Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 8:49
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Грузия Апрель 2018

Даже если приедете в Тбилиси ненадолго, в Мцхету и к Джвари вам обязательно порекомендуют съездить, потому что расположены они недалеко от столицы (можно даже на маршрутке добраться) и являются уникальными памятниками истории и культуры.

На первый взгляд, грузинские церкви не отличаются разнообразием в архитектуре. Однако Джвари является исключением. Этот храм совершенно невозможно не заметить с Военно-Грузинской дороги. Его видно из Мцхеты.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Джвари занимает в истории грузинской архитектуры особое место. Это храм стал образцом для создания типа храмов, известного как тетраконх. Его начали сооружать примерно в 590 году (или позже?) и завершили около 604-го. Представляете, какая это старина!

Территория, на которой был построен храм, в то время не принадлежала Грузии. В 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии — это событие известно в истории как Ктесифонский договор. Граница Византии и Ирана прошла между Тбилиси и Мцхетой. Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась (как считают учёные) Аванскому католикосату, это значит, что и Аванский собор и Джвари — часть единого византийского проекта. Посмотрите на купол Джвари: он не пирамидальный (иранского типа), как у прочих грузинских церквей, а плоский (греческого типа). Да уж, конечно, до сих пор не утихает спор о том, кто строил храм — армянские или грузинские мастера. Думаю, он никогда не решится.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Мне трудно судить о достоинствах интерьера храма: там шла служба, людей было много, и мне неудобно было разглядывать детали. Постояла несколько минут, послушала пение женского церковного хора. Зато территорию вокруг храма рассмотрела в подробностях.

Сейчас Джвари — это один большой храм, один маленький храм рядом, периметр порушенных стен с башнями и два дерева.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Колокольни нет, колокола висят на перекладине, как в Уджарме.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Честно, не ожидала, что на столь древних стенах сохранится хоть какой-нибудь декор. Ан нет!

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета
На центральной апсиде над тремя центральными окнами помещены рельефные изображения эрисмтаваров (царей) Иверии

Принято думать, что в поэме «Мцыри» Лермонтов описал Джвари. Даже памятник Лермонтову стоит на подъезде к Джвари. Ну и, конечно, все, кто рассказывал о Джвари на «Туристере» (а это сделали все, кто ездил в Грузию), вспоминают поэму «Мцыри» Лермонтова, в которой описан некий монастырь у слияния рек Куры и Арагвы. Эта фотография тоже есть у всех, но уж очень заманчиво запечатлеть этот вид и запечатлеться на его фоне.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

В очередной раз Лермонтов всех запутал, как и в случае с царицей Тамарой. Исследователи не нашли подтверждений тому, что Джвари был монастырём. Но в поэме есть такие строки:

Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

«Вручал России свой народ» Ираклий II, а он похоронен в храме Светицховели, в Мцхете. Этот храм хорошо виден сверху, от Джвари.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

А может быть, всё — плод творческой фантазии юного романтика? Впечатления от этих древних мест помогли рождению впечатляющего эмоциями произведения.

А мы отправимся в Мцхету. Ожидая в машине, пока подтянутся все мои спутники, я успела послушать песенку в исполнении доморощенного артиста, который заводит на стоянке настоящую шарманку, но иногда (если хорошо попросят) берёт в руки аккордеон.

Если к Джвари мы приехали рано утром и избежали столпотворения, то в Мцхете были поражены количеством туристов. Но у Германа была предварительная договорённость с местным экскурсоводом, и нам не пришлось ждать экскурсию долго. Повторять её нет смысла, посмотрим главное.

Строительство храма Светицховели (Животворящего столпа) велось с 1010 по 1029 годы. Ранее здесь находилась первая грузинская христианская церковь Двенадцати Апостолов, которую возвели в 4-м (!) столетии.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Есть легенда о том, что в основании храма лежит хитон Христов, принесённый из Иерусалима местным жителем Элиозом, который был свидетелем казни Христа. В этом хитоне была похоронена сестра Элиоза Сидония, из могилы которой вырос ливанский кедр. Из этого кедра выточили семь колонн для храма. Одна из колонн, зависнув в воздухе, сама выбрала себе место и замироточила, отсюда и название храма. В 11 веке построили здание, которое мы видим сейчас.

Светицховели — традиционный для восточных христиан крестово-купольный храм, но у него столько разнообразных приделов, что он кажется этакой мировой горой. Главная часть храма с гранёным барабаном посредине создаёт второй ярус здания. В высоком барабане под остроконечным куполом проделаны шестнадцать окон, пропускающих внутрь храма лучи света.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Бытует ещё одна легенда — о строителе Светицховели. Подобные этой легенде есть «в суздальских землях, и в землях рязанских и прочих…« — о жестоком наказании мастера. Якобы ему отрубили руку то ли по царскому указу, чтобы нигде не построил лучшего храма, то ли по навету «коллеги» — из зависти. Как бы там ни было, но на одном из фасадов церкви вы увидите рельеф, на котором изображена рука с угольником, и почти стёршуюся надпись на грузинском: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Для оформления фасадов храма использовалась резьба по камню. На стенах есть фигурки ангелов, сохранившихся от предыдущей церкви 4-го столетия.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Войдём внутрь, заодно убедимся в том, что в некрополе собора есть надгробная плита Ираклия II. Напротив входа огромная фреска «Спас Вседержитель». Справа находится небольшая башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним.

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Напротив иконостаса находится патриаршее место.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Как во многих грузинских церквях, здесь есть чтимый список Иверской иконы Божией Матери.

Внутри храма построена символическая копия кувуклии Гроба Господня — часовня Гроба Господня.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Стены храма расписаны древними фресками. Одна из них, «Страшный суд», особенно внушительна и по размеру, и по силе воздействия на зрителя.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

В Светицховели похоронены многие цари и патриархи Грузии, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Мне было странно, что могильные плиты находятся на полу, большинство даже без возвышения, и все ходят по ним, как просто по полам. И да — вот плита, упомянутая Лермонтовым в «Мцыри», щит и меч. Под ней покоится Ираклий II.

Погуляйте по территории возле храма, там есть интересные виды.

Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета

Посещение этих двух сакральных для грузин мест не заняло много времени. Прошли только полдня, погода отличная, и впереди еще много необычного и интересного. По кόням!

Цикл материалов "Грузия"

1. Первое знакомство с Тбилиси. Верийский квартал
  2. Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура, за Курой шумит базар, за базаром ― Авлабар
  3. «Тбилиси — город бурь и пауз, в нём связь времён счастливо не распалась…»
  4. Государственный музей Грузии имени Симона Джанашиа
  5. Музей советской оккупации в Тбилиси
  6. В ущелье Легвтахеви
  7. Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави
  8. «В "Цинандали" кислинка хрустальна, как слезы человеческой тайна…»
  9. Дорога через облака
  10. Путешествие вдоль Куры. 1 — Боржомское ущелье
  11. Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе
  12. Путешествие вдоль Куры. 3 — Царство Тамары. Вардзиа
  13. Самый древний город Грузии
  14. Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета
  15. «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
  16. «И озаряет склоны Мтацминды надменный голос счастья и беды, нетленный голос Нины Чавчавадзе!»
  17. Прощание с Тбилиси

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия