Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июнь 2009
Кекуры "Два брата", мыс Терпения

Сахалин. Мыс Терпения: вертикальная жизнь

Второе путешествие на мыс Терпения состоялось в июне 2009 года. Неудовлетворенность Бонифация, который так и не поймал свою рыбку, просто свербела, а мыс Терпения, оставался желаемым и недостижимым. Если кто-то прочел пост о путешествии на полуостров Терпения в августе 2005 года, то наверное помнит, что действие закончилось на кордоне Владимирово, на котором Иваныч поведал о призраке лейтенанта Шамова, пугающим охотоведов в Котиково. Это произошло в тот момент, когда лодка Равиля подходила к берегу, и поговорить об этом более подробно с Иванычем не представилось. У Равиля действительно не было времени, он спешил в Поронайск, поэтому мы спешно собрав палатку и вещи, погрузились в лодку и пошли на Поронайск. Сидя в лодке и глядя на небрито-устало-счастливые лица своих друзей я внутренне успокоился, подумав о том, что бог с ним с мысом Терпения, никуда он от меня не уйдет. И действительно он никуда и не ушел. Не прошло и четыре года, как Равиль, с которым мы за это время сдружились, пригласил нас с Татьяной, к себе в гости на мыс Терпения. Решение о поездке созрело за несколько минут, Таня как и я тоже хотела попасть на этот мыс (только вот не говорила), сборы заняли всего один час и вот мы уже двинулись на машине Равиля в сторону Поронайска. Самое главное, что нужно было взять для нашего июньского путешествия на Терпения, это лыжный костюм. Температуры на мысе в конце июня +3 — (+8)°С. У Татьяны он был, а вот мне пришлось придумывать более изощрённые варианты. Но, это совсем не значит, что на мысе Терпения всегда такой холод. Из 5 дней, что мы там пробыли, было несколько солнечных часов и можно было раздеться до футболки. В остальное время было пасмурно, туманно и не комфортно. Это результат того, что вдоль всего восточного побережья проходит холодное течение, которое и определяет погоду не только этой части острова, но и всего Сахалина. С востока всегда наползает туман, очень часто такой концентрации, что переходит в морось.

Переночевали у Равиля, в Поронайске, а поутру начали грузиться на Терпения. Терпение — одно из мест на острове, где абсолютно ВСЁ завозное. Это касается всего, начиная с горючего, заканчивая продуктами. Два раза в год, приходит судно, с него сгружают уголь для отопления, продукты (сухпай) на полгода и все… Все остальное нужно завозить самому.

Погрузка на катер

Когда мы в 2009 году были на Мысе (здесь его так называют, вместо Терпения, просто — Мыс), у Равиля был японский катер, который мог брать на борт до 8 пассажиров или до тонны груза. В настоящее время он катер поменял, новый вариант комфортабельнее. Но, жрет эта машина прилично. Для того, чтобы добраться до Мыса нужно около 200 литров горючего, обратно, столько же, да и там 100, в целом полтонны! Это почти 1 литр на километр, а по деньгам только горючее обходится в 22 тысячи рублей. Но основная проблема не в стоимости поездки, а в том, что горючего там нет, поэтому, как минимум нужно брать несколько бочек туда. Что-то оставлять про запас, что-то использовать. Пустой Равиль не ходит, то горючее, то доски, то баранов 9 голов завез.

Новый катер Равиля, 2016

Идти утомительно, особенно если волна, за 2,5 часа почки отбило так, что тянуло пару дней, мне как заядлому курильщику было трудновато. Мы везли шесть бочек с горючим, на середине залива, когда Равиль дозаправлялся из бочки, мне курить строжайше запретили. Я, конечно, согласился с аргументами — взлететь на воздух посредине залива, воспламенив тонну горючего, где до ближайшего берега сотня километров, а температура воды +5°С, неприятно. Дождался, когда Равиль заправился, выпросил пять минут и ушел курить на нос катера, свесив ноги вниз. В таком вот путешествии на катере есть особая прелесть и она в ощущениях. Вот сидишь себе свесив ноги над водой, катер качает волна, под тобой бездна воды, где живут своей жизнью, рыбы плавают, иногда плавник касатки мелькает, вспенив безбрежную гладь. Вокруг пустота, берега не видно, вокруг катера туман, это ограничивает восприятие пространства, и кажется, что вокруг ничего и нет, кроме вод Океана.

Река Поронай
Река Поронай, на заднем фоне японский ЦБЗ, 1937 года постройки
Туман, так-же наверное выглядит как посреди залива

Земля появилась, когда уже идти, сотрясая почки надоело. Первое что прошли — мыс Георгия, это песчаная оконечность, нелепо торчащая против основной линии симметрии полуострова. Здесь приличные волны и водовороты — встречаются течения восточного и западного берега. Катер подбросило, как на «американских горках», мы прошли вдоль южного берега и сделав петлю зашли с востока. Здесь и находится Мысовое — единственный поселок на полуострове, состоящий из нескольких домов, метеостанции и маяка.

Фото из космоса. Мыс Терпения
Мысовая вид с метеоплощадки
Маяк Мыс Терпения, 1953
Маяк "Мыс Терпения", 1953

Причальных стенок и пирсов на Мысе нет. Приходящие корабли встают на рейд, и оттуда лодками свозят на берег все привезенное. С маломерными судами, как например катер, дело обстоит так же. С катера на землю на резиновой лодке, а сам катер, какое то время стоит на якоре, но его постепенно сносит, и он может отправиться уже в «одиночное плаванье», поэтому его лучше затащить на берег. Это сложно — катер тяжёлый и для этого существует технология. Объяснять долго (надо еще слова найти) поэтому, я ее показал в презентации.

Разместили нас в пустой квартире. Самое главное, что там была кровать, стол и пара стульев. Это сейчас по истечению восьми прошедших лет Равиль развернулся и сделал «гостевой домик», со всеми удобствами, а тогда пришлось испытывать неудобства — туалет на улице, баню топить нужно. Сейчас же в Поронайске не у всех такое увидишь удобство.

Гостевой домик, 2016
"Гостевой домик", 2016

Затащив катер на берег, мы пообедали, и я сразу же запросился на Мыс. Там находится один из самых больших птичьих базаров на Сахалине. Конец июня — время, когда яйца уже отложены и остается их греть своим теплом, создавая комфортные условия для птенцов, что тысячи и тысячи птиц делают. На мысе гнездуется до десятка морских птиц разных видов — чайки-моевки, чистики, кайры, конюги. Мыс — одно из возвышенных участков длинной цепи поднятий Центрального хребта на своей периферии. Эта длинная цепочка островов в недавнее время была соединена песчаными косами и продолжала подниматься, в результате и образовался длинный вытянутый полуостров. Породы слагающие Мыс — туфопесчаники верхнего мела с переслоями алевролитов, гравелитов и песчаников, в целом серость и ничего интересного с точки зрения геологии и палеонтологии. Но вот облюбовавшие Мыс птицы, гораздо интереснее. Их можно наблюдать и фотографировать как снизу с восточной, так и с западной стороны (центральная часть имеет отвесные скалы и прижимы), так и сверху, предварительно отогнав стадо любопытных баранов, завезенных Равилем. Нужно сказать, что сверху это делать комфортнее — на голову тебе не гадят, камни и яйца не падают. Но нужно быть весьма осторожным, спокойно можно свалиться, увлекшись фотосъемкой.

Птичий базар
Чайки-моёвки. Вертикальные уровни жизни
Птичий базар
Вертикальная жизнь и у растений
На море тоже есть час пик и пробки
На море тоже есть "час пик" и "пробки"
Потревожили
Нерпа. Фото: Равиль Алмакаев

Центральную часть обрыва можно увидеть только сверху. По очертаниям мыс похож на огромную головку берцовой кости, на которой стоит, на мой взгляд, совершенно некрасивая конструкция маяка, с таким же строением. Маяк уже советской постройки, монолитную башню залили в 1953 году, подсобное технико-маячное помещение построили рядом в 70 метрах. Первое время маячники жили в этом здании, во время ураганных ветров привязывая себя веревкой, что бы дойти до колонны маяка. Ветер порывами до 80 м/сек сносил все с плоской поверхности. Неоднократно фонарь маяка слетал под его порывами, и его уносило на сотни метров. Задолго до постройки советского варианта на мысе Кита-Сиретоко (так японцы называли мыс Терпения) в 1937 году был поставлен временный маяк, в виде деревянной пирамиды высотой 49 м (из них 34 высота мыса над уровнем моря). Наверху пирамиды находилась комната с фонарем.

Перемычка, соединяющая Мыс с полуостровом с берега на берег в самом узком месте, составляет всего 180 метров. Если идти по периметру Мыса, от этой, самой узкой части, и прийти на противоположную сторону перешейка расстояние составит 3,4 км. Сам мыс по верхней террасе имеет максимальную протяженность по ширине 760 м, высоту 34 метра. Высота скальных обрывов от 15 до 30 метров. По южной стороне мыса идет волноприбойная площадка из которой во время отлива выступают камни и отдельные глыбы на которых отдыхают нерпы и птицы. С восточной стороны находятся два кекура, называемых «Два брата», когда-то их было три, но один подмыло, и он рухнул в море.

Кекуры Два брата в тумане
Кекуры "Два брата" в тумане
Кекуры Два брата
Кекуры "Два брата"
Солнце появилось ровно на три с половиной часа. Два брата
Солнце появилось ровно на три с половиной часа. "Два брата"

На них тоже много птиц и гуано. Эти кекуры любят использовать орланы, в качестве наблюдательных площадок. Орланы, наверное, символ Терпения, здесь для них большое раздолье. Причем здесь перекрещиваются ареалы и белоплечего и белохвостого орлана, но на встречу с этими птицами мы собрались на следующий день, и об этом следующий рассказ.

Продолжение следует

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Сахалин. Мыс Терпения: второй закон симметрии Пьера Кюри

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Сахалин. Озеро Невское

P.S. Альтернативное видение экспедиции отражено в отчетах Сергея Новопашина, участника экспедиции "Триллиум VI. Сиретоко", 2005 года н.э.