Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 18:30
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Ахалцихе — Грузия Апрель 2018

Ахалцихе тесно связан с Боржоми. И не только тем, что тоже расположен в бассейне Куры, на берегах её притока Поцхови. Минеральные источники в Боржомском ущелье были открыты в ходе боёв за крепость Ахалцых, когда русские войска под командованием генералов А. П. Тормасова и Т. М. Орбелиани отступили в те места после осады крепости. В те времена древний месхетинский город Ахалцихе уже более 200 лет, с конца 16 века, находился под властью Османской империи.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Однако история города насчитывает не одно столетие до этих событий. В черте города находится поселение древней Куро-Аракской культуры (4000 — 2200 гг. до н. э.), а его основание относят к 12-му веку. Эти же годы в истории Грузии связаны с деятельностью мудрой правительницы царицы Тамары. Недалеко от Ахалцихе, в Вардзиа, куда мы, собственно, и держали путь, она возвела роскошный дворец, высеченный в скалах. Но об этом, как и о царице Тамаре, рассказ ещё впереди, а в Ахалцихе можно увидеть храм Царицы Тамары (новодел) и памятник перед ним.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

С момента своего основания Ахалцихе играл стратегическую роль, поскольку располагался на юго-западе Грузии, неподалёку от границы с Турцией, в месте пересечения крупных торговых путей.

В новой истории с Ахалцихе связан знаменательный этап в ходе русско-турецкой войны, завершившейся подписанием в 1829 году Адрианопольского мира, по которому не только Российская империя приросла новыми землями на своих южных рубежах, но и народы, исповедовавшие христианство, получили освобождение от османов: грузины, армяне, греки, сербы, население Молдавии и Валахии.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Именно здесь в 1828 году войсками под командованием генерала И. Ф. Паскевича при численном превосходстве противника более чем в три раза была разбита 30-тысячная турецкая армия, а в феврале 1829 года русский гарнизон под командованием генерала Н. Н. Муравьёва-Карского держал оборону против турок, намеревавшихся отбить Ахалцихскую крепость.

Крепость в Ахалцихе — главный туристический объект. Она просто нереально красива и, конечно, всё время, отведённое на город, мы провели именно в ней. Здесь можно бродить долго, даже не заходя в музей, потому что доступны все подъёмы на стены и башни, и крепость с них открывается каждый раз в новом, иногда неожиданном ракурсе.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Крепость была основана в 13 веке, и за 200 лет турецкого владычества её архитектура приобрела непривычные, отличные от грузинских крепостей, черты. Крепость называют Рабат (Рабати), и вовсе не в память о столице Марокко. Слово «рабат» арабского происхождения и имеет значение «укреплённое место».

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Замок в Ахалцихской крепости возведён в 16 веке правителями Месхети рода Джакели, поэтому сооружение так и называется — замок Джакели. Они сначала возглавили сопротивление османам в 1578 году, но вскоре — первыми из крупных грузинских феодалов — приняли ислам и стали наследственными пашами.

Мечеть в крепости построил Ахмет-паша, происходивший из рода Джакели. Трагическая судьба у паши: за то, что в этой мечети имени себя он построил возвышенное место, положенное только султану, его приговорили к смертной казни через удушение. Как происходила такая казнь, все хорошо знают по фильму «Великолепный век». Но здесь был не совсем такой случай. Ахмет-паше прислали священный шнур, и он сам привёл приговор в исполнение. Недалеко от этой мечети он и похоронен.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Образцом для строительства мечети Ахмедие в Ахалцихе, как говорят специалисты, послужила Айя-София в Стамбуле, однако она не имеет такого количества минаретов (минарет один, высота его не превышает высоты самой мечети), да и размеры её скромнее. Правда, купола турецких мечетей никогда не золотят. Говорят, что турки, принимавшие участие в реставрации крепости в целях сохранения своего исторического наследия, возражали, но Саакашвили, во время президентства которого происходила эта реставрация (окончена в 2011 году), как-то договорился с Эрдоганом, тогдашним премьер-министром Турции, и купол остался золочёным, как у христианского храма.

Ахалцихе стал городом на окраине Османской империи. Княжество Самцхе вошло в её состав добровольно, с сохранением правящей династии и элементов автономии. Мусульманское население города находилось в привилегированном положении, однако все мусульмане были военнообязанными. В 1826 году, когда турецкий султан ликвидировал янычарский корпус и устроил геноцид янычарам, многое из них бежали в Ахалцихе — здесь их достать не смогли.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Надо ли говорить, что после изгнания турецких войск в Ахалцихе стали активно переселяться армяне? Армянская диаспора Ахалцихе дала миру многих замечательных деятелей в различных областях. Об этом подробно можно прочитать в книге Любы Матевосян «Самооборона армян Ахалциха». В частности, родом из Ахалцихе был отец недавно ушедшего в мир иной французского певца армянского происхождения Шарля Азнавура. Азнавур приезжал в Ахалцихе и, говорят, вснёс немалую лепту в восстановление Ахалцихской крепости, рядом с которой с своё время довольно кучно селились армяне. Именно этот район и называли Рабат. Однако, рассмотрев с высоты крепости окрестности, я не увидела ни одного купола армянской церкви.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

Ахалцихская крепость после реставрации стала интересным туристическим центром. Вход в верхнюю, историческую, часть платный, там расположен музей, в который у нас, к сожалению, не было времени зайти. Вход в нижнюю часть свободный, там находятся в основном объекты обслуживания туристов: информационный центр, гостиница, ресторан, два кафе-бара, винный погреб, брендовые магазины.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

А ещё мы увидели там свадьбу. И не только потому что здесь так же, как у нас, любят отмечать события в красивых местах, а ещё и потому что в самом красивом месте города расположили городской Дворец бракосочетаний. В течение недели в Грузии мы много раз встречали свадьбы и каждый раз удивлялись тому, как невесты не замерзают в такую, в общем-то, прохладную погоду (мы не снимали курток) в воздушных платьях с открытой спиной. Наверно, любовь греет!

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

На осмотр крепости нам хватило минут сорока. За это время мы успели забраться на башни и сверху полюбоваться видами крепости,

погулять по саду,

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

спуститься по подземному переходу, отреставрированному тоже недавно, за стены крепости, к берегу реки.

Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе

А теперь на выход, ребята. Цигель-цигель! До главной цели ещё не один десяток километров!

Цикл материалов "Грузия"

1. Первое знакомство с Тбилиси. Верийский квартал
  2. Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура, за Курой шумит базар, за базаром ― Авлабар
  3. «Тбилиси — город бурь и пауз, в нём связь времён счастливо не распалась…»
  4. Государственный музей Грузии имени Симона Джанашиа
  5. Музей советской оккупации в Тбилиси
  6. В ущелье Легвтахеви
  7. Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави
  8. «В "Цинандали" кислинка хрустальна, как слезы человеческой тайна…»
  9. Дорога через облака
  10. Путешествие вдоль Куры. 1 — Боржомское ущелье
  11. Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе
  12. Путешествие вдоль Куры. 3 — Царство Тамары. Вардзиа
  13. Самый древний город Грузии
  14. Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета
  15. «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
  16. «И озаряет склоны Мтацминды надменный голос счастья и беды, нетленный голос Нины Чавчавадзе!»
  17. Прощание с Тбилиси

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия