Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37
Лауреат конкурса
«Россия 2017»

Петропавловск-Камчатский — Россия Август 2017

«Мы в такие шагали дали,
что не очень-то и дойдешь.
Мы в засаде годами ждали,
невзирая на снег и дождь.
Мы в воде ледяной не плачем
и в огне почти не горим.
Мы — охотники за удачей
птицы цвета ультрамарин.»

Андрей Макаревич.

КАМЧАТКА… Такая далекая, дикая, неизвестная. При фразе «В Петропавловске-Камчатском полночь», которую помнят все соотечественники моего поколения, казалось, что дальше этого места нет ничего. Это — край света! Долгое время я даже не допускала мысли о посещении такого дальнего уголка Земли. Потом Камчатка выплыла на картинках с невероятной красоты вулканами и горами, но была для меня, как экзотическая красотка с обложки глянцевого журнала для юного офисного клерка — манящая, волнующая все чувства, но абсолютно недостижимая ни физически, ни материально. Но мечта познакомиться с этой красоткой поселилась в моей душе. А когда есть мечта, то она ищет пути для своего осуществления.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Одна из моих любимых фраз: «не бывает понятия „не могу“, бывает понятие „не хочу“, если человек хочет, то он может». Я давно убедилась в справедливости этой фразы. Часто за словами «не могу» люди скрывают свою лень или на самом деле не достаточно сильно хотят чего-то. А на Камчатку я хотела! Для меня это место стало тестом на «возможно-невозможно», ведь решиться впервые в жизни отправиться в поход с палатками и сразу со сплавом, восхождениями на горы в таком диком месте при моем совсем не юном возрасте с нулевой спортивной подготовкой, отягощенной кучей болячек, — решение не из легких. Одна моя знакомая, узнав о моих планах, сказала честно: «У тебя на старости лет крышу снесло? Куда ты лезешь с твоими-то проблемами? Тебе надо в санаторий ехать здоровье восстанавливать, а не по горам скакать!». Другие друзья-коллеги-знакомые выражались тактичнее, но смысл был тот же. Настоящие друзья верили в меня, муж поддержал свою неугомонную жену (не бросит же он меня одну на съедение медведям?), сын сказал: «В такие места езжайте без меня!», и я закрутила эту авантюру под названием «Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков». Это реальное название нашего 12-дневного тура, организованного отличными ребятами из компании с говорящим названием «Край Земли».

Мы были на Камчатке ровно 2 недели, каждый этап этой поездки заслуживает отдельного рассказа или хотя бы фотоальбома, так как эти места настолько невероятно красивы, что их необходимо хоть раз в жизни увидеть. Фотографии, конечно, не передают и сотой доли этой красоты, и точно не передают ощущения дикой природы, чистейшего воздуха, настоянного на местных цветах и деревьях, и вкуса чистейшей воды из ручьев. Краски природы там нереальные, так что не удивляйтесь яркой зелени и синеве — они действительно такие! В этом рассказе я дам общее описание пройденного маршрута и деталей подготовки к такой поездке.

Вот план нашего маршрута:

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОЕЗДКЕ.

Камчатка — такое место, которое обязательно требует подготовки. Туристическая отрасль там находится в абсолютно зачаточном состоянии, а туристический сезон длится всего 2–3 месяца (не считая сноубордистов — экстремалов, покоряющих склоны вулканов зимой, но это — не наша тема). Самостоятельные поездки там исключены, так как до всех природных мест необходимо ехать на специальном транспорте — вахтовках (для групп) или специальных джипах (для индивидуальных поездок). Для очень богатых туристов — вертолеты. Всё. Ни на чем больше вы просто никуда не проедете. Так как желающих посмотреть на красоты Камчатки много, а транспорта (вахтовок и специальных джипов) мало, да и гостиниц и хостелов ОЧЕНЬ мало, то без подготовки поездки можно остаться ни с чем. Просто может не быть мест за любые деньги. А так как направление недешевое, то расскажу, как можно всё увидеть за разумную цену.

