Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Петропавловск-Камчатский — Россия Август 2017

Петропавловск-Камчатский — город, с которого начинается день в нашей стране. Тот край земли, где начинается Россия. Памятник именно с такой надписью встречает всех прибывших на Камчатку по дороге из аэропорта в город.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Конечно, на Камчатку в первую очередь едут ради её природы, которую я постаралась показать максимально возможно в предыдущих своих рассказах. Но, кроме медведей и евражек, здесь живут и работают замечательные люди. Предлагаю вам вместе со мной посмотреть на жизнь комчадалов, и почитать про мои приключения, которые я нахожу «на свою пятую точку» в любом месте.

Как театр начинается с вешалки, так и любой город начинается с вокзала или аэропорта. В Петропавловске-Камчатском аэропорт совсем маленький, рассчитанный на одновременную посадку или прилет одного рейса. Поэтому рейсы разнесены во времени, иначе пассажирам просто негде будет разместиться. Багаж выдают в отдельном ангаре. И сразу в аэропорте вас встречают виды вулканов.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

На Камчатке всего 2 города Петропавловс-Камчатский и Елизово. Они расположены рядом, в них и между ними, в отличие от всей другой территории полуострова, есть нормальные асфальтированные дороги. Те, кто читал мои рассказы про Камчатку, знают, что я каждый из них начинала с описания дороги, по которой мы добирались в какое-то место. Что же, здесь я тоже не буду делать исключения. Итак, в самом Петропавловске-Камчатском дороги хорошие. По одной из них въезжаешь в город, а в центре она расходится на верхнюю и нижнюю. По одной машины едут в одну сторону, по другой — обратно. Город растянулся между сопками по побережью Авачинской бухты. Именно открытию этой уникальной бухты, которая по размеру теоретически может вместить в себя весь современный флот мира, город обязан своему рождению. Она глубокая и очень удобная.

Краткая история города такова:

Днем рождения Петропавловска-Камчатского считается дата прихода в Авачинскую губу кораблей Второй Камчатской экспедиции — пакетботов «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» 17 октября (6 октября по старому стилю) 1740 г. Возведенное поселение было названо именем святых апостолов Петра и Павла и именовалось Петропавловской гаванью.
С 1822 г. оно получило ранг города и стало называться Петропавловским портом. В XVIII веке и до начала XX века поселение именовалось упрощенно — Петропавловск. С 1924 г. город стал называться Петропавловском-Камчатским.

С 1812 г. Петропавловск стал административным центром Камчатки и части территорий на северо-востоке России. По мере изменения статуса Камчатки как административной единицы Петропавловск в XIX веке был областным и окружным центром, в XX веке до 1922 г. — уездным и областным, затем — губернским и окружным. С 1932 года по 2007 год был административным центром Камчатской области. С 1 июля 2007 г. стал столицей Камчатского края.

РИА Новости https://ria.ru/spravka/20101017/284781801.html

Памяти святым апостолам Петру и Павлу, являющимися покровителями города, на берегу бухты установлен памятник.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Это место самое красивое в городе, здесь проходят основные городские мероприятия и любят гулять местные жители. Именно с этого места началось наше знакомство с Камчаткой в первый наш вечер. И встретил он нас шикарным закатом. Он меня так вдохновил, что я посвятила ему отдельный фотоальбом «Петропавловские закаты» https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/34897 .

Так как мы прилетели в город накануне дня ВМФ, в день которого в городе был военный парад, так как это один из главных городских праздников (увы, мы его не видели), то в бухту на рейд перед парадом пришли много военных кораблей. Очень интересно было смотреть на их силуэты на закате на фоне горных гряд и вулканов.

Вечером на площади собирается много молодежи. У них, как мы поняли, очень популярны разные виды кофе с наполнителями и всякими вкусняшками. Именно такие кафе-палатки пользуются наибольшим спросом. Мы тоже перекусили местным фастфудом на берегу бухты.

В городе мы дважды обедали в кафе-столовой «Бистро», которое нам посоветовали наши местные гиды. Оно расположено недалеко от центра на улице Советской. Очень хороший выбор свежайших блюд с камчатской спецификой (салат из папортника, местная рыба и кальмары в разных вариантах приготовления) по вполне гуманным ценам. Место популярно и у туристов, и у местных жителей. Если будете в Петропавловске-Камчатском — смело рекомендую!

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

В этом кафе мы оказались не случайно, мы жили через дорогу от него — в хостеле «24» (ул. Советская, д.48). Я как-то очень настороженно отношусь к хостелам, но это место выбирали организаторы нашего тура в качестве места проживания до и после окончания тура. А местные люди всё же знают, как правильно выбрать место с оптимальным соотношением цена-качество. Первый этаж жилого дома в центре города очень грамотно распланирован для проживания туристов. Есть огромный холл, кухня с необходимым набором посуды, чай-кофе, холодильник. Несколько общих комнат и несколько отдельных номеров со своими собственными санузлими с душем, в одном из которых мы провели две ночи. Цена 3000 за ночь вполне себя оправдывает. Место очень популярно у местных туркомпаний, так что индивидуалам забронировать номер там будет непросто или надо это делать очень заранее.

Так как мы после тура оставались в городе еще на 2 ночи, то я сразу же после покупки билетов (в декабре!) стала искать место для проживания. С гостиницами в Петропавловске-Камчатском напряженно. Их ОЧЕНЬ мало. Ситуация объясняется очень просто. Туристический сезон короткий — 2–3 месяца, а гостиницы необходимо содержать круглый год. И в отличие от южных широт их необходимо еще и отапливать очень продолжиельный период, так что в сезон цена проживания такая, чтобы оправдать затраты целого года.

Для нашего проживания выбрала отель «Постоялый двор», купившись на обещания вида на Авачинскую бухту, относительно приемлемую цену (9800 за 2 ночи с завтраками — в декабре был последний номер на «Букинге» по такой цене на нужные мне даты в августе!). В действительности это была мини-гостиница на 8 номеров на окраине города (ул. Ватутина,1).

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Наши окна выходили на проезжую дорогу, а с другой стороны дома, где якобы должен быть вид на бухту, до этой бухты было так далеко, что её можно было, наверное, увидеть в бинокль, но у меня не было бинокля. Под окнами гостиницы мы увидели большой слегка захламленный двор, с которого бухты ну никак не было видно. В остальном гостиница вполне соответствовала своей цене для конкретно этого места.

В этот отель мы заселялись уже после тура, а так как у меня в тот день была экскурсия в Долину гейзеров, то муж поехал туда самостоятельно, а я пришла уже вечером после экскурсии. Гостиница расположена на склоне Мишенной сопки, поэтому мы решили воспользоваться положением и посмотреть закат с панорамой на город. На вершине этой сопки есть смотровые площадки. Так как я пришла в гостиницу поздно, то мы быстро собралась, и рванули вперед на сопку. Но так как дороги на смотровую площадку мы не знали, а шли наобум, то забрели в район каких-то гаражей. Мы очень надеялись, что в конце рядов гаражей будет какая-то тропинка, по которой мы выйдем на вершину сопки, но нам удавалось перебраться только на очередной уровень гаражного гетто.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

После третьего уровня подъема, когда мы чуть не рухнули с этой сопки (и не поломали себе руки-ноги и прочие части тела), я увидела прекрасное царское ложе с видом на бухту (старое кресло, притащенное кем-то с мусорки и поставленное около стены крайнего гаража, что не отменяет чудесного вида!). Я нашла то, что искала! Расположившись по-хозяйски в этом прекрасном месте (любое место может стать прекрасным, если посмотреть на него под правильным углом), мы приготовились к встрече заката.

Увы, небо было затянуто облаками, поэтому яркой картинки, как в первый день, не получилось. Но серые кудряшки облаков все равно были очень симпатичными, к тому же, картинка достаточно быстро менялась.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Все эти фото я разместила в общем альбоме «Петропавловские закаты» https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/34897 . Мы же отметили окончание дня в компании с желтым игрушечным утенком, после чего пошли в гостиницу, так как на следующий день решили подробно изучить город.

Утром я выглянула в окно и слегка обалдела. Вокруг была плотная пелена тумана (специально на фото зацепила косяк окна, чтобы показать видимость). Какое счастье, что вчера была солнечная погода, и я успела слетать в долину гейзеров. Сегодня вертолёты уже вряд ли летают…

Позавтракав в гостинице, пошли в сторону основной улицы города. Так как город находится в очень сейсмоопасной зоне, то высоких домов почти нет, хотя по окраинам строят девятиэтажные современные дома. Основные виды города ничем не выделяются. Разве что меня удивило обилие рекламы со всех сторон. Как хорошо, что за последние годы в Москве это безобразие истребили.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Решили зайти на рынок, чтобы прикинуть, что купить с собой в Москву. На фасаде здания рынка я увидела надпись и картинку, которую я бы заставила размещать около многих точек в Москве — ну невозможно в некоторых местах пройти из-за перенаселенности откормленных, ленивых и бестолковых голубей!

Рынок меня очень приятно удивил с первых же шагов. Современные залы с красивыми прилавками, идеальная чистота, все продавцы в униформе, хорошая выкладка товаров. Есть чем гордиться местным жителям и есть с кого брать пример многим другим рынкам (я почти всегда хожу на рынки в тех городах мира, где бываю, так что повидала их немало!).

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Рынок разделен на зоны. Нас в первую очередь интересовала территория рыбы. К моему удивлению в аквариуме вместо рыбы на меня смотрел живой крокодил. Надеюсь, его никто не съест?

Вашему вниманию предлагаю фото прилавков с местной рыбой.

И, конечно, икрой! Вот где у меня случился некоторый взрыв мозга. Икры было так много, она вся была разная и по размеру, и по цвету, и по вкусу. Я никак не могла понять какая же мне больше нравится. Хотелось всё и сразу (взять большую ложку и есть-есть-есть).

После нескольких дегустаций решила взять паузу до вечера. Всё равно с икрой по городу мы ходить не будем, отложили выбор на несколько часов. Зато я попробована местные пирожные (везде провожу такую дегустацию), было вкусно. На выходе с рынка увидели бабулю, продающую местную клубнику. Помимо достаточно стандартных видов у неё в ведре были какие-то клубники-гиганты. Таких монстров я видела впервые. Видно, местные вулканические почвы благоприятны для таких ягод. Обращаю внимание — был август! Так как клубника — моя любимая ягода, то всегда её покупаю, когда вижу на местных рынках (пластмассовая в супермаркетах — это не клубника). Конечно же, я купила и камчатскую ягоду, только не «монстров», а обычную. Вкусная, ароматная, не очень сладкая, но вполне…

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Так как мы жили не в центре города, то проехали до него на автобусе. Начать маршрут решили с аллеи, которая ведет к центральной площади. Видно, что город потихоньку благоустраивается. Аллея из каменных берез, которые являются символом Камчатки. В городе они не такие корявые, как в горах.

Аллея проходит по берегу большого озера, от которого открывается прекрасный вид на Авачинскую бухту с памятником покровителям города Петру и Павлу.

На главной площади расположено здание администрации с огромным памятником Ленину (нижняя улица как раз называется Ленинская, а верхняя — Советская) и местный театр, в который, судя по афишам, приезжают выступать многие российские звезды.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Ну и конечно, как на Камчатке без медведей? Правда, в городе они такие безобидные, зеленые, пушистые, но иногда в город заходят самые настоящие медведи. Местные жители их уважают и везде размещают их изображения.

Если идти по Ленинской улице в сторону Никольской сопки, то проходишь мимо часовни Защитников порта.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

На этой улице осталось несколько деревянных домов, построенных еще в начале 20 века. Некоторые в относительно нормальном состоянии, некоторые — под слом.

На этом фото видно разные этапы строительства города — старые дома начала 20-го века, рядом те, что построены в советские годы (они укреплены специальными опорами и стяжками для сейсмоустойчивости) таких домов в городе больше всего, а на заднем фоне — современный стеклянный новострой (здесь это здания банков).

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Вот как выглядит местная золотая башня банка ВТБ.

Если пройти чуть дальше, то дойдешь до порта. Мы ходили туда в первый день. Оттуда в том числе возят на экскурсии по Авачинской бухте https://www.tourister.ru/responses/id_21352 . Можно посмотреть на обычную работу порта, что тоже интересно.

Виды открываются красивые.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

По пути зашли в магазин местных сувениров. Они абсолютно разные и по размеру, и по материалам изготовления, и по цене. Но, конечно, тематика в основном медвежье-рыбная.

Есть и местные обереги, пришедшие из национального фольклора.

На берегу бухты в стороне от порта есть достаточно большой пляж. Некоторые местные жители там даже купаются, но мне было достаточно купания в океане. Мы немного погуляли по берегу, подышали воздухом.

Потом поднялись к памятному месту расположения третьей батареи лейтенанта А. П. Максутова, защитившего город от нападения англо-французской эскадры в 1854 году. На берегу выставлено несколько пушек тех времен.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Чуть выше стоит памятник этим защитникам, установленный в советский период.

Ещё чуть выше расположен ещё один памятник, посвященный этой же успешной обороне города, установленный в 1881 году.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Поднимаемся по дорожке вверх на сопку Любви. Это неофициальное название этого места, официальное — Никольская сопка. Раньше на эту сопку жены моряков ходили высматривать корабли своих мужей, ушедших в море. Сейчас оно стало символическим местом признания в любви. Вот лишь несколько из надписей, которых очень много на этой дорожке.

Это в наш-то век всеобщего интернета, вотсапа, вконтакте и т. д. ! Мне эта традиция показалась очень необычной и забавной. Вот мне интересно, для чего делают эти надписи? И как они работают? Например, кто-то написал: «Лена, я тебя люблю!», потом пишет Лене «вконтакте» : «Сходи погуляй на сопку Любви, я там что-то тебе написал!». Или фотографирует свою надпись и посылает в группе в вотсапе это фото, чтобы все видели, кого он реально так сильно любит, что даже надпись на дорожке написал? Увы, спросить об этом было некого.

На стенах вдоль дорожки было несколько интересных для меня рисунков местных художников стритарта. Я очень люблю разглядывать картины таких художников. Иногда это бывают настоящие произведения искусства (в основном в тех странах и городах, где это поддерживается). Такие рисунки обычно отражают интересы и вкусы местных жителей. Петропавловсий дух мне понравился, посмотрите сами.

Пошли по дорожке на сопку в надежде увидеть сверху смотровую площадку с видом на город. Вокруг были красивые деревья.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Однако, поднявшись почти до края дорожки, мы увидели какое-то производственное здание, от которого нам навстречу вышла черная собака. Потом ещё одна, ещё и ещё… Я с детства боюсь собак, особенно чёрных (был неприятный момент, связанный с черной собакой). А здесь — целая стая. Да, они были не большие, но я не знаю, что у них в голове. Сразу вспомнила одну из самых ужасных для меня сцен из книги «Шантарам», и мне реально поплохело. Очень хотелось убежать, но муж взял меня за руку, и сказал: «Идем медленно вперед!». Я собрала в себе всё мужество и со словами: «Какие милые песики!» прошла сквозь эту шеренгу.

Любители собак, скорее всего, посмеются надо мной, а может быть осудят, но мне легче взять в руку змею, чем погладить незнакомую собаку. Причем вожак этой стаи шел за нами до самой вершины сопки. Я зафиксировала для себя пусть небольшую, но покоренную вершину, так как дорожка закончилась и дальше мы шли по тропе. Видно, что здесь бывают нешуточные ветра, если выворачивает с корнем такие деревья?

После того, как я поняла, что никакой смотровой площадки нам не найти (ну почему её здесь не сделать? в любом европейском городе она бы была непременно, ведь эта сопка в самом центре города!), стала искать место, чтобы сделать хоть какие-то кадры города.

Со стороны города у сопки был достаточно крутой обрыв. Конечно, я как-то зафиксировалась, чтобы запечатлеть виды центра города сверху, но риск сверзиться с этой сопки был намного сильнее, чем на всех горах, которые мы прошли во время нашего тура.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Решили спуститься по тропинке, которая шла в сторону центральной площади. Здесь пришлось вспомнить все те немногие правила альпинизма, которые мы освоили в туре. Это был, пожалуй, самый экстримальный из всех спусков, которые были в моей жизни. Временами я просто не понимала, как мне пройти, чтобы все себе не поломать. В результате мы спустились на закрытую со всех сторон стройплощадку, расположенную около центральной площади. Выхода не было. Пришлось мне пролезать под воротами, а мужу лезть через них.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Слава Богу, данное восхождение обошлось без потерь. После такого приключения надо было восстановить силы в кафе «Бистро», про которое я уже писала. Далее решили, что лучше заняться чем-то для нас более привычным, поэтому пошли в этнографический музей. Он расположен на соединении верхней и нижней улиц в старинном по меркам Петропавловска бывшем здании губернской канцелярии (1910–1912).

Вход стоил 200 руб. с человека. Мы даже немного походили с экскурсиооной группой, но потом поняли, что проще пройти все самим. Экспозиция не маленькая. Показаны основные животные края (опять же медведи — главные жители Камчатки!).

Бивни мамонтов, камчатские крабы, рыба, местные минералы, история вулканов и продукты их деятельности.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Показана история края, народов, которые здесь жили и живут.

Отдельная экспозиция изделий местных промыслов. Красивые поделки тончайшей работы из бивней, рогов, кости, меха.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Если вы будете когда-нибудь в этом городе, то час-два отведите на этот музей.

Нам же после пищи для мозгов пора было подумать о пище для желудка своего и всех друзей-родственников. Пора было ехать затариваться икрой. Вышли из музея и не знаем, где остановка, чтобы поехать в центр города. Спросили у женщины, которая выходила из расположенного рядом современного здания администрации. Она узнала, куда нам надо, и предложила подвести. Мы с удовольствием согласились. Загрузились в огромный внедорожник (самая популярная разновидность машин в этих местах, вы уже знаете почему). Очень хорошо пообщались с ней и её мужем. Они нам много рассказали про местную жизнь, пока мы ехали до рынка. На жизнь они совсем не жалуются. Высокие зарплаты, длинные отпуска, в которые они путешествуют по всему миру, всё у них есть. Конечно, это далеко не самые бедные жители Петропавловска, но радует, что даже в таких местах достаточно много обеспеченных, интеллигентных людей, полностью довольных жизнью.

Немного остановлюсь на теме магазинов города. У нас не было времени изучать эту тему подробно, но то, что в городе можно купить практически всё, меня немного удивило. Цены на многие продукты, конечно, слегка шокировали, но если это продают, значит кто-то покупает. Вот фото из супермаркета, в который мы заезжали во время нашего тура по Камчатке.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Так как мы очень любим пиво, то продегустировали местные сорта и разливного, и бутылочного пива. Нам понравилось, видно, вода у них хорошая, мягкая. Но для тех, кто предпочитает что-то конкретное, то выбор есть даже в маленьких магазинчиках на окраине города.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

За разговорами доехали до центрального рынка (не того, где мы были утром), и пошли выбирать икру. Я уже определилась, какие сорта икры мне больше всего понравились, взяли 3 разных сорта. Всё упаковывают в любые формочки (от 250 гр. — удобно для подарков). Там же можно купить термопакеты, правда они не очень плотно закрываются при большом количестве содержимого. Всё остальное мы заказали через нашего гида по туру у какого-то его друга (с гарантией свежести, качества и чуть более низкой цены).

Вечером нам привезли балыки нерки, крабовое мясо и ещё икры. Но почему-то не завакуумировали (мы забыли отдельно про это попросить). То есть у нас было несколько рыбин просто в пакете. И как это везти? Пришлось бегать по всем окрестным магазинчикам, искать бумагу. Хорошо, что в одном месте нашли пекарскую бумагу, в которую смогли завернуть всю рыбу. Девушки с ресепшена разрешили все разместить у них в большом холодильнике, так как купили мы всего много. И благополучно всё довезли до Москвы.

Камчатка 12. Приключения москвичей в Петропавловске-Камчатском

Родственники и друзья были рады такому маленькому привету из далекого Камчатского края (всё же икра там и у нас в магазинах очень сильно отличается по вкусу). А в нашем сердце навсегда осталось незабываемое воспоминание о суровой, невероятно красивой и не похожей ни на что Камчатке и об её чудесных, добрых, отзывчивых людях.

Камчатка — мы любим тебя!!!