Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июнь 2009
Сорванный ураганным ветром и отброшенный на 200 метров, колпак с маяка на мысе Терпения

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

В 1944–1945 году считая реальной опасностью высадку американских морских десантов на берегах Карафуто, японские инженеры стали спешно создавать противодесантную оборону, состоявшую из ротных опорных пунктов, базировавшихся на пулеметных огневых точках.

Как это происходило? Сформированная в начале 1945 года 88-я пехотная дивизия начала возводить фортификационные сооружения на юге острова Сахалин. В северной части Карафуто (от перешейка Поясок) были размещены подразделения 125-го пехотного полка, основные части которого обороняли Харамитогский (Котонский) укрепрайон на границе. Мероприятия с возведением долговременных укреплений были проведены на мысе Терпения и на перешейке Лодочном.

К сожалению, мне до настоящего времени непонятна логика возведения этих сооружений именно на полуострове. На мой взгляд, было бы рациональнее укрепить район Сикука (Поронайск), усилив, таким образом, формирующийся аэроузел в районе Найоро (Гастелло) и Камо Сикука (Леонидово). Полуостров, мог представлять большое стратегическое значение, как место, где можно было бы разместить зенитные орудия, для защиты внутренних районов острова, от американских бомбардировщиков. Однако, зенитных орудий на полуострове не было, хотя японские историки и пишут о сооружении зенитных двориков и завозе горных пушек, которые в силу малого калибра (75 мм), не могли представлять серьезной угрозы для десанта. Кстати у берегов полуострова проходили маршруты танкеров из Охи на Хоккайдо, и здесь частенько паслись американцы на подводных лодках, карауливших легкую добычу.

Японцы считали перешеек, как самое узкое место полуострова, тактически важным, обеспечивающим возможный прорыв американских частей с побережья Охотского моря в залив Терпения. Поэтому на обоих берегах перешейка был построен противодесантный узел сопротивления, состоящий из двух ротных опорных пунктов — Восточного и Западного. Небольшой узел сопротивления был поставлен на острове Тюленем (Кайхёто).

Схема оборонительных сооружений полуострова и мыса Терпения. Источник: Самарин, И. А. Сталь и бетон Карафуто. Долговременные огневые точки в системе японской обороны Южного Сахалина в годы второй мировой войны / И. А. Самарин. - Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 2007. - 80 с.

На юге полуострова, вблизи мыса Кито-Сиретоко японцы возвели четырнадцать бетонных сооружений. На охотской стороне мыса Терпения, на краю низкой 1–2 метровой морской террасы на протяжении 6 км, расположено 8 бетонных долговременных огневых точек, пятиугольный наблюдательный пункт и подземные помещения для жилья и хранения продуктов.

На западной стороне четыре бетонных сооружения. Один в коренном берегу, у края песчаной косы между озером Георгия и морем, два далее к северу, и один у мыса Обширного. На первый оборонительный рубеж у Лодочного я так не попал и надеюсь, что Сергей Новопашин этот материал разместит в своем рассказе о путешествии от ВРМ до мыса Терпения.

А вот те объекты, которые находились рядом с мысом, мы с Равилем осмотрели и с охотской стороны и со стороны залива. Это был такой своеобразный маршрут «по местам боевой славы», как Японской империи, так и СССР. Почему еще и СССР? Да потому что мы проехались на территорию бывшей военной части на мысе Обширном, которая находится в 10 км, к северо-западу от поселка Мысовое. Таня, как-то изначально закапризничала по поводу путешествия на брошенные военные объекты, но когда мы с Равилем пригрозили, что «те, кто не едут с нами, идут пасти баранов», стала мягкой и пушистой, с легкостью согласившись разделить с нами тяготы поездки.

Равиль прогрел двигатель джипа «для западного побережья» и мы отправились вдоль охотской стороны на север. Нужно отметить, что железобетонные коробки огневых точек, простояв 64 года практически не разрушились. Осмотрели несколько таких коробок. Впечатляет толщина и крепость бетона. ДОТы уже заросли травой и кедровым стлаником, бетон покрылся оранжевыми накипными лишайниками. Внутри сыро, а сквозь амбразуры просматривается ярко-зеленая трава…заброшенные рубежи Японской империи.

Восточное побережье. Японский ДОТ врезанный в морскую террасу
Западное побережье. Японский ДОТ у мыса Обширный.
Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

К 1945 году 12-я рота 3 батальона 125-го пехотного полка приступила к боевому дежурству на полуострове Терпения, всматриваясь в наползающий туман с Охотского моря и ожидая высадки американских десантов. В начале августа десант состоялся, только с советского Сахалина. Рота спешно была снята и отправлена на Харамитоги, а укрепрайон оставлен. Солдаты 12-й роты, к месту дислокации не вернулись, и из амбразур так и не прозвучало ни одного выстрела. Как-то вот все напрасно выглядит сейчас — укрепления, не сделавшие залпов, заросшие и оплывшие окопы, не послужившие убежищами. Через амбразуры видна осока, шелестящая под ветром, а сквозь ее наползающий с моря белесый туман.

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Я представил, как 65 лет назад около бетонной коробки, стоял какой-нибудь Акиро Усао в потрепанной форме японского пехотинца, всматривался в туман и о чем то думал. Кто теперь знает, о чем, как понять где правда, где ложь?

Правдивых фильмов о прошедшей войне мало. Правдивых фильмов о войне на Тихом океане практически нет. Я не знаю, есть ли такие фильмы, выпущенные в Японии, наверняка есть, но их здесь не показывают. То, что американцы показывают как американский героизм, мной воспринимается как американская военная тупость.

Когда я смотрю американские фильмы о «той войне», я всегда на стороне японцев и это при том, что я японцев тоже терпеть не могу, как и американцев. Мне всегда радостно, когда «коварные японцы», как их называют американцы, дают им пинка, напоминая о том, что они отнюдь не пупки земли.

Американцам нужно обязательно снять фильм об «освобождении» Алеутских островов Атту и Кыска. Кто не знает, поясняю, что эти острова были захвачены японцами летом 1942 года. Все произошедшее далее, само по себе длинный анекдот. Захватив и оккупировав, таким образом, территорию США, японцы более года удерживали их, подрывая тем самым авторитет военных и правительства США. При захвате американцы лишились метеостанции с десятью военными, что само по себе некомфортно — как жить без прогнозов погоды? Более года понадобилось американцам для наращивания десантной группировки возврата двух клочков суши затерянных в огромном Океане, на соседних островах для этого было построено два аэродрома.

Остров Атту освобождали около трех недель, задействовав для этого 12 тыс. пехотинцев, против 2,5 тыс. японцев. Американцы потеряли около 1600 убитыми и ранеными, еще 2100 человек составили небоевые потери (переохлаждение и обморожение). Потери японской стороны — около 2,5 тыс. убитых, в плен удалось взять только 29 человек.

К штурму острова Кыска, военные подошли более основательно: более 35 тыс. пехотинцев, более 100 боевых кораблей, постоянные бомбардировки и обстрелы корабельной артиллерией. В результате выпустив по острову огромное количество снарядов, сбросив тысячи авиационных бомб, перелопатив и перепахав полностью весь аэродром, который сами же построили перед японским захватом, в течение двух дней прочесывали остров, на котором две недели как не было ни одного японца. Нужно было умудриться при полном отсутствии врага потерять при высадке десанта более 300 чел. От «дружеского огня» 31 чел. убито, около 50 ранены, 130 получили обморожения. На японской мине подорвался эсминец, погиб 71 чел., 47 матросов получили ранения.

Американские подводники сообразительностью тоже не отличались. Например, в сентябре 1944 года они потопили японский транспорт «Ракуё Мару», перевозивший из Сингапура в Японию 1350 английских и австралийских военнопленных. Посмотреть в перископ на плоды своей работы они не додумались, зато те, кто выжил в море, могли считать, что они прошли все круги ада и полностью очистили свою карму. Справедливости ради, нужно отметить, что такие «ляпы» совершали все. Но ведь не все после этого ходят, задрав нос и кичатся тем, что их армия «лучше всех в мире», «гарант демократии и свободы» и т. п.

Вот, например Юджин Флакки, командир крейсерской подводной лодкой SS-220 «Барб», которого сделали образцом для подражания. Какие героические подвиги он совершил в заливе Терпения в 1945 году?

Началось боевое дежурство с того, что лодка потопила 2 промысловых судна с японскими рыбаками, затем выпустила 12 ракет по рыбацкому поселку Сяри (где воинских частей никогда не было), вызвав разрушения и пожары, перехватила в Охотском море и потопила артиллерийским огнем тяжелогруженный траулер.

Наткнувшись на японский караван, Флакки попытался было скрытно подобраться, но был замечен, обстрелян и трусливо ушел в залив Терпения, где разрушил промысловый поселок на Кайхёто (Тюлений), потопил три лодки, и порезвился, стреляя по самкам и секачам морских котиков, которые уже начали выращивать котят. Я себе представляю, что можно было сделать с бедными животными, стреляя из 40 мм зенитного автомата очередями — на берегу осталось около тысячи разнесенных в клочья котиков, по которым в скользкой крови ползали месячные котята. Однако выпустить на берег десантную группу Флакки побоялся, увидев четыре долговременных огневых точки. «Барб» отправился дальше, вдоль побережья Терпения, к городу Сисука (Поронайск).

Юджин Флакки, командир крейсерской подводной лодкой SS-220 «Барб». Компиляция из фото. Источник: http://reformedchaplains.com/the-sub-that-sank-a-train/

Нужно пояснить, что лодка Юджина Флакки была одной из двух субмарин подводного флота США оснащенных системой залпового огня. Само по себе ничего нового в этом не было, так как мы эти системы с успехом применяли еще с начала войны, в том числе и на катерах, но японцы на себе удара ракетами еще не ощущали. Юджин Флакки выпустил 12 ракет по Сисука (Поронайску) и двинулся дальше. Следующими жертвами субмарины стало небольшое грузовое судно «Саппоро Мару № 11», японское двухмачтовое парусное промысловое судно (люгер), небольшой сейнер, корабль эскорта и пассажирский паром «Сойя Мару». На этом торпеды закончились, но оставались реактивные снаряды, взрывчатка и патроны к зенитным автоматам. Неунывающий Флакки трижды обстрелял ракетами город Сиритори (Макаров), Качихо (Заозерное) и подорвал железнодорожный состав у станции Отасаму (Фирсово). При этом диверсанты заблудились, заложили сдуру 24 килограмм взрывчатки, а пара вояк по пути к железной дороге получила увечья (в темноте фонарики забыли упали в канаву, разбили голову). На воздух взлетел паровоз, 12 товарных, два пассажирских и один почтовый вагон.

Потопив штук десять рыболовецких лодок, расстреляв консервный цех, один траулер, и подпалив лесопильный завод на Курилах, капитан Юджин Флакки завершил свой «боевой поход» вернувшись в августе на атолл Мидуэй, как герой Америки.

А теперь представьте, что бы осталось от Карафуто (и нам перешло в наследство от Японии), после 1945 года, если бы Сталин разрешил использовать военные аэродромы на Камчатке, для базирования там бомбардировщиков, которыми управляли тысячи Юджинов Флакки? Умный все-таки и дальновидный Вождь был у страны.

Мы осмотрели командный пункт и пару-тройку ДОТов, через какое-то время я заметил, что Татьяны рядом и нет вовсе. Оказывается, она занималась цветами, нашла поляну с башмачками, смотрела, фотографировала, что-то там себе и думала. В этом была ее хитрость. Поехать то, она поехала, но занялась своими делами, да и не интересна ей была тема войны — как говорят, на любителя. В этом смысле полуостров и Мыс хороши — хочешь, любуйся растениями, хочешь птицами. Туманами, крабами, озерами, хочешь развалинами, блиндажами, хочешь рыбу лови, хочешь за орланами наблюдай. И ведь не устанешь от этого!

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Посещение мыса Обширного, на котором когда-то стояла военная часть ПВО, оставило очень сильное впечатление. После «ухода», больше похожего на проигранное сражение, на ее месте остались миллионы бочек из-под горючего, брошенная техника и развалины строений. Не сочтите меня извращенцем, но мне нравятся развалины, брошенные города, поселки, воинские части (этого добра в России хватит, для развития сталкерского туризма). Думаю, я не одинок в этом, и найдутся такие же, как и я, любители побродить по таким местам. Наверное, это потому, что есть возможность совершить погружение в историю, без музейно-экспозиционного окультуривания, где можно потрогать руками экспонаты и декорации. Вот он — музей под открытым небом, в разных состояниях погоды.

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй
Вид с обширного на мыс Георгия

Иногда можно почувствовать себя режиссером, на съемочной площадке. Крикнешь в сторону Охотского моря: «Если можно пустите немного тумана!». И вот он идет волнами, наползает и течет, струясь, меж развалин домов и бочек, цепляясь за решетки локаторов. А теперь: «Прибавьте света!». Туман растворяется из белесого выплывает светило, окрашивая все в яркие тона. Картина меняется, таинственность исчезает, звучат другие птичьи песни.

Вид на Обширный из тундры
Дом офицерского состава
Крокодил Гена от такого количества металлолома впал бы в эйфорию
Крокодил Гена от такого количества "металлолома" впал бы в эйфорию
Поля сражений
"Поля сражений"

Побродив по таким объектам можно найти массу артефактов и образцов, того, чего нет ни в каких музеях. Ну и потом, у меня профессиональный интерес как геоэколога — заброшенные антропогенные территории отличный полигон, для выявления силы, скорости и потенциала самовосстанавления природы после ран нанесенных человеком.

Приведение в тумане
Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Несмотря на иную профессиональность, во мне живут режиссёры и сценаристы, обремененные жизненным опытом. Имея такой опыт, я могу представить, что служба на Обширном, в богом забытом месте, наверняка была полна скуки, дедовщины и безнадёжной тоски.

Когда то здесь стояло несколько шаров. Несколько пострадало после мощных тайфунов. Равиль собрал целые секции, перевез их на катере в Поронайск и скрутил замечательную сферу на окраине города. Она стала выполнять функцию отличного гаража. Забравшись на сопку к оставшейся «сфере» легко представить что, наверное, служившие там думали, что когда начнется Третья мировая, их небольшой гарнизон останется единственным, который уцелеет в этой катавасии. Над ними на восток и на запад будут пролетать ракеты и бомбардировщики, оставляя за собой инверсионные следы, по ночам горизонт будут озарять вспышки рвущихся ракет.

Грязные, в порванных свитерах солдаты, толкаясь, будут собираться по вечерам, у рации и слушать потрескивание эфира наполненного радиацией. А затем, при свете светильника на солярке, в кабине уже не нужного никому локатора, будут пить брагу на тундровых ягодах, которые никак не хотят сбраживаться и рассуждать о долбанных политиках нажавших- таки красную кнопку в чемоданчике…

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее

Сахалин. Мыс Терпения: вертикальная жизнь

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Сахалин. Мыс Терпения: второй закон симметрии Пьера Кюри

Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Сахалин. Озеро Невское

P.S. Альтернативное видение экспедиции отражено в отчетах Сергея Новопашина, участника экспедиции "Триллиум VI. Сиретоко", 2005 года н.э.