Для начала надо выбрать время поездки. Сезон начинается где-то в июле и заканчивается в сентябре. Раньше и позже можно, но холодно. Самый востребованный и оптимальный месяц — август. В это время можно реально оказаться в сказке «12 месяцев». Вы увидите и весну, с пробивающимися сквозь лед подснежниками и выпускающими почки вербами; и цветущее лето во всей его красе, даже можете загореть или сгореть до волдырей под камчатским солнцем; в лесу будет много осенних грибов, а на равнинах — разных ягод; но, а то, что снег и многометровый лед будет в поездке — даже не сомневайтесь!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Потом нужно выбрать тур. Варианты бывают разные. Возможны походы с рюкзаками с группой по разным маршрутам. Но для этого надо, все же, быть подготовленным, физически выносливым туристом. Такие походы очень интересны, но не всем по силам. Про этот вариант покорения Камчатки шикарно написал Роман Жаринов (Nedoma), рассказы-повести которого очень помогли мне при подготовке к данной поездке. Мы с мужем — немолодые офисные работники, которые ни разу в жизни не были в походах, со спортом не дружим, природу видим в городском парке и даже за грибами ходили лишь несколько раз в жизни. Короче, 100% городские жители. Рюкзак мы можем максимум донести от такси до стойки сдачи багажа в аэропорту. Поэтому, увидев на сайте-агрегаторе pro-adventure.ru предложение «тур без рюкзаков», я решила, что такой вариант, пожалуй, мы осилим. Здесь уже возможны варианты по наполненности поездки и количеству дней. Туры собираются как кубики. Есть блоки по нескольку дней, ты можешь выбрать то, что тебе надо. Из-за этого группа не постоянная в течение маршрута, кто-то добавляется, кто-то уходит на другой блок. Возможен еще вариант «без палаток», но тогда нужно быть готовым к длительным ежедневным переездам по камчатским дорогам (вернее тому, что там так называется). Проживание в палатках внутри блоков значительно сокращает время этих «изумительных» переездов.

Определившись с туром, желательно не затягивать с его бронированием (в моем случае это была 50% предоплата), так как места выбиваются (особенно на август), и я, затянув с бронированием до декабря, чуть не «пролетела», так как места на даты, которые я хотела изначально, закончились. Хорошо, что билеты были куплены на 14 дней, мы смогли попасть в другую группу. Но цена за 2 месяца моих «торможений» (с октября по декабрь) выросла на 10%. Стоимость тура на 12 дней составила 66 тыс. рублей на человека (где-то 1000 евро).

Второй (или первый) вопрос, который надо решать очень заранее, это покупка билетов. У Аэрофлота ежегодно в начале продаж прямых рейсов на данное направление бывают очень дешевые предложения. Но их надо ждать, и как только они появляются где-то в конце октября — сразу брать. Я покупала билеты 9 ноября, но из-за того, что я где-то неделю протянула с покупкой, ожидая коллег, которые так и не полетели, дешевые билеты по 22 тыс. руб. на последнюю субботу июля закончились, потом они закончились и на пятницу, пришлось брать на четверг. Эти два запасных дня, как я уже написала, меня потом выручили, так как я смогла купить тур на другую дату и у меня остались 2 дня на полет на долину гейзеров.

Если будете планировать поездку на Камчатку, то советую пару дней помимо тура все же себе оставить. Возможно, тоже захотите, если повезет с погодой (главный фактор на Камчатке!), слетать на долину гейзеров или Курильское озеро. Туда можно добраться только на вертолете. Удовольствие дорогое — 37 тыс. за 6-ти часовую экскурсию на вертолете, но если уж долетел до Камчатки, то отказывать себе в этом не хочется. Я обязательно расскажу отдельно про эту экскурсию, а пока только пару кадров с нее.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Чтобы закончить тему билетов, скажу, что в Петропавловск-Камчатский летают из Москвы 2 прямых рейса — компании «Аэрофлот» и «Россия». Можно добираться с пересадками. Цены на перелет при начале продаж 22 тыс, потом 28 (очень быстро), далее быстро уходят к 40–44 тыс. За эту цену их реально выцепить и весной (у меня стоял график на ту-ту.ру, они иногда появлялись), затем цены уходят к 60–66 тыс., а ближе к вылету около 100 тыс. (у нас в группе был парень, который покупал и такие билеты).

Перелет из Москвы занял около 8 часов. Самолет, персонал, обслуживание, питание у Аэрофлота было замечательное (недаром они уже несколько раз признавались лучшей авиакомпанией Восточной Европы). Всем сразу были предоставлены подушки, пледы, тапочки и повязка на глаза. Во время перелета я старалась побольше спать, так как разницу во времени (9 часов) преодолеть не очень легко. На Камчатке первые дни ночью я засыпала только с таблетками, а днем иногда хотелось отключиться. Если первые часы полета я старалась спать, то последний час я металась между иллюминатором и экраном, на котором отражался график полета. Я никак не могла поверить, что мой полет — это не сон, я реально лечу в край вулканов!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Аэропорт в Петропавловске-Камчатском маленький, даже пассажирам одного рейса сложно разместиться. По дороге из аэропорта все фотографируются около памятника «Здесь начинается Россия». Мы не стали исключением. До Москвы — 6783 км.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Недаром на памятнике изображен медведь. Это животное — реальный хозяин местного края. Это не красивая фраза. Медведи там живут ВЕЗДЕ! Мы неоднократно сталкивались с его следами в самых различных местах (и даже около палатки).

Несколько раз мы встречали живых медведей (наш сопровождающий сказал, что не было ни одной группы, которая бы их не видела). Их сейчас на Камчатке около 40–50 тыс. особей, так что территория обитания постоянно расширяется. Нам такие встречи были интересны, мне повезло даже сделать несколько снимков с РАЗНЫМИ медведями. Но у некоторых людей в нашей группе была реальная истерика, когда они увидели вокруг своей палатки, где они спали, медвежьи следы. Люди предпочли следующую ночь спать в вахтовке, не доверяя палатке. Кстати, на обратном пути директор нашей фирмы рассказал, что этого медведя убил сопровождающий другой группы, так как он у них разорвал несколько палаток. Так что медведи там РЕАЛЬНЫЕ и опасные, надо быть к этому морально готовыми. Я по этому поводу достаточно паниковала в Москве, прочитала все возможные способы спасения, если вдруг произойдет неожиданная встреча с косолапым, хотела даже брать свисток, но муж сказал, что от моего истеричного крика разбегутся все медведи в округе. Поэтому я успокоилась.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Помимо медведей, мы видели много разных других животных и птиц. Вот часть тех, которых удалось увидеть и сфотографировать мне. Лиса (потом я покажу другие фото этого сурового хищника), сурок тарбаган, берингийский суслик (по-народному — евражка), утки-каменки, тюлени.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Я очень люблю всякие цветочки. Особенно — дикие и неприметные. Их я наснимала огромное количество, буду показывать постепенно в рассказах, здесь только отдельные экземпляры.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Хочу отдкльно остановиться на теме дорог. На Камчатке ВСЕГО около 200 км асфальтированных дорог вокруг Петропавловска. Все остальные — из гравия (это то, что можно называть дорогами) или то, что в моем понимании не совсем дороги.

Надеюсь понятно, что без специальных машин там никуда не доехать. Вот основные средства передвижения по этим «дорогам» : вахтовки, джипы, ПАЗики и вертолеты. Взять машину напрокат и прокатиться по окрестностям здесь не получится.

И еще одно важное замечание. Если соберетесь на Камчатку, помимо покупки тура и билетов, необходимо приобрести все обмундирование. Я потом остановлюсь на этом вопросе отдельно, но то, что заранее надо обязательно купить и разносить треккинговые ботинки, а также очень ответственно подойти к выбору одежды, в том числе защите от дождя — это однозначно. Городская одежда для похода по Камчатке не подходит. Поэтому при подготовке к поездке (если вы не походник, имеющий всю амуницию) надо заложить не менее 50 тыс. руб. на покупку всего необходимого. Спасибо нашим друзьям, которые дали нам в поездку рюкзаки, спальные мешки и треккинговые палки (для похода на вулканы ОЧЕНЬ полезны), мы хотя бы не покупали это.

Если честно, то ежедневный сбор и разбор рюкзака и поиск в нем чего-то нужного было для меня самым главным источником стресса на Камчатке. Необходимая вещь ВСЕГДА оказывалась на дне второго рюкзака вне зависимости от того что я искала и с какого рюкзака начинала поиски. В эти дни я «теряла» всё — айфон, дождевик, кроссовки, аккумулятор и даже футляр от фотоаппарата. Конечно, все находилось, но нервов я попортила себе и окружающим очень много! Постепенно и я привыкла запихивать все вещи, не думая, и спокойно искать то, что нужно. Скорее всего, этому способствовала и общая атмосфера спокойной природы вокруг. Там я даже научилась хорошо высыпаться в спальном мешке J.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Пора перейти к нашему маршруту. В этом рассказе я пунктиром пройдусь по основным местам, которые мы посетили. Подробно покажу все потом.

МАРШРУТ «КОНТРАСТЫ КАМЧАТКИ» 12 ДНЕЙ.

После перелета нас отвезли в «Хостел 24». Я очень скептически всегда отношусь к хостелам, но это место рекомендую однозначно. Он расположен в центре города, напротив — отличная столовая «Бистро». У нас был отдельный номер с туалетом и душем. В этом месте останавливаются очень многие туристы, в т. ч. много иностранцев, но места на лето бронируют турфирмы для своих клиентов уже осенью, так что он забит полностью.

Первый день мы спали, а вечером немного прошли по городу. Я стараюсь каждую поездку начинать с посещения местного храма, настроиться на новое место душой. Нам повезло попасть в очень милую деревянную церковь Александра Невского, которая была на этом месте с XVII века, в нынешнем облике с 2007 года, где я купила в качестве оберега местную иконку Богоматери, которая была со мной весь наш поход.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Вечером нас ждал на берегу Авачинской бухты один из самых красивых закатов в моей жизни. Вот несколько кадров этого заката.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Утром начался наш тур. Хочу сразу сказать, что маршрут был составлен очень грамотно, все детали были тщательно проработаны, не было ни одной накладки ни в чем в течение всего тура, за что огромное спасибо и признание за прекрасно сделанную работу руководителям компании «Край Света» Олегу и Михаилу. В течение всего маршрута с нами был прекрасный сопровождающий Григорий — сотрудник МЧС, альпинист, покоривший множество вершин, профессиональный турист, настоящий мужчина, справляющийся со всеми проблемами, да и просто замечательный человечище, который ОЧЕНЬ помогал нам всем и мне лично преодолевать все мои тревоги и страхи, вселял уверенность в свои силы и страховал на сложных маршрутах. А еще ему помогали три замечательных молодых парня: Петр, Андрей и Егор (кстати, последнему всего 17 лет, он еще школьник, но это уже настоящий Мужчина с которым было спокойно в любых сложных ситуациях). Все дни нас очень вкусно, сытно и разнообразно кормили два повара Ксения и Ольга (кстати, они в обычной жизни — юрист и начальник банковского отдела, а это — их летняя подработка).

СПЛАВ.

На начальном этапе «сплав» нас было 11 человек + 5 сопровождающих.

В первый день лил дождь. Была мысль начать сплав на следующий день и сразу поехать на стоянку к Малкинским горячим источникам, но большинство людей не хотят быть гибкими и подстраиваться под обстоятельства, поэтому: «Написано — сплав, значит сплав!». В результате наш «ПАЗик» дважды тонул в лужах, его 4 часа все мужчины дружно из них выталкивали, и мы все равно поехали на стоянку на источники, с первого дня по полной поняв, куда нас занесло!

Но в Малкинских «лужах» мы отогрелись, повеселели и провели первую палаточную ночь с медведем, ходящем по всему огромному лагерю и разорившему несколько продуктовых палаток, в т. ч. нашу.

Наутро дождь наконец-то стих, и мы добрались до места сплава. Потом напишу обо всем подробно, так как эта тема очень интересная. Я выбирала этот блок из-за мужа, который давно хотел попасть на хорошую рыбалку, а на Камчатке она замечательная! Это вообще отдельное направление Камчатского туризма (достаточно дорогое). А в этом туре в «одном флаконе» мы получили и рыбалку, и двухдневный рафтинг по достаточно большой и быстрой реке (после прошедших дождей она была очень полноводная и реально Быстрая, соответствующая своему названию, мы плыли со скоростью 8–10 км/ч). Мы прошли через несколько порогов (не высокой сложности, но водой окатывало с головы до ног и воду из рафта вычерпывали).

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

По пути пытались ловить рыбу, но реально она ловилась только на стоянках, которые мы периодически совершали. Очень много гольцов, хариусы и микижи (разновидность форели, муж поймал одну весом почти 2,5 кг!) — вот такой был наш улов.

Рыбаки были очень рады процессу, а все остальные радовались ухе, рыбе запеченной, соленой и даже свежайшему сашими из сырой форели и хариуса.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Две ночевки в палатках в очень красивых местах прошли без каких-то проблем.

После сплава мы поехали на «прогулку» к водопаду в горах в месте Вачкажец. Почему слово прогулка в кавычках? Потому что в моем неальпинистском понятии поход по горным дорогам с переправой через несколько горных речек не очень вяжется с этим словом. Но это было БЕЗУМНО красиво и интересно.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

После прогулки вечером нас привезли на базу отдыха, и мы наконец-то могли принять ванну, сходить в нормальный туалет (извините, но именно этому мой организм радовался больше всего!), поплавать в бассейне с горячей термальной водой и поспать на нормальных кроватях. Для городских жителей такая передышка с возвратом в цивилизацию была очень нужна. Мы смогли позвонить близким (в походе связи нет), зарядить все электроприборы и настроиться на новый этап.

ВУЛКАНЫ МУТНОВСКИЙ И ГОРЕЛЫЙ.

Эти два вулкана расположены недалеко друг от друга, поэтому их ставят в общий блок.

По пути заехали на смотровую площадку на перевале Вилючинский.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Разместились в палаточном лагере на 2 ночи в очень красивом месте с видом на вулкан Вилючинский.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

В первый день была «прогулка» к водопаду «Косы Вероники» и ближайшим окрестностям.

Вообще-то на Мутновский вулкан поднимаются почти все желающие. НО при условии, что вас подвезут к подножью вулкана. В этом году такой возможности не было. Некоторые джипы умудрялись проехать, некоторые тонули в озере из талого снега, которое было на месте дороги, но на вахтовке подъезда не было. Поэтому предстоял очень долгий и трудный переход до самого вулкана. Мы осилили где-то 1/3 маршрута, чем я очень горжусь, так как это было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНО (позже я опишу этот маршрут детально, и все будет понятно)! Мы трезво оценили свои силы и, дойдя до красивого перевала, повернули назад. Красот посмотрели, фото наделала, обязательно потом покажу!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

С нами вернулся сопровождающий Егор. С каждой группой идут минимум 2 человека. Если кто-то не может идти дальше, то его отправляют с одним из сопровождающих, а если потом еще кто-то не сможет идти, то возвращается вся группа. Я заранее предупредила, что вряд ли дойду, так что это было взвешенное решение. Мы бы точно не смогли пройти весь маршрут, так как наша группа вернулась через 12! часов!!! А в группе были молодые и/или спортивные люди. Зато мы успели посмотреть Мини-долину гейзеров. Кстати, она мне показалась в чем-то даже красивее и интереснее Большой долины гейзеров. Имейте это в виду!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

А вот вулкан Горелый (1829 м) мы покорили! Пусть для кого-то (особенно альпинистов со стажем) это покажется смешным. Для нас с мужем это было первая в жизни покоренная гора! Погода была шикарная, виды — сумасшедшие!

У Горелого несколько кратеров, самые большие два — Голубое озеро (с кислотой) и Активный.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Я была счастлива, что моя мечта покорить вулкан осуществилась!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

После покорения вулкана нас привезли опять на ту же базу отдыха в Паратунку, где мы уже были после сплава. Но на этот раз наших сил хватило только на ужин, ванну и сон.

МОРСКАЯ ПРОГУЛКА.

В начале блока «Авачинский вулкан» у нас был день, в первой половине которого — 6-ти часовая морская прогулка. На катере мы проехали мимо морских скал «3 брата», острова Старичков, увидели морских котиков и разных птиц, прокатились на лодке по гротам и наловили полмешка камбалы. В конце прогулки нас накормили ухой и свежайшими крабами.

АВАЧИНСКИЙ ВУЛКАН.

После морской прогулки мы выехали на туристическую базу в районе вулкана Авачинский. Пара десятков домиков — вагончиков на 10 человек с двухэтажными нарами, в которых мы жили, мне понравились намного больше палаток. По крайней мере, там было сухо, можно было стоять, спокойно разбирать рюкзак, там была примитивная, но кровать. Моему мужу соседство еще 8 человек никак не нравилось, ну тут уж «что поделаешь»… Погода испортилась, шел дождь, но по плану была очередная «прогулка» — восхождение на гору Верблюд. Муж сказал: «Нафиг!». А я пошла. Для себя я уже решила, что Авачу покорять не буду, но надо хотя бы покорить Веблюда? И я сделала это! Конечно, для кого-то это вообще не гора (1230 м), а детская горка для тренировки мышц, но если мышц нет в принципе, то это ГОРА, причем достаточно крутая!!!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Как я уже написала, на Авачинский вулкан мы не пошли. Нас осталось в лагере 5 человек из 22 туристов группы, «пенсионеры» — старшая часть группы. Погода была мерзкой — туман и дождь, мы не хотели стать балластом для молодых и спортивных. Зато мы с мужем за день приготовили для всей группы те полмешка камбалы, которые наловили накануне! И до отвала накормили орешками, предварительно купленными в магазине, всех окрестных сусликов-евражек.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Виды около Авачинского вулкана заслуживают отдельного альбома, покажу позже.

ТИХИЙ ОКЕАН. ХАЛАКТЫРСКИЙ ПЛЯЖ.

Последний день нашего тура был посвящен поездке на тихоокеанский пляж, расположенный на расстоянии около 20 км от Петропавловска-Камчатского. Дороги туда такие же, как и везде — их просто нет, но на сей раз, мы ехали на какой-то жуткой вахтовке, где не было ни открывающихся окон, ни вентиляции (ребята потом сильно извинялись, что не смогли найти другую), поэтому путь был сложным физически. Поэтому мне показалось, что этот пляж очень далеко!

Зато Тихий океан и пляж с черным песком компенсировали все тяготы дороги. Я была в полной эйфории, ведь попасть на Тихий океан, где в молодости служил в армии на флоте мой отец, мне всегда казалось чем-то нереальным. Я с детства знала фразу «Тихий флот не подведет!», но увидеть эту гигантскую мощь самого огромного океана было мечта-мечта. Я уже несколько раз была на Атлантическом и Индийском океане и поняла, что океан для меня — самое великое, красивое и непостижимое на планете. Тихий океан с черным вулканическим песком на берегу покорил меня с первого взгляда.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

У меня даже не было ни грамма сомнения, купаться в нем или нет? Хоть мне и говорили, что вода в нем ледяная, что там никто не купается, кроме больных на голову совсем отчаянных, но я бы туда полезла, даже если бы это было действительно так. На самом деле вода была холодная, но не ледяная, погода была солнечная, песок горячий и я минут 20–30 скакала и кувыркалась в прибрежных волнах, как ребенок, а все остальные смотрели на меня как на ненормальную, так и не решившись на такой шаг. Я даже сфотографировалась с доской от серфинга, отобрав её у ошалевшего от такой наглости единственного на всем побережье серфингиста. Это был третий океан, где я общалась с сёрферами.

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Но вы уже поняли, что я люблю идти к мечте, вопреки недоверию и скепсису большинства. Поэтому и покорила Камчатку, что и всем советую, это вполне по силам каждому!

Вернулись в Москву с икрой 4 видов, крабовым мясом и различной рыбой, чтобы угостить настоящей камчатской едой родных, друзей и тех, кто верил в то, что «невозможное-возможно»!

Контрасты Камчатки. Тур без рюкзаков

Подробные рассказы про каждый этап этого тура можно почитать, перейдя по ссылкам:

https://www.tourister.ru/responses/id_20705 Камчатка 1. Сплав по реке Быстрой.
https://www.tourister.ru/responses/id_20802 Камчатка 2. К водопаду в районе вулкана Вачкажец.
https://www.tourister.ru/responses/id_20960 Камчатка 3. Стоянка на медвежьей поляне.
https://www.tourister.ru/responses/id_21164 Камчатка 4. Вулкан Мутновский.
https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/34164 Камчатка 5. Малая долина гейзеров.
https://www.tourister.ru/responses/id_21270 Камчатка 6. Вулкан Горелый.
https://www.tourister.ru/responses/id_21352 Камчатка 7. Морская прогулка.
https://www.tourister.ru/responses/id_21443 Камчатка 8. Около Авачинского и Корякского вулканов. Гора Верблюд.
https://www.tourister.ru/responses/id_21517 Камчатка 9. Океан. Халактырский пляж.
https://www.tourister.ru/responses/id_21603 Камчатка 10. Вертолетная экскурсия в долину Гейзеров.
https://www.tourister.ru/responses/id_21737 Камчатка 11. Долина гейзеров, кальдера вулкана Узон.
https://www.tourister.ru/responses/id_21986 Камчатка 12. Петропавловск-Камчатский.