Людмила Пользователь — была сегодня 15:09

«Тбилиси — город бурь и пауз, в нём связь времён счастливо не распалась…»

9 мая 0:55 Тбилиси — Грузия Апрель 2018

Если помните, мы выстраивали наш маршрут так, чтобы минимально подниматься пешком вверх. Однако нашим планам не суждено было осуществиться. Спустившись со скалы Метехи, мы направились к канатной дороге, чтобы подняться к древней крепости Нарикала. Но не тут-то было! Именно в этот день канатку закрыли на профилактику перед новым сезоном аж на месяц!

Что же делать? Решили посоветоваться с главным человеком в городе, и он жестом показал нам, куда направиться.

Там мы увидели небольшую площадь, которая носит имя основателя Тбилиси. Такие совпадения случайными не бывают!

С площади Горгасали видны дорожки, которые ведут к крепости Нарикала. Значит, ничего невозможного нет! Решили подняться пешком, благо было не жарко. Подкрепили угасающие силы в ближайшем ресторане на углу площади Горгасали (быстро, вкусно, дорого)

и стали подниматься вверх по узкой улице мимо старейшей в Тбилиси (13 в.) армянской церкви Сурб Геворг, которая выполняет функции кафедрального собора епархии Армянской апостольской церкви в Грузии. Церковь отреставрирована 3―5 лет назад на частные пожертвования.

Хоть и крутоват подъём, но жалеть о нашем выборе не пришлось, потому что я увидела не только места, которые запомнились по альбомам туристеровцев (эту девушку на балконе вряд ли забудешь!), а это согревает душу сознанием, что везде свои люди,

но и постепенно открывающуюся панораму города с новыми нюансами. Отсюда хорошо видно, что в скале Метехи есть пещеры. Вспомнился давным-давно прочитанный рассказ о революционере Камо (Симоне Тер-Петросяне), который сбежал из метехской тюрьмы (она была расположена на территории старой крепости, которую снесли в 1959 году) и скрывался в одной из пещер в то время, как полиция сбилась с ног, разыскивая его.

Здесь хорошо видно, как дома вдоль Куры ютятся на самом краю обрыва.

Со смотровой площадки у входа в крепость открывается вид на исторический район Абанотубани с полукруглыми крышами серных бань.

В районе Абанотубани вы увидите единственную сохранившуюся мечеть.

Отсюда хорошо виден комплекс недавно построенного Таборского монастыря (2002 г.) с его главным храмом ― Преображенской церковью на вершине горы Таборис-Мта (Фаворской горы).

И, наконец, у ваших ног все крыши Старого Тбилиси с острыми конусами старинных церквей!

А вот и вход в крепость. Как видите, если тяжело подниматься в гору пешком, можно приехать на такси. Однако я уж лучше пешком, чем заезжать по узкой извилистой дороге под углом почти 45 градусов на рычащем от усилий автомобиле!

Историки утверждают, что крепость Нарикала была построена в конце 4 века нашей эры и называлась Шурис-Цихе. Смущает не по-грузински звучащее название ― Нарикала. Как указывают источники, в 13 веке столица пережила нашествие войск из Хорезма, который уже тогда начал подчиняться татаро-монголам. Как раз от монголов крепость и получила современное название (тогда оно звучало как Нарин-Кала ― «Малая крепость»). Впоследствии Нарикала служила местом размещения гарнизонов города, здесь стояли и монгольские, и персидские, и османские войска. Они могли держать осаду в течение нескольких месяцев, настолько надёжной была крепость. Сразу при закладке были проложены подземные ходы для защитников, по которым они могли пройти к реке, а внутрь крепости провели акведуки для независимого водоснабжения. Конечно, теперь это живописные руины, по которым карабкаются всё выше и выше неутомимые туристы.

Реставрационные работы в крепости проведены в 1990-х, были приведены в надлежащий вид сохранившиеся стены и башни, поэтому участки крепостной стены местами выглядят почти как новые.

Если в прежние времена крепость была подобна городу и застроена домами и церквями, то теперь это великолепие исчезло. На старом фундаменте 12 века в 1996 году восстановлен храм Св. Николая.

У реконструированной стены оборудована смотровая площадка. Как устоять и не сфотографироваться на фоне города, который с высоты крепости виден буквально весь?

А виды действительно достойные, хотя пейзажи уже знакомы.

Уже вечерело, а одно дело осталось незавершённым, и если я не сделаю это сейчас, то, наверно, не сделаю никогда, подумалось мне. Ещё задолго до поездки я узнала, что в Тбилиси есть один из старейших ботанических садов, и попасть в него можно только через крепость, либо снова придётся взбираться по Ботанической улице. Если в крепость можно подняться в любое время, то ботанический сад открыт в строго определённые часы. До закрытия оставался час с небольшим, и мы поспешили к лестнице, которая вела вниз (она слева от входа в крепость).

Тбилисский ботанический сад интересен и сам по себе, и как часть крепости Нарикала ― место старых бастионов Нижнего города. Предполагают, что там, где сейчас главный вход на территорию сада, Вахтанг Горгасали построил на горе крепость, а под крепостью город.

На месте этого моста в древние времена тоже был мост, через который шла дорога из Персии на Мцхету, древнюю столицу Грузии. Перейдя мост, караваны сразу входили в Гянджийские ворота (на месте современного входа в сад). В 17 веке здесь было место казни: преступников сбрасывали вниз с башни этих ворот.

Территория сада большая, и в оставшееся до закрытия время всю её обойти было нереально. Разделились по интересам: Надя со Славой отправились по дороге через мост смотреть японский сад, мы с Андреем, рассудив, что имитации японских садов везде почти одинаковы, отправились вдоль каньона, по дну которого течёт горная речка Цавкисисцкали, приток Куры, в надежде полюбоваться водопадиками и весенним цветением растений.

Очень жаль, но нам не хватило времени, чтобы дойти до самого большого водопада. Он там, где вдали видна беседка, над ним нависает белый мост. Можно себе представить, какая там красота, но, увы, не суждено её увидеть. Могу только намекнуть коллегам-туристеровцам, где её можно найти.

Зато мы набрели на пруд с лягушками и послушали их громкий весенний концерт. При этом они ещё и пузыри надувают, будто трубачи раздувают щёки. Забавно!

Если есть желание, послушайте эту радостную весеннюю песню лягушечьего хора!

MVI 8084

Гуляя по саду, тут и там видишь сквозь ветви деревьев и заросли трав остатки старых стен крепости.

В город мы решили спуститься по Ботанической улице. Надо сказать, получили большое удовольствие от её чистоты и красоты. Улица бежит круто вниз от джума-мечети, пятничной, то есть соборной мечети для коллективной молитвы, совершаемой всей мусульманской общиной в полдень пятницы. Это и понятно, ведь издавна в этом месте селились мусульмане, в том числе азербайджанцы, улица ведёт к скверу Гейдара Алиева.

Повернув направо, оказываешься в самом старом месте Старого Тбилиси ― Абанотубани. Здесь есть тёплые источники, на которых со временем (около 16 в.) были устроены бани: по-грузински «абано» ― «баня», «убани» ― «район».

Бытует легенда о том, что во время соколиной охоты Вахтанг Горгасали нашёл свою добычу ― фазана, сварившегося в горячем источнике и приказал на этом месте построить баню, вокруг которой вырос квартал, а затем и город, названный как «тёплый источник». В память об этом событии в Абанотубани установлен памятник: сокол, сидящий на фазане.

Красота этого места необычна для Тбилиси, дома здесь выглядят, как в каком-нибудь восточном городе, есть даже здание (не поняла, отель это, ресторан или что-то другое, но точно не мечеть), которое выглядит как иранская мечеть.

Через квартал Абанотубани протянулся каньон, по дну которого протекает река Цавкисисцкали, которой мы любовались в ботаническом саду. И вот ещё один повод пожалеть о том, что не исполнилось моё желание ― спуститься в каньон и пройти вдоль реки между его узкими стенами до первого порожка. Сверху я видела, что люди туда заходили. На фотографиях можно увидеть лестницы для спуска с высоких набережных.

Только я об этом заикнулась, моя уставшая компания взныла, запротестовала и попросилась домой. Я оказалась в меньшинстве. А вам рекомендую запланировать побольше времени на посещение этого уголка Старого Тбилиси, если захотите насладиться всем, что здесь можно увидеть.

Ну что же, прогулка была длинной, пройден не один километр по сильно пересечённой местности, уже начинает темнеть, да и завтра рано вставать: едем в Кахетию! А в Старый Тбилиси мы ещё вернёмся!

в Тбилиси

olgazav59
9 мая 11:32
Людмила, отличная прогулка! И как хорошо, что на Нарикала вы поднялись пешочком. На протяжении всего пути такие виды! А мы на канатке поднимались, в следующий раз - только пешком!
9 мая 18:11
olgazav59 писала 9 мая 11:32
как хорошо, что на Нарикала вы поднялись пешочком

Это сейчас хорошо вспоминать!
На самом деле всё нормально. Вместе с нами поднималась бабушка лет 75-ти. Тоже дошла благополучно. Главное, остановка для отдыха одновременно могла превратиться в фотосессию буквально в любой момент.
pervuhinsergey1961
9 мая 14:13
Замечательные прогулки, очень красиво!
9 мая 18:12
Сергей, в городе так много красивой старины, что за один день не обойти.
9 мая 14:17
Люда, шикарно погуляли виды просто обалденные!)
9 мая 18:14
Да, это был насыщенный впечатлениями день. Тбилиси красив в любом ракурсе, с любого берега.
9 мая 15:18
В Тбилиси так много изощренных новомодных построек. Какие-то к месту, какие-то не очень. Но видеть хочется именно такой старый Тбилиси, знакомый по кино и тому ожиданию менталитета, по которому скучаешь!
9 мая 18:21
В Тбилиси так много изощренных новомодных построек

При Саакашвили было построено очень много. Должна заметить, что, как зарубежные проекты, так и работы грузинских архитекторов впечатляют. Кстати, скульптура тоже интересная. Как-нибудь покажу.
видеть хочется именно такой старый Тбилиси

Лена, не могла наглядеться, хотелось всё забрать с собой. Кстати, в городе довольно большое пространство занимают исторические кварталы. Немножко отдохнём от Тбилиси, а потом пройдёмся по другим интересным местам.
9 мая 19:16
Lyudmila_Klyopova писала 9 мая 18:21
Кстати, в городе довольно большое пространство занимают исторические кварталы
Это замечательно!
а потом пройдёмся по другим интересным местам.
Отлично, Люда!
9 мая 20:08
Люда, любопытно соседство древнего и современного. Согласна в Леной - не всегда смотрится органично.
А перед древними крепостями я просто млею!
Люда, и еще вопрос - как-то необычно фотографии обработаны. Это специально так сделала?
9 мая 20:16
А перед древними крепостями я просто млею!

Обожаю древности, но не совсем руины.
как-то необычно фотографии обработаны

Что в них необычного? В редакторе отрегулировано освещение, крайне редко усилена ясность. Фотоаппарат японский, с ним почти не бывает проблем.
9 мая 20:49
я раньше не замечала такой обработки. )
9 мая 20:54
Может быть, где-то с чем-то переборщила. Ночью все делаешь. А что удивляет: резкость, цвет или что-то другое? Интересно просто.
9 мая 20:57
высветлено очень. именно высветлено, а не пересвечено. по мне более глубокие тени.
9 мая 21:01
Я учту. Совет дельный, спасибо
9 мая 21:07
Люда, у каждого человека свой взгляд. Мне кажется, раньше я не видела у тебя такого эффекта, поэтому обратила внимание на новизну. )
9 мая 21:15
Мне кажется, это касается в основном фотографий с банями. Может быть, в сознании сидело, что фотографии были сделаны уже тогда, когда темнело, и я перестаралсь??
9 мая 21:17
да не переживай ты! ) ты в чем снимаешь - в равах или жипегах?
9 мая 21:21
В жипегах. Сначала было настроено на равы, но при разгузке в компьютер изображения пропадали, пришлось перенастроить.
9 мая 21:27
в равах аккуратнее получается редактировать.
Люда, еще раз прости, чувствую, что ты переживаешь! у нас могут по разному настроены мониторы, мы можем по-разному видеть мир и по-разному его чувствовать. ) не обращай внимания, делай так, как комфортно и нравится тебе!
9 мая 21:36
Галь, я не так сильно переживаю, как тебе кажется. Но со стороны виднее, что получается лучше, что хуже. Хочется как лучше.
9 мая 21:39
ну и отлично! ) я стараюсь с равами работать, и все равно не всегда удается вытянуть снимок, чтобы получилось так, как хотелось бы. )
9 мая 21:43
Ещё и время надо найти, чтобы повытягивать...
9 мая 21:47
это самое главное! ) нет кадра - нет вдохновения!
Vladimir_Shalaev
9 мая 22:15
Я был в Тбилиси единственный раз тридцать триста лет тому назад.
"Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят...
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!"
Жил в районе Абанотубани в одной...армянской семье. Я тогда не умел путешествовать, это была командировка. Поэтому я ходил по одним и тем же известным и популярным местам. Сейчас, просматривая туристеровские альбомы о Тбилиси, понимаю, что Тбилиси то я тогда так и не увидел. И что то меня это печалит... Ещё больше меня печалит то, что он у меня и в планах не стоит....Съедает меня грусть-тоска...
9 мая 22:24
Мы все тогда не умели путешествовать. Ездили много, не всегда видели то, что потом мечтали бы увидеть, но...
Не грусти, Земля круглая, а жизнь полна неожиданностей. Полтора года назад я тоже не думала, что поеду в Грузию.
klaudia
10 мая 10:47
Классно!
Как жаль, что нет времени поделиться о своих впечатлениях о Тбилиси!
10 мая 11:27
Надо найти! Интересно же!
klaudia
11 мая 7:34
Работаю без выходных! Даже читать не успеваю, Время найду обязательно, но - в ноябре, не раньше....
10 мая 14:06
Хорошая прогулка, Люда, начало у нас было аналогичное-подъем пешком, потом крепость, а спустились за статуей Матери Картли в старый город.
-это самая заметная серная баня – Орбелиановская (Голубая) с минаретами по бокам и стрельчатым фасадом, покрытым пестрыми изразцами, воздвигнута в 1840 году. Когда мы здесь были-шел ремонт и передний фасад был в "лесах".
10 мая 15:14
Спасибо за информацию! Надо же было бане придать вид мечети!
10 мая 17:14
Весенний Тбилиси чудо как хорош!
11 мая 11:34
Людмила, как здОрово!!
Приятно вспомнить Тбилиси! И ботанический сад посмотреть, в который мы так и не зашли.
Это тоже бани. Говорят, именно в них Пушкин купался.
11 мая 11:45
Спасибо! Рада, что вам понравилось. Тбилиси удивительно красивый город, я даже не ожидала, что настолько. Выбрала способ рассказывать о нём по районам, иначе не охватить. Заодно и небольшой путеводитель для планирующих самостоятельную поездку составился. Это уже третий рассказ. И ещё совсем не конец! Заходите, повспоминаем вместе.
Это тоже бани. Говорят, именно в них Пушкин купался

Да, читала об этом, но никак не могла предположить, что бани настолько похожи на мечеть. Именно персидского типа. Бывшим захватчикам так отомстили? Это всё равно, что баню в здании церкви устроить! Но красивая!
16 мая 0:49
Какие виды! Чудесная прогулка по-весеннему цветущему Тбилиси!
17 мая 8:55
Замечательные места Вы показали, аж слюнки текут от зависти, так хочется туда!
17 мая 9:26
И это еще не все замечательные места в Тбилиси. Мы долго туда собирались, наконец свершилось!
17 мая 10:03
Буду ждать новых открытий!
17 мая 10:08
Так хочется написать быстрее, но так некогда...