Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Петропавловск-Камчатский — Россия Август 2017

Над поездкой на Камчатку я думала несколько лет. При первоначальных планах главным пунктом была экскурсия на вертолете в Большую Долину гейзеров. Бывалые люди мне сказали, что ради того, чтобы туда попасть, лучше лететь на Камчатку на 3 недели. Тогда есть какая-то вероятность туда попасть. Я не очень поняла, почему, но знала, что на 3 недели никак не могу полететь в те края. И вот, когда в прошлом году вплотную начала заниматься изучением вопроса, то увидела ценник на эту экскурсию, который резко остудил мой пыл. 37000 руб. за шестичасовую поездку! Официальная цена! Тут моя хотелка вступила во внутренний конфликт с жирной жадной жабой.

— Я так хочу увидеть настоящие гейзеры!,- говорила хотелка.
— За 37 тысяч ты сможешь посмотреть ещё один город Европы!, — отвечала жаба.
— Да, но в Европе нет гейзеров!
— Твой перелет на Камчатку и обратно стоил 22000, а здесь 37000! За эти деньги можно слетать на другой конец Земли, причем туда-обратно!
— Но с других концов земли люди специально летят сюда, чтобы увидеть это уникальное место!
— Это стоимость больше половины твоего 12 — дневного тура на Камчатке, то есть почти за 7 дней, а здесь — 6 часов, чувствуешь разницу?
— Но иногда за 1 день можно увидеть намного больше, чем за целый год!
— А если ты там не увидишь ничего необычного за такие-то деньги?
… Здесь я решительно пресекла этот конфликт, иначе дело бы могло дойти до рукопашной, а согласитесь, бить саму себя по щекам как-то неправильно!
«Будет день и будет пища!» , — ответила я примирительно обеим сторонам конфликта любимой фразой своего папы. Но необходимую сумму заныкала на дебетовой карте.

Как я уже писала, наш тур был рассчитан на 12 дней. А билеты я купила так, что после тура у нас было ещё 2 полных свободных дня. Организаторы тура сразу предложили забронировать какую-нибудь экскурсию на вертолете, если будет летная погода. Но жаба сказала: «Сейчас! Не успели прилететь, сразу платите ещё денег. Мы сначала посмотрим на вашу Камчатку с земли. Стоит ли она того, чтобы лететь над ней на вертолёте?». Я не стала ей перечить. Потом у нас начался сплав, на котором мы общались с другими туристами из нашей группы. Несколько человек прилетели за несколько дней перед туром и уже успели слетать в долину гейзеров. Они сказали моей жабе: «Ты же прилетела так далеко! Возможно, больше никогда сюда не попадёшь. И вдруг у тебя будет шанс попасть в один из самых красивых и загадочных уголков планеты, а ты его упустишь? Ты же себе этого не простишь!» Жабе нечего было возразить. Она тихо уползла в дальний угол. Жаба мужа была более непреклонная: «Ты там можешь и без меня погулять! А с меня и тура хватит».

После сплава, когда у нас выпал шанс пообщаться с директором компании, которая организовала наш тур, я попросила забронировать мне полет в Долину гейзеров. Он пообещал это сделать, если будут свободные места. Но необходимо сразу делать 100% предоплату, причем отказаться перед полётом нельзя, деньги не возвращают. Хорошо, что есть интернет и мобильный банк, так как наличные в таком количестве с собой я не возила. А так смогла быстро провести оплату. Потом у нас было ещё 9 дней тура, когда погода менялась кардинально. Но в последний день, когда мы были на океане, погода была отличная https://www.tourister.ru/responses/id_21352 . О том, будет экскурсия или нет, сообщают накануне вечером. Я очень переживала, так как вертолеты летают исключительно в солнечную и безветренную погоду. А такая погода — огромная редкость на Камчатке. Вот почему многие по 3 недели там сидят в ожидании, а у меня было только 2 дня! Около семи вечера мне позвонили и сказали, что прогноз погоды хороший, и я в 11–00 должна приехать к точке сбора в центре города, где нас заберет автобус и отвезет в аэропорт.

Заранее приехала к точке сбора. Постепенно там собралось несколько человек. Невдалеке от гостиницы, около которой мы собирались, остановился автобус. Так как других автобусов поблизости не было, то я сразу решила, что это то, что нам нужно. Водитель подтвердил, что он действительно должен кого-то привезти к вертолетам, и я спокойно заняла место в салоне. Несколько человек неуверенно последовали моему примеру. Но была группа лиц, которые, наверное, ждали каких-то встречающих со списками, транспарантов с приветствиями или красной дорожки к автобусу. Наверняка, жертвы групповых туров! Они долго недоуменно ходили вокруг автобуса, но когда поняли, что никто с микрофоном не бегает, списки людей не выкрикивает, а мы готовы уехать без них (а деньги за поездку не возвращают!), то всё же решились поехать со всеми. Вот такое поведение меня очень удивляет, но оно достаточно типично для многих наших людей.

Меньше, чем за час мы доехали до вертолетного аэропорта «Витязь-Аэро». Это современное здание с большим залом ожидания, небольшим кафе, хорошей организацией. Каждый день отсюда вылетает несколько туристических вертолетных групп по различным маршрутам. Самые популярные — «Долина гейзеров» и «Курильское озеро». Каждому пассажиру после предъявления паспорта и проверки списка, выдают номер рейса. Потом сидишь и ждешь, когда объявят твой рейс на посадку. Туристов много. Всё, как в обычном аэропорту. Но есть одна особенность. Вылеты проходят не в определенное время, а в зависимости от погодных условий. В один день со мной несколько туристов из нашей группы, с которыми мы были в туре, собрались полететь на Курильское озеро. Они выехали в аэропорт рано утром, но когда я туда приехала, ещё ждали вылета. Мне рассказывали, что если погода портиться, то вылет могут отменить в любой момент, даже после того, как он начнется. Мне повезло. Ждала минут 20, после чего нас пригласили пройти к вертолету.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Наш борт был очень красивый. Новый вертолет с оригинальным рисунком лаек носил имя Юрия Еремина. В интернете я нашла очень интересный рассказ про этого отважного пилота вертолета, спасшего от неминуемой гибели во время шторма команду японского рыболовного судна http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5403/ .

Во время экскурсии я увидела еще один красивый именной вертолет имени вертолетчика Григория Захарова.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Наша группа разместились вдоль стен салона вертолета. Всем выдали наушники, которые защищают от шума пропеллера во время полета, полетели.

В этом рассказе я хочу показать фотографии, которые я сделала из иллюминатора вертолета. На некоторых будут попадаться тени от пропеллера вертолета, извините. На мой взгляд именно то, что я увидела из вертолёта, было самым интересным и невероятным в этой экскурсии. Но из всех, кто летел со мной, только я одна сидела прилипшая к иллюминатору и не могла скрыть своего восхищения. К моему величайшему удивлению, все остальные восприняли полет, как поездку в метро от одного места к другому. Они дремали, сидели, уткнувшись в свои телефоны, и выглянули в иллюминаторы только дважды, когда мы пролетали над самыми интересными вулканами и наш экскурсовод показал им знаком, что надо посмотреть. Такое поведение наших туристов (иностранцев в группе не было) стало для меня одним из главных потрясений в поездке. Как можно заплатить 37 тысяч рублей за 6 часов и проспать самое интересное??? При этом многие летели семьями по 2–3 человека! А ещё кто-то говорит, что у наших людей проблемы с деньгами? По-моему у многих проблемы другого характера… Простите за мои эмоции, но по-моему читатели сайта меня должны понять!

А теперь от длинной текстовой части, перейду к фотоблоку. Здесь описывать почти нечего, так как всё равно эти виды описать невозможно, да и фото, если честно, не очень передают масштаб красоты, который открывался мне в окно иллюминатора. Но, что смогла сделать, тем поделюсь.

Недалеко от аэропорта мы пролетели над устьем реки и участком, где вся земля разрезана на разноцветные лоскуты небольших посадок. Что там растят, мне не смогли рассказать.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Потом вертолет взял курс на горы, где-то с голыми камнями, где-то с обильной растительностью.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Среди гор белыми клоками лежал снег. И это — в августе!

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Иногда мы пролетали мимо вулканов и остатков лавовых пород, застывших после извержений.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Склоны гор, поросшие кедрачом.

Часа через полтора мы подлетели к Долине гейзеров. Вот как выглядит это место сверху.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Вертолеты летят по одному маршруту с определенной периодичностью, чтобы постепенно заполнять вертолетные площадки, сменяя друг друга, и чтобы группы туристов по очереди проходили маршрут.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Следующим пунктом нашей экскурсии была кальдера вулкана Узон. Она сформировалась еще около 40 тысячелетий назад. Когда-то ее место занимал конусовидный вулкан высотой более 3000 м. Именно его внешняя кромка сегодня обрамляет периметр кальдеры. Вершина же вулкана «провалилась» в опустевшее от вулканических извержений пространство. Её площадь около 150 квадратных километров (9×12 км).

Плоское дно кадьдеры расположено на высоте 700 м над уровнем моря и на её поверхности есть несколько озёр, в которых происходит активная вулканическая деятельность. Я покажу это в следующем рассказе, а вот вид сверху на сотни озер кальдеры.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Края кальдеры окаймлены крутыми уступами с высотой до 800 м. Высшая точка Бараний пик, названый так из-за большого количества обитающих там баранов.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Вертолет иногда пролетал над пеленой облаков.

А потом опять под нами расстилались складки зеленого бархата камчатских плоскогорий.

Подлетаем к очередному вулкану, крутые склоны которого местами покрыты снегом.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Экскурсовод показывает нам, чтобы мы посмотрели в иллюминатор. Впрочем, я не отлипала от него ни на секунду во время всего полета. Это вулкан Малый Семячик. Высота вершины 1560 м.

Кратер Троицкого, один из основных кратеров вулкана, получил своё название в честь В. Д. Троицкого, который был участником ряда камчатских экспедиций и занимался обследованием вулкана Малый Семячик. Находящееся в нём озеро светло-зелёного цвета (такая окраска вызвана мельчайшими плавающими в толще воды частицами серы, вынесенными подводными фумаролами) было впервые обнаружено и описано В. И. Влодавцем в 1946 году.

Троицкое озеро весьма велико: его диаметр — около 500–600 метров, а площадь — более 200 000 квадратных метров. Глубины составляют от 117 до 140 метров (в активной воронке у восточной стены). Уровень воды в озере колеблется, в 1986 году наблюдалось его повышение до 12–13 метров. Минерализация воды достигает 40–50 граммов на литр, что заметно превышает содержание солей в морской воде. Поэтому вода озера имеет обжигающе кислый вкус, температура ее 30–40 °C.

Вулканологи, обследовавшие озеро на резиновой лодке, с трудом добрались до берега, так как растворённые в воде кислоты разъели алюминиевые лопасти вёсел. Для путешествия к центру озера пришлось надевать предусмотрительно захваченные противогазы.

Считается, что кратер Троицкого появился около 400 лет назад в результате мощного взрыва, а его современная форма объясняется неоднократными последующими обрушениями стенок воронки. Что касается кислотного озера, то оно, как предполагают учёные, образовалось сравнительно недавно. Причиной его возникновения, видимо, стало извержение.

В последнее время наблюдается остывание Троицкого озера. С 1992 года оно стало замерзать в зимний период. В некоторые зимы оно покрывается ровным снежным покровом, в другие годы на поверхности остаются незамерзающие участки. Но запах серы не исчезает никогда. (http://www.planet-earth.ru/maly-semyachik/)

Вот как выглядит это невероятное озеро на фото.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Мы облетели озеро вокруг, чтобы все могли насладиться его красотой. Причём вертолёт пролетел так, чтобы было видно по очереди туристам, сидящим с обоих бортов вертолета.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Около вулкана тоже интересная территория с какими-то маленькими кратерами.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Потом мы пролетали над какими-то горами, у которых, наверняка есть какое-то название, но я такое видела впервые в жизни. Очень мне понравились такие складочки!

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Подлетели к синему Карымскому озеру, над которым висел бурый дым.

Откуда он? Из кратера Карымского вулкана. Высота его вершины в виде правильного усечёного конуса 1468 м. Кратер постоянно выделяет горячие газы. Это один из самых активных действующих вулканов. С1852 года зафиксировано более 20 его извержений. Последнее было в 2015 году.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Меня привело в полный восторг наблюдение за очередным выбросом газа. Сначала над кратером образовалось маленькое облачко, которое поднималось, увеличивалось, и постепенно над вулканом образовалось новое дымное облако.

ф

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Этот вулкан — самеое незабываемое зрелище, которое я наблюдала на Камчатке!

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

Еще несколько минут любовалась красивыми панорамами.

Несколько видов заснеженных горных вершин.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

На горизонте появилась кромка океана. Мы приближаемся к аэропорту.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

После чуть более шести часов экскурсии, мы вернулись в аэропорт. Здесь каждому из нас выдали сертификат, подтверждающий, что мы действительно побывали в уникальном месте нашей земли.

ps. Стоила ли эта экскурсия тех денег, которые я за неё заплатила? По объёму и силе полученных впечатлений я бы оценила её максимум на 200 евро. Но, учитывая уникальность того, что мы увидели (и что я ещё покажу в следующем рассказе), я рада, что не послушала свою жабу. А уж со своей — разбирайтесь сами! Направлений для путешествий по Камчатке очень много.

Камчатка 10. На вертолёте над вулканами

О том, что мы видели на земле во время этой удивительной экскурсии, можете почитать в моём следующем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_21737 .