Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 22:39
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Тбилиси, Мцхета — Грузия Октябрь 2018

Прошу не принимать близко к сердцу мой рассказ тех, кто восторгается Тбилиси.

Восприятие городов у всех людей разное, на него влияет все — и погода, и предыдущие посещенные города, и настроение. Мне вот Париж, о котором принято говорить с придыханием, вообще не понравился. Так что я просто описываю, как провела 2 дня в столице Грузии, не приукрашивая, но и не придумывая городу недостатки. Пишу все, как было.

Начало рассказа — Никакой он не солнечный, ваш Тбилиси. День первый.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

И снова пасмурно. Гуляя в районе улицы Ладо Асатиани, набрела на интересный подъезд, или скорее, парадную — так парадно он выглядит.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Сегодня ездила на метро. На уже имеющуюся проездную карту закинула в кассе 1 лари (на 2 поездки) и отправилась на автовокзал. На автовокзале Дидубе много маршруток. Та, что идет в Мцхету, стоит практически напротив выхода из метро. Заплатили водителю по 2 лари. Я купила хачапури в дорогу. Что мне нравится — то, что они сразу горячие. То ли только испекли, то ли полки на витрине с подогревом.

Доехали быстро, минут за 25. Когда я готовилась к поездке, выяснилось, что 14 октября в Мцхете проходит большой религиозный праздник Мцхетоба — Светицховлоба. Мцхетоба — день города Мцхета. Тут все просто — отнимаешь от названия последнюю гласную и прибавляешь «-оба»: Мцхетоба, Тбилисоба, Батумоба.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

В главном кафедральном храме Грузии Светицховели проходила праздничная служба Патриарха Всея Грузии Илии Второго. И внутрь я, конечно же, не попала. Около всех врат стояли толпы людей, а остальные разбрелись по территории в ожидании окончания литургии.

Вокруг куча телекамер, журналистов, нарядных людей, детей в костюмах. И повсюду сновали нищие, выпрашивающие милостыню. Кое-кто перепродавал свечи дороже, купив их заранее. Из одних врат вышел какой-то солидный мужчина в костюме, все с ним здоровались и радовались его кивку головы в ответ на приветствие. Видимо, кто-то из правительства города или даже страны.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Но ждать до 14.00 (окончания службы) я не стала, пошла смотреть городские празднества. Рядом со Светицховели расположена туристическая улица с сувенирами и кафе. Мцхета мне понравилась своими невысокими домами в окружении гор.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Улица Давида Агмашенебели была сегодня пешеходной и заполнена людьми.

Большая сцена поставлена так, что можно было стоять со всех 4-х сторон и места хватало всем. Я сбоку недолго посмотрела на выступления местных певцов и танцоров, а также послушала поздравительные речи важных дяденек.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Дальше по улице все стандартные развлечения для людей: еда, аквагрим, аттракционы для детей, сладкая вата, мороженое, и повсюду бабушки с чурчхелой. Даже отдельно можно купить стаканчик этой массы из гранатового сока. Я за всю поездку купила лишь одну чурчхелу с грецкими орехами и ела ее дня 4, не очень люблю ее. Все-таки «Сникерс» вкуснее)).

Дошла до зоны, которая на карте обозначена как Театрони парк. Туда приезжают местные на пикники, со всех сторон доносится запах готовящихся шашлыков, рядом за столами дегустируется вино. Народ отдыхает. Еще чуть дальше на холме расположены руины крепости Бебрисцихе, которые тоже обещают отреставрировать в будущем и восстановить крепость.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

А рядом в реке Арагви рыбаки ловили рыбу.

Далее по принципу «я знаю короткую дорогу» я спустя N-ое количество времени оказалась у подножия горы на дороге, ведущей к монастырю Джвари. Намереваясь идти пешком, я едва прошла метров 100, как остановилась попутная машина с водителем-грузином и 2 туристами из Казахстана. Я села на свободное переднее сидение.

— А ты потом куда едешь? В Тбилиси? — спрашивает грузин.

— Да, а вы тоже?

— Угу.

— А можно я с вами?

— Конечно.

«Ура! Наконец-то самое грузинское гостеприимство, о котором все говорят — подумала я — и подвезут в монастырь, и обратно в Тбилиси сразу же».

И тут же следует фраза:

— Деньги есть?

— Немного. А сколько надо?

— 15 лари.

— Ладно.

Здрасьте-приехали. Миф о гостеприимстве грузин окончательно рассыпался в пух и прах. Ну не попались мне здесь такие люди, которые как в легенде о Грузии, готовы ради гостей последнюю рубашку снять. Вы не подумайте, не нужна мне их рубашка, и даже ужином меня бесплатно кормить не надо. Но если ты уже заработал, если везешь туристов и по пути остановился 1 раз посадить девушку-туристку, неужели нельзя не навариваться дополнительно?

Надо сказать обычная экскурсия в Джвари на автобусе с гидом из Тбилиси стоит 29 лари.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Далее последовали предложения еще отвезти меня на Жинвальское водохранидище или на Тбилисское море, или еще куда.

«Спасибо, но боюсь, что мне не по карману ваши услуги».

Приехали в Джвари — здесь снова много народу, как на любом попсовом туристическом месте. В том числе много свадеб.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

В самом храме одна пара венчалась, вторая ожидала своей очереди, а третья только приехала на машине.

А на смотровой площадке ежесекундно туристы делали десяток фото на фоне слияния Арагви и Куры.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Древние башни монастыря стоят обломками.

По-быстрому прогулялись с моими попутчиками-казахами (которых «профессиональные нищие» с набитым глазом приветствовали фразой «Слава Назарбаеву!») по территории, сделали стандартные сэлфи на фоне окружающих гор и вернулись в машину. Довез водитель нас до ближайшей станции метро и я поехала повышать настроение в Дом хинкали, что на перекрестке проспекта Руставели и улицы Джавакишвили.

Дом хинкали занимает 4 этажа, там очень красивый интерьер, диваны с высокими спинками вокруг столиков. На первом этаже меня отправили выше, на втором еще выше, и минуя третий, я села за столик на 4 этаже. Далее 5 минут ждала, пока официантка, видевшая меня и просто сидевшая без дела на одном из диванов, принесет мне меню. Но я никуда не торопилась, я пришла отдыхать, подключилась к Wi-Fi и могла ждать даже 10 минут))). Проходили в Батуми, знаем, какие расторопные официанты в самых избалованных туристами кафе.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

С лимонадом (2,2 лари) я ожидала свой заказ около 30–40 минут. Салат из шампиньонов (6 лари) принесли чуть раньше. Большая порция, все вкусно, форель на гриле (7 лари) тоже оказалась на высоте.

За соседним столом сидела русская семья с девочкой лет 4–5. Она была очень непоседливая и веселая, и мы общались через спинку дивана. Они пришли раньше меня и ждали свои хинкали очень долго. Я уже практически доела свою рыбу, а им только принесли заказ, т. е. больше часа готовили. Поэтому, не советую в доме хинкали заказывать хинкали, как бы это ни звучало парадоксально. Просто все их заказывают и получается долгая очередь. Там большой выбор других блюд.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Сытая и отдохнувшая я отправилась в парк Ваке. Там можно на канатке подняться к Черепашьему озеру. Шла по проспекту Руставели и зашла в кондитерскую, соблазнившись красивой выпечкой на витринах. Есть я не хотела, поэтому мне завернули в бумажный пакет с собой огромную булочку со сливочным кремом (2,5 лари). И здесь молодая девушка, сначала обратившись ко мне по-грузински, мол, "чего вы хотите", потом запросто заговорила и на русском. Так что снова опровергаю миф, что молодежь не знает русский.

Канатка длинная, едет в одну сторону около 5–6 минут, но стоит всего 2 лари туда-обратно. Там 2 синих вагончика, которые набиваются под завязку и ехать приходится стоя.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

С верхней площадки открывается вид на новую часть Тбилиси, на большой парк Ваке и стадион.

На Черепашьем озере, честно говоря, нечего делать. Разве что в кафе посидеть, но для меня это было не актуально. Прогулялась возле озера.

Еще чуть ниже по автомобильной дороге на гору можно свернуть на дорогу, ведущую к этнографическому музею, но уже был вечер, я не уверена была, что он работает. Спустилась вниз в парк.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Присела на лавочку и съела эклер.

Внутри оказалось столько много начинки, что даже хотелось бы, чтобы ее было меньше. Допила лимонад. Я в этой Грузии выпиваю больше полулитра лимонада в день. Обычно я вообще не падка на сладкую газировку, но это отличная и вкусная замена вину для тех, кто не пьет.

Обратно в центр возвращалась по одной из параллельных проспекту Руставели улиц. Это оказалась какая-то понтовая улица: сплошные стильные кафе, дорогие салоны красоты, модные бутики.

А вот такой красочный подземный переход находится возле парка Ваке.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Я уже так устала, нагулялась, что сходила забрать рюкзак из хостела и пошла на вокзал. Поезд в Батуми был ночью в 00.35. На вокзале есть небольшой зал ожидания. Кафе на 5 этаже закрывается в 21.00. Туалет есть внизу, на 1 этаже, стоит 0,5 лари. И на весь вокзал только 2 кофе-автомата, один из которых не работал. Я люблю кофе из автоматов, может благодаря маленькому объему стаканчика он кажется вкуснее. Как в моем любимом фильме "О чем говорят мужчины":

— Создается впечатление, что этого ДИФЛОПЕ на планете очень мало, именно поэтому он ТАК дорого стоит.

А кофе стоит всего 1 лари.

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Поезд был 2-этажным, пары сидений расположены друг напротив друга, что очень неудобно. Но есть вай-фай и розетки. Билет во 2 класс стоит 24 лари. В 6 утра поезд приезжает в Батуми.

Я напишу еще рассказ в целом о моих наблюдениях в Грузии, но сразу могу сказать, что мне очень понравились Ахалцихе и Вардзия, чуть меньше — Батуми и Кутаиси и меньше всего — Тбилиси. Просто не мой город.

В целом Грузия прекрасна — недорого, красиво, вкусно, но с мнением о нереальном гостеприимстве страны я не согласна. Туристы ведь рано или поздно портят любую страну, делают ее избалованной, поэтому в самых туристических городах пропадает искренний интерес к гостям. Люди в отзывах пишут этой общей стандартной фразой, но хотелось бы примеры, что вы подразумеваете под словом «гостеприимство».

Никакой он не солнечный ваш Тбилиси. Часть 2

Я, например, вспоминаю Абхазию, когда в Сухуме мы, проходя мимо одного дома с вывеской «Сдается жилье», зашли ПРОСТО СПРОСИТЬ цену. У нас было жилье, просто интересно было узнать. Так хозяйка всю нашу компанию из 6 человек усадила за стол, за 5 минут заставила его едой и, как мы не отказывались, не выпустила нас, пока мы не перекусили. Вот это в моем понимании гостеприимство.