Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Июль 2005
Залив Терпения

Сахалин. Полуостров Терпения: путешествие под знаком «Сиретоко»

Часть 1. Небольшое знакомство с полуостровом Терпения. Начало путешествия.

Если исходить из образов, то образ Сахалина — это образ рыбы, лосося. Данный факт был подмечен, практически всеми исследователями и аборигенами острова, знакомыми с очертаниями берегов, которые легко вписываются в контуры горбуши. Одна из айнских легенд гласит, что остров на самом деле — огромный, старый лосось, заплывший на мелководье, да и заснувший там, пригретый лучами солнца. Иногда по его телу пробегает дрожь и он шевелиться, от чего происходят землетрясения. Что касается последнего, то это так. Сахалин находится в зоне землетрясений, оцениваемой по шкале МSC-64, в 9–11 баллов. Здесь произошло самое разрушительное землетрясение в России, вошедшее в историю, как Нефтегорское землетрясение 1995 года. Поселок был разрушен за 17 секунд, магнитуда 7,6 по шкале Рихтера, из 3197 жителей погибло 2040 человек, экономический ущерб — около двух триллионов неденоминированных рублей. Такой вот шевелящийся лосось…

Как и у всякой рыбы у Сахалина есть голова (п-ов Шмидта на севере), хвост (полуострова Тонино-Анивский и Крильон) и огромный вытянутый плавник (п-ов Терпения). Полуостров Терпения у айну назывался Сиретоко (с айн. мыс, глубоко вдающийся в море, край земли). Он считался священным, так как, по мнению айнов здесь обитает дух лосося — «ребун камуи».

Карта острова Сахалин

Первые европейцы появились здесь в XVII веке. 28 июля 1643 года голландский флейт «Кастрикум», под командованием-Де Фриза, в поисках северной оконечности Иезо (Хоккайдо) оказался в огромном заливе у берегов длинного и вытянутого полуострова, оканчивающегося мысом, который был назван Патиенс. На русских картах мыс, полуостров и залив обозначаются как «Терпения». Распространенная версия данного названия — голландцам мешал туман, «противные ветра» и шторм, поэтому озлобленный (от отсутствия дозы — моя версия) голландец так и назвал эту часть Сахалина, до конца не прочувствовав, что перед ним не Иезо, а совершенно другой остров.

Немного географии: полуостров Терпения, является самым восточным полуостровом на побережье о. Сахалин. Здесь же располагается крайняя восточная точка Сахалина — мыс Терпения. Протяжённость полуострова (с северо-запада на юго-восток) составляет около 100 км, ширина варьирует от 2 до 20 км. Восточные побережья омываются открытыми водами Охотского моря, западные — заливом Терпения. В 18 км от полуострова находится остров Тюлений (длина около 630 м, ширина до 100 м), где расположено одно из крупнейших в мире лежбищ морского котика.

Немного о дорогах: добраться до мыса Терпения проблематично, дорог нет. Побережье трудное, как по западной стороне, так и по восточной. За всю историю полуострова до мыса Терпения своим ходом добралось около десятка машин. Более половины там и осталось. Если заняться систематикой, то всех людей, которые это сделали можно разделить на две группы. В одной окажутся безбашенные джиперы с трудным детством и весьма сложным восприятием окружающей среды, в другой мой друг Равиль, живущий на мысе и функционально выполняющий обязанности охотоведа и маячника. Эти две группы отличаются тем, что машины управляемые джиперами, тем не менее, вернулись назад, а машины Равиля остались навсегда ржаветь на мысе Терпения, разъедаемые плотным туманом, отслужив положенный срок по дорогам полуострова, которые сами же машины и накатали.

Самый первый джип Равиля. Умер в 2007 году
Джипы Равиля. Умерли в 2011 и 2012 г.
Транспорт маячника.

Немного о других проблемах: отсутствие дорог и удаленность полуострова от заселенных территорий, не единственная преграда на пути к этому дикому уголку острова. Практически весь полуостров и прилегающие к нему с суши земли объявлены в 1983 году заповедником. В Уставе ГПЗ «Поронайский» сказано про то, что он создан для охраны номинальных ландшафтов, птиц и животных. Общая площадь заповедника 56 669 га, а это составляет 7,8% площади Поронайского района, и 0,65% площади Сахалинской области. Посему, без дорог и без разрешения на посещение заповедника трансплюгироваться на крайнюю восточную точку Сахалина не реально по определению. Есть, однако, способы обойти эти преграды. Открою секрет: территория заброшенных поселений: Мысовой, ВРМ и Обширный, это поселки, созданные вояками. Только в первом случае это гидрологическая служба ТОФ, во втором — связисты, в третьем — ПВО. Не смотря на то, что военных объектов на полуострове нет уже давно, земли остаются принадлежать армии и флоту. Посему, находясь на этой территории, вы не являетесь нарушителями перешедшими границу заповедника. Остается малое — добраться до этих территорий…

мыс Обширный. РЛУ

Мне, как любителю путешествий, всегда хотелось побывать на крайних точках Сахалина. Мыс Лах, мыс Марии, мыс Терпения и мыс Крильон — названия будоражили воображение, было что-то магическое для меня в этих топонимах. Но на северную (Марии) и западную (Лах) точки, я так и не попал, но зато на Крильоне и Терпения побывал по два раза. Про одно из путешествий на Крильон, я уже писал: https://www.tourister.ru/responses/id_17946 https://www.tourister.ru/responses/id_17969

Сегодня мне захотелось написать о мысе Терпения (я там был два раза, в 2005 и 2009 году). В первую очередь потому, что такого материала на Туристере не появиться, это точно, уж больно сложно добраться до этого богом забытого уголка Сахалина. Не каждый сможет похвастаться тем, что там побывал. Во вторых потому, что это одно из моих любимых мест на острове, здесь тихо, безлюдно, туманно, «задумчиво» и красиво.

Здесь очень много интересных мест не только связанных с природой и историей, но и с достаточно близкими событиями советского времени. Например, мыс Обширный, где находилась воинская часть. С момента ухода военных полуостров опустел, а на месте воинской части, как в романе братьев Стругацких образовалась зона, где по ночам происходят таинственные явления. Или ВРМ (веерный радиомаяк), мачты которого, слышат сигналы не только из космоса, воздушного пространства, но и из любой точки Мирового океана. Молчаливо и загадочно на бетонных укреплениях противодесантного узла сопротивления, спешно возведенного японскими военными для отражения десантных атак на Карафуто. Пустынно на мысе Давыдова, где был консервный завод, в 50-х годах, под покровом ночи, здесь высадились фанатичные японцы, перерезав всех рабочих. Торжественно и ветрено у креста, на могиле лейтенанта Налимова, погибшего охраняя остров Тюлений, здесь под плитой покоится его прах.

Могила лейтенанта Налимова
Заброшенный поселок Котиково.
ДОТ на м. Терпения

Природа полуострова отдыхает после человека. Зарастают проплешины оставленные поселками, в ночном тумане раздаются глухие звуки падающих крыш и подламывающихся стен. В труху рассыпаются ржавые бочки из-под горючего, размываются волнами и засыпаются песком остовы механизмов и машин. Природа размеренно и терпеливо утилизирует все следы человека. Затягиваются шрамы канав, оплывают и зарастают котлованы непонятно зачем вырытые. Иногда находясь здесь кажется, что происходящее — репетиция грядущих изменений после предстоящего нам апокалипсиса.

Здесь, взобравшись на сопку и затаившись в зарослях кедрового стланика, можно увидеть, как по равнинным просторам тундры бродят пасущиеся олени, рядом на пригорках спят сытые медведи, а над ними рисуя кривые окружности парят орланы. Запах смолистого стланика перемешивается с солью и водорослями Охотского моря, ветер с тундры приносит порывами аромат цветущего багульника и кажется, что мир без человека был бы намного прекраснее, чем с ним.

Северный олень
На морской террасе над озером Эльтон

Эта мысль, через несколько дней после прибытия обретает устойчивость и начинает казаться, что мир, находящийся за пределами полуострова размыт, нереален, иллюзорен и вообще находится где-то параллельно. Несмотря на свою узость на полуострове компактно разместился целый мир со своими ландшафтами, где причудливо скомпонованы озера, леса, болота, тундры, реки и горные хребты.

Касатки. Фото: Равиль Алмакаев, 2007
Птенчик белоплечего орлана, двухнедельного возраста. Фото: Равиль Алмакаев, 2007
Белохвостый орлан на наблюдательном посту
Остров Тюлений. Котики. Фото: Равиль Алмакаев, 2007
Кекур на мысе Терпения
Река Вестовая. Горбуша перед заходом в реки
Мыс Беллинсгаузена. Японские бакланы

На краю этого мира прилепился к подошве морской террасы форпост человеческого мира — поселок Мысовой. Ночью, при свете полной луны, в единственном доме золотистыми огоньками горят несколько окон, за ними с террасы наблюдают любопытные медведи, силясь понять их предназначение. Совсем рядом с домами, на отвесных обрывах мыса чутко дремлют птицы, спрятав клювы под крыльями и сквозь шум прибоя внизу, иногда разносится шлепок свалившегося со скалы яйца — чья-то оборвавшаяся, не успев начаться жизнь. На мысе вздрагивая от порывов ветра стоит маяк, обшаривая своим единственным глазом пустынные пространства Охотоморья, гудят датчики, скрипит с надрывом вертушка метеостанции. Мыс Терпения в шорохах эфира, цифрами выдает информацию о своем состоянии и это единственная ниточка, связывающая его с параллельным миром.

Начало путешествия (табурет Климентича, как знак посланный Ребун камуи)

В 2005 году денег из собственного кармана на столь далекое путешествие мне тратить не пришлось. Турклуб заключил договор на проведение комплексного мониторинга залива Терпения. Детей отправлять на самую дальнюю точку было бы равносильно самоубийству, поэтому весь полуостров Терпения, а заодно и кусок восточного побережья от мыса Беллинсгаузена до мыса Пята, что лежит в основании полуострова, было решено сделать силами взрослых. Так как эта часть принадлежит заповеднику «Поронайский», то был заключен договор, об исследованиях на его территории. Мы обязались предоставить полноценный отчет «О проведенном исследовании», а заповедник обязался взять на себя заброску нас транспортом на начальную точку маршрута и обратно с подвозом продовольствия на середину маршрута и дальнейшее транспортное сопровождение. Начальную точку маршрута было решено сделать на достаточно малоисследованном районе — окрестностях озера Слоновое, на восточном побережье. Отсюда группа в составе шести человек должна была выйди на юг, по восточному побережью.

Мыс Беллинсгаузена. Арка А
Мыс Беллинсгаузена. Арка "А"
Водопад на мысе Минский

Расстояние до мыса Пята — 56 км, отсюда до ВРМ (веерного радиомаяка), около 3 км, от него до уже западного берега еще 3. Таким образом, эта часть маршрута составила около 60 км. Точка на ВРМ была выбрана для стыковки с работниками заповедника, которые должны были 1). забросить нам продукты, на оставшуюся часть маршрута; 2). обеспечить техническое сопровождение на дальнейшем маршруте.

Дальнейший маршрут планировался таким образом: от ВРМ спуститься на 10 км южнее, до озера Лодочного, дважды перетащить лодку, двигатель, продукты и наши тушки, через песчаные пересыпи и озеро, на «охотскую сторону», по ней пройти 63 км до мыса Терпения. Там обследовать район мыса Терпения, остановившись на пару-тройку дней в поселке Мысовом, потом пройти еще 124 км по берегу залива, поднимаясь на северо-запад, до кордона заповедника «Нева».

Карта экспедиции Сиретоко
Карта экспедиции "Сиретоко"
Мыс Терпения с вертолета. материалы мониторинга. Съемка с вертолета - июнь 2005

Сразу оговорюсь, что из этого громадья планов ничего не вышло. Причина банальна — подстава со стороны сотрудников заповедника, которые свою часть обязательств не выполнили. Забегая вперед поясню, что добравшись до ВРМ, мы обнаружили на западном берегу склад из 150 кг продуктов, в котором активно хозяйничали все кому не лень — от трудолюбивых муравьев, крыс, мышей, до лисичек, начавших возмущаться по поводу того, что 150 килограммовая «халява», будучи их законной добычей, исчезает в недрах рюкзаков. Сама лодка отсутствовала, вместо нее к пачке макарон была приклеена записка. В ней было написано: «Соправаждать не можим, у нас большие проблемы. Счистливаго пути!».

В связи с новыми обстоятельствами мной, как руководителем экспедиции было принято решение после ВРМ, изменить тактику и стратегию нашего путешествия. Мы разделились. И без того небольшая группа в шесть человек мной была разделена на три группы по два человека. Работник заповедника Климентич вместе с Михаилом отправились на юг к мысу Терпения по «охотской стороне» (64 км), Сергей с Александром по западной (63 км), а я с Татьяной (жену, коня и винтовку не отдают) по западному побережью на север, к кордону «Владимировка». Каждая из групп составила на 5 дней свое меню, в соответствие со своими пристрастьями, выбрала из 150-килограммовой кучи, необходимый запас продуктов и двинулась навстречу приключениям. Оставшуюся кучу из 80 кг мы упаковали под завистливыми взглядами лисичек и затолкали в пустую железную бочку до лучших времен. Но обо всем по порядку.

Начиналось все не так плохо. Поездом, без всяких приключений мы добрались до Поронайска и расположились до утра в конторе заповедника. Загремели кастрюли, на искрящейся печке заповедника, которую нам выделили, сварили макароны с тушенкой, поужинали и провели первое «производственное совещание», с уточнением целей и задач предстоящей экспедиции. Тут самое время вкратце сказать о тех людях, которые отправились в это путешествие. Что касается меня, то я их всех знал очень хорошо. Между собой, они были знакомы только поверхностно, через разговоры. У Татьяны за плечами был богатейший опыт работы в заповеднике «Бастак» (ЕАО), ей были поручено ведение документации, заполнение мониторинговых бланков и работа с JPS по привязкам. Мой друг Сергей, с которым я был знаком еще со студенческой скамьи Свердловского пединститута, на Сахалине был впервые и в таких экспедициях не участвовал. Однако внутренне был собран и готов к любым ситуациям, так как перед началом экспедиции я его накачал рассказами, посвященными ТБ, поведению в лесу, на морском берегу, встречи с медведями и пр. Кроме этого Сергей несколько раз бывал в полевых экспедициях, а опыт, как известно не пропьешь… Сергею была уготовлена роль исследователя устьевых участков рек.

Александр, по походам тосковал, поэтому свой отпуск решил провести с рюкзаком. Китель с майорскими погонами оперативника ОБЭП, он снял на время, положив в карман штормовки удостоверение, спутниковый телефон и затолкав в рюкзак пистолет системы Стечкина (так, на всякий случай). Ему предстояло заняться мониторингом лососевых, браконьерства и рыбных станов, а так же оперативной связью с «большим миром». Михаил имел солидный походный опыт, знал как мониторинг делается, сам неоднократно его делал и был очень полезен во всех отношениях. Помимо мониторинга, его единогласно избрали завхозом экспедиции и поручили нести походное групповое снаряжение. Я возложил на себя общее руководство всем и избавил от этой ноши всех остальных.

Участники экспедиции с сотрудниками ГПЗ Поронайский. Слева-направо: Александр, Татьяна, Климентич, Сергей, Михаил, Иваныч, присели: инспектора заповедника.
Участники экспедиции с сотрудниками ГПЗ "Поронайский". Слева-направо: Александр, Татьяна, Климентич, Сергей, Михаил, Иваныч, присели: инспектора заповедника.

Утром, неожиданно для всех в проеме дверей нашей каморки возникла фигура работника заповедника Климентича. Вид его был живописен. За спиной висел кругленький рюкзачок литров на 40, на шее старый «Зенит», через плечо большой целлофановый пакет с теплой одеждой, в левой руке авоська с тушенкой, в правой пакет с каким-то барахлом. Оказалось, что Климентич наш шестой член экспедиции, что для нас было не просто неожиданностью, а проблемной неожиданностью, очередной подставой заповедника. Больной на ноги, мучимый всеми мыслимыми и немыслимыми болезнями, не имеющий представление о пешеходном туризме ни в общем ни по частям, страдающий выпадением отдельных блоков оперативной памяти напрочь, нудила, которых еще поискать он не только ставил по сомнение успех нашей работы, но и напрочь лишал уверенности в завтрашнем дне. Все уговоры и доводы, которые я предлагал, отметались тем, что на территории заповедника должен быть сопровождающий от заповедника.

Дело в том, что у нас на пятерых было две палатки, двухместная на меня и Таню, трехместная на Михаила, Сергея и Александра. Затолкать Климентича в одну из этих палаток было невозможно по определению. На этот аргумент он заявил, что в палатках он не спит на протяжении вот уже 50 лет, а свежий воздух, ох как полезен для его легких. Отсутствие спальника у Климентича компенсировалось легким одеяльцем (которое Климентич очень любил и даже дома под ним спал), отсутствие коврика не мешало (еловые ветви хорошо пахнут — спишь лучше), раскладка рассчитана на пятерых (у меня свое — 6 банок тушенки, могу питаться отдельно). Узнав, что идем мы почти на три недели, Климентич почесал голову, посмотрел на тушенку, и сказал: «Буду есть меньше». На счет отсутствия рюкзака и замены его целлофановыми пакетами, с которыми Климентичу идти больше 300 км по пересеченной местности он аргументировал тем, что взял их с запасом и продемонстрировал смятый комок черных пакетов в кармане.

Безнадежность накрыла меня липким черным покрывалом, мне уже никуда не хотелось идти, при этом понимая, что все равно Климентича придется брать, так как есть какие-то заповедниковские инструкции, приказы, правила и т. п. Оставалась слабая трепетная надежда на то, что сидящий напротив, на скрипящем табурете Климентич отстанет от машины, заблудится в тайге, отравиться своей тушёнкой (банкам было явно не 5 лет судя по ржавчине), да и просто упадет сейчас с табурета и зашибется. Я был близок к тому, чтобы ткнуть табурет ногой, но тут дверь распахнулась, в проеме возникло счастливое лицо главного инспектора Иваныча: «Что сидите, нам „таблетку“ на три часа дали, грузимся!».

Климентич, довольный развязкой вскочил и схватив свои мешки побежал в машину. Табурет, постояв с минуту, рухнул на пол. Это было последнее, что я увидел в каморке конторы заповедника, выходя из двери с рюкзаком и размышляя про себя, о знаках судьбы. Путешествие началось…

Сахалин. Полуостров Терпения: личный слон Беллинсгаузена

Сахалин. Полуостров Терпения: там, где рождается туман

Сахалин. Терпения: романтическое путешествие с карабином наперевес и женой на шее

Сахалин. Мыс Терпения: вертикальная жизнь

Сахалин. Мыс Терпения: цветы и орланы

Сахалин. Мыс Терпения: второй закон симметрии Пьера Кюри

Сахалин. Мыс Терпения: ржавые щиты Империй

Сахалин. Мыс Терпения: солёные зеркала Сиретоко

Сахалин. Озеро Невское: дорогами мирмиков

Сахалин. Озеро Невское

P.S. Альтернативное видение экспедиции отражено в отчетах Сергея Новопашина, участника экспедиции "Триллиум VI. Сиретоко", 2005 года н.э.