Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Август 2015

Побережье Сахалина прерывалось в этом месте,

продолжения гор более не было видно.

Все говорило о том, что мы достигли южной оконечности острова,

которую я назвал мысом Крильон.

Здесь обрывается один из самых протяженных с севера на юг

островов мира, отделенный от Татарии проливом…

Лаперуз

На Сахалине достаточно много мест, которые обычно называют «труднодоступными», одним из таких является полуостров Крильон, получивший свое название по самой крайней точке острова — мысу Крильон, получившему в свою очередь свое название от Лаперуза. Подробно о том, как это произошло, можно будет прочесть в посте «Сахалин. Пропавшая экспедиция: Крильон», который будет, скорее всего, в блоге.

Это один из самых дорогостоящих туров на Сахалине, и не каждый водитель, не на каждой машине рискнет отправиться к мысу (причем, как минимум это должно быть две машины, отсюда и стоимость тура).

Это хорошая дорога, после того, как прошел бульдозер и срезал селевые потоки, в высоту они были под 7-8 м. Дорога между Горнозаводском и Шебунино.
Это "хорошая дорога", после того, как прошел бульдозер и срезал селевые потоки, в высоту они были под 7-8 м. Дорога между Горнозаводском и Шебунино.

Грунтовая дорога в удовлетворительном состоянии имеется только до п. Шебунино, но и она является селе-, лавино- и канепадоопасной. Японцы до Крильона планировали пробить дорогу в период с 1945–1949 год, но этим планам не суждено было осуществиться, в связи с тем, что грянуло возвращение Сахалина и Курил, в августе 1945 и японцы успели построили лишь несколько мостов, не соединенных меж собой дорогой. Одним из них является «Мост любви», на берегу пролива, около поселка Шебунино. От него идет отрезок грунтовой дороги длинной 7,5 км до реки Чкаловка, являющийся труднопроходимым для легковых автомобилей с низкой посадкой. Далее до мыса Крильон мосты отсутствуют по определению, и пересечение рек необходимо осуществлять вброд.

Мост любви на берегу у пос. Шебунино
"Мост любви" на берегу у пос. Шебунино

Для этого, как минимум необходимо:

1). Наличие водителя имеющего богатый опыт работы на морских побережьях, так как неопытный водитель даже на проходимой технике не имея оного, может посадить ее на самом мелком ручье.

2). Знание графика приливов и отливов, так как естественно преодоление рек вброд легче осуществлять по отливу.

3). Средняя полноводность, которая зависит от прохождения тайфунов, то есть от погодных условий.

Трудными для пересечения вброд реками являются р. Чкалова, Луговка, Обутонай (Перепутье), Брусничка, Оненуси, Луза, Руза, Горбуша, Рифлянка, Виндис, а за перевалом хребта Вавилова — Замирайловка и Нищенка.

Мыс Виндис (айн. Вентисе, что в переводе означает скверное жилище), за мысом прижимная скала, с каменистым бенчем, забитая скользкой морской капустой.

От Чкаловки, по побережью, могут пройти практически все полноприводные автомобили — джипы японского и американского производства, автомобили российского производства: УАЗ, Урал, КамАЗ (на базе «Урала»). Продвижение по отливу по плотному песку.

При развороте Ленд чуть не ушел в распадок метров 50 глубиной, заросший бамбуком с крутизной 50-55 градусов (его не видно на снимке, фотоаппарат не отображает). Спасло то, что Ленд сел на брюхо, а все сидящие в нем открыв двери свесились с правого борта. На наше счастье со стороны Крильона, шло 3 джипа, спасающиеся от тайфуна. Быстро растянули наш на три троса, через березы на другой стороне дороги, а передним тросом вырвали Ленд на дорогу.
При развороте Ленд чуть не ушел в распадок метров 50 глубиной, заросший бамбуком с крутизной 50-55 градусов (его не видно на снимке, фотоаппарат не отображает). Спасло то, что Ленд сел на брюхо, а все сидящие в нем открыв двери свесились с правого борта. На наше счастье со стороны Крильона, шло 3 джипа, спасающиеся от тайфуна. Быстро растянули наш на три троса, через березы на другой стороне "дороги", а передним тросом вырвали Ленд на дорогу.
Для того что бы Делика не опрокинулась в дверях стоял противовес.
Мы смогли, вернее мы успели вырваться и дойти до Шебунино, уткнувшись в сошедший сель на дороге. В итоге: у Ленда, перемкнула проводка, и что-то с мостом. Делика сложнее: вырвали подножку, сломали кондиционер и самое поганое, пробили бак - соляра вытекла. Григорий приспособил 5-литровую бутыль под бензобак (причем с обраткой) и я ее держал на коленях весь обратный путь до Южного. Так и закончилась эта поездка - Крильон не покорился.
Мы смогли, вернее мы успели вырваться и дойти до Шебунино, уткнувшись в сошедший сель на дороге. В итоге: у Ленда, перемкнула проводка, и что-то с мостом. Делика сложнее: вырвали подножку, сломали кондиционер и самое поганое, пробили бак - соляра вытекла. Григорий приспособил 5-литровую бутыль под "бензобак" (причем с обраткой) и я ее держал на коленях весь обратный путь до Южного. Так и закончилась эта поездка - Крильон не покорился.

От п. Кузнецово до урочища Шестома участок «дороги» идущей через перевал хр. Вавилова — самый трудный. Дорога всегда разбита. От урочища Шестома до м. Крильон движение по отливу. Частично имеются фрагменты дороги, срезающие пологие мысы.

Береговая полоса практически не имеет прижимов и заливных участков за исключением южной стороны м. Виндис и двух прижимных точек в 4 км к северо-западу от м. Крильон, поэтому, все-таки лучшим вариантом является путешествие пешком.

Берега не отличаются большим разнообразием, скалистыми обрывами, поэтому можно добраться автомобилями до мыса Виндис, на одноименной реке встать лагерем и от сюда совершить пешую прогулку до урочища Шестома. Это — если комбинировать маршрут. А если полностью делать его пешим, полноценным, скажем от Чкаловки до Крильона, то пройти будет необходимо около 60 км.

Причем, необходимо отметить, что маршрут достаточно прост в техническом отношении и не требует подготовки особого туристского снаряжения, кроме стандартного, которое берет каждая группа. Практически на всем протяжении по берегу полуострова отсутствуют прижимные точки и участки, за исключением района мыса Кузнецова-Замирайлова Голова-Шестома на юго- западе и мыса Канабеева на юго-востоке. Пляж, по которому проходит маршрут, преимущественно песчаный, особенно в юго-западной части, исключение составляют участки у м. Виндис и вышеупомянутый Кузнецова-Замирайлова Голова-Шестома, где протягиваются скалистые участки, галечниковые и валунные пляжи.

По вечерам накатывались туманы, создавая интерьер к мультфильму Ёжик в тумане
По вечерам накатывались туманы, создавая интерьер к мультфильму "Ёжик в тумане"
То с Японского моря надвигалась туманная стена

Наиболее удобным месяцем для совершения походов по Крильону является август и сентябрь. В июне—июле часто основным типом является дождливая и пасмурная погода. Из-за температурных инверсий очень часты туманы, наползающие с моря, полоса тумана может достигать до полукилометра вглубь полуострова, в то время как в глубине светит солнце.

Закат над Виндисом. Там тоже было поселение, 5-6 тыс. лет назад.
Закат над Виндисом
Сахалин. Мыс Крильон: увидеть Японию и умереть
Мыс Замирайлова Голова, длинный и вытянутый. на самом верху три котлована жилищ. Им 4 тыс. лет назад пользовались, как естественным фортификационным объектом
Мыс "Замирайлова Голова", длинный и вытянутый. на самом верху три котлована жилищ. Им 4 тыс. лет назад пользовались, как естественным фортификационным объектом
Мыс Замирайлова Голова с севера
По вечерам приходил хитрый худой лис
По вечерам приходил "хитрый худой лис"
Арка, между Головой и м. Кузнецова, покой нарушил клуб Бумеранг, пришедших в бухту с севера, они как и мы шли вокруг Крильона, только на лодках
Арка, между Головой и м. Кузнецова, покой нарушил клуб "Бумеранг", пришедших в бухту с севера, они как и мы шли вокруг Крильона, только на лодках

Самым интересным является участок длиной около 9 км, от речки Кузнецовка, до мыса Кузнецова и далее до мыса Замирайлова Голова, заканчиваясь рекой Шестома. Если пройти этот участок по полному отливу, можно получить огромное удовольствие от причудливых скал, арок, ворот, «аквариумов», «чертовых пальцев» и других форм берегового микрорельефа, увидеть красивые бухты и водопады. Дальше, вплоть до мыса Крильон, на 15 километров протягивается достаточно скучное побережье с невысокими холмами, небольшими рощицами из березы и дуба, иногда темнохвойными небольшими лесочками. Единственным «украшением» побережья, является остов развалившегося судна «Луга» (бывшее «Либерти»), севшего на мель в незапамятные времена.

Судно Луга на мели, рядом с мысом Крильон
Судно "Луга" на мели, рядом с мысом Крильон
Луга, как дом для бакланов
"Луга", как дом для бакланов

Крильон — место, от куда Япония видна невооруженным взглядом, до нее через пролив Лаперуза всего 43 км. На самом мысе много чего интересного, в основном военная инфраструктура, начиная от японцев (комплекс береговой обороны из 149-мм орудий), заканчивая нашими танковыми огневыми точками. Выделяются здание маяка Крильон, японская метеостанция, крепость-часи, на подходах к мысу в местечке Сирануси, да основание памятника исследователям Карафуто «Кайдзима Кинэнто», который по совместительству является памятным знаком погибшего в 1990 году рядового Матевосяна Мгера Ладиновича. Если встать на этот постамент, то с этого места видны вершины вулканов на Хоккайдо. Вот уж действительно: «увидеть Японию и умереть…»