— была 17 июля 16:44
Плаванье окончено. Снова на берегу.

«И озаряет склоны Мтацминды надменный голос счастья и беды, нетленный голос Нины Чавчавадзе!»

Тбилиси — Грузия Апрель 2018

Мтацминда — место, известное туристам прежде всего некрополем, фуникулёром и парком развлечений. Это довольно большой парк, расположенный на самой высокой горе, с которой открываются прекрасные виды, и прогулка по этому району наверняка обогатит ваши впечатления от Тбилиси.

Мтацминда видна из любого района Тбилиси. Её высота 730 метров.

Этот снимок сделан из Авлабари, с галереи храма Цминда Самеба. Даже отсюда хорошо видны церковь Святого Давида, линия фуникулёра и смотровая площадка на её вершине. Ну и, конечно, телебашня (её собственная высота 274,5 м).

Вот от этой телебашни мы и будем «танцевать» в этой прогулке. Её мы оставляли на последние дни в Тбилиси, потому что жили совсем рядом, в районе Вера, на улице Якова Гогебашвили. Она довольно плавно переходит в улицу Константина Макашвили, последнюю жилую улицу города в этом районе. Улица Макашвили тянется параллельно проспекту Руставели, поэтому наиболее заметные здания на проспекте с её высоты хорошо просматриваются.

Вдали — храм Цминда Самеба, в галереи которого сделана первая фотография к этому рассказу

Неожиданно показалась типично русская православная церковь, о которой я ничего не читала ни в одном проспекте.

Походили вокруг — никого не встретили. Увидев в каменной ограде это изображение, грешным делом подумали, что церковь во имя Георгия Победоносца.

Уже уходя, увидели входящего в ворота священника и спросили о храме. Оказалось, церковь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.

На Кавказе нашего святого особо чтят как своего заступника, утешителя и объединителя. Именно здесь, когда из Орды везли тело принявшего там мученическую смерть князя, были впервые явлены чудеса от его святых мощей. По преданию, скорбная процессия в дороге останавливалась близ небольшого городка Маджары. Именно здесь мощи просияли столбом света.

Ко входу в храм ведёт аллея, на которой высажено 33 кипариса — по числу земных лет Спасителя

Храм в русском стиле был воздвигнут у подножия горы Мтацминда в 1911–13 годах в честь трёхсотлетия Дома Романовых. Но кроме этой причины была еще одна: младший брат государя-императора Михаил Александрович в юности страдал туберкулёзом, однако милостью Божьей исцелился, и семья благодарила за это его небесного покровителя.

Построена церковь была трудами наместника Кавказа графа И. Воронцова-Дашкова и его супруги, урождённой Елизаветы Шуваловой. Со дня открытия здесь никогда не прекращалась служба.

Четырехъярусный позолоченный иконостас выполнен в русском стиле. Многие особо ценные иконы были принесены в дар храму императорским семейством.

Улица Макашвили огибает город с юго-запада. Справа от неё (по ходу нашего движения) сразу начинается подъём на Мтацминду. Слева довольно круто вниз сбегают узкие улочки. Хотела сказать «окраинные», но вовремя спохватилась: все они буквально через 5–7 минут выводят на проспект Руставели. По одной из них и мы спустимся, когда осмотрим некрополь и храм Святого Давида.

Подниматься на верхнюю станцию фуникулёра мы не планировали: город сверху виден как на ладони и с улицы, а аттракционы в парке ещё не работали. К пантеону и храму ведёт прекрасно вымощенная дорога. Чтобы подъём не был очень крутым, она расположена зигзагом.

Со смотровой площадки у некрополя город просматривается вплоть до северных окраин.

Но самое интересное оказалось на востоке. Наверно, будь побольше времени, мы добрались бы поверху и до статуи Мать Грузия, и до крепости Нарикала. Отличный получился бы маршрут!

Главное, ради чего мы поднимались на Мтацминду, конечно, древности. И это даже не храм Святого Давида, посвящённый памяти одного из первых христиан в Грузии, а другие, менее заметные глазу святыни.

Кто такой святой Давид? Предание гласит, что в 4 веке для утверждения христианской веры предположительно из Сирии пришли в Грузию 13 монахов, среди которых был и Давид Гареджийский. Здесь, на склоне горы, которую назвали Святой (так переводится Мтацминда на русский — Святая гора), он поселился в пещерке, а потом построил маленькую часовню.

Пещерку можно увидеть и сейчас. Несколько молодых людей в одинаково строгих чёрных костюмах, видимо послушники монастыря, дают любую справку о людях, погребённых в некрополе, и рассказывают о Давиде Гареджийском в маленькой церкви Иверской иконы Богоматери перед входом в пещеру. За пожертвование разрешают сфотографировать. Перед входом в пещеру устроена ванна, наполненная, как утверждают, водой из святого источника. По словам экскурсовода, эту воду цистернами перевозят в том числе и в Москву, в храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот, в которой есть икона Давида Гареджийского, для проведения молебнов с водосвятием. Мы застали еще и группу паломников из Москвы.

Возле храмов можно найти 3 святых источника. Есть поверье, что если смочить в их воде небольшой камешек, приложить его к стене и камушек на стене удержится, то загаданное в это время желание непременно сбудется… Не пробовала… Камешков не нашла!

Красивый монастырский ансамбль состоит из зданий двух храмов: Преображенского (слева, из красного кирпича) и Святого Давида, или Мамадавити (Отец Давид).

Преображенская церковь была построена на добровольные пожертвования на месте старой небольшой часовни в 1896–99 гг. Инициативу проявил священник Нестор Макаров. На третьем ярусе церкви расположена колокольня.

Нынешняя купольная церковь Мамадавити построена в 1855 году на месте прежнего храма с таким же названием, в свою очередь возведённого на том месте, где когда-то стояла часовенка преподобного Давида.

Была суббота, в церкви шла служба, и я впервые услышала грузинский мужской хор внутри грузинской церкви. Это было потрясающе красиво!

И в таком сопровождении мы стали свидетелями таинства венчания нескольких молодых пар. Повезло! В церкви яблоку негде было упасть, поэтому поближе подойти и хорошо сфотографировать не удалось.

Зато на улице лишний раз убедились в том, что любовь греет. Мы-то в куртках, а невеста…

Мтацминда — место не только святое, но и осенённое великой любовью. Кто из россиян не помнит, что здесь покоится прах Александра Грибоедова, на трогательном памятнике которого его юная вдова приказала высечь надпись, памятную нам дословно со школьных лет: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Чёрная роза Тифлиса — так называли Нину в городе, вкладывая в это название безмерное уважение за верность памяти погибшего мужа.

В некрополе, где похоронены многие известные люди, особенно привлекают внимание необычные и талантливо выполненные памятники. Фамилии написаны по-грузински, но всё те же молодые люди в одинаковых чёрных костюмах отвечают на все вопросы.

Памятник на могиле поэта и общественного деятеля, борца за независимость Грузии Ильи Чавчавадзе
Могила Михаила Чиаурели и Верико Анджапаридзе
Могила артиста Ушанги Чхеидзе
Могила артиста балета Вахтанга Чабукиани
Могила художника Ладо Гудиашвили
Могила поэта Георгия Леонидзе
Надгробие народного артиста СССР Серго Закариадзе (мы помним его по фильмам «Отец солдата», «Суета сует» и другим)

К проспекту Руставели мы спускались по более-менее широкой Мтацминдской улице, обсуждая то, какие мы молодцы, что не поднимались с проспекта, а вырулили сбоку, уж больно крутой оказался спуск-подъем. По нему придётся карабкаться вверх до станции фуникулёра всем, кто захочет посмотреть Мтацминду. Недаром хозяин нашей квартиры говорил, что лучший вид транспорта в Тбилиси — такси. Чистая правда!

По дороге посмотрели на жилые дома, заглянули во дворы.

Какая лесенка винтовая ведёт на галерею!
Длина водосточных труб меня очень озадачила

Жаль, что мы небольшие знатоки истории Грузии, иначе не упустили бы случая показать достопримечательности квартала. Надписи почти на всех мемориальных досках на грузинском языке. Счастливым исключением стал дом, в котором жила вдова поэта и общественного деятеля Грузии, как его называли, «отца Грузии», Ильи Григорьевича Чавчавадзе: там есть надпись на русском языке.

По пути набрели на симпатичный сквер с интересным памятником и красивыми старинными домами вокруг него.

Погуглив, узнала, что это памятник грузинскому государственному деятелю и дипломату, просветителю, гуманисту, писателю, поэту, каллиграфу, князю Сулхану-Саба Орбелиани (1658–1725).

Так, тормозя на спусках, крутя головой по сторонам, на минуту застывая, чтобы рассмотреть богато украшенные лепниной дома и современную городскую скульптуру,

мы неожиданно оказались… где бы вы думали? Да, это проспект Руставели, прямо у стен Старого парламента, почти напротив Национального музея Грузии.

Конечно, мы не остановились, на прощанье прогулялись и по проспекту, и вдоль стены Старого города, и по другим интересным местам. Но об этом — в последнем альбоме о нашем недельном путешествии по Грузии.

Прогулки по другим районам Тбилиси здесь:

Первое знакомство с Тбилиси. Верийский квартал

Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура, за Курой шумит базар, за базаром — Авлабар

«Тбилиси — город бурь и пауз, в нём связь времён счастливо не распалась…»