Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была 7 мая 22:57
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Мцхета-Мтианети, Вардзиа, Ахалцихе , Кутаиси + 2 города — Грузия Октябрь 2018

С какими деньгами ехать.

Я ехала в Грузию с рублями. Есть сайт Rico.ge, где можно узнать актуальный курс покупки лари в обменниках Грузии и посчитать, с какой же валютой лучше ехать — с долларами, евро или рублями. На момент моей поездки выходило, что не нужно заморачиваться двойной конвертацией, а можно спокойно везти свои родные деньги.

Что нужно знать о Грузии

Стоит ли менять деньги в аэропорту Батуми?

В аэропорту Батуми я поменяла 1000 рублей и за них получила всего 30 лари. Это при нормальном курсе обмена в городе 38–39 лари. Так что если едете на такси, договаривайтесь по пути заехать в обменник. Если едете на автобусе, все равно не получится расплатиться деньгами — оплата производится проездной картой, которую в аэропорту не купить. Такая дилема получается, но водители разрешают ехать бесплатно — другого выхода-то нет. Однако предупреждают о контролерах, которые могут оштрафовать.

О бездомных собаках.

Бездомных собак очень много во всей Грузии, но они безобидные, не гавкают на людей, просто увязываются за тобой и бредут следом. Садишься на лавочку, а они ложатся рядом и загорают.

Что нужно знать о Грузии

У меня никогда не было с собой никаких булок и нечем было покормить голодных песиков. Видела, как это делал один мужчина — он начал кормить одну собаку, но тут стали сбегаться со всей округи другие, как голуби на зерно. Проверенные ветеринарной службой собаки помечены биркой на ухе.

Сколько реально можно съесть хинкалей?

Для девушки нормальная порция хинкалей — 3 штуки, но минимальный заказ — 5, поэтому если вы едите вдвоем, то заказывайте 6–8 штук и еще какое-то блюдо на двоих, например, салат. Я была одна, поэтому объедалась. УплОчено же.

Что нужно знать о Грузии

Заходишь в кафе голодная, думаешь, ну что эти 5 хинкалей — 3,5 лари всего, закажу еще лобио, или салат из огурцов и помидоров. И в итоге или оставляешь недоеденной фасоль, или объедаешься салатом, т. к. помидоры ну очень уж вкусные.

Счет в кафе.

Помимо цен за блюда в счет включается еще процент за обслуживание, где-то 10, где-то 15%. И это не чаевые официанту, как думают туристы, а за сам факт обслуживания официантом, салфетки и т. д. А официанты расчитывают еще на чаевые сверх окончательной цены в чеке. В кафе «Самикитно» в Батуми даже была проставлена в чеке рекомендуемая сумма — с 13 лари 2 лари на чай. Тогда я оставила 2, чтобы не ждать сдачу, а потом оставляла только мелочь, которую приносили.

В Тбилиси в «Самикитно» официант должен был мне принести 4,2 лари сдачи с 15. Он бегал мимо меня с другими заказами, я ждала 5 минут, уже в одежде, пока он не понял, что я не уйду без своих денег, тогда только принес сдачу.

Хачапури — моя любовь.

Хачапури по-Аджарски, конечно же, главное блюдо в Батуми, которое следует попробовать, но мне достаточно было одного раза.

Что нужно знать о Грузии

Предпочитаю более удобный в употреблении имеретинский - в виде круглой лепешки.

А вообще можно очень бюджетно питаться хачапури из киосков. Покупаешь круглую лепешку за 2 лари и наедаешься досыта.

О религиозности грузин.

Грузины очень религиозны. На обычных улицах спальных районов стоят кресты. Грузинам даже не жалко денег на их ночную подсветку. Также можно увидеть на улицах коробочки для пожертвований, а в подземных переходных продаются церковные свечи. Грузины крестятся при виде храмов, которых очень много в любом городе.

Даже в стволе 400-летнего дерева часовню сделали (Кутаиси, ботанический сад):

Форсаж по-грузински.

Я бы на их месте крестилась не при виде храмов, а при переходе дороги по зебре.

Таких гонщиков, про которых говорят «своей смертью не умрет», я встречала каждый день. Зебра — это вообще не гарантия безопасности перехода дороги для пешехода. То ли тебя пропустят, то ли нет — неизвестно.

Что нужно знать о Грузии

Подходишь осторожно, пропускаешь безголовых гонщиков, видишь более-менее далеко машину, начинаешь переходить, так эта сволочь приближается и бибикает еще, чтобы бегом перебегала, а не пешком. Впредь уступаешь, ан нет, этот взял и притормозил, дал пройти. Вот и как их понять?

Неподкупности полиции добились, осталось научить водителей грамотности и безопасности на дороге.

Еще один случай: на зебре, ведущей через съезд, поворачивающий на мост, машин было мало, я уступала дорогу приближающейся машине, а она притормозила пропустить меня. Едущий сзади «ас», чуть не въехавший в зад первой машине, тут же объезжает ее, чуть не наезжает на меня и со свистом летит дальше. У меня на таких водил из слов только матерные имеются.

Что нужно знать о Грузии

На маршрутках все обходилось более-менее хорошо, однажды только, из Вардзии в Ахалцихе была забавная и страшная одновременно ситуация. Мы всю дорогу по серпантину обгоняли едущие 3 фуры. Это было бессмысленное занятие, потому что маршрутка часто тормозила пассажирам, и эти фуры снова оказывались впереди нас. Я сидела на следующем за водителем ряду, а с ним рядом — молодая грузинка.

Вот он раз высунется на обгон — там встречная, другой — опять. Тут какой-то лихач нас обгоняет, ловко уворачивается от встречных машин. И наш такой водитель увязался под шумок за ним. И тут из-за очередного пригорка показывается встречная, мы еле-еле успеваем заскочить на нашу полосу, обогнав фуру. Водитель слегка скривил рот в улыбке, девушка начала креститься, причем не трижды, как обычно, а сразу 6 раз подряд. Нет слов. Экстим-парк не нужен, просто садись в горах в маршрутку так, чтобы видеть дорогу и выкрутасы чудо-водителя.

Про необычные продукты.

Здесь очень вкусный лимонад. В Тбилиси сеть кафе «Воды Лагидзе», где можно попробовать особенный лимонад, очень популярна. Но и в любом заведении есть грузинский лимонад в стеклянных бутылках. Я на самом деле не пью сладкую газировку, но когда в кафе ждешь заказ, приятно потягивать холодный сливочный, или грушевый, или Тархун, или любой другой лимонад, хоть со вкусом фейхоа.

Что нужно знать о Грузии

В магазине бутылка 1л стоит 1,8–2 лари (50 руб).

Как-то в обычном магазине на развес покупала вафельные трубочки со сгущенкой. Вафли были очень вкусными и пахли так вкусно, как будто их только что испекли.

А еще я на кассах в магазинах увидела жвачки из детства «Turbo». Жвачки для девочек «Love is…»  в России есть, я как-то по интернету заказывала коробку. А мальчишки в моем детстве собирали вкладыши от Турбо. Поэтому купила десяток жвачек (1 лари за 10 штук) порадовать ребенка в моем взрослом брате.

Что нужно знать о Грузии

Еще понравился упакованный в консервных банках арахис. Металлическую крышку снимаешь и потом можно закрывать прилагающейся полиэтиленовой крышкой. Очень удобно брать в качестве перекуса собой на прогулки.

Ах, эти балконы!

Что нужно знать о Грузии

Мне кажется, что самое главное для жилищ настоящих грузин - это балкон.

Типичные дома в деревнях и пригородах — двухэтажные с круговой верандой по всему периметру второго, а иногда и обоих этажей.

На второй этаж ведет лестница, прямая, угловая или полукруглая, плавно изгибающаяся.

Что нужно знать о Грузии

Наибольшее внимание привлекают резные деревянные балконы, выкрашенные яркой краской.

И желание иметь балкон, хотя бы маленький, сохранают даже городские жители, живущие в многоэтажках. Они расширяют свои балконы, если те маленькие, и надстраивают, если их не было изначально.

Про безработицу.

С этой темы начался мой непринужденный разговор с таксистом, который предложив свои услуги в аэропорту Батуми и получив отказ, просто стоял со мной в ожидании автобуса. Я как знала, что у него в городе, из которого я приехала (какой бы город я ни назвала) живет двоюродный дядя)).

— А я сам не был в Курске, это раньше, при СССР, можно было, а сейчас виза нужна.

— Да что там у нас делать? У нас моря нет))

— У вас хоть заводы есть, а у нас работы нет…

Но, видимо, как-то выкручиваются, живут же на что-то.

Пить или не пить?

Как вы знаете, вино в Грузии — больше чем вино. Это неотъемлимая часть их жизни.

Что нужно знать о Грузии

Грузия — родина культурного виноделия, поэтому мастерство их в этом деле ценится и в других странах. Вино здесь льется рекой.

И туристы, приезжающие в эту страну,  с радостью принимают этот допинг. Жизнь их становится прекраснее, краски ярче и люди добрее.

Но я предпочитаю на жизнь смотреть трезвым незамутненным взором и заявляю — в Грузии возможно не пить! Насильно никто не заставляет.

Закончу свой рассказ краткой сметой. За неделю с 9 по 15 октября 2018 года я, путешествующая обычно экономно, потратила всего 16760 руб. Из них в 7200 руб. обошлись авиабилеты, и 9560 руб. потратила непосредственно там.