Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 21 марта 18:28

Петропавловск-Камчатский — Россия Август 2017

«Ловись рыбка — большая и… ещё больше!»

Что мы вспоминаем при слове Камчатка? Обычно — вулканы, медведей, крабов и красную рыбу с икрой. Некоторые рыбаки отправляются на Камчатку именно ради ловли рыбы. У нас не было такой глобальной цели, но так как мой муж всегда мечтал о хорошей рыбалке, а здесь как раз предлагался такой недолгий блок в рамках знакомства с этим многогранным краем, то было бы глупо не включить его в план нашей поездки. Общий обзор маршрута я показала в своем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_20635 . Как я писала в общем рассказе, наш тур состоял из нескольких блоков. С какого блока начнется ваша поездка -зависит от дня её начала. Можно идти весь 12-дневный блок с начала до конца с одними людьми, а можно присоединиться к группе на каком-то этапе, а закончить с другой группой. Мы попали на начало группы, наш маршрут начался с блока «Сплав по реке Быстрой». С него и начну подробный рассказ про наше большое Камчатское путешествие.

После перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский нас разместили в хостеле, где мы отдохнули, погуляли по городу и постарались перестроиться на новое время с разницей в 9 часов. Утром за нами заехал автобус ПАЗик. Нам всем раздали большие гермомешки, в которые мы упаковали свои рюкзаки и прочие вещи. Все это загрузили в ПАЗик, и мы тронулись покорять Камчатку. Погода была поганая. Лил холодный дождь. Я очень не хотела целый день сидеть в лодке под дождем, но такова была программа. Выбирать не пришлось. Мы проезжали через город Елизово, где зашли в специализированные магазины для покупки необходимого расходного материала для рыбалки. Потом на трассе остановились около магазина с самыми вкусными на Камчатке пирожками. Как нам рассказали, в ближайшей деревне бабушки всегда пекли пирожки и продавали их на трассе в этом месте. А потом это поставили на промышленную основу местные предприниматели и бабушкам уже места не осталось. Скажу честно, что пироги действительно вкусные, огромные, жареные и печеные, начинки всевозможных видов. Одно меня огорчило — не разрешили сфотографировать всё это великолепие! Вот поражают меня такие глупые запреты! Они что думают, мы через фото скопируем необычный дизайн пирога? Или украдём рецепт начинки? Непонятнечко… Но народа там очень много. Все группы там останавливаются и закупаются в дорогу. Кстати, эти пирожки мне очень пригодились в тот день (я же с собой тоже затарилась!).

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Асфальтированная дорога, по которой мы ехали из города, закончилась достаточно быстро (во всей Камчатке всего около 200 км. асфальтированной дороги в самом Петропавловске-Камчатском, г. Елизово, где расположен аэропорт, и между этими городами. Это — всё!). Дальше мы ехали по дороге из гравия, а потом свернули на путь, по которому должны были доехать до реки, откуда должен был начаться наш сплав. Дорогой это нельзя назвать, так как это — не дорога!

Лето 2017 года на Камчатке было холодное и дождливое, дожди лили несколько дней подряд перед нашим приездом. Поэтому реки разлились, дороги размыло, и проезд к реке представлялся проблематичным. Наш главный сопровождающий в этой поездке Григорий, человек, знающий все особенности местного туризма, предложил попробовать сразу поехать на Малкинские источники. Однако, руководители компании сказали, что надо попробовать начать сплав, да и некоторые люди в нашей группе не хотели проявлять гибкость, а сказали: «По плану сплав, значит — на сплав!». Я то, конечно, подвывала: «Давайте поедем в теплые лужи, а на сплав завтра, когда по прогнозу кончится дождь!», — но кто же будет слушать незнакомую блондинку?

И вот мы доехали до огромной лужи на нашем пути, и … со всей дури въехали в неё надолго. А точнее — на 2 часа. Это время ушло на то, чтобы под дождем вытолкать автобус из этого грязного месива.

Первое препятствие преодолели, обрадовались.

Но радость была недолгой. Минут через 10 наш груженый автобус вновь завяз в непролазной грязи. И опять 2 часа толканий, подкладывания под колеса срубленных березок, обсуждений, куда и как толкать и как газовать. И всё это — под проливным дождем!!! Вот тут я поняла, что костюмы химзащиты, в которые были одеты трое наших сопровождающих — Григорий, Петр и Андрей — самая лучшая одежда для данных мест! И что новомодные мембраны наших курток — это детский лепет в данных условиях. Мужики толкали автобус, женщины стояли на улице под дождем, чтобы облегчить вес нашего автобуса, приключения начались!

Наконец-то автобус вытолкали, но начинать сплав вечером нельзя, поэтому мы поехали к Малкинским горячим источникам. Там можно было отмокать весь этот день, вместо того, чтобы сидеть в грязи вместе с автобусом.

МАЛКИНСКИЕ ГОРЯЧИЕ ИСТОЧНИКИ.

Почему же сразу не поехали к источникам? Потому что была суббота, когда очень многие местные жители выезжают в это место на пикники. Заодно они отмокают в теплых лужах с минеральной водой. Поэтому организаторы переживали, что мы элементарно не найдем места для лагеря. Народа действительно было очень много, но нам удалось найти местечко на опушке леса и разбить свой первый лагерь. Под дождем мы учились впервые ставить палатку и обустраиваться в таком маленьком пространстве.

После размещения в лагере, пошли купаться в Малкинские лужи. Местный народ расслаблялся в огромном палаточном лагере, раскинувшемся на их берегах. Шашлыки, музыка, напитки — всё, как везде в местах массового отдыха.

Лужи были разные по глубине и по температуре воды в них. Прямо из-под земли вырываются струйки минеральной горячей воды, которые смешиваются с холодной водой протекающей рядом реки.

Малкинские лужи. Камчатка.

В некоторых лужах был настоящий кипяток, а где-то вода была попрохладнее. Ощущения очень необычные. Ложишься, как в ванну с теплой водой, а потом в тебя в разных местах выстреливают струйки кипяточка. Некоторые лужи выложены по берегам камнями.

Другие — совсем дикие.

Дно каменистое, вода мутноватая от отложений лечебных грязей.

Нагревшись в теплой воде, пошли в лагерь на ужин и первую походную ночевку.

Я забрела в заросли шеломайника (таволга Камчатская) рядом с лагерем. Это огромные растения, совсем незнакомые, но мне они сразу понравились. Потом мы их видели везде вдоль реки, по которой мы сплавлялись.

Из-за смены часовых поясов с разницей в 9 часов, я засыпала первые дни только с таблетками, а муж их не пил и спал плохо. Утром он мне говорит: «Кажется, ночью ходил медведь, кто-то под утро гремел посудой!». Оказалось, он был прав. Ночью по лагерю прошел косолапый. У кого-то он утащил шашлык, у кого-то — ящик с продуктами. Из нашей продуктовой палатки мишка стащил со стола пластиковый контейнер со сладостями. Мы нашли в лесу разбросанные вафли и банку из-под сгущенки, пробитую медвежьими когтями.

Когда мы уже уезжали с Камчатки, один из директоров компании, который нас провожал, рассказал, что этого медведя убили, так как он уже стал опасен для людей. Мне его жалко, так как это мы пришли на его территорию, а не он на нашу. Но, конечно, безопасность людей важнее.

СПЛАВ.

Утром выдвинулись на сплав. Так как уже было понятно, что по вчерашнему пути мы не проедем, оставался вариант — договориться проехать к реке через завод минеральной воды, расположенный чуть ниже по течению реки от планового начала сплава.

Вот почему, развивая местный туризм, нельзя сделать хотя бы один нормальный подъезд к реке, по которой сплавляются очень многие туристические группы? Для меня этот вопрос остался открытый, как и для тех людей, которые пытаются этот туризм развивать.

Наш путь лежал на завод Малкинской минеральной воды, где её обрабатывают и бутылируют. Это самая популярная минеральная вода из тех, которые продаются на Камчатке. Мы же пробовали её прямо из источника. Там она неочищенная, слегка мутноватая, с характерным запахом. На счастье, нам разрешили пронести вещи по дороге завода (не на автобусе!), но Григорий даже нашел какую-то машину, на которой их довезли до реки.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Мы с мужем впервые были на сплаве. Я даже настоящий рафт увидела впервые в жизни. Хорошо, что с нами было трое отличных сопровождающих, которые самостоятельно занимались сборкой и загрузкой рафтов. Нас этим не загружали. Мы, сфотографировавшись на старте нашего маршрута, пошли смотреть на то место, откуда планировали стартовать вчера.

Дороги были затоплены. Я шла, постоянно боясь залить через край свои резиновые сапоги. Как же я была рада, что мы с мужем решили взять сапоги с собой. Без них нам бы постоянно приходилось надевать сапоги химзащиты, которые были среди оборудования, которое нам предоставляли, но в них было бы совсем не удобно.

Через несколько минут мы дошли до моста, ПОД которым обычно проплывают во время сплава. Сейчас он был почти затоплен, его ремонтировали после недавних ливней. Я сфотографировалась на нем на память, и мы пошли назад.

После дождя в лесу было очень красиво. Капли, как бусы, висели на цветах шеломайника.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Пока мы гуляли, рафты были собраны. Нас распределили на 3 группы с одним сопровождающим на каждый рафт. Мы с мужем попали в группу к нашему любимому Григорию и женщинам поварам Ксении и Ольге. Я сразу сказала, что никак не подхожу на роль девушки с веслом, поэтому мне предложили остаться в роли главного фотокорреспондента. Григорий был нашим главным кормчим, а Ксения с моим мужем Геной были его помощниками. Наша небольшая флотилия отправилась покорять реку Быструю.

После дождей река была очень полноводной, а течение реально быстрое. Мы плыли со скоростью 8–10 км/ч. Кормчий сразу спросил меня, пойдем ли мы по всем порогам или, по возможности, будем их обходить? Я выбрала максимально спокойный вариант. Однако река не была спокойной на всем участке. Периодически мы шли по шиверам (участкам с подводными камнями и более быстрым течением).

На второй день сплава было три участка с порогами, где кипела вся вода, и обойти эти участки было невозможно. Конечно, это был не спортивный сплав по бурным горным рекам. Однако в этих местах волны периодически переворачивают рафты, поэтому мне было по-настоящему страшно, но я верила в мастерство нашего капитана и в своего Ангела-хранителя. В этих местах нас окатывало водой с головы до ног (мы закрывались огромным дождевиком, но он защищал весьма условно). После этого нам приходилось вычерпывать воду из рафта, так что все прелести сплава я ощутила. Вот фото, как проходили один из порогов другие рафты из нашей группы.

Во время сплава мы делали несколько остановок, чтобы пообедать или половить рыбу.

Вот какими «Тремя грациями:-) " были мы на одном из привалов.

ВИДЫ С РЕКИ.

Сплав проходит по очень живописной реке Быстрая. За 2 дня мы прошли по течению около 80 км. Начался сплав в гористой части. Если внимательно посмотреть при увеличении, то на фоне горы видны два наших рафта. Я специально сделала такой кадр, чтобы был понятен маштаб.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Мы проплывали среди абсолютно диких гор, куда люди практически не ходят. Сюда нет никаких пешеходных дорог, маршрутов и троп.

Здесь полновластными хозяевами являются медведи. Они ходят здесь на рыбалку. Один из них заметил нас, когда мы проплывали мимо на рафте. Мишка решил, что мы вторглись на его территорию и очень лихо кинулся через прибрежные кусты нас догонять. Он даже пытался поплыть за нами, но рафт по течению плыл достаточно быстро. Мы были далеко от берега, так что медведь нас не догнал, а несколько кадров с ним сделать я успела.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

В одном месте Григорий показал нам притоку с темно-коричневой, но абсолютно чистой и очень вкусной водой (воду мы везде пили прямо из ручьев, она необыкновенно вкусная!). Она была коричневой от большого содержания железа. Иногда по этой протоке идет рыба, но в этот раз её не было, мы просто полюбовались маленьким водопадиком.

Постепенно горы становились более пологими, а потом мы вообще вышли на равнину. Но все виды были такими красивыми и величественными своей первозданностью, что передать это на фото, увы, невозможно.

РЫБАЛКА.

Для моего мужа, конечно, главным в сплаве была рыбалка. Нам написали, что желающим будут выдавать удочки и необходимое снаряжение, но он купил какой-то специальный спиннинг, который умещался в рюкзак (иначе за него придется доплачивать, как за отдельное багажное место). Ну и кучу всяких блесен и прочей рыбацкой хрени атрибутики. Кстати, перед сплавом все заезжали в специализированные магазины, про которые я уже упоминала. Там все с бешеным азартом выбирали блесны, на которые они точно поймают золотую рыбку рыбу своей мечты. Муж купил даже лак какого-то дико рыжего цвета, который, якобы, очень привлекателен для рыбы (неужели они так четко различают цвета в достаточно мутной воде?) и воодушевленно закрашивал им какие-то колокольчики. Блесны все должны были купить свои, так как это — расходный материал, им не обеспечивают. Там же можно купить накомарники, хобы (пенопопы — необходимая вещь!) и прочее, если чего-то забыли. Выбор огромный, магазины большие и богатые.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Самый прикол для меня оказался в следующем. В одном месте на реке мы нашли спокойную заводь, где вокруг вода кишела от кеты, рыба прыгала вокруг нас как дельфины. Там она отдыхала от сложных переходов между порогами. Но чтобы её поймать, нужен был тройной крючок с большим грузиком. И именно этого грузика не было среди всего изобилия, которое у нас было с собой. Оказывается, муж выложил все грузики, посчитав, что они будут не нужны! Как же я язвила потом надо всеми рыбаками! Ведь грузика не было ни у одного! Это, как женщина, которая, собираясь на важную встречу, положила в сумочку кучу украшений, духов, помады разных цветов, а про расческу забыла. И стоит вся в украшениях, накрашенная и растрепанная. И всех других дамочек расчески тоже нет J.

Рыбалка на Камчатке

Ну, оставим это на совести рыбаков, которые сказали, что такие снасти считаются браконьерскими. Возможно, так оно и есть. Я же не рыбак!

Тем не менее, муж пытался ловить в течение всего сплава, кидал блесну в разные места, но течение было сильное, воды много, из-за чего она была мутноватая, так что на плаву он ничего не поймал, зато сломал свой новый спиннинг и очень расстроился. Но так как нас обеспечивали удочками, то ему дали другой спиннинг, и с берега, к которому мы пристали, началась активная рыбалка.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Больше всего ловилось гольцов. Местные его даже за рыбу не особо считают, хотя она очень вкусная с нежно-розовым мясом. Её ловили в большом количестве все, кто хотел рыбачить. Я не рыбачила, а всех фотографировала и иногда фотографировалась сама с пойманной рыбой, чтобы был понятней её размер.

Вот каких гольцов мы ловили (это только отдельные экземпляры, их было МНОГО).

С нами в группе была 12-летняя девочка Алика. Её с собой взял на Камчатку папа-бизнесмен Юрий, с которым мы очень подружились, (в группу допускаются дети с 12 лет), чтобы отдыхала не только на заграничных курортах, но и изучала красоту своей страны. Я считаю, что её отец — огромный молодец и пример для подражания для других родителей. У Алики было столько новых впечатлений, в том числе она сама поймала аж 6 гольцов! Некоторых она не смогла дотянуть сама до берега, поэтому периодически мы слышали её крик: «Петя, рыба!!!», — и наш сопровождающий кидался ей на помощь.

А мой муж поймал, помимо гольцов, хариуса — эта рыба очень красивая, с большим спинным плавником и очень нежным мясом. Считается деликатесом!

Местные едят её свежей в виде сашими с соевым соусом (необычайно вкусно!), соленой или копченой.

В первый день вечером одного из пойманных хариусов разрезали на куски для ухи, но потом решили, что гольцов много и хотели хариуса выкинуть.
— Зачем вы его выкидываете?, — возмутилась я.
— Так его куски лежали рядом с другой рыбой и его уже нельзя есть свежим!
— Давайте его пожарим!
— Мы не едим жареного хариуса…
Мое недоумение, смятение, непонимание.
— А можно я его пожарю и мы попробуем?
— Пожалуйста! Вот сковородка, вот соль, мука! — (недоумение со стороны местных жителей).
Я быстренько пожарила хариуса, и мы втроем с мужем и Юрой его съели поверх огромной порции ухи. Ну, не могли мы выкинуть ТАКУЮ рыбу! По нашему общему мнению свежайший жареный хариус намного вкусней всей той рыбы, которую мы едим в Москве (зажрались они там на Камчатке!).

Но главной «золотой рыбкой» для мужа стала пойманная микижа (разновидность форели), весом более 2,3 кг! Вот какая она была красавица!

Её местные тоже едят или свежей или соленой. Одну микижу поймал Григорий, а я сфотографировала, как это произошло.

Он вечером сам приготовил её в виде сашими с соевым соусом, мастерски разделав на маленькие кусочки. Все попробовали понемногу, а потом, заметив, что у народа интерес утолен, я утащила мисочку с сашими в темный угол и схомячила сама всё до маленького кусочка. Побаивалась, не будет ли мне плохо от такого количества сырой рыбы, но оторваться от этого лакомства было выше моих сил!

А микижу, пойманную мужем, никто готовить не хотел, поэтому пришлось мне узнать рецепт засолки рыбы по-Камчатски (3 ложки сахара на 6 ложек соли), разделать (как смогла. Когда Григорий увидел как я это сделала, я думала он меня убьет, что он решил что я совсем безрукая.) и засолить её самостоятельно. На следующий день мы её съели дружно всей группой. Всем понравилось! Хотя повара приговаривали, что за это блюдо они не ручаются!

Еще наша рыбачка Ира поймала горбушу, но местные сказали, что отнерестившуюся горбушу есть все равно, что есть чуть живой труп. Поэтому мы её сфотографировали и выкинули в реку. Её задача после нереста — стать кормовой базой для своего потомства. Вылупившиеся мальки кеты высасывают разлагающуюся мякоть своих предков, растут, крепчают, потом уходят вниз по течению реки в море, чтобы, достигнув зрелого возраста, вернуться против течения в верховья той реки, где они появились на свет, чтобы дать жизнь новому потомству, принеся в жертву свое тело. Таков круговорот этой рыбы в природе.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Что еще написать про наши уловы? Рыбы было реально много! Ловили в течение всего сплава. Потом складывали в сетку, привязывали к рафту и так везли до вечерней стоянки, где её готовили.

Мы её наелись вдоволь — и в свежем, и в вареном, и в запеченном, и в соленом, и в жареном виде. А полмешка гольцов, которых мы оставили во второй вечер на берегу, перетаскала в свою нору местная лиса (женщины видели, как она довольная убегала с рыбой в зубах!). Я бы не отказалась так есть рыбу всегда. Но местные на неё уже не смотрят, предпочитая мясо и колбасу.

СТОЯНКИ.

За время сплава у нас было 2 стоянки на берегу реки. На первой мы сушили все вещи, которые промокли в первый день.

А так как мы стояли около красивой березовой рощи, то я пофотографировала местные цветы и деревья. На Камчатке главным деревом — символом полуострова является каменная береза. У нее кривой ствол, серовато-белая кора и очень плотная древесина. И вот около такой рощи мы ночевали.

Вокруг были красивые цветы и растения.

Среди них больше всего мне понравились дикие лилейники. Я даже не знала, что дикие родственники очень мною любимых цветов родом с далекой Камчатки.

Пока я разглядывала цветочки, муж весь вечер отрывался на рыбалке.

Ну, а вечером, конечно, готовили и ели рыбу!

Утром отправились на следующий этап сплава.

Вторая ночевка была недалеко от японского моста. Он так назван, так как его строили пленные японцы после войны. Сейчас он не проезжий, по нему прогодит газопровод.

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

Поляна была большая, на высоком берегу реки. Весь вечер мы в основном занимались рыбой. Готовили, ели, так что больше ни на что времени не осталось. Кстати, на очень важную тему комаров и мошек. Они были, но не в таком диком количестве, как мне представлялось дома. Может, не сезон для них был? Мы все равно надевали накомарники, чтобы они не лезли в лицо. Обычно у меня бывает очень сильная аллергия на комариные укусы. Я запаслась огромным количеством репеллентов, спиралей, разных антигистаминных препаратов, включая уколы, но укусы камчатских комаров были не болезненные и даже не оставляли никаких следов, так что лекарства не потребовались. Вообще, за две недели из всей своей огромной аптечки, которую я всегда вожу с собой, мне понадобились только таблетки для сна из-за смены часовых поясов. И всё!

Утром на четвертый день нас забрал ПАЗик. На сей раз, чтобы не повторить горький опыт первого дня, мы пошли пешком до относительно сухой дороги, а автобус со снаряжением как-то пробрался среди луж и грязи, которые называются «камчатские дороги».

Мы сфотографировались на память о первом этапе нашего тура и поехали за новыми впечатлениями. Этап «Сплав» преодолели отлично!

Контрасты Камчатки 1. Сплав по реке Быстрой с рыбалкой

ps В четвертый день у нас ещё была прогулка к водопаду Вачкажец, который тоже относится к данному блоку, но про него я расскажу отдельно.