Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 21 марта 18:28

Петропавловск-Камчатский — Россия Август 2017

Вулкан Мутновский считается на Камчатке одним из самых красивых и легкодоступных. На него, как правило, заходят все желающие. НО, при одном условии: вас довезут до подножья вулкана. А если не довезут, то здесь возможны варианты.

Лето 2017 года на Камчатке было холодное и очень дождливое. В конце июля в горах везде лежал снег. Те маршруты, по которым обычно проходят туристы, превращались в полосы препятствий. Нам еще повезло с погодой, так как на второй день нашего тура закончился дождь, а на дни восхождений на вулканы предстояла абсолютно солнечная погода, которая для Камчатки — очень большая редкость. Как проходить Камчатские маршруты, когда здесь сплошные дожди и туманы, я не представляю. Но туристы справляются.

Наш сопровождающий, Григорий — сотрудник МЧС и альпинист с огромным стажем, прекрасно оценивал погодные условия и маршрут, который нам предстояло пройти. Поэтому он предложил изменить предварительный план маршрута. Первый день решили посветить тяжелому восхождению на вулкан Мутновский, а второй день оставить на восхождение на вулкан Горелый.

Так как это было моё первое в жизни восхождение на гору, то я сильно переживала. Раньше я поднималась на горы только на автотранспорте или фуникулерах и только недалеко могла пройти сама. Дело в том, что у меня с рождения больная нога, и я всю жизнь вообще была освобождена от любой физкультуры, кроме бассейна, четыре раза училась ходить заново и несколько лет ходила с полностью атрофированными мышцами ноги. Поэтому я больше даже волновалась не за себя, а за то, что буду тормозом для всей группы. Но Григорий сказал, что мы можем пройти столько, сколько позволят наши силы (муж мой тоже совсем не спортсмен, и на гору тоже пошел впервые в жизни!). Когда мы решим, что дальше идти не сможем, то пойдем назад со вторым сопровождающим. Одних нас всё равно никто не бросит. Это вселило в меня силы и небольшую уверенность в том, что какие-то горы мы увидим.

На рассвете мы выдвинулись в путь. Сначала где-то час мы ехали от места нашей стоянки на вахтовке. Если бы погодные условия позволяли, то нас бы довезли до подножья вулкана. Но на месте пути к подножью сейчас было озеро талой воды. Некоторые джипы умудрялись объезжать это озеро, некоторые в нем тонули, но вахтовка не могла там проехать однозначно. Поэтому мы ехали по какой-то дороге, вычищенной среди снегов и любовались на вершины гор и вулканов в рассветной дымке.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Доехали до площадки около геотермальной электростанции. В этом месте очень много гейзеров, в том числе Мини-долина гейзеров, которую я обязательно потом покажу. Чтобы использовать это природное богатство, здесь построили электростанцию, которая работает на природном паре и снабжает электричеством многие участки Камчатки (поэтому тут так много линий электропередач на совсем безлюдных территориях).

Дальше нам предстоял долгий маршрут по горам до подножья вулкана Мутновский, а потом восхождение на сам вулкан. И мы выдвинулись в путь.

Я совершенно не знала, как надо правильно идти по камням, как держать палки, которые я впервые взяла в руки. Так как это не основной маршрут на вулкан, то здесь не было никаких натоптанных дорог. Приходилось идти наугад по тем камням, которые казались более подходящими. Я старалась идти поближе к группе, но достаточно быстро стала отставать.

Тяжелее всего было с дыханием. Я не понимала, как правильно надо дышать, чтобы не сбиваться с ритма, поэтому часто останавливалась, чтобы перевести дух. Хотя Григорий говорил, что это неправильно, что надо обязательно идти хотя бы медленно. Но ему легко говорить, если он всю жизнь этим занимается, а если это — впервые… ? Но мы постепенно все же поднимались. Виды вокруг были изумительные, я их замечала боковым зрением, так как в основном была сосредоточена на дороге. У меня и не было времени на нормальную фотосъемку, я плелась в самом хвосте группы и не могла позволить себе задерживаться еще больше.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Погода была абсолютно солнечной, на подъеме было жарко, многие решили раздеться, заодно и позагорать. Хотя загар в горах прилипает мгновенно, но очень просто сильно обгореть. Так случилось с нашим юным сопровождающим Егором, у которого за этот день сильно сгорело лицо. Мы с мужем, наоборот, не рисковали и максимально защищались от солнца.

Дорога проходила через какие-то развалы лавовых глыб.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Через ручьи с прозрачной водой, где мы пополняли свои запасы воды.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Иногда мы лезли по абсолютной грязи. Ох, и вспоминала я тогда рассказы Ромы Nedoma про разные виды камчатского говна (так он назвал разные виды грязи, которые неизбежно приходится месить ногами на Камчатке). Вот подтверждение на фото наших ботинок.

Достаточно подолгу мы шли по снежным полям. Хорошо, что вышли рано, когда снег еще не успел превратиться в жижу. По ней идти намного хуже.

Здесь я увидела красный снег ещё более интенсивной окраски, чем около нашей стоянки (про который я писала в прошлом рассказе). Фотографии в необработанном виде. Цвета сохранены такими, какие они есть на самом деле! Таким снег становится из-за каких-то бактерий, которые в нем живут.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

А еще мы видели желтый снег.

И черный снег.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Такая окраска у снега из-за мельчайших частиц, которые он вписывает в себя от окружающих пород.

Мы забирались по склонам, где не было никаких выступов и я, пробивая ступеньки ботинком и максимально страхуясь палками, думала только о том, чтобы не улететь по склону вниз, иначе оттуда меня вряд ли вытащат живой. Мне реально было ОЧЕНЬ страшно. Конечно, для тех людей, которые привыкли ходить по горам, мои страхи покажутся глупыми. Я видела, как наш юный 17-ти летний сопровождающий Егор, который с детства ходит в горы, почти не глядя, взлетал на склоны и перепрыгивал с камня на камень. А я думала над каждым своим шагом. Прикидывала, на какой камень лучше наступить? Не соскочит ли моя нога? Не обвалится ли этот камень? Мое состояние смогут понять только те, кто сам помнит этот страх первых шагов.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Где-то через час подъёма я четко поняла, что до вулкана не дойду. Для меня это было нереально чисто физически. Я не видела смысла из последних сил ползти до вулкана, так как осознавала, что чем дальше пойду вперед, тем больше мне придется идти назад. А так как наш маршрут состоял из подъемов и спусков, то и обратный маршрут будет не только вниз, но и местами вверх, а на это у меня реально может не хватить сил.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Я спросила Егора: «Есть ли какая-то точка маршрута, реально интересная, до которой я точно смогу дойти и потом повернуть?» Он показал мне впереди перевал, откуда открываются виды на другую сторону гор. И сказал, что до этого перевала я в состоянии дойти, а потом мы повернем назад, и сходим в малую долину гейзеров внизу. Эта перспектива придала мне сил, и, видя на горизонте конечную точку маршрута, я изо всех сил старалась побыстрее до неё дойти. На фото перевал вдали между гор.

От начала маршрута до перевала мы дошли за 2,5 часа. Здесь был общий привал. Я сказала, что мы дальше не пойдем, и предложила желающим вернуться, присоединиться к нам. Но все были полны оптимизма и желания дойти до конца. В отличие от нас, все остальные туристы нашей группы уже не раз бывали в походах и горах, поэтому им во многом было легче.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Ну, а я, поняв, что достигла своей вершины, была очень счастлива и реально горда собой. Все же я смогла преодолеть все свои страхи и неуверенность, и пройти этот нелёгкий маршрут.

Над нашим местом привала мы заметили большого сурка тарбагана. И я, ощутив прилив сил, побежала его фотографировать. Он свистел, пытаясь нас прогнать, но потом, поняв безнадёжность своего свиста, предпочёл убежать в свою нору.

Вся группа пошла вперед на покорение вулкана, который дымился своими фумаролами впереди.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

На фото вулкана видно поднимающийся оттуда дым.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

А я наконец-то смогла спокойно поснимать окружающие виды. В первую очередь меня интересовал вид на обратную сторону перевала. Там были горы с ещё одним вулканом, на который никто не ходит, так как до него очень трудно добираться, а сверху, по словам Григория, на нем нет ничего интересного.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Наконец-то я могла спокойно оглядываться по сторонам, а не только смотреть под ноги, чтобы не упасть. И нашла много симпатичных цветочков, которые выживают и цветут среди суровых камней.

Мы перекусили и отправились назад. Обратная дорога была хоть и не совсем уж легкой, но она доставляла мне намного больше удовольствия, чем восхождение. Я никуда не спешила. Мы шли в своем темпе, болтали на разные темы. Могли в любом месте остановиться, чтобы поснимать, например, поляны розовых краснокнижных рододендронов, и я даже успела полежать среди них.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Я начала замечать то, что никогда бы не заметила, если бы шла с группой. Например, стрекозу на снегу. Да, она была уже не живая. Но всё равно такое сочетание несочетаемого в очередной раз меня очень удивило.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

А еще мы видели остатки селей.

И красивые цветные камни.

Пирамиды из камней.

И огромные лавовые камни.

Мы вышли по снегу к какому-то обрыву.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Навстречу нам шло очень много туристов. Некоторые, как и наша группа, шли налегке. Но были и настоящие туристы. Как же меня поражают эти девочки-муравьи, тащащие на своих хрупких телах такие огромные рюкзачищи! Настоящие фанаты туризма, по-другому не назовешь!

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

А потом внизу показались гейзеры, к которым мы шли.

Если честно, то я уже так устала, что у меня даже не было сил нести свой фотоаппарат (с рюкзаком, даже маленьким, я бы вообще никуда не дошла. Не из муравьиного я племени!). Егор — прекрасный, умный, надёжный мальчик, но по поведению и поступкам — настоящий мужчина, помог мне его нести. По ходу мы с ним обсуждали модели фотоаппаратов, их плюсы и минусы. Он по возрасту на 4 года младше моего сына, но насколько же старше эмоционально! Все же горы очень хорошо выковывают характер!

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Впереди во всей красе было видно вулкан Вилючинский.

И если многие туристы, бывая в Египте около пирамид, делают фото с пирамидой в ладони, то я решила сделать такое фото с вулканом. Скажите, что пошло и примитивно? А вы много видели таких фото с вулканом Вилючинский? Я — нет!

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

Спустились к вахтовке мы где-то через 7 часов после нашего выхода. Для нас такой марш-бросок был максимально возможным. С большой радостью я увидела внизу здания. Мы вернулись!

Около часа мы отдыхали в вахтовке.

Камчатка 4. Долгая дорога к вулкану Мутновский.

После передышки пошли к малой долине гейзеров, которую покажу в отдельном альбоме. Там мы гуляли в общей сложности 2 часа. А потом еще 2 часа ждали возвращения нашей группы. Они вернулись через 12!!! часов после выхода. ОЧЕНЬ уставшие! Этот маршрут был сложным даже для очень опытных туристов. Одна женщина не смогла немного дойти до верха, осталась ждать группу на камне, и сказала, что вспоминала наше предложение вернуться, но было поздно. Никто не предполагал, что этот поход будет настолько изматывающим.

Ну, а мы были очень довольны, так как трезво рассчитали свои силы, испытали многие прелести альпинизма, увидели замечательные виды гор, пофотографировали в свое удовольствие, погуляли по долине гейзеров , и у нас были силы и задор на покорение вулкана Горелый. И мы на следующий день сделали это! Но об этом — в моем следующем рассказе.

Полная версия рассказов про тур "Контрасты Камчатки":

https://www.tourister.ru/responses/id_20705 Камчатка 1. Сплав по реке Быстрой.
https://www.tourister.ru/responses/id_20802 Камчатка 2. К водопаду в районе вулкана Вачкажец.
https://www.tourister.ru/responses/id_20960 Камчатка 3. Стоянка на медвежьей поляне.
https://www.tourister.ru/responses/id_21164 Камчатка 4. Вулкан Мутновский.
https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/34164 Камчатка 5. Малая долина гейзеров.
https://www.tourister.ru/responses/id_21270 Камчатка 6. Вулкан Горелый.
https://www.tourister.ru/responses/id_21352 Камчатка 7. Морская прогулка.
https://www.tourister.ru/responses/id_21443 Камчатка 8. Около Авачинского и Корякского вулканов. Гора Верблюд.
https://www.tourister.ru/responses/id_21517 Камчатка 9. Океан. Халактырский пляж.