Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 21:38

Гранада — Испания Апрель 2019

В Гранаду мы приехали в соответствии с нашими планами автобусом из Мурсии. Подробнее о маршруте с раскладкой цен в обзорном отчете о путешествии И снова Пиренейская весна!

Как и в других городах по маршруту, в Гранаде был заказан отель на три ночи. Это был гостевой дом Nest Style Granada на Plaza Del Carmen, где с балкона номера открывался вид на городскую ратушу, а все достопримечательности — в пешеходной доступности.

Гранада — место слияния двух культур

В день приезда и на следующий мы планировали смотреть город, а в последний день — отправиться на прогулку по Альбайсину и Альгамбре. Такая программа сложилась из-за того что билеты в Альгамбру за два месяца я купила с трудом. Планируя поездку совершенно не обратила внимание на то, что мы попадаем в Гранаду, Кордову и Севилью в католическую пасхальную неделю. Этим объяснялась высокая цена на отели и большое количество туристов, съезжающихся посмотреть на празднование Пасхи в Андалусии.

Билеты в главную туристическую достопримечательность Гранады я стала покупать за два месяца. Зайдя на официальный сайт Альгамбры, была поражена — билетов на нужные даты не было вообще! Изучив внимательно все варианты, все-таки нашла три последних билета на последний сеанс в 19–00, но не стандартные билеты за 14 евро, а билеты Dobla de Oro за 19,65 евро, по которым кроме дневного посещения Альгамбры (дворцов Насрида, Хенералифе и Алькасаба) можно посетить несколько испано-мусульманских памятников в Альбайсине.

Гранада — место слияния двух культур

Одна из таких «дополнительных» достопримечательностей находится недалеко от площади Изабеллы Католички, где Колумб излагает свои планы королеве. На улице Марианны Пинеды расположен «Угольный двор» (Corral del Carbón) XIV века, его хорошо видно между домами с улицы Королей Католиков. Это единственное в Испании хорошо сохранившееся здание такого рода — бывший мусульманский караван-сарай, постоялый двор и склад торговых караванов, прибывающих в город.

Помещение караван-сарая организовано вокруг внутреннего двора с водоемом, предназначавшимся для водопоя коней. Комнаты для постояльцев располагались на двухъярусной галерее. После христианской реконкисты здание использовалось и как угольный склад (отсюда название), ярмарка и жилье, но несмотря на все реформы, конструкция здания сохранилась практически в неприкосновенности. Посмотреть «Угольный двор» можно бесплатно и находится он недалеко, поэтому сюда приводят все экскурсии.

А теперь пройдем по улице Королей Католиков в противоположную сторону от площади Изабеллы Католички. Улица заканчивается у Новой площади (Plaza Nueva), которая хоть и носит такой название, но фактически — самая старая площадь города.

Гранада — место слияния двух культур

Когда-то здесь протекала река Дарро, потом ее спрятали в тоннель и расширили площадь, которая была важным общественным центром города. Здесь проходили турниры и бои быков, а также публичные казни.

Самое красивое здание на площади — дворец Королевской канцелярии, построенный по приказу короля Карлоса I между 1531 и 1587 годами. Сейчас здесь размещается Верховный суд Андалусии. Около всех достопримечательностей Гранады установлены таблички с информацией на двух языках.

Гранада — место слияния двух культур

Напротив, как я поняла, Городской суд Гранады.

Площадь очень многолюдная, поскольку одна из самых популярных у туристов.

Гранада — место слияния двух культур

К новой площади примыкает площадь Святой Анны, названная по стоящей на ней церкви Святой Анны. Церковь построена в 1537 году на месте мечети, автор проекта — Диего де Силоэ, известный испанский архитектор и скульптор эпохи ренессанса. Список его работ впечатляет: соборы Гранады, Малаги, Гвадалахары в Мексике, Лимы и Куско в Перу. Впечатляет не только список, но и сами соборы, я все их видела в реале.

В архитектуре церкви сочетаются ренессанс и мудехар, особенно хорош кесонный потолок нефа. В алтаре нет скульптуры, видимо она участвует в пасхальных шествиях.

По обе стороны нефа по пять часовен с интересными скульптурами. Церковь очень красивая. Надо отдать должное: любителям католических церквей в Гранаде есть, чем заняться, и церковь Святой Анны пропускать не стоит.

Гранада — место слияния двух культур

Ждут вечернего шествия пасхальные пасосы.

Гранада — место слияния двух культур

За церковью Святой Анны река Дарро, спрятанная под землю до самого впадения в реку Хениль, выходит на свободу.

Вдоль реки проходит набережная Carrera del Darro. Улица совсем узкая, сфотографировать здесь что-то можно, только если на пути встретится мост.

Через Дарро перекинуто несколько мостиков. Первый — мост Кабрера (puente de Cabrera), второй — мост Эспиноза (Puente de Espinosa), оба построены в начале XVII века.

Гранада — место слияния двух культур

Напротив руин моста Кади есть еще одна достопримечательность из списка дополнительных к билету Dobla de Oro в Альгамбру — Бани «Баньюэло» (El Bañuelo), арабские бани XI века. Это одни из старейших общественных бань Испании и лучше всего сохранившиеся. То, что бани дошли до нас почти в первозданном виде, объясняется тем, что после христианской реконкисты они попали в частные руки. Короли-Католики закрыли все общественные бани, так как считали их непристойными.

В банях было три зала с разной температурой воды — холодной, теплой и горячей. В помещении под залами был установлен котел, откуда в большой резервуар по трубам поступала горячая вода.

Главный зал имеет правильную форму и украшен колоннадой с подковообразными арками и капителями в романском, вестготском и халифском стилях, взятыми из построек более раннего времени. В потолке всех помещений есть звездообразные или восьмиугольные отверстия для доступа света и выпуска пара.

Большое здание с башенкой — доминиканский монастырь Святой Екатерины Сафрской, построенный в 1540 году на средства вдовы Эрнандо де Сафры, секретаря католических монархов. Здесь красивая церковь с интерьерами в стиле барокко, отреставрированная после пожара 1678 года.

В переулке Calle Concepción de Zafra слева от монастырского корпуса находится третья достопримечательность из того дополнительного списка — Дом Сафры (Casa de Zafra). Это дворец Насридов, построенный в конце XIV века. После покорения Гранады королева Изабелла Католичка передала его в числе других своему верному секретарю дону Эрнандо де Сафра. А после его смерти дом стал частью монастыря Святой Екатерины.

Но не в этом скромном доме жил Эрандо де Сафра. Следом за монастырем стоит casa de Castril — дворец эпохи Возрождения, один из лучших ренессансных дворцов Гранады, принадлежавший этой семье. Сверху на фасаде в стиле платереско есть дата его постройки — 1539 год. Здание считают работой Себастьяна де Алькантара, лучшего ученика Диего де Силоэ.

Здание в 1917 году город выкупил у последнего владельца, сейчас здесь размещается Археологический музей. Зайти стоит, чтобы увидеть великолепные деревянные потолки и уютный внутренний дворик.

Напротив — церковь Св. Петра и Павла (iglesia de San Pedro y San Pablo) середины XVI века.

Гранада — место слияния двух культур

По набережной выходим к аллее Отца Махона (Paseo del Padre Majon), но гранадцы называют ее «Дорогой печали» (Paseo de los Tristes), так как по ней проходили к кладбищу похоронные процессии. Это пространство я скорее назвала бы площадью. Она была заложена в 1609 году и когда-то была очень оживленной, здесь проходили фестивали и праздники.

Небольшое трехэтажное здание на углу, украшенное сверху гербами, — Casa de las Chirimias построено в начале XVII века по заказу ратуши как раз для праздников. Здесь на верхнем этаже располагались музыканты, развлекавшие публику на общественных мероприятиях. Поэтому дом так и называется — сhirimia — духовой музыкальный инструмент, похожий на гобой.

Здесь и сейчас оживленно, гуляют туристы и местные жители, не пустуют кафе под навесами.

Гранада — место слияния двух культур

На Пасео-де-лос-Тристес установлен памятник Марио Майя — танцовщику фламенко и хореографу, который начинал свою карьеру неподалеку в пещерах Сакромонте.

В палатках торгуют своими изделиями местные мастера.

Гранада — место слияния двух культур

С эспланады открывается прекрасный вид на Альгамбру.

Здание на противоположном берегу Дарро — известный «отель Ревма» (Hotel Reuma). На самом деле это отель Bosques de la Alhambra, построенный в 1910 году. Сначала это было популярное у туристов место, но через несколько лет отель перестал работать. Построив здание у реки, не учли высокую влажность места, в результате чего в помещениях было очень сыро, что плохо сказывалось на здоровье постояльцев, за что отель получил такое название — «Ревма». Существуют планы по восстановлению левого берега реки и отеля, но пока все в прежнем состоянии.

А на берегу Дарро отдыхает молодежь.

Вот на этом здании за фонтаном висит табличка в память о человеке, чьим именем официально названа аллея — Paseo del Padre Majon.

Слева от этого дома в переулке Calle Horno del Oro находится очередная «дополнительная» достопримечательность — мавританский дом Horno de Oro (Casa morisca Horno de Oro).

Фонтан Пасео-де-лос-Тристес датируется 1609 годом.

Традиционный мусульманский дом, построенный в конце XV века и расширенный после завоевания католиками Кастилии: фасад с глухой стеной, внутренний дворик с бассейном, тройные арки с колоннами.

Времени на прогулку у нас было немного, вечером еще ждала Альгамбра. Поэтому пора было подниматься в гору и посмотреть на настоящий Альбайсин, который в XV веке был кварталом арабских и еврейских торговцев и мастеров.

Гранада — место слияния двух культур

Когда-то Альбайсин был самым густонаселенным и активным центром арабской Гранады. Перед христианской реконкистой здесь проживало около 60 тысяч человек; насчитывалось 26 мечетей, множество колодцев и фонтанов.

После завоевания Гранады католиками вскоре приняли декрет об обращении местного населения в христианство, для арабов вводились налоги и другие непопулярные меры, что вызывало народные волнения. В 1499 году в Альбайсине началось восстание, вызванное принудительным обращением мусульманского населения в христианство. В 1611 году был принят указ об окончательном изгнании арабов из Испании.

Современный Альбайсин во многом сохранил свой первоначальный облик: лабиринт узких мощеных улочек без тротуаров, взбирающиеся по холму вверх невысокие белые здания.

Гранада — место слияния двух культур

Особенно интересно разглядывать детали.

Конечной целью нашего похода была смотровая площадка у церкви Святого Николая — Mirador de San Nicolás. Вон она уже видна за зданием ресторана Estrellas de San Nicolás. Чтобы дойти до смотровой, придется подняться вверх на 80 метров.

Церковь Святого Николая в стиле мудехар построена в 1525 году. На стесненной площадке втиснуть ее в кадр нет никакой возможности.

Церковь хорошо видна из Альгамбры, вечером там на смотровой особенно многолюдно.

Гранада — место слияния двух культур

Днем людей тоже много. Сделать обязательный снимок на фоне Альгамбры без компании не удалось, как ни старались.

Мирадор-де-Сан-Николас — одна из главных достопримечательностей Гранады. С этой площади открывается лучший вид на Альгамбру и горы Сьерра-Невады. Вот с горами нам не повезло, они были в дымке.

Гранада — место слияния двух культур

Неплохо можно рассмотреть и Альбайсин. Вот, например, женщины готовятся к пасхальному шествию: закрепляют на голове высокие гребни-пейнеты и традиционные мантильи, которые носят испанки Андалусии во время Святой недели.

Гранада — место слияния двух культур

На обратном пути, спускаясь с горы, посмотрели пятый из шести дополнительных объектов — Дворец Дарр аль-Орра (Palacio de Dar al-Horra).

Этот дворец был построен в XV веке как резиденция султанши Айши, матери эмира Боабдиля, последнего правителя Насридов в Гранаде. Она поселилась здесь после того, как ее супруг Мулей Абдуль-Хасан, эмир Гранады, отверг ее, увлекшись прекрасной христианской пленницей Изабеллой де Солис, дочерью кастильского дворянина, захваченной гранадскими маврами во время одного из набегов на приграничные кастильские земли.

Изабелла полюбила его, приняла ислам и имя Сорайя. Мулей Абдуль-Хасан женился на ней и сделал любимой женой, при этом забросив государственные дела, что ничем хорошим не кончилось. Об Изабелле де Солис написано несколько книг.

Из дворца Дарр аль-Орра замечательные виды на Гранаду и Альбайсин.

В центре - городские ворота Пуэрта-Эльвира, построенные маврами в XI веке. По легенде в 1492 году через них после победы над маврами торжественно въезжали в город испанские монархи Фердинанд II и Изабелла I.
Гранада — место слияния двух культур

Мы не увидели только один из шести объектов, включенных в билет Dobla de Oro на посещение Альгамбры, — Дом Чапиза (Casa del Chapiz).

Что могу сказать о мусульманских памятниках Альбайсина, которые я показала. Поскольку все они похожи один на другой, а времени не так много, считаю, что обязательно посмотреть стоит три: «Угольный двор», арабские бани «Баньюэло» и Дворец Дарр аль-Орра, все они доступны и без Альгамбры.

А мы, немного отдохнув в отеле, отправились на вечернюю прогулку в Альгамбру. Но это уже другая история.