Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июнь 2009
Озеро Гагарье, полуостров Терпения, сахалин

Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

Вот и подошло время прощания с Мысом. С одной стороны он за пять дней порядком надоел (мне всегда все быстро надоедает), а с другой стороны уезжать не хотелось, я прекрасно представлял, что спокойнее, чем здесь нигде не будет. Окунаться с головой в городскую суету не хотелось. У Татьяны был похожий раздрай, тишина и спокойствие с одной стороны, желание полежать в ванне, с другой. Компенсация в виде бани, которую я топил каждый вечер, проблемы не решала.

Баня

Нужна была ванна или душ на крайний случай. Если бы к тому времени Равиль его сделал, я бы получил фору несколько дней и забрался бы дальше на север. Мне очень хотелось подняться на гору Чехова и оттуда поснимать полуостров. Хотя с другой стороны успех этой затеи равнялся одному шансу из тысячи — вездесущие туманы сделать бы этого не дали. Очень хотелось осмотреть соленые озера полуострова.

Озёра — отдельная песня, отдельный мир, отдельная Вселенная в рамках ограниченного полуостровом. Его вытянутость с северо-запада на юго-восток и юг, на 65–70 км, при относительной ширине от километра до восьми, повлияло на то, что здесь образовался неповторимый природный комплекс соленых озер, со своей уникальной жизнью, к сожалению, практически не исследованный на настоящий момент. Ученые дядьки, которых называют лимнологами, до них просто еще не дошли. А ведь наверняка в таких оригинальных условиях в них живут организмы доселе неизвестные науке. Эдакий вот «Затерянный мир» полуострова Терпения. Равиль мне рассказывал о таинственных рыбах этих озер, которых наблюдал из лодки. Про огромных рыб похожих на щук, но не щук, про рыб похожих на окуней, но с зубами, торчащими из нижней челюсти загибаясь вверх, про странных жуков, похожих на плавунцов, но гораздо бОльших по размеру. Про странные светящиеся палкообразные организмы, которых он несколько лет видел на озере Балатон в конце сентября. Про животных жуткие крики, которых он слышал, но никогда не видел. В общем, место странное, таинственное и до сих пор не изученное.

Когда я зимой приехал в Поронайск, подготавливая отчет по экспедиции, я посмотрел научные отчеты заповедника. Мне стыдливо принесли несколько тонких на вид папок и сказали «Вот, это сё!». Чтобы было понятно. Начиная с 1946 года эту территорию в течение недели (!), всего один раз обследовали ботаники (!). Представителей других направлений приезжало много, по 5–6 человек в год, с материка, из известных институтов, собирали материал, да так с этим материалом и уезжали, не поделившись. Потом писали кандидатские и докторские диссертации о своих открытиях на Терпении, а материал оседал где-то в научных закромах. В результате те, кто эту территорию охраняет и не знают, что конкретно они охраняют. Вот он перегиб и парадокс.

Лучше всего исследована фауна птиц, как-то так получилось, что люди в заповеднике в основном орнитологи. Хорошо изучена археология, в этом преуспел мой друг Сергей Горбунов, с начала века изучающий побережья залива Терпения (я о нем еще напишу). Было несколько археологических экспедиций нашего областного музея, промчавшихся с ограниченными сроками по берегу на ГТТ, да вот собственно и все. Полуостров еще ждет своих исследователей.

Так вот, об озёрах. Всего их на полуострове 88.

Крупные озера относятся к лагунному типу. Они образовались в результате отчленения мелких морских заливов намытыми песчаными косами. Если принять во внимание тектонические движения, которые испытывает полуостров, а он поднимается, причем неравномерно, частями и скачками, то озера, которые имели единый уровень, каких-нибудь 50 тыс. лет назад, сейчас имеют различные точки уреза воды, оставаясь до настоящего времени заполненными соленой морской водой. Видимо до настоящего времени опресниться не смогли по-настоящему. Некоторые имеют высоту 9 метров над уровнем моря, при глубине 3–4, и остаются солеными.

Крупными можно считать несколько озер. Во-первых, Низкобережное. Оно упирается песчаной косой в мыс Попова и с него собственно начинается узкая часть полуострова. Если посмотреть на карту или на снимок из космоса, то можно увидеть, что около 7 тыс. лет назад, озера Тихое, Туровское и Низкобережное соединяясь, образовывали пролив, разделяющий цепочку островов (будущий полуостров) от Сахалина.

Озеро Низкобережное. Фото из архива СРОО ТКК Пилигрим. Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Низкобережное. Фото из архива СРОО ТКК "Пилигрим". Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Карта-схема полуострова Терпения на основе фото Google Earth и топографическая карта 1:100000 с точками мониторинга 2005 года.

Если двигаться на юг, то следующее озеро — Лодочное. На самом деле, это две намытые песчаные косы, по 30–90 м, ограничивающие от основных акваторий соленое озеро. Айны, в этом месте перетаскивали лодки, со стороны залива, на охотскую сторону и обратно. Такой вот путь «из варяг в греки». Эта самая узкая часть полуострова в северной части — 773 метра. Дальше к югу он расширяется до 7,6 км. Это самая широкая часть — от мыса Топографов, до мыса Поворотный. На этом участке озера идут цепью, как по восточному (Среднелодочное, Щучье, Балатон, Песье, Воронина), так и по западному (Черемховое, Чан, Салгир) берегу. Уже от мыса Поворотного на юг, начинается новая цепь озер по восточной стороне — Севан, Эльтон, Чудное, а за мысом Давыдова — Гагарье. По западной стороне, небольшое озерцо — Байкал, и огромная лагуна на юго-западе — Георгия.

Озеро Салгир. Фото из архива СРОО ТКК Пилигрим. Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Салгир. Фото из архива СРОО ТКК "Пилигрим". Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Гагарье. Фото из архива СРОО ТКК Пилигрим. Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Гагарье. Фото из архива СРОО ТКК "Пилигрим". Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Георгия. Фото из архива СРОО ТКК Пилигрим. Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год
Озеро Георгия. Фото из архива СРОО ТКК "Пилигрим". Мониторинг побережья залива Терпения, 2005 год

Равиль показал нам несколько озер.

Озеро Георгия, туда мы отправились почти сразу по приезду на Терпения и даже проехались по нему на джипе, вдоль берега метров на 500. Максимальные глубины небольшие, видимо всего до 3 метров, на дне камни, дресва. Берега с обрывами до 5–7 м, выбраться можно по руслам ручьев. Терраса на восточном берегу озера выровнена и заросла в основном кедровым стлаником и березой с лиственницами. Здесь как раз мы наблюдали гнездовья орланов. Северные берега заболочены и здесь попадаются не только затянутые трясиной болотные озера, но и небольшие озерца пресной воды в понижениях террас.

Озеро Конечное

За мысом Обширным, за куполом, тоже несколько озер в углублениях, видимо снеговая подпитка.

Когда мы на второй день отправились по восточному берегу на мыс Давыдова, то заехали на озеро Гагарье. Оно находится в той части полуострова, где с берега на берег всего 1 км и занимает центральное положение. До восточного берега 100 м, а до западного 250 м. Озеро опресненное, зеркало лежит на высоте около 10 метров над уровнем моря. Лишняя вода сбрасывается двумя ручьями, во время обильного снеготаяния, причем и в залив и в море (на обе стороны), что само по себе уже оригинально. Берега заросли вековыми лиственницами и кедровым стлаником. С деревьев нитями свисает мох-бородач, придавая лесу таинственный и загадочный облик. Лес подступает к воде вплотную, так, что озеро невозможно сфотографировать. Лесная тропа, натоптанная Равилем и медведями, петляет меж лиственниц и внезапно выходит на край морской террасы, откуда открывается вид на мыс Давыдова, поверх рощицы мертвых деревьев.

Озеро Гагарье
Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

За мысом Давыдова, с очередной морской террасы открывается вид на озеро Чудное и находящееся севернее озеро Эльтон. К слову, у Эльтона, к западу есть маленькое озерцо — вторичная лагуна, она называется (многие уже догадались), конечно же, Баскунчак. Эти озера соленые, так как связь с морем не потеряли. Чудное имеет очень широкую протоку, по которой как по проспекту, пролетает всякая пернатая живность. С террасы открывается вид на все суровое побережье, вплоть до мыса Поворотный.

Озера, наряду с птичьим базаром, тундрой, развалинами военных объектов составляют очередной пазл общего панно под названием Мыс Терпения.

Последний взгляд на птичий базар мыса Терпения
Прощается
Мыс Терпения. А все-таки он плоский...

Уходили мы ранним утром. Обойдя по дуге мыс с востока на юг и запад Равиль повел катер вдоль побережья и я вдруг увидел, что сам мыс совершенно плоский. В этот день это стало самым большим потрясением для меня. Татьяна этому большого значения не предала: «ну плоский и плоский, подумаешь!». Женщин видимо ничем не удивишь…

В планах было посмотреть остров Тюлений, он уже маленьким пятнышком чернел на горизонте. Но увидев рядом с ним судно, решили не нарываться на неприятности — бог его знает кто там на том корыте… Есть хорошая причина вернуться на Мыс, ради Тюленьего.

Вдали остров Тюлений

Мыс уплывал, растворяясь в тумане, двигатель пел свою механическую нескончаемую песню и слышалось в этом звуке, что-то тоскливое и прощальное…

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее

Сахалин. Мыс Терпения: вертикальная жизнь

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Сахалин. Мыс Терпения: второй закон симметрии Пьера Кюри

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Сахалин. Озеро Невское

P.S. Альтернативное видение экспедиции отражено в отчетах Сергея Новопашина, участника экспедиции "Триллиум VI. Сиретоко", 2005 года н.э.