территория Sotos de la Albolafia. Это уникальный памятник природы — островки, образовавшиеся в результате многолетних колебаний уровня Гвадалквивира. Здесь водится порядка 110 видов птиц. Гуляющих белых цапель можно увидеть с моста.

Пользуясь суетой, удалось немного поснимать людей.

На обратном пути погуляли по Королевскому Алькасару, но об этом я расскажу отдельно. Погода портилась, а еще столько нужно было увидеть! Отправились гулять по лабиринту узких извилистых улочек Худерии — бывшего иудейского квартала Кордовы.

Худерия — один из крупнейших и лучше всего сохранившихся исторических кварталов мира. Самое интересное здесь — детали, живописные дворики, куда обязательно нужно заглядывать.

Немного о пасмурной Кордове

На небольшой площади Тибериада на улице Худиос стоит памятник Маймониду — выдающемуся врачу и теологу родом из Кордовы, виднейшему мыслителю XII века, автору свитков Торы.

Неподалеку Синагога, построенная в 1314 году. Это одна из трех синагог, сохранившихся в Испании до наших дней. После изгнания иудеев из Испании в 1492 году здание служило лечебницей для больных бешенством, а потом его выкупила артель башмачников, оно стало часовней Святого Криспина, покровителя сапожников. Первоначальное предназначение обнаружили случайно в конце XIX века, когда со стены отвалилась штукатурка.

На площади Маймонида есть любопытный Музей тавромахии (Museo Taurino) в особняке XVI века, известном как «Дом папских грамот». Здесь живописные дворики, а в залах представлены разнообразные экспонаты и личные вещи, принадлежавшие тореадорам, вошедшим в историю Кордовы.

Нужно заглянуть на муниципальный рынок «Эль Зоко» (El Zoco), здание в стиле мудехар, где по периметру внутреннего двора расположены магазинчики, торгующие изделиями народных промыслов.

Из Худерии вышли через ворота Альмодовар XIV века, рядом с которыми стоит памятник выдающемуся мыслителю I века до нашей эры Сенеке, также родившемуся в Кордове.

Здесь можно посмотреть на старинные крепостные стены высотой 6 метров и около 2 метров толщиной, сохранившиеся от городских укреплений времен династии Альморавидов.

Немного о пасмурной Кордове

Гулять по старой Кордове можно бесконечно, было бы время и ноги. Но второе, к сожалению, заканчивается как-то быстрее, чем первое. Исторический центр Кордовы — один из самых больших по площади старинных кварталов Европы. Не зря его в 1994 году внесли в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО

Заглянули мы в церковь Сан-Франциско, которая когда-то принадлежала францисканскому монастырю Сан-Педро-эль-Реаль, основанному в XIII веке опять же королем Фердинандом III.

Средневековый облик церкви был изменен реконструкцией XVIII века. В интерьере церкви важная коллекция картин кордовских художников XVIII века.

Немного о пасмурной Кордове

В церкви готовы к шествию платформы-пасосы двух церковных братств: справа — Братства молитвы в саду, слева — Братства Милосердия.

От монастыря осталась только часть клуатра. После конфискации в XIX веке монастырь был частично разрушен, а в здании разместили текстильную фабрику. Восстанавливать начали в 1990-х.

Еще один уголок Кордовы, который я хотела увидеть, это Площадь жеребца (Plaza del Potro). В XV–XVI веках это было место встреч купцов и странников, приют мошенников и своеобразная «биржа труда». Такое название площадь получила в 1577 году, когда здесь установили знаменитый фонтан с фигурой жеребца, опирающегося на герб города. Я гуляла здесь в прошлую поездку.

На этой площади находится исторический постоялый двор «Посада дель Потро», который обессмертил в своих произведениях Мигель Сервантес. Говорят, что этот типичный образец простонародного жилища XIV–XV веков практически не изменился со времен Сервантеса.

Это так называемый «корралес», — несколько домов, организованных вокруг общего внутреннего двора с колодцем в центре. Сейчас здесь находится Дом фламенко Кордовы.

На краю площади жеребца стоит еще один Триумф Святого Рафаила

Немного о пасмурной Кордове

Погода портилась, а пока мы обедали в ресторанчике неподалеку, пошел дождь. Прогулку по городу пришлось завершить.

Участников пасхальных процессий в Кордове видели только раз, просто не искали с ними встречи. У нас еще будет возможность увидеть их в Севилье, куда отправились наутро из Кордовы. Но о Севилье я уже рассказывала.