Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Самостоятельная дорога в Вардзию — то еще испытание для нервной системы.

Я пришла на автостанцию Ахалцихе около 10 утра, купила билет в кассе за 5 лари (против 50 лари на такси), оставила вещи бабуле в камере хранения. Это стоило 1 лари и, похоже, бабуля целый день сторожила лишь мой рюкзак. Я сказала, что приеду на обратной маршрутке в 15.00.

— Хорошо, подожду до 16.30.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Маршрутка (ура, с табличкой на английском) подошла минут за 10 до отправления (в 10.30). Кроме еще одной русской туристки, остальные были местные. Отправились с опозданием в 5 минут, потом еще минут 5 подождали возле одного магазина в городе, пока водителю не вынесут его заказ — торт в коробке. Потом на второй остановке, на выезде из города, маршрутка заполнилась до отказа людьми. Вы знаете, это не водитель, вернее не только водитель. Это еще почтальон на полставки. Я считала, сколько было остановок по причине что-то передать — что-то забрать. 8 раз!

Т. е. по пути он то в кафе на дороге завезет пакет, то ему пакет передадут, то этот пакет, который ему передали, чуть дальше он передает следующему. Это жутко нервировало, потому что я знаю, что чем дольше мы едем, тем меньше времени остается мне на прогулку по Вардзии. Потому что обратно последняя маршрутка в 15.00.

Я возмущалась про себя, русская женщина не выдержала все-таки:

-Мы до Вардзии доедем когда-нибудь?

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Но плохое забудется, это я уже знаю по опыту, а хорошее останется — это та красота, которая сопровождает всю дорогу от Ахалцихе до Вардзии. Я ехала и благодарила судьбу и Вселенную за то, что могу видеть эту потрясающую природу: слева — горы, справа — река Кура и горы. Ближе к Вардзии уже такие виды на огромный каньон открывались, что я прилипла к окну. На обратном пути стала фотографировать в открытое окно, но фото вообще не передает истинных размеров долины.

Спустя 1,40 часа мы преодолели-таки эти 60 км.

Билет в комплекс стоит 7 лари, можно также взять аудиогид (10 лари). Сначала подьем по асфальту примерно 500 м, который некоторые проезжают на автобусе, заплатив по 1 лари.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Пещеры, конечно, привлекают, но красота и величие гор вокруг поражают еще больше. Именно поэтому в Вардзии фотографировала не сами пещеры (ну что в них особенного, они все одинаково пустые), а виды, открывающиеся из этих пещер.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Мне сложно себе представить, как люди могли здесь жить. Пещерки маленькие, голые, темные, без окон и дверей.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Скальный город состоит примерно из 600 пещер. В высоты он достигает 8 «этажей», а вглубь некоторые пещеры уходят в скалы на десятки метров. Современная Вардзия — это лишь небольшая часть пещерного комплекса, существовавшего раньше.

В 13 веке из-за крупного землетрясения уничтожились или повредились две трети пещер. В 16 веке турки захватили город и он перестал быть обитаемым. В 1828 году русские войска освободили регион от турецких захватчиков. В 1980 году возобновил работу монастырь. В 2004 году началась реставрация пещерного комплекса.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Некоторое время здесь даже жила царица Тамара. Видела я и ее пещеру с огромным «окном в пол»)).

Удивительно, что здесь продолжает существовать храм Успения Пресвятой Богородицы и монахи также продолжают жить здесь, служить в храме и работать на огородах внизу ущелья.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

А рядом с храмом находится древнейший святой источник, который обеспечивает водой монахов.

На смотровой площадке возле храма ко мне обратился местный работник. Несколько человек, за каждым из которых закреплен определенный участок, целый день приглядывают за безопасностью туристов, чтобы «ты туда не ходи, а то снег в башка попадет».

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

И этот мужчина сослужил мне большую службу, когда я приходила мимо — указал на родник. Там можно выпить святой воды, так он еще и дал 0,5 л бутылку воды с собой. Как раз удачно, а то у меня был только лимонад и выливать его ради воды не хотелось. Показал, где живут монахи, огороды, где они работают, и главное — вход в 80-метровый тоннель, который я пропустила по незнанию.

Как я люблю пещеры! Особенно такие длинные и узкие ходы. Одновременно со мной шедшая русская группа следовала за гидом. Он им не разрешил свернуть в боковое ответвление, а я то человек вольный, я свернула. Он привел к глубокому сквозному колодцу вниз.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

А еще в пещере не жарко, в отличие от поверхности. У меня выбора не было, когда приехать, и приходилось гулять по гротам при слепящем в глаза солнце, за счет чего и фото гор получались засвеченными. А вот если вы приедете во второй половине дня, будет гораздо комфортнее.

В Вардзию приезжают огромные туристические автобусы и высаживаются десанты из пожилых европейцев, которые еле карабкаются по горам вверх. Даже один трясущийся дедушка был с палками, до того ему тяжело было передвигаться. Наверно, меня тоже ждет такая неугомонная старость — вместо вязания носочков внукам под сериалы по телевизору буду "скакать" по горам)).

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

В итоге, я управилась быстрее, чем кончилось мое время до прибытия маршрутки. Экскурсионные группы после физической нагрузки усаживаются в рестораны на берегу Куры и восполняют потраченные калории.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Маршрутка приехала в 14.30. С разговором подсел местный старичок, который не понятно что здесь делал, был без каких-либо вещей. Но отыскал в кармане для меня пару грецких орешков. Знаете, наши бабушки достают для детей из карманов конфетки, а грузинские дедушки — грецкие орехи)). И расколол руками их для меня, потому что я — неопытная — этого делать не умею.

А еще, когда ждала маршрутку, подошла к мужчине в кассе и спросила:

— А вы 50 лари не разменяете? А то мне на маршрутку поменьше нужны деньги.

— Почему не разменяю? Вы же попросили.

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Обратная дорога заняла тоже 1,40 часа, хотя этот водитель не занимался почтальонскими доставками. По пути люди много заходили-выходили. Слабонервным людям лучше садиться подальше от водителя, чтобы не видеть этих адских маневров на серпантине. О водительских навыках грузин я напишу подробнее в отдельном итоговом рассказе по Грузии.

В Вардзию можно съездить самостоятельно всего за 10 лари, но при этом это будет долго. Если вы путешествуете вдвоем-втроем, то, конечно, лучше взять такси.

Бабуля в камере хранения посетовала на опоздание маршрутки, я забрала свой рюкзак, купила билет до Тбилиси (10 лари) и на маршрутке в 17.00 уехала в столицу. Ехали долго, с одной остановкой на заправке. В Тбилиси приехали уже после 20.00 на автовокзал Дидубе. Мой хостел был в центре и я спросила водителя, не едет ли они дальше.

Водитель и его товарищ ехали домой в центр и они подвезли меня до ближайшего к моему отелю места. А чтобы пересечь дорогу с беспрерывным движением, товарищ вышел со мной и за руку перевел через дорогу. Я почувствовала себя одновременно и ребенком, и старушкой)).

Скальный монастырь Вардзия в Грузии.

Мне сегодня, определенно, попадались очень любезные люди, не могу назвать это гостеприимством, скорее, это человеческая доброта и участие. Но даже они запомнились, потому что у нас-то не так…