Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Кутаиси, Гори — Грузия Июль 2015

1-я часть — здесь

Итак, город Гори — родина отца всех народов Сталина.
Раньше я думал, что в центр созданный для музея специально перетащили лачугу, в которой вождь еще детёнком жил. Оказалось, наоборот. Хибара эта как стояла, так и стоит, а вокруг неё построили музей, поставили его вагон, огородили.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

На аллее, которая начинается от музея — постамент. Говорят, там установят памятник Сталину.
Но, спор о том, ставить ему памятник или нет идет среди самих горожан. Много его сторонников и почитателей, много и противников

Особого восторга Гори не вызвал, обычный городишко. Симпатичный центр, административные здания, несколько фонтанов… Хотя, сюда приезжает иностранцев едва ли не больше чем в Тбилиси — услышав слово «Сталин» иностранцы слетаются сюда как мухи на… не, как пчелы на мед.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Хозяин частного отельчика, а вернее сказать, просто дома, оборудованного под гестхауз, Тимур, на следующий день повел нас по храмам и крепостям. Он очень хорошо знает историю Грузии, своего города. Рассказы эти проходили с заметным религиозным оттенком, но, с этим приходилось мириться учитывая общий интерес. Естественно, посетили все христианские храмы, которые были по дороге.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

В самом центре Гори на не особо большом бугре крепость Горисцихе. Вход свободный, наверху никого. Только в будке сидел одинокий охранник, да тот, как только мы пришли, посмотрев на часы и, видимо, не дождавшись смену, пошел вниз, искать напарника.
Крепость Горисцихе построена в средние века, но, говорят, на её месте было еще более древнее античное сооружение. Землетрясение произошедшее в каком-то страшно махровом веке обнажило еще более древние постройки.
Отсюда, со стен крепости, открывается панорама на весь город. Тимур показывает нам здание гимнизии, в котором учился маленький Васо.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Мы были здесь на следующий день после наводнения в Тбилиси, во время которого погибли люди, поэтому флаг Грузии был приспущен.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Несколько необычный памятник у подножья крепости — жертвам, погибшим во время конфликта 2008 года в Южной Осетии, когда российские танки вошли в Гори. Фигуры с оторванными руками и ногами, без голов…
Не берусь судить что именно тогда было, но когда танки одной страны свободно ездят по территории другой, наверное, это не нормально.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Прощаемся с нашим гостеприимным хозяином гестхауза Тимуром и его всей родней (Слава Богу, обошлось без застолий и тостов с клятвами в вечной дружбе), покидаем Гори и направляемся в сторону Кутаиси. Остановки на шоссе, для того чтобы быть хорошенько обманутыми местными торгашами при покупке черешни. Торговля есть торговля. В ней всегда кто-то один дурак.

В этот раз — мы. Стоит черешня 4 лари (100 рублей), а так как надули на пол-кило, вышла по 150.
Вкусная вдвойне, и, чтобы не терять деньги, глотали с косточками.

По дороге делаем крюк километров в 25 в город Чиатура — бывший центр марганцевой добычи. Там со времен СССРа все давно и успешно не работает. Только частные лавочки чуть ли не лопатами копают руду в мизерных количествах.
Город известен тем, что в нем 46 канатных дорог (!!!). Сейчас работает 11 штук. Они не для туристов, а для доставки местных жителей на горы в спальные районы и спуска оттуда в центр города. Поэтому кататься на любой можно бесплатно и сколько хочешь. Все оборудование старое, ветхое, ржавое, с дырками в полу и стенах, скрепит, но… работает.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Когда от канаток стало подташнивать поехали искать манаха на скале в ските.
Вот здесь он живет. Называется этот палец — столп Кацхи. Это природное известняковое образование высотой 40 метров. С незапамятных времен наверху устроен скит для отшельников.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Местные рассказывают, что предыдущий отшельник вообще не спускался. Там и представился, благо до бога рукой подать.
А нынешний спускается вниз по лестнице и помогает монахам, кирпичи на стройку таскает.
Не тот отшельник уже пошел… Хотя, позже выяснилось, что там совсем другая история и о монахе более подробно я расскажу в следующем рассказе о Грузии.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

В Кутаиси остановились на 3 ночи в шикарном 4-х этажном доме у хозяина Кахи. Тимур, хозяин гестхауза в Гори, дал нам наводку на проживание в Кутаиси. Но, первый миниотель нам не понравился и нам тут же предложили другой. Так мы оказались у Кахи. Стоимость проживание в пределах 20 лари (рублей 400–450).

Несколько раз Каха бесплатно вывозил на своей машине желающих в город, показывал основные площади, проспекты, достопримечательности, хвалился, что чуть ли не сам создал ботанический сад, являясь каким-то депутатом.

Из города уже сами выезжали на осмотр всего и вся в округе
 — заповедника Сатаплия, где сохранились следы динозавров грузинского происхождения.
Правда, попали неудачно туда — шел ремонт и в этот день заповедник не работал. Поэтому, один жалостливый охранник пропустил, а встретившийся начальник вежливо выпер за ворота. Но, что-то посмотреть успели.

— пещера Кумистави или пещеры Прометея

Почему пещера Прометея и почему грузинского Титана загнали под землю так никто объяснить не смог. Вообще-то я заметил, что идея «Прометей под землей» на Кавказе понравилась — абхазы «своего Прометея» тоже спрятали под землю — пещера Абрскила в Очамчирском районе. Тот не чистый Прометей, но такой же богоборец, наказанный за вольнодумство.

Народа на осмотр пещеры очень много. Рассказ ведется на грузинском, английском и русском языках. Желающие послушать будут ждать свою «родную» экскурсию. А я думаю, слушать в пещерах байки экскурсоводов совсем не обязательно — надо смотреть. Тем более были случаи, что они такое несут…
Могу сказать, что пещера Кумистава потрясающая по красоте и я ее смело ставлю в пятерку самых красивых пещер, которые я видел.

— каньон Окаце

А это вообще сверх всех ожиданий. Никогда не видел чтобы в оборудование экскурсионного объекта было вбухано столько денег на металл, бетон… да сами работы сколько стоили, ведь для того чтобы укрепить все настилы, наверное, приходилось висеть над пропастью на веревках забивая и вкручивая в скалы опоры.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Дорожка над пропастью тянется немного-немало с километр, а то и больше. Вниз, в каньон, пока спустится невозможно, охранники говорят, что завершена только пятая часть работ. Заканчивается прогулочная дорожка нависающей над пропастью платформой. Там вообще дух захватывает. И не все идут до конца платформы.

Возвращаться к машине нужно по другой дорожке по самой кромке каньона Окатце. Везде аккуратные ступеньки, переходы, скамеечки, места для отдыха. То есть, все продумано для людей.

По пути к нашей гостинице в какой-то деревне увидели вот такого симпатичного мельника и он продемонстрировал как работает настоящая водяная мельница на горном ручейке и перемалывает зерна кукурузы в муку. Причем его самого сначала не было, а когда он из дома увидел что к мельнице подошли посторонние люди, пришел, все показал и рассказал.

Грузия. От Сванетии до Кахетии. Часть 2

Второй день пребывания в Кутаиси подошел к концу и завтра двигаемся дальше, в Зугдиди и Сванетию. Прощание с хозяином Кахой затянулось по грузинским обычаям — «ну, еще по стаканчику и счастливого пути!…" Пришлось смириться. Через пару часов прощаний наконец трогаемся в путь. Впереди у нас Сванетия.

Но, об этом в следующей части.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия