Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Поронайск — Россия Сентябрь 2008
Западная часть озера Невского

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Вы когда-нибудь видели в России дороги, которые сделали муравьи? Я до 2008 года и не представлял, что муравьи могут делать дороги. Не автобаны для людей конечно, а широкие дороги, для себя любимых. Помните детскую загадку, про то, какое животное сильнее всех? Да, муравей, потому как поднимает больше своей массы. Ну вот представьте размеры муравья в сантиметрах и дорогу шириной 10 см, по которой он и миллионы ему подобных спешат в муравейник. Причем дорогу, которую сами построили. Срезали «деревья» (мох-ягель), убрали их, а потом полотно «утрамбовали» и «утоптали». Вот и получилась хорошая удобная дорога с двусторонним движением. В муравейник бегут по правой стороне, от муравейника, по левой. Очень пожалел, что объектив для микросъемки не взял…

Дороги мирмиков

Может (и наверняка) про это уже где-то написано, но я дорогу увидел впервые. Меня так поразило, что я задумался не только о мирмиках, но и вообще, типа о мировой революции…

В частности о том, что есть работа. Вот муравьи движимые инстинктами, всю жизнь в соответствии со своим статусом выполняют постоянную или возрастную монотонную работу. Разнообразие не у всех видов, некоторым «везет» — они могут менять вид работы. Например, самые молодые рабочие бывают няньками, ухаживают за расплодом и самкой. Когда взрослеют, переквалифицируются в строители и затем в фуражиры. Когда добывать пищу и таскать ее в муравейник становится трудно и подходит старость, они становятся хранителями продовольственных запасов, сторожами или наблюдателями. Как это похоже на нашу систему труда вообще и, например, на военных пенсионеров в частности.

А увидел я муравьиные дороги в светлохвойном лесу, в сентябре 2008 года, на берегах озера Невского, в Поронайском районе, куда отправился со своим другом Сергеем и своей второй половинкой. Но, обо всем по порядку.

карта маршрута

Поездка была задумана с целью отдыха, рыбалки и сбора ягод сроком на 5–6 дней. Исходя из этого, сделали раскладку по продуктам, залили «Ниссан-сафари» под жвак и поутру выехали в Поронайск. Дорога пролетела быстро, к 12.00 были в городе, а к 13.30 на Невской косе. Я в своем посте «Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена» https://www.tourister.ru/responses/id_18947 и Сергей Новопашин в посте «Сахалин. Сисука, Нокоро и дальнее море Ламское» https://www.tourister.ru/responses/id_19195 подробно описали дорогу от Поронайска, через Саки и Невскую косу, поэтому это дублировать не буду, а вот описание этого места, думаю здесь будет уместным.

Недавно, на Туристере вышла серия постов под общим названием «Сахалин. Полуостров Терпения» https://www.tourister.ru/responses/id_18901 где я рассказывал о мониторинге полуострова Терпения. На самом деле мониторинг 2005 года — это исследование берега на протяжении 427 км, от пос. Гастелло, до мыса Терпения и по восточному берегу до мыса Беллинсгаузена. Тогда же не было обделено вниманием и оз. Невское, мониторинг которого провели на лодке, двигаясь по часовой стрелке, вначале западную, затем восточную часть. Общий отчет по тому мониторингу стоит у меня на полке, на самом почетном месте. Иногда я его открываю.

Вот и сегодня, открыл, читаю, то, что сам написал 12 лет назад.

Из отчета экспедиции по мониторингу побережья залива Терпения:

Озеро Невское — самое большое озеро на Сахалине и оно является логическим завершением Поронайской низменности, ограничивая ее с юга. Территория Поронайской низменности формировалась в четвертичное время. Представляет собой плоскую, аллювиальную, заболоченную равнину. Накопление четвертичных осадков происходило за счет речных, морских, лагунных и болотных отложений. Мощность в некоторых точках достигает 400 метров. Озеро Невское является самым большим горько-соленым лагунным озером острова Сахалин. Имеет площадь 178 км². В озеро впадает 29 рек и ручьев. Самой крупной является протока реки Таранка (Кенга), являющаяся в свою очередь протокой самой длиной реки Сахалина — Пороная. Также в озеро впадают река Оленья (87 км), Рукутама (120 км), Длинная (62 км), Голянка (52 км).

Озеро Невское

Береговая линия 6 тыс. лет назад проходила на 20–25 км к северу от современной северной границы берега озера Невского. Похолодание климата, начавшееся около 4,6 тыс. лет назад, привело к снижению уровня моря и осушению морских заливов и лагун. Постепенно начала формироваться песчаная коса, которая к настоящему времени достигла размеров до 34 км в длину и до 1 км в ширину. Размеры озера в самой широкой части, с запада на восток достигают 40 км. В восточной части расстояние между северным и южным берегом достигает 10 км, в западной части это расстояние колеблется от 3 до 1 км. Во второй половине XX века для вывоза леса из поселка Трудовое, была построена дамба, соединившая северный и южный берег. По дамбе прошла узкоколейная железная дорога. Таким образом, озеро было разделено на 2 неравные части. В настоящее время дорога разрушена. Как правило, ее используют для проезда только автомобили высокой проходимости. Озеро соединяется с заливом Терпения посредством двух проток, расположенных в восточной и западной части озера. Западная протока названа Промысловой и имеет длину 10,7 км. Ширина протоки от 40–50 метров в устье до 1 км на входе. Берега песчаные и илисто-песчаные. Восточная протока не более 800 метров. Ширина от 20 метров в устье, до 80 метров на входе. Средние глубины до 3 метров. Озеро имеет своеобразный гидрологический режим и систему течений.

А что неплохо даже и написал… по крайней мере если бы сел писать сейчас, наверное написал так-же. Во время первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна (человека и парохода) лагуна была увидена, названа и зафиксирована на карте, под именем второго корабля экспедиции, шлюпа «Нева», которым командовал Юрий Федорович Лисянский. Это неплохо. В том смысле, что лагунное озеро получило название реки впадающей в Балтийское море, по имени которой назвали судно. Гораздо хуже было бы получить другое название. Например, следующее судно, командиром которого стал Лисянский называлось «Зачатие Святой Анны». Вот бы было название озера! А если бы к этому решили оставить айнское название Поронайска — Сиска… Это было бы нечто: «Вблизи залива Зачатия Святой Анны находится Сиска, городок построенный японцами на месте Тихменевского поста».

Наша поездка была совершенно расслабленной. Не спеша приехали на Невскую косу, поставили две палатки — кухню и наш с Таней домик на двоих (Сергей ночевал в машине). Кстати очень многие водители так и делают на Сахалине (не знаю как на материке, может тоже так любят). Приготовили покушать, чаю попили, в общем, все это не спеша, как в замедленной съемке, день уже как-то катился к концу, поэтому минуя стадию ужина и уснули. Подорвался я рано утром и отправился пить кофе, а заодно и посмотреть на окрестности. Лагерь мы разбили на северной части косы, обращенной к озеру, от ветров с моря до которого было около 1,5 километра, его защищали березы и лиственницы.

Здесь мы прожили три ночи, на большее нас не хватило, стало скучно. Я облазил все окрестности, об фотографировал все, что можно было и не по разу, насобирал ягоды столько, что она мне стала сниться. Если кратко, то вся наша поездка может уместиться в несколько абзацев с отдельными видами деятельности.

Топливо, питьевая вода, питание

С дровами большой проблемы на Невском нет, а вот вода в большом дефиците. Изначально у нас был небольшой запас, в 20 литров, но через пару дней он закончился, и нам пришлось пополнять запасы, набирая воду из колодца у одного из родовых хозяйств у протоки Промысловой. На вкус она несколько солоноватая, но делать было нечего и пришлось пить такую. На самой косе дальше к востоку питьевой воды нет вообще. Готовили все, причем по желанию. Рыба была каждый день, разная. Уха была каждый день, Таня и Сергей ели ее с удовольствием. Я ее не люблю, поэтому поел только раз, после чего искал взаимозаменяемые пары. Готовили по желанию, график не устанавливали и в целом оказалось что все готовят хорошо и вкусно.

Колодец, у уильтского родового хозяйства

Рыбалка

В рыбалке и охоте принципиально участия не принимал, хотя Невское озеро, несмотря на все экологические проблемы это рай для рыбаков и охотников. Посудите сами, в озере Невском более 30 видов рыб, так как оно соленое и имеет связь с заливом Терпения, в него заходят морские рыбы: сельдь, корюшка, навага, камбалы. Лососевые (горбуша, кета, сима, кижуч, южная мальма, кунджа и конечно сахалинский таймень) каждый вид в свой срок, устремляются через него на нерест, заполняя горные речки в верховьях. В озере в тех местах, где реки впадают, вода пресная или солоноватая и здесь раздолье для амурской щуки, серебряного карася, амурского язя (чебака), дальневосточной красноперки езо-угай и налима. Сергей, как отъявленный рыбак и охотник отдался этому полностью. Ставил сети, ловил удочкой, чего-то там еще делал. Большая проблема с крабами, которых я назвал «эстуарные крабы» (потому как похожи очень). Выглядят неаппетитно, воняют и жрут из сетей рыбу. Чуть не углядишь, а от щуки только голова осталась. Поэтому Сергей часто сети доставал и крабов, запутавшихся в ней, уничтожал, откусывая им клешни. В сети лезли все кому не лень — от щуки до чебаков.

Щука амурская

Охота

Сергей взял с собой охотничью собаку и ружье. Однако ничего, кроме каких-то вальдшнепов или кроншнепов он не настрелял, а собака больше практиковалась, таская палки и с удовольствием плавая в озере, по 5–10 раз на дню. Из птичек сделали похлебку, которую я с большим удовольствием съел после ненавистной ухи.

Сбор ягод

Ягоды было огромное количество. Голубика, черника, клюква, брусника, бузинолистная рябина и шиповник. Шиповника собрал литра три, насушил на зиму для чая. Клюкву собирали с Таней, набрали литров 8 за час — быстро надоело, решили, что на зиму хватит. Голубика уже отходила, а черники было мало, поэтому просто попаслись и поели. Бузинолистной рябины набрали ведро. Из нее очень хорошо делать настойку. Поэтому по приезду поставили бродить, и к Новому году получилось 6 литров отличного вина. Брусники набрали около двух ведер, собирали руками, за два часа каждый собрал по ведру. Сергей как «кавказский мужчин» от этого дела презрительно отказался.

Шиповник приморский

Сбор грибов

Это мое самое любимое занятие. В основном были маслята, причем несколько видов, в основном лиственничные, болотные маслята и болетинусы из близкого семейства. К огромному удивлению лиственничные маслята, при отваре окрасили воду в ярко — красный цвет, после того, как нажарил полную сковороду, умяли за несколько минут. Домой набрал несколько ведер, всю ночь по приезду мыл, чистил и закатал 10 литров.

Лес «Невская стрелка»

Так называется на картах лесной массив, где у нас находился лагерь. Место прекрасное, типичная светлохвойная лиственничная тайга. Ощущение воздушности, легкости и невесомости этого леса придавал мох-ягель покрывающий все пространство на земле. Почва покоиться на песке, дренируется очень хорошо, поэтому и сама энергетика с восприятием этого места чистая и светлая, в отличие от темнохвойных лесов на юге острова. Ну и муравейники, которые попадались на каждом шагу с широкими «дорогами», видимо и муравьям там очень хорошо.

Дороги на Невской стрелке
Дороги на "Невской стрелке"
Дорогами Невской стрелки

Проблемы

Что касается проблем, то они естественно созданы человеком, а виной всему дамба, которая нарушила циркуляцию течений в озере. Изначально для пропуска вод из одной части озера в другую существовали трубы, потом они забились илом, и вода из одной части в другую поступать перестала. На третий день мы поехали по косе посмотреть дамбу. Недалеко от лагеря, через протоку Промысловая проходила с запада на восток проселочная дорога — тонкая ниточка связывающая «большой мир» с поселками Трудовое и Соболиное. Про эти браконьерские поселки я уже рассказывал в посте https://www.tourister.ru/responses/id_18947

От моста через протоку до дамбы 15,5 м. Протяженность самой дамбы 2,26 км. В самом конце дамбы «поселок» браконьеров под названием «Нулевое», на картах его нет, официально его тоже нет. Там стоят сараи, вагончики, и развалюшки в которых хранится всякая всячина, которую каждый раз трудно таскать в тайгу. Поэтому завезли раз и оставили на всю оставшуюся жизнь. Через дамбу мы не поехали, по ж.д. трястись не хотелось.

Справедливости ради необходимо отметить, что трансформация озера началась давно. До 1927 г. озеро сообщалось с заливом Терпения посредством длинной узкой одиннадцатикилометровой протоки Промысловая. В сентябре 1927 г. в результате сильных штормов в восточной части Невской косы образовался второй пролив — Невский. После этого восточная, ранее пресноводная, часть водоема оказалась в значительной степени подвержена влиянию морских вод. В середине 60-х годов, на мелководном участке озеро было перегорожено дамбой. Она разделила водоем на две части — более крупную и сравнительно глубоководную западную, и мелководную восточную, между которыми водообмен был полностью прекращен.

На современном этапе озеро представлено двумя изолированными водоемами. Основная акватория озера (западная часть) делится на два плеса: западный, наиболее обширный, и восточный. Озеро изобилует островами и мелями. Ряд островов в южной части западного плеса отделяют своеобразную «лагуну», самый крупный из них — остров Покрышкинский. Максимальная глубина — 5 метров, отмечена в протоке Промысловая.

Западная оконечность Невской косы с протокой Промысловой. Съемка с вертолета. Мониторинг 2005 г.

На основной акватории наибольшая глубина — 2,2 м — наблюдается в центре западной котловины. Котловина западного плеса заполнена серыми илами, на восточном плесе зона распространения серых илов ограничена его восточной частью.

Западная часть озера Невского

Берег озера невысокий, с севера покрыт тайгой, вдоль остальных берегов наблюдаются песчаные дюны. Прибрежная полоса песчаная, редко с зарослями осоки и камыша. Лишь с восточной стороны камыш и тростник формируют обширные плавни с сопутствующими видами растительности: вахтой, хвощом, рогозом и вехом. Сходный тип растительности наблюдается в слепых протоках у южного берега на черных илах. Заросли водной растительности (преимущественно разных видов рдестов) наблюдаются по всей акватории озера. Протока Промысловая имеет невысокие песчаные берега, сформированные аккумулятивными наносами. Наиболее прогрета узкая полоса прибрежья, особенно в плавнях западного берега.

Восточная часть озера постепенно превращается в болотный массив и если раньше здесь были глубины до 2 метров, то сейчас средние глубины 50–60 см.

Фотография

Наснимал очень много, около 10 Гб. С погодой повезло, три дня они были совершенно разные, от полного тумана, до отличного солнечного дня с редкими для Сахалина материковскими облаками. Особое удовольствие доставляло фотографирование листьев с каплями утреннего тумана и ягод. В общем отвел душу…

Утро туманное
Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Уезжали утром, в полном тумане, как ёжики в одноименном мультфильме. Но не домой, у нас было еще пару дней в противоположной, западной стороне от Поронайска. Мы решили продвинуться как можно дальше вглубь Восточного и Западного Лисянского хребта и найти старую заброшенную дорогу, ведущую через перевал на побережье Татарского пролива. Но об этом совсем другая история.

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее