Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 0:28
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Грузия Апрель 2018

Перед поездкой в Грузию я просмотрела массу предложений по организации экскурсий за пределами Тбилиси. На всё про всё отвела 4 дня. Конечно, все дороги наезжены, каждый, кто был в этой стране, обязательно бывал и в пещерных монастырях, и в древней столице Мцхете, поднимался к храму Джвари, проехался по Военно-Грузинской дороге, попробовал настоящего кахетинского вина прямо там, где его производят.

Вопрос аренды машины с водителем решился неожиданно быстро и просто. Когда я забронировала апартаменты, в переписке хозяева предложили воспользоваться услугами одного из двух водителей, с которыми сотрудничают. Удобство такого сотрудничества было очевидно, и цены за услуги по сравнению с другими предложениями на сайтах — более чем щадящими. Забегая вперёд, назову их: Кахетия, Военно-Грузинская дорога до Степанцминды, Мцхета — Уплисцихе — Гори — по 100 долларов, целый день покатушек до Вардзи через Боржоми и Ахалцихе — 150. Согласитесь, с учётом того, что нас четверо, а машина — семиместный минивэн «Мазда», получается недорого. Может быть, спросите, а как же услуги гида? Наш Герман (так звали водителя) вполне владел информацией, но не занудствовал, как бывает, когда гид считает каждую минуту с закрытым ртом простоем в работе. В общем, его работой, отношением, заботой, чувством юмора мы были очарованы и не захотели сменить его на другого водителя-гида, когда ему понадобился день для мелкого ремонта автомобиля, тем более мы тоже не томились ожиданием, потому что в Тбилиси было ещё что посмотреть.

Кахетия — довольно большая историческая область, за одну поездку её не посмотреть, есть множество разнообразных маршрутов. Мы решили полностью положиться на Германа, ведь мы ехали впервые, нам было всё ново и интересно.

На площади Авлабари Валико помахал нам рукой, попросив передать привет родному городу Телави.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Первую остановку сделали в предгорьях Гомборского хребта, в Уджарме, возле «царского города», от которого остались только руины крепости.

Приятным сюрпризом было появление на парковке владельца наших апартаментов Пааты, который в этот день ехал по делам в Телави. Увидев нас, он решил немного рассказать об истории крепости. Хорошо образованный человек, талантливый архитектор (его работы можно увидеть в Интернете), он не смог отказать себе в этом удовольствии, за что мы ему безмерно благодарны.

К крепости ведут оборудованные дорожки с перилами, по которым можно подняться на самую вершину, и поэтому за осмотр крепости взимается небольшая плата в 2 лари с носа.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Смотровая площадка находится на высоте примерно 920 м, метрах в 50 над рекой Иори.

Отсюда хорошо видно и всю крепость, и дорогу, и Гомборский хребет.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Насмотревшись на голубые вершины и поросшие цветущими деревьями склоны, опьянев от чистого горного воздуха и вдоволь громко навосторгавшись, мы приступили к осмотру крепости, вернее, руин её Верхнего города, потому что Нижний город спускался к реке Иони по крутому склону, для перемещений по которому времени и желания не было, ведь возвращаться пришлось бы тоже через Верхний город.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Уджарма была городом уже в первые века нашей эры, одним из немногих в Иберии. В 4 веке святая Нина христианизировала Иберию и однажды решила установить три креста на различных высотах, один из них — в Уджарме. В честь этого события позже был воздвигнут храм Честного креста (Джварпатиосани) в честь установки Ниной поклонного креста.

Если мне жития святых Русской православной церкви хоть как-то известны, то в Грузии я испытывала затруднения, когда слушала рассказы экскурсоводов о святых Грузинской церкви и исторических деятелях. Может быть, стоит вкратце познакомить с этим тех, кто планирует поездку в Грузию.

Для справки

Икона святой Нины и грузинский крест. Фотография сделана в тбилисском кафедральном соборе Цминда Самеба

Святая Нина была племянницей иерусалимского патриарха Ювеналия. После того, как отец её Завулон ушёл в пустынники, а мать поступила в диакониссы, Нина была отдана на воспитание благочестивой старице. Однажды ей было видение Матери Божий, которая вручила ей крест из виноградных лоз. Поэтому грузинский крест имеет не прямую поперечную перекладину, а немного свисающую по обе стороны. Когда Нине пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонений императора Диоклетиана, она поселилась у одной женщины в царских виноградниках и оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Многие из них уверовали в Христа и приняли крещение. Нина обратила в христианство и самого царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником. Постепенно почти вся Иверия приняла веру в Христа. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Неизвестно, как храм выглядел вначале. Он очень простой, состоит всего из двух залов, однако при внешнем осмотре замечаешь его необычность: храм двухэтажный. В собственно храм попадаешь, пройдя по мостику, но внизу есть ещё одно помещение. Если присмотреться к стене, то видно, что сначала был построен первый этаж, потом к нему пристроили стену, а затем построили второй этаж над первым и над стеной сразу.

Говорят, что при храме Честного креста находится второй — грузинского первомученика святого Раждена, по преданию, основанный царём Вахтангом.

Лет через сто после деяний святой Нины Иберией правил Вахтанг Горгасали. Он уже основал Тбилиси, однако жил не там, а в Уджарме, где построил дворец, в котором воспитывался его сын Дачи. В конце 5 века персы разрушили почти все города. Вахтанг был ранен в сражении у реки Иори (в битве на Самгорском поле) и умер в Уджарме.

Для справки

Ражден жил в Персии и исповедовал зороастризм. Сопровождая в Грузию дочь персидского владыки Ормизда III, обручённую с грузинским царем Вахтангом Горгасали, Ражден уверовал в Христа и поступил на службу к Вахтангу. Во время войны с персидским царём Фирузом (Перозом) Ражден отличился мужеством и полководческими талантами, но потом попал в плен. Когда Фируз спросил его, почему он отрёкся от веры своих отцов, Ражден ответил, что познал в Иисусе Христе единственного Спасителя, за что был подвергнут пыткам. Грузинская знать стала просить об освобождении Раждена. Фируз согласился освободить его ради свидания с близкими, но взял обещание вернуться. Ражден отправился в Мцхету и вернулся к Фирузу, после чего был отправлен в военный лагерь в Цроми в Центральной Грузии и распят в подражание Иисусу Христу (в 457 году). Царь Вахтанг забрал мощи и перевёз их в Никози, где потом была построена величественная церковь, посвященная святому Раждену.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Я заметила, что у грузинских храмов может не быть колокольни, колокола подвешены к перекладине. Крест, который раньше стоял в храме, установили недалеко от него, видимо, в память о том, который был установлен здесь при святой Нине.

Надо было ехать дальше. Спуститься вниз можно той же дорогой, по которой поднимались вверх. Но наиболее короткий путь вниз, к парковке, — по тропе. Заодно и потренироваться в скалолазании.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Следующую остановку мы сделали на Гомборском перевале (1620 метров над уровнем моря). Исключительно для того, чтобы полюбоваться видами. Удивительное дело: было пасмурно, временами накрапывал дождь, но как только нам нужно было выйти из машины, дождь прекращался, сквозь плотные облака проглядывало солнце. «Это потому что вы со мной», — скромно опустив глаза, но хитро поглядывая сквозь пушистые ресницы, негромко произнёс Герман. Уже давно замечено, что мальчишки, даже великовозрастные, обожают, когда их хвалят. Но всё равно спасибо!

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

На перевале можно остановиться на некоторое время, чтобы выпить кофе или чай: какой-то предприимчивый человек установил здесь маленькое «кафе». Правда, мы не стали рисковать, потому что ни воды, ни канализации в этом чУдном романтическом месте нет.

В Гомборских горах есть два монастыря с одним названием — Шуамта, основанные в разное время. Поэтому один называется Старая Шуамта (Дзвели Шуамта), а второй — Новая Шуамта (Ахали Шуамта).

Никто уже не помнит, когда была основана Старая Шуамта. В монастыре сейчас три старинных храма 5–7 веков на поляне посреди красивого леса, на краю высокого обрыва.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Самой старой постройкой считают базилику, едва ли не самым первым храмом в Кахетии. Она совершенно прямоугольная, окружённая галереей.

Внутри базилики необычно оформлен алтарь — колоннами.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

У базилики два входа. Пройдя её насквозь, вы оказываетесь в построенном совсем рядом, стена к стене, крестовом храме. Этот храм очень напоминает своей архитектурой знаменитый храм Джвари недалеко от Тбилиси. Рассказывают, что это тоже один из первых купольных храмов в Кахетии. Его постройку датируют первой половиной 7 века, когда Иверия была захвачена персами, и, возможно, именно по этой причине он был будто спрятан в этой глухой местности.

Внутри большого купольного храма сохранились фрагменты старой фресковой росписи.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Малый купольный храм попроще с точки зрения архитектуры и совсем не реставрирован внутри. Однако вместе все три храма представляют собой довольно живописную группу очень древних грузинских церквей. Кроме того, как утверждают, храмов такого типа в Грузии больше нет.

На территории Старой Шуамты были проведены археологические исследования, место оборудовали для туристов, но работы, судя по всему, ещё продолжаются. Вдоль дорожки выложены старые квеври — кувшины для вина. Судя по всему, в монастыре занимались виноградарством и виноделием — ведь в Кахетии жили, здесь испокон веков все это делают!

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Недалеко от Старой Шуамты, буквально в паре километров, находится монастырь Новая Шуамта, основанный в начале 16 века Тинатин Гуриели, которая направлялась в Кахетию, чтобы выйти замуж за царя Левана, ставленника завоевавшего в то время Грузию клана Сефевидов во главе с шахом Измаилом. Брак дочери гурийского князя с Леваном должен был помочь сохранению мира. По преданию, царице Тине приснился сон, в котором она построила православный храм. По пути к Левану ей было некое видение (по преданию, куст кизила, который она часто видела во сне на месте, где должен быть заложен храм), которое навело её на мысль основать монастырь именно на этом месте.

Порядки в монастыре очень строгие: входить можно только в длинной юбке, фотографировать категорически запрещено. Поэтому все фотографии сделаны за пределами монастыря. Только пару раз удалось «выстрелить» буквально из кармана, чтобы запечатлеть, как выглядит храм Богородицы и внутренний двор.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

А с Тинатин всё вышло печально: брак без любви, заключённый лишь в политических интересах, счастья не принёс. Через девять лет, имея двоих сыновей, Тинатин развелась с мужем и поселилась в монастыре, где и прожила до конца своих дней, там и похоронена.

Надгробная плита Тинатин существует по сей день. Герб Багратионов на ней считается самым ранним случаем изображения этого герба. Много лет спустя в этом же монастыре был похоронен грузинский общественный деятель, крупнейший грузинский поэт-романтик, генерал-лейтенант русской императорской армии Александр Герсеванович Чавчавадзе, тесть Александра Сергеевича Грибоедова, в гости к которому, в усадьбу Цинандали, мы и держим путь.

Но остановимся на непродолжительное время в Телави, я же обещала Валико передать привет его родному городу! Остановку сделали рядом с Телавской крепостью, которую местные называют Батонис-цихе, резиденцией кахетинских царей в 17–18 веках. Сейчас здесь расположена экспозиция историко-этнографического музея и картинная галерея.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Здесь родился, вырос и скончался царь Ираклий II, который в 1783 году заключил Георгиевский трактат с Российской империей. Напротив крепости вы увидите красивый памятник Ираклию, знакомый всем, кто смотрел кинофильм «Мимино».

Между крепостью и памятником оборудована стилизованная под старые крепостные стены смотровая площадка. Ну как не забраться на такую прелесть!

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Сверху хорошо видны ближайшие улицы.

И кусочек Алазанской долины за домами.

Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави

Пока мы резвились на смотровой площадке, Герман уже подъехал к живой достопримечательности — 800-летнему платану, который растёт на соседней улице, и ожидал нас, чтобы ехать дальше.

А дальше — в виноградный край. Как говаривал герой Георгия Буркова в фильме «Зигзаг удачи», будем пить вино, есть шашлыки! Иначе зачем мы поехали в Кахетию? Но это чуть позже. Надо же сделать передышку…

Цикл материалов "Грузия"

1. Первое знакомство с Тбилиси. Верийский квартал
  2. Над рекой стоит гора, под горой течёт Кура, за Курой шумит базар, за базаром ― Авлабар
  3. «Тбилиси — город бурь и пауз, в нём связь времён счастливо не распалась…»
  4. Государственный музей Грузии имени Симона Джанашиа
  5. Музей советской оккупации в Тбилиси
  6. В ущелье Легвтахеви
  7. Кахетия: по дороге от Тбилиси до Телави
  8. «В "Цинандали" кислинка хрустальна, как слезы человеческой тайна…»
  9. Дорога через облака
  10. Путешествие вдоль Куры. 1 — Боржомское ущелье
  11. Путешествие вдоль Куры. 2 — Ахалцихе
  12. Путешествие вдоль Куры. 3 — Царство Тамары. Вардзиа
  13. Самый древний город Грузии
  14. Обязательны к посещению: Джвари и Мцхета
  15. «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
  16. «И озаряет склоны Мтацминды надменный голос счастья и беды, нетленный голос Нины Чавчавадзе!»