Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Сигнахи, Телави, Тбилиси — Грузия Июль 2015

Предыдущие части рассказа:

1-я часть

2 -я- часть

3-я часть

4-я часть

Завершаем путешествие по Грузии поездкой в восточную её часть, родину грузинского виноделия, Кахетию.

Образовалась небольшая проблема с выездом из Тбилиси на правильную дорогу. Проклятый навигатор взбунтовался и водит по кругу. Надо сказать, Тбилиси очень запутанный город, на мой взгляд. Развязок много, на скорости в потоке не успеваешь разобрать надписи на грузинском и английском языках и, бывает, уезжаешь не туда, куда надо.

Зато покрутились по городу еще раз и посмотрели те места, куда не дошли ногами.
Отъехав от столицы, на дороге увидели коричневую табличку — «Монастырь Давид-Гареджи».
От основной трассы до монастыря километров 20. Дорога сносная. Ямки кое-где есть, но не убойные.

Монастырь этот считается одной из основных достопримечательностей Грузии, где-то на уровне Уплисцихе и Вардзии.

Основал здесь монастырь еще в 6 веке преподобный Давид, правда, сириец, а не грузин. Он сначала просвящал народ недалеко от современного Тбилиси, но, что-то там не поделив с местными зороассирийцами, ушел в эту пустыню.

Постепенно появившиеся у него ученики, как пехотинцы перед танковой атакой, понарыли в скалах множество пещер и схронов и теперь обойти все надо не один день.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Конечно, много тут всего, но, на мой взгляд, с Вардзией не сравнить, хоть там и обвалилось пол-скалы.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Вокруг голая пустыня, тем не менее с интересными природными образованиями. Иногда цвет породы ярко-красный.

Местные охранники предупредили чтобы мы внимательно смотрели под ноги — здесь полно злых как собаки кусючих, степных гадюк. После этого интерес к пещерам резко упал — большинство смотрело только под ноги.

На обратном пути вильнули по пустыне, забрались на какой-то бугор, преступно нагло посмотрели в сторону Азербайджана через головы грузинских пограничников сидящих в своих будках — до Азербайджана 2 км.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

По всей Кахетии просвистели почти не останавливаясь. До Телави.
Для меня было открытием, что все эти населенные пункты гордо носящие названия знаменитых вин — Цинандали, Мекюзани, Хашими (Саперави), Кварели (Киндзмараули) — это всего лишь навсего обыкновенные села, при чем неухоженные и грязноватые.
А что еще более печально — винаводов нет. Те, что мы встречали, давно не работают, все заброшено. Через забор сфотографировали один большой винзавод. Местные сказали — рухнуло все после Советской власти.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Хотя, полей с виноградниками много

Все производство вина отдано частным небольшим компаниям и найти винный магазин, где можно было бы купить настоящего грузинского кахетинского вина оказалось не просто.
Совет местных жителей — не покупайте в маленьких магазинчиках — обманут, только в больших.
А где в селе найти большой магазин?
Правда, несколько городков на пути оказались более-менее похожи на города.

Гурджаани

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

(особо вообще непримечательный городок, даже не фотографировал, поэтому фото с Интернета)

Телави. Это столица Кахетии. Очень привлекательный городок.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Заехали в частную винодельню. Ничего так, симпатичненько. Но, расчет чисто на обувание туристов. Узнали цены на вино, а они начинаются от 30 лари (700–800 рублей) и сделали ноги.

Вина, конечно, набрали — в приличном винном магазине в Телави. Цены от 12 до 20 лари. Впоследствии, дома оказалось, что вино очень хорошее, настоящее и жалел что взял маловато.

Немного блуданули и из Телави пришлось возвращаться обратно чтобы найти поворот на Сигнахи.
Здесь небольшое отступление.
Проехав в обратном направлении в поисках поворота на Сигнахи и чувствуя, что он где-то рядом, пошел спрашивать.
На обочине стоит полицейская машина. Подхожу. Сидят два здоровенных полицейских, я перед ними со своими 180, как ципленок. Что-то пишут оба, обложились бумагами.
В щелочку спрашиваю — Не подскажите далеко до поворота на Сигнахи?
Тот, что за рулем, посмотрел на меня. Молча откладывает все бумаги, открывает дверь, выходит из машины(!!!).
Его речь дословно:
 — Здравствуйте! Вам надо проехать пять километров. На трассе увидите пост ГАИ, перестроитесь в левый ряд и перед постом поверните налево. Дальше по прямой дорога приведет Вас в Сигнахи.
Осторожнее, там крутые повороты и гуляет скот. Счастливой дороги!

(Причем, как потом оказалось, тоже самое он мог свободно сказать и на английском).

И сел в машину только тогда, когда я поблагодарил, сел в свою и проехал мимо.
Скажите, в нашей любимой стране вы такое представать можете?
Меня, например, еще долго мучила совесть, что оторвал человека от дела.

И вот, наконец вдалеке показался Сигнахи.
Забегая вперед, могу сказать — это город-сказка!

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Сигнахи расположен на трех отрогах горного хребта и, как бы, нависает над Алазанской долиной.
В древние времена здесь была большая крепость и город расположен частично в ней, частично за её пределами.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Центр города — новенькие дома, магазины сувениров, кафе и рестораны, скверы с лавочками, улицы, выложенные брусчаткой, множество памятников и памятных знаков, музей Пиросмани…

Город в недалеком прошлом — большое, Богом забытое, село. Саакашвили решил превратить его в туристический центр. По рассказам местных — хозяина отеля, таксистов, средства в реконструкцию города вкладывали назначенные им грузинские миллионеры по обязаловке. А не дашь денег — заберем всё.
Сейчас круглогодично город полон иностранных туристов, местные жители при работе и имеют неплохой доход.
Как вы думаете, как они относятся к Саакашвили?
Кстати, по опросу встречающихся грузин по всей стране об отношении к власти прежней и нынешней, у меня сложилось впечатление, что Грузия разделилась пополам — половина за Мишу, половина — против.
Но, и те, кто против, нынешней властью очень недовольны — при Саакашвили хоть что-то делалось, после — вообще ничего.

После Сигнахи посещение монастыря святой Нины, по дороге. Здесь она закончила свой земной путь и под алтарем, по преданию, её прах.

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Умудрившись как-то объехать Тбилиси с его виадуками, пробками по неведомой до этого объездной дороге, остановка в Джвари, чтобы щелкнуть то место, про которое Лермонтов написал когда-то:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

Грузия. Сванетия и Кахетия. Часть 5, заключительная

Дальше нас ждала ночевка на Жинвальском водохранилище с купанием в нем, восхитительная пробка на пол-Военно-Грузинской дороги, которую умудрились проскочить всего за 4 часа,

Последняя ночевка в Армавире и мы дома.

Подводя итоги отмечу — по красоте увиденного это была самая моя яркая поездка по Грузии.
Следующая путешествие по Грузии будет на следующий год только по самым красивым местам, с возвращением через Алазанскую долину, Азербайджан, Дагестан и Чечню.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия