Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июнь 2009
Белоплечий орлан, полуостров Терпения, Сахалин

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Такой концентрации орланов, как на Терпения, я не встречал ни разу в жизни. Они незримо присутствуют везде — парят в небе, наблюдают за тобой с возвышенных и возвышающихся частей и даже когда ты в помещении они, кажется, видят твой силуэт сквозь стены, как через инфракрасный прицел. Терпения — место, созданное для орланов, здесь те просторы, которые не объять размахом крыльев, здесь рыба, которую они так любят и здесь им никто не мешает. Ну, наверное, только такие как мы, любопытствующие, которым не терпится засунуть нос в их гнездо. Надо сказать «пахнет» там «неприятно» и это мягко сказано, но обо все по порядку.

Утром после завтрака «по-мысовскому»: рыба соленая с луком и растительным маслом, папоротник, морская капуста, печенье с маслом и чай, погрузились на джип и отправились на западное побережье полуострова. Срезав с востока на запад, через перешеек, проехали две могилы с крестами.

Две могилы одному человеку
Чугунная плита установленная матросами со шхуны Алеут в 1890 году
Чугунная плита установленная матросами со шхуны "Алеут" в 1890 году

О них стоит рассказать подробнее. В октябре 1889 года шхуна «Крейсерок», арестовала шхуну «Роза», с американскими браконьерами у острова Тюлений. Часть американцев со шкипером пересадили на «Крейсерок», часть оставили на «Розе», куда для управления судном отправили лейтенанта Налимова и 6 человек команды. Во время следования в кильватере «Роза», ушла от «Крейсерка», по причине неисправности компаса, выведенного из строя пиндосами, и врезалась в каменистую подводную гряду, намертво засев на рифах. Памятуя о главной заповеди пиндосов «спасаем свои задницы» (Задорнов), и соответствие с этим жителей Пиндостана, предварительно воткнув нож в горло одному из наших матросов, загрузились в одну из трех шлюпок и сумели уйти через буруны в сторону Мыса. Вторую шлюпку залило, а третью перевернуло вверх килем. На рассвете «Роза» затонула, оставшийся экипаж погиб в волнах, за исключением одного матроса, сумевшего выбраться на берег. Его через несколько дней с обмороженными ногами подобрали ороки и доставили в Тихменевский пост. Как потом оказалось это был единственный человек оставшийся в живых из команды шхуны «Крейсерок». Шхуна по пути во Владивосток, обледенела и перевернулась, а экипаж корабля вместе со спасенными у мыса Терпения пиндосами-браконьерами, погиб. Шхуну выбросило на берег Хоккайдо, где ее и осмотрела комиссия во главе с А. А. Бунге (помните барона Эдуарда Толля, Землю Бунге и Землю Санникова в Арктике).

На месте крушения побывал надзиратель Тихменевского поста Воронов, который нашел обезображенный труп Налимова и похоронил его. Об этом он и рассказал офицерам с корабля «Владивосток», пришедшим к мысу Терпения. Кстати, через несколько дней «Владивосток» сам попал в аварию.

Интересно продолжение этой истории, японцам эта могила была как-то, мягко говоря, по барабану. Ну, стоИт и стоИт себе, как напоминание о том, что русские тоже Тюлений охраняли. Уже после периода Карафуто, могильную плиту из чугуна нашли пограничники, приволокли на маяк и врезали в колонну. Получилось оригинально — весь маяк стал надгробьем памятника, но, без покойника и по совместительству устройством указывающим путь кораблям, чтоб на мысе не расшиблись. На этом не закончилось. Место захоронения искали, подвиг лейтенанта вдохновлял сахалинских писателей, организовывались экспедиции. Но напрасно. И тут появляется знакомый всем Климентич…

В 1988 году он, совместно с работниками метеостанции нашел могилу лейтенанта Налимова. Это произошло через 99 лет спустя трагического события. В 1989 году соорудили на ближайшей возвышенности могилу, положили на нее плиту с маяка и поставили крест-реплику отлитого в колхозе «Дружба».

Теперь, как я понимаю, получилось две могилы. В одной реально находятся останки лейтенанта Налимова, узнаваемые по высоким американским сапогам, в другой никого нет. В чем смысл такого увековечивания мне немного не понятно.

Край мыса Георгия

Почтив память погибшего лейтенанта два раза спустились к мысу Георгия, посмотрели одноименную лагуну и проехав берегом озера попали на места гнездования орланов. Для гнезд они выбирают невысокие лиственницы с плоской кроной. А что, очень удобно, накидали ветки, отложили яйца, насидели потомство и вот, пожалуйста — подрастающие орланы. Мы посмотрели около десятка гнезд. В каждом по два-три птенчика. Возраст разный, видимо вылупляются из яиц, не одномоментно, где совсем юные и какие-то несуразные, больше на подростков-цыплят похожие, где повзрослее. Осмотр прошел достаточно быстро, не хотелось, чтобы мама или папа, птенчиков нас за этим занятием застали. Руками не трогали, и не надо и не очень хотелось в лоб получить.

Совсем молодой орланчик, на пару кило...
А этот постарше и кило побольше
Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Здесь, в этом закутке очень тихо — понижение, несколько котловин заросших кедровым стлаником и небольшими, но толстыми лиственницами, везде небольшие озерца и следы сошедшего снега. Честно говоря, за май и июнь по снегу соскучились, поэтому побродили по снежным слежавшимся сугробам и посмотрели распускающиеся первоцветы.

Посмотрели гнездования со стороны. Родители кружили занятые своими рыболовными делами в стороне моря. Оба вида орланов и белоплечий и белохвостый, питаются в основном рыбой. Они различаются, прежде всего, размерами и окраской. Белоплечий орлан крупнее, до 9 кг, что на пару кг больше чем у белохвостого, тело тоже длиннее, на 25–30 см. Ну и конечно отличие в окраске, о чем и говорит видовое название. Все орланы в России, а их 4 вида в Красной книге. Удовлетворив любопытство едем дальше, по западному побережью, на север. Равиль говорит, что пробраться можно километров на 12–13 не больше. Береговые обрывы интересны, не смотря на скучную четвертичку. Встречаются линзы и прослои каменного угля, торчат конгломераты (в них наверняка спрятано что-то интересное). Сам же западный берег скучный и однообразный. Представляю, как скучно было тащиться по такому берегу Сергею и Александру.

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Выбираемся на морскую террасу и по дорогам известным только Равилю пересекаем полуостров поперек. Кругом, тундровые пространства, все цветет и пахнет. Тундра, освободившись от снежного покрывала, представляет сказочный ковер, цветных пятен. Прежде всего, это ягоды: шикша, брусника, голубика, черника, красника, княженика, морошка, то в ягеле, то сплошным ковром, то вперемешку друг с другом.

Арктоус
Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Во всем этом благоухании лежат будущие жизни. Их очень много приходится ходить очень осторожно. Наверное такое может быть только там где нет людей.

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Я всегда знал, что природе будет хорошо без человека, но я никогда не думал, что ей будет так хорошо…

Конюки с чубчиками стиляг

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее

Сахалин. Мыс Терпения: вертикальная жизнь

Сахалин. Мыс Терпения: второй закон симметрии Пьера Кюри

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Сахалин. Озеро Невское

P.S. Альтернативное видение экспедиции отражено в отчетах Сергея Новопашина, участника экспедиции "Триллиум VI. Сиретоко", 2005 года н.э.