Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Мадейра — Португалия Март 2016

Начало путешествия по острову здесь: Мадейра — жемчужина Атлантики. Опасный аэропорт и Санта Круз.

Остров Мадейра, прежде всего, заинтересовал левадами, после прочтения многочисленных отчётов туристов, мы были просто очарованы этими каналами с интересной историей образования.

Казалось бы, что может быть интересного в оросительных каналах, может — если они проложены в горной местности, покрытой многовековым реликтовым лесом почти исчезнувшей флоры.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Возникли левады из-за климатической разницы между северными и южными районами острова. В первых было много осадков, а вторые страдали от засухи. Частая гибель урожая заставила работать мозги первых поселенцев, сообразивших, как избавиться от напасти — они прорыли канавы между влажными и засушливыми частями острова, образовав первые левады.

За пять веков протяженность оросительных каналов выросла до 2000 километров, охватив сетью весь остров! И это на небольшом острове, длиной 57, а шириной 22 километра, представляющем собой сплошные горы.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Одними канавами дело не ограничилось, появилась разветвленная система шлюзов, резервуаров, фильтров и так далее, для обслуживания которых к левадам были добавлены пешеходные тропинки, ставшие впоследствии «раем для туристов».

Левады до сих пор используются по назначению. По истечении времени многие каналы потеряли свою эффективность и уже долгие годы не функционировали. Тогда мудрые островитяне решили это добро использовать с пользой и придумали развлечение для отдыхающих на острове — ходьба по левадам. «Изобретение» с туристической точки зрения было оправдано отсутствием пляжей и не привлекательной активностью в осенне-зимний период.

А держалки то хлипкие.
А "держалки" то хлипкие.

В настоящее время вдоль левад существует множество туристических маршрутов, от легких — для новичков, до супер-сложных — где потребуется специальное снаряжение. Многие маршруты начинаются в горах, куда трудно добраться без машины, поэтому местные турфирмы хорошо пополняют свои кошельки, доставляя туристов от отеля до начала маршрута, а позже забирая их, стоимость таких туров от 30 евро.

Мы не дали заработать турфирмам, добираясь везде самостоятельно, так как арендовали авто на все дни пребывания на Мадейре.

Перед любым путешествием тщательно готовимся и обязательно приобретаем карту и путеводитель с трекинговыми маршрутами места отдыха. Именно трекинг, а не прогулочный зелёный маршрут, лишь синий, красный и чёрный. Синий сразу отбрасываем, красный — наш, а чёрный изучаем, если не нужно специальное альпинистское снаряжение, то вполне годится и для нас. К примеру — переход от пика Ариэйро до пика Руиво — чёрный, мы прошли его, но об этом чуть позже.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Маршрут: Queimadas — Calderia Verde — Calderia Inferno.

Выбрали один из сложных целодневных маршрутов, начинающийся недалеко от городка Сантана в центре острова, где левады проложены через уникальный реликтовый лавровый лес, который охраняется ЮНЕСКО. Здесь можно увидеть не только лес, со множеством вековых деревьев, но и горные реки, озера, водопады и длинные пешеходные туннели.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

По мнению большинства путеводителей, а сейчас и нашего — это самая красивая левада на острове.

Путь «туда-и-обратно» до Calderia Verde 13 км, мы же удлинили его ещё на 10 километров, но об этом по мере повествования. Хорошо, когда идёшь самостоятельно, можно сколько угодно любоваться видами, фотографировать, облазить многочисленные водопады и по желанию удлинить себе путь.

Маршрут по леваде Calderia Verde начинается в Queimadas, но навигатор привёл нас к парковке в двух километрах от неё. Казалось бы рядом, но чтобы попасть в Queimadas, пришлось бы автом сделать большой круг по горам, а это время, решили топать пешочком, прибавив себе 4 километра.

Дорога не трудная, но путь усложнял всю дорогу мелко-сыплющий дождь, иногда переходящий в ливень. Из-за дождя многие тропы превратились в сплошной ручей. Перепад высот небольшой, начали с 860, закончили 990 м.н.у.м (Calderia Inferno), но тропа петляет по изгибам гор, то поднимаясь, то опускаясь, особенно на Инферно, где пришлось преодолеть подљём по 300 крутым и несоразмерно большим ступеням. Водопадам и пешеходным туннелям на пути потеряли счёт, сбившись после десяти.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Queimadas с гостевым домом и рестораном. Именно отсюда начинается маршрут до Calderia Verde.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Грязная тропа местами была полностью затоплена и частенько приходилось идти по бордюру левады, рискуя свалиться в глубокую канаву. А узкие, выдряпаные в скальной породе туннели, представляют собой вообще уникальное зрелище. Хорошо, что имели с собой налобные фонарики, но и они своим слабым светом не спасали от попадания в глубокие лужи и от царапин об острые выступающие из стен камни. Некоторые туннели имеют свод ниже 1.60, не многие из туристов, побывавшие здесь, не ощутили на своей голове высоту свода. Вот тут один из редких случаев, когда могу сказать, что повезло с моим маленьким ростом.

Природные раскраски - вырви глаз.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»
Изредка туман редел и тогда открывался замечательный вид на зелёное ущелье.

Джунгли

Дорожка настолько узкая, порой залитая водой, что приходилось пропускать встречных туристов. К счастью, мы были не в туристический сезон, тем не менее раза три пришлось ждать прохода целых групп, что особенно сложно в туннелях, когда прижимаешься к мокрой и грязной стене, где за шиворот капает вода и стоит сильный запах плесени. Представляю, что здесь делается в летний период.

Дыра в джунглях
Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Последние 200 метров до конечной цели Calderia Verde пришлось довольно круто подняться, даже не по тропе, а карабкаясь по мокрым большим камням. Но 100-метровый водопад, падающий в красивое изумрудное озеро, были хорошим вознаграждением за довольно сложный переход.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Отдохнули, перекусили, полазили вокруг и…пошли дальше до котла Дьявола (2.5 км. в одну сторону), прибавив себе ещё 5 километров.

Все туристы, шедшие с нами до Calderia Verde, повернули назад, мудро подсчитав время. Нашей большой ошибкой перед походом была прогулка по Сантане, из-за чего на маршрут вышли лишь в 12 дня, как оказалось — это слишком мало для наших больших хотелок.

От Calderia Verde топать назад до парковки пару часов, время 15.50, значит прибудем к 18-ти, а в 19 уже темно. Это уже нужно было подумать, стоит ли идти дальше. Не подумали, самоуверенно решив, что какие то 5 км. справимся по быстряку за 1.5 часа. Но дорога до Calderia Inferno оказалась намного сложнее и длиннее по времени, чем предполагали.

Перейдя по камешкам через широкий ручей, пошли по маршрут Calderia Inferno.

Но такой дикой красоты, таких длиннющих туннелей (один из них 975 метров) и экстремальных водопадов, больше нигде на Мадейре не увидишь. Даже получив в конце за всё «по носу», абсолютно не жалеем, так как именно этот отрезок пути был наиболее интересным.

Многие водопады было невозможно обойти, даже быстро пробежав под ними, сухим не останешься. Вода падает с большой высоты и ощутимо бахает по голове, тропа в таких местах размытая, узкая и скользкая, а пропасть в одном шаге.

Тропа продирается по отвесной зелёной стене, меня едва видно в зарослях на тропе.
Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

В одном месте туннели разветвлялись, решили посмотреть, что за идущими в другую сторону туннелем, вышли на тропу уже совсем не туристическую и очень узкую, как парапет карниза, с одной стороны канава с водой и горная стена, с другой — пропасть, опасно и скользко. 30 минут были потеряны и прибавили себе ещё километр.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

Пройдя очередной туннель, которых очень много на отрезке от Calderia Verde до Calderia Inferno, вышли к нескольким водопадам и видом на глубокое ущелье. Красоту и грохот падающей со всех сторон воды — словами не передать. Действительно, в этой картине было что то дьявольское.

Мадейра. Левады. Путешествие в «затерянный мир»

За мостиком нырнули, в буквальном смысле, в очень низкий туннель, полностью покрытый водой, да ещё несущейся с большой скоростью, из-за дождей образовался избыток выды, вышедшей из канала и разлившейся по туннелю. Ну точно дьявольская левада. Страшно, да и идти с мокрыми ногами не хотелось. Но Вальдемар был настроен решительно дойти до конца. Пришлось разуваться, закатывать штаны и брести в ледяной воде. Кто был на левадах, поймёт, ноги сводило судорогой от холода, эти 30 метров буду помнить вечно. Думала хана, вечером точно свалимся с температурой, ага, даже не чихнули. Тут уж было не до фоток.

До Calderia Inferno добрались за час сорок, отдыхать было некогда, через час темно, необходимо было выйти до темноты к Calderia Verde, откуда тропа не столь опасна.

Обратный путь почти бежали, а от Calderia Verde до машины (8.5 км) уже бежали в полной темноте.

Но самым сильным потрясением было испытание на последнем километре, когда буквально перед носом выпал с верхних дебрей огромный кабан. «Везёт» же нам на них. Несколько секунд в ступоре смотрели друг на друга, в свете фонариков видны были только два светящихся глаза и клыки. Видимо, мы тоже казались ему невиданными зверями с двумя светящимися «глазами». Не знаю, кто больше испугался, он или мы, кабан рванул с дороги вниз с очень крутым уклоном, а мы помчались к паркингу со спринтерской скоростью, не чувствуя ни уставших ног, ни болевшей до этого спины.

Это было незабываемое приключение, впрочем, не единственное на Мадейре, впереди горные вершины Ариэйро и Руиво и потрясающей красоты мыс Лоуренсо.

Советы:

— обязательны дождевики и трекинговая обувь, а не кроссовки, ибо ноги будут мокрыми уже через пять минут при любой погоде, так как на левадах всегда влажно, в любое время года здесь частые дожди и туманы;

— фонарик тоже неотљемлимая часть похода, т. к. туннели длинные, тёмные, мокрые и порой очень низкие.

Пожелания — при посещении Мадейры обязательно погуляйте по левадам, не пожалеете